урок географии в 8 класе по теме"Главные типы почв России и закономерности их распространения"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Разработка урока с использованием модульной технологии " Главные типы почв России и закономерности их распространения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_glavnye_tipy_pochv_rossii_i_zakonomernosti_ikh_rasprostraneniya.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок разработала
учитель географии МБОУСОШ№5
г. Торжок Тверской области
Гулина Наталья Ивановна
Урок. – Главные типы почв России и закономерности их распространения.
Цель: Определить типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить закономерности их распространения.
Продолжить формирование навыков анализировать тематические карты методом наложения, аккуратно и четко заполнять контурную карту.
Способствовать развитию познавательного интереса,прививать любовь к природе. Формировать умение контролировать и оценивать ход и результаты учебной деятельности, воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда товарищей.
Тип урока комбинированный.
Оборудование: карты России: физическая, климатическая, почвенная, атласы, контурные карты, учебники, тетради.
Ход урока.
I Организационный момент. Объявление целей урока.
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос (за правильный ответ ученик получает жетончик)
Дать определение:
- почва –
- почвенный раствор –
- почвенный горизонт –
- механический состав почв –
- структура почвы –
- перечислить факторы, влияющие на формирование почвы.
- что называется почвенными профилем?
- какие горизонты в нем выделяются?
- от чего зависит плодородие почвы?
II. Изучение нового.
В.В. Докучаев называл почву «зеркалом природы», «особым телом».
Почва – это величайшее природное богатство. Наша с вами задача, определить какие типы почв встречаются на территории нашей страны. Предположить возможности их хозяйственного использования.
Для этого 5 экспедиций отправляется в различные уголки нашей необъятной Родины.
1.) «Начальники» экспедиций получают карточки задания, определяют территорию по географическим координатам тип климата, как одного из
факторов почвообразования, выясняют тип почв по почвенной карте.
Карточки – задания для участников экспедиций.
- 67,5˚с.ш. 64˚в.д. (Воркута) – субарктический климатический пояс тундрово-глеевые почвы
- 58˚с.ш. 35,5˚в.д. (Тверь) – умеренно континентальный климат умеренного пояса дерново-подзолистые почвы.
- 62˚с.ш. 129˚в.д. (Якутск) – резко-континентальный климат умеренного пояса мерзлотно-таежные почвы.
- 44˚с.ш. 42˚в.д. (Ставрополь) – юг умеренно -континентального типа климата умеренного пояса черноземы.
- 46˚с.ш. 48˚в.д. (Астрахань) – резко континентальный климат умеренного пояса каштановые и бурые полупустынные почвы.
2).Работа в группах.
Составляют характеристику почвы по плану.
- Название почвы
- Основные условия образования почвы:
а) соотношение тепла и влаги;
б) характер растительных остатков.
3. Особенности почвенного профиля:
а) Степень выраженности отдельных горизонтов;
б) Мощность гумусового горизонта, содержание гумуса.
в) вывод о плодородии почвы.
- Область распространения (для какой природной зоны характерен этот тип почв)
3.) Выступление представителей «экспедиций».
В это время уч-ся заполняют таблицу в тетради.
Название почвы | Основные условия образования | плодородие | Область распространения. |
III Закрепление.
- Какова основная закономерность размещения почв по территории нашей страны?
- Какие типы почвы преобладают в нашей стране?
- Какие почвы самые плодородные?
- Как используется почва человеком?
- Все ли типы почв пригодны для сельскохозяйственных работ?
Более подробно мы узнаем об этом на следующем уроке.
(при наличии времени) Нанесите на к\к черноземы, подзолистые и дерново-подзолистые почвы.
IV. Подведение итогов.
Начальники экспедиций оцените работу участников.
Сдайте листы контроля учителю.
Лист контроля
Руководитель экспедиции: ______________________(Ф.И.)
Состав группы | Виды работ | ||||||||
Опрос по вопросам домашнего задания | Работа по вопросам плана характеристики типа почвы | Опрос по вопросам закрепления | Итог | ||||||
2а | 2б | 3а | 3б | 3в | 4 |
Задание на дом. Интегрированное в учебном модуле 4.
Модульный урок по теме
«ГЛАВНЫЕ ТИПЫ ПОЧВ РОССИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Главные типы почв России
Презентация к уроку географии в 8 классе (2-ой урок темы) показывает главные типы почв России, особенности их строен...
конспект урока с использованием ЭОР по теме "Разнообразие типов климата России"
Конспект урока по темк " Разнообразие типов климата России" разработан с использованием электронно - образовательных ресурсов, что дает возможность как учителю так и обучающимся пользоваться бол...
Главные типы почв России. Урок № 1
В содержании урока рассматриваются следующие вопросы: процессы почвообразования, почвобразующие факторы, главные типы почв России и Дальнего Востока. Теория перемежается отработкой практических умений...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Урок географии 8 класс по теме "Экологическая ситуация в России"
Урок по курсу "Природа России" 8 класс...
Интегрированный урок географии и литературы по теме "Народные промыслы Центральной России" 9 класс
Работа хороша, если в ней польза и душа.Цель урока: используя нетрадиционные формы обучения, сформировать представление о населении Центральной России как регионе формирования русского народа. Ра...
Рабочий лист учащегося по географии 8 класс. Тема "Основные типы почв России. Почвы и человек"
ПЛАН РАБОТЫ:Изучить информацию учебника стр 98 -99 (П. 35)Письменно ответить на вопросы стр 99 -рубрикм «Вопросы и задания» - 1,2,3Изучить информацию учебника стр 100 -103Записать определе...