Разработка урока по теме "Водные ресурсы"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Разработка урока по теме "Водные ресурсы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vodnye_resursy.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 8 классе

Тема урока «Водные ресурсы. Охрана вод».

Цели урока:

Образовательные: формирование знаний у учащихся о водных ресурсах, их размещении по территории России и значении.

Развивающие: продолжать формирование умения самостоятельной работы с атласом, извлекать нужную информацию и делать выводы, умение анализировать полученную информацию, развивать информационную культуру учащихся, умение вести диалог.

Воспитательные: продолжать экологическое воспитание школьников, бережное и экономное отношение к водным ресурсам, прививать заботу у учащихся к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

Методы обучения: объяснительно – эллюстративный, проблемно – поисковый, эврестический.

Средства обучения: презентация, физическая карта России, атласы, учебник тетради.

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения урока: ролевая игра

План изучения темы (на доске):

  1. Значение воды
  2. Оценка водных ресурсов и размещение их по территории страны
  3. Водный кадастр
  4. Использование водных ресурсов
  5. Влияние человека на качество воды
  6. Охрана вод

Эпиграф урока на доске: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник» (монгольская пословица).

Ход урока.

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности класса к работе на уроке.

2. Постановка целей и задач урока. Учитель объявляет тему урока, учащиеся записывают ее в тетрадь (слайд 1).

Учитель. - Мы продолжаем изучение темы «Внутренние воды России». Сегодня наш урок посвящен вопросам водных ресурсов и их охране. Предметом нашего изучения является вода и вести урок мне помогут специалисты разных направлений, но все они будут говорить о воде. Предоставим слово некоторым из них, а затем обсудим услышанную информацию.

Выступления «врача», «повара» и «географа» о значении воды в жизни человека. После чего, обмен мнениями учащихся об услышанной информации.

Учитель. - Слова «географа» закончились призывом беречь водные ресурсы. А что такое водные ресурсы? Смотрим на экран (слайд 2). 

Возникает закономерный вопрос: Богата наша страна водными ресурсами? Какие виды водных ресурсов имеются на территории России? Чтобы ответить на эти вопросы поработайте с физической картой России в атласе (обсуждение ответов учащихся). Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: наша страна богата водными ресурсами, особенно поверхностными водами.

Постановка проблемного вопроса учащимся: как вы считаете, может ли страна богатая поверхностными водами страдать от недостатка пресной воды и почему?

Задание учащимся (слайд 3). Обсуждение высказываний учащихся, в ходе которого делается вывод по данному заданию (слайд 4).

Учитель. - Ребята, у нас в стране для оценки водных ресурсов существует водный кадастр (слайд 5). Наша страна обладает огромными в абсолютном исчислении водными ресурсами, но в расчете на единицу площади мы обеспечены в 2 раза ниже среднемирового показателя.

А теперь мы выясним основных потребителей пресной воды.

Задание учащимся (слайд 6) и вывод по данному заданию.

Но не только промышленность использует много воды, смотрим следующий слайд 7.

Вывод: в данном перечне организаций указаны водопотребители и водопользователи пресной воды, первые изымают воду, а вторые меняют ее качество.

Мы с вами тоже являемся водопотребителями и водопользователями воды. А сколько мы ее тратим в домашних условиях узнаем сейчас из выступлений «экономиста» и «эколога».

Беседа с учащимися после услышанной информации, обмен мнениями.

Учитель. - К сожалению, в нашей стране пока еще большинство людей живут в соответствии со словами монгольской пословицы, которую я взяла как эпиграф к нашему уроку (зачитывается пословица).

Вопрос к ученикам: предположим крайнюю ситуацию, вода исчезнет, к чему это приведет?

Предполагаемые ответы учеников (исчезнет все живое).

Вопрос к ученикам: что необходимо предпринять, чтобы не допустить такой ситуации?

Предполагаемые ответы учеников (беречь, экономить, очищать и т.д.)

Один из методов сохранения воды – это ее очистка. О количестве загрязняющих веществ и методах очистки нам расскажут «химик» и «технолог» (слайд 8).

Работа с информацией на слайде, учащиеся анализируют и делают выводы.

Кроме очистки воды необходимо соблюдение ряда мер для охраны чистой воды, которые вы называли. Смотрим на экран (слайд 9) «Как сохранить воду чистой? » - название очередного слайда с предложенными мерами по охране пресной воды. Запишите в тетради указанные меры.

И так, мы рассмотрели с вами все вопросы плана урока. Мне хотелось бы закончить его рассказом одного поучительного предания, которое напомнит нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими.

На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданному им. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство». Давайте будем беречь богатство, данное нам природой – пресную воду!

Домашнее задание (слайд10) параграф 14. Практическая часть: узнать у родителей сколько стоит холодная и горячая вода, установлены ли в их квартирах счетчики на воду? В какую сумму обходиться оплата воды?

Дополнительный материал к уроку «Водные ресурсы. Охрана вод».

Слова врача.

Каждый из нас знает, что без воды нет жизни. Взрослый человек состоит на 60% из воды, а ребенок – на 80%. Вода нужна каждой клетке организма. Больше всего воды содержится в мозге -80% и в крови -90%. Вода является той средой, где совершаются процессы пищеварения. Вода вымывает из организма отработанные продукты обмена веществ и выносит их из организма. При потере воды в количестве 6% от массы тела у человека повышается температура, при потере 10%- нарушается глотательный рефлекс, начинаются галлюцинации, а при потере 12% жидкости человек умирает.

Слова повара.

Организм человека нуждается в постоянном пополнении запасов воды. Для нормальной жизнедеятельности каждому человеку необходимо употреблять примерно 2,5 литра воды в сутки. Это можно сделать за счет не только питья воды, но и приема пищи. Больше всего воды содержится в грибах, овощах и фруктах. А также рекомендуется пить соки, морсы, приготовленные из овощей и фруктов.

Слова географа.

Вода – это самое главное, самое важное вещество в окружающем нас мире. Около 70% поверхности Земли покрыто Мировым океаном. Но большая часть воды соленая, а пригодной для жизни пресной воды всего около 5 млн. кВ. км или 2,8 %. Человеку же с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из-за рубежа. Поэтому водные ресурсы нашей страны нужно беречь!

Слова эколога.

Я полностью согласен с выступлениями коллег и хочу добавить следующее. В последнее время возросли темпы загрязнения воды различными отходами. Важнейшая проблема воды-это загрязнение источников воды промышленными, хозяйственно-бытовыми, сточными водами. Опасность для водоемов представляют стоки с полей, где нередко применяются экологически опасные технологии. Допускаются грубые нарушения в использовании минеральных и органических удобрений. Часто возникают застойные зоны, накапливаются загрязнения в местах сброса сточных вод. От этого гибнет рыба, изменяется видовой состав, уменьшается ее количество. Загрязнение воды вызывает отравление скота, порчу садов, огородов. Такие воды непригодны для питья. Кроме этого, на качество воды оказывает влияние транспортные перевозки. Они засоряют воды бытовыми отходами, мусором, сливают масла, отходы горючего. Все эти факторы превышают возможности воды к самоочищению.

 

Слова химика.

Чтобы очистить воду , ее пропускают через решетки и направляют в отстойник, где фильтруют. Фильтром для очистки служит слой песка и гравия. Для обеззараживания питьевой воды применяют хлорирование. Метод хлорирования применяется и у нас в области для очистки воды, хотя он устарел и экологически небезопасен для здоровья. Хлорирование воды влияет прежде всего на органы пищеварения, печень, почки.

Слова технолога.

Подсчитано, что 1 куб. м неочищенной сточной воды, поступивший в  природный водный объект, может загрязнить сотни кубометров чистой воды, создав тем самым неприемлемые условия для жизнедеятельности гидробионтов (организмы обитающие в воде). Поэтому перспективны такие технологии, которые или вообще не используют воду, или не образуют загрязненных стоков. Успешное внедрение их в практику полностью решило бы проблему защиты водоемов от загрязнения. В настоящее время в ряде производств химической промышленности перешли от водяного охлаждения высокотемпературных газовых смесей на воздушное.

Перспективны также технологии водообеспечения, которые характеризуются минимальным потреблением свежей воды. При замкнутой технологии предприятие забирает воду из природного источника, использует ее для производства продукции, после чего образовавшиеся сточные воды подвергаются глубокой очистке и вновь возвращаются в цикл.

Слова экономиста.

В конце 19 века горожанину хватало полтора ведра в сутки – и на мытье, и даже на тушение пожара. Нынешняя норма – свыше 18 ведер, т.е. 220 л. На деле мы и в эту норму не укладываемся, расходуя 30-40 ведер воды на человека.

«Эталонное» 12-литровое ведро несильная струя воды заполняет за минуту. Вы простояли под душем 5 минут -60 л воды убежали в канализацию. Этого с лихвой хватило

бы , чтобы аккуратно вымыть слона.

Струйкой толщиной со спичку литровая банка наполняется за 3 минуты. Этот эксперимент позволяет установить, что за сутки из неисправного крана утекает минимум 500 литров воды.

Существует мнение, что промышленность тратит большую часть воды. На самом деле, из воды, поступающей в город ежесуточно, промышленность забирает лишь четверть. Столько же идет в столовые, детские сады, больницы. Остальное – в жилые дома.

А ведь воду экономить без всякого гигиенического ущерба совсем не сложно. Скажем, зубы после чистки можно прополоскать из стакана, закрыв кран. Экономия 5 литров. За одну человеко – чистку. Во время бритья можно вместо того, чтобы открыть кран с горячей водой, налить , как в старину, воду из чайника в стакан, на бритье уйдет не 5-10 литров, а всего 200мл, а бреющихся миллионы…

Хозяйки считают, что полоскать белье после стирки надо в проточной воде. Конечно, так белье выполаскивается быстрее, но зато расход воды велик. Современные моющие средства вымываются из чистого белья и после того, как оно полежит в непроточной воде 10-15 минут. Кстати, в стиральных машинах белье полощется также в 2-3 водах, но не в проточной воде.

Мыть посуду лучше в раковине с двумя отделениями и пробками для сливных отверстий. Также можно мыть овощи.

Слова юриста.

В нашей стране осуществляется государственный контроль за использованием водных ресурсов Министерством природных ресурсов (МПР). Основной задачей МПР является госконтроль за соблюдением требований водного законодательства, нормативов, правил. Государственные инспекторы наделены широкими полномочиями: они имеют право посещать объекты и организации, являющиеся водопользователями и водопотребителями, давать для использования предписания по устранению выявленных нарушений режима пользования водными объектами и контролировать их исполнение, осматривать и задерживать суда, допустившие незаконный выброс загрязняющих веществ, налагать административные взыскания на лиц, виновных в нарушении водного законодательства. Решения органов госконтроля являются обязательными для исполнения всеми водопользователями, могут быть обжалованы только в суде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов

Данный урок способствует развитию социокультурной компетенции учащихся.Используется   игровая технология обучения и групповые формы работы. Применение цифровых образовательных ресурсов делае...

Разработка урока по теме: "Климат и климатические ресурсы", 8 класс

Разработка урока по теме: "Климат и климатические ресурсы", 8 класс.Учитель: Гончарова Людмила, АдамовнаМесто работы: МБОУ, Егорлыкская СОШ № 7 им. О.Казанского, Ростовская область, ст. Егорлыкская, у...

Методическая разработка "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики"

В методической разрабоке описана организация учебной деятельности на уроках математики с помощью электронный образовательных ресурсов....

Методическая разработка: " Использование электронных образовательных ресурсов при изучении темы «Физические и химические явления» на уроках природоведения в 5 классе.

Предмет: природоведение . Методическая разработка  урока ознакомления с новым материалом по теме " Явления природы. Физические и  химические явления".Технологии :информационно-ком...

Методическая разработка урока английского языка с применением ИКТ ресурсов в 7 классе по теме «Мой любимый вид спорта»

Урок разработан по технологии ТРКМ. Целью урока является обобщение и систематизация знаний по теме "Спорт". Были поставлены следующие задачи: образовательные:  1) тренировать и закреплять в речи ...

Методическая разработка урока с использованием онлайн-ресурсов по теме "Школа" 4 класс

Методическая разработка урока по теме "Школа" к учебнику Биболетовой М.З. Enjoy English-4 с использованием онлайн-ресурсов...