Разработка урока по теме "Антарктида"
план-конспект урока по географии по теме
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока по географии материков и океанов
Тема: Антарктида: географическое положение,
открытия и исследования.
Дата проведения:
Цели урока:
1) образовательная – сформировать представление об
особенностях ГП материка; познакомить учеников с историей
открытия и исследования Антарктиды;
2) развивающая – установить причинно-следственные связи
между компонентами природы; спрогнозировать тенденции
изменения природы Земли при условии таяния ледникового
покрова;
3) воспитательная – сформировать интерес к познанию нового и
стремлению к достижению поставленной цели на примере жизни
исследователей.
Тип урока – урок формирования новых знаний.
Методы проведения – объяснительно-иллюстративный, сравнительный,
метод обобщений, репродуктивный, эвристический,
проблемный метод.
Средства обучения – физическая карта Антарктиды, учебник, тетрадь,
контурная карта, атлас, презентация
«Антарктида – материк загадок и парадоксов».
Формы организации работы – фронтальная, индивидуальная и групповая.
Ход и содержание урока
1. Изучение нового материала.
Кругом вода. Одна вода.
Здесь царство холода и льда.
Деревьев нет, всегда бело,
Просторы снегом замело.
Ребята, вы уже догадались, о каком материке идет речь?
Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным материком Антарктида, с особенностями географического положения, его размерами, историей открытия.
На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах ледяных гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели... Такова Антарктида — материк, по площади почти равный Южной Америке, внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны.
Ребята, как вы думаете, чем интересен и удивителен материк Антарктида?
Это самый ледяной и высокий континент планеты. На материке сосредоточено 90 % общей массы льда на Земле. Это мировой полюс холода. Здесь самые сильные ветры. На материке прозрачный воздух. В Антарктиде наблюдается полярный день и полярная ночь.
Географическое положение материка.
Какую территорию принято называть Антарктикой и какая разница между понятиями Антарктика и Антарктида?
Антарктика — южная полярная область Земли, включающая Антарк- тиду и прилегающие к ней части океанов и острова. Ее граница проходит в полосе между 48° и 60° ю. ш., где сходятся более теплые (северные) и холодные (южные) воды океанов — Тихого, Атлантического, Индийского.
Площадь Антарктики — 52,5 млн км. Сюда входят материк Антарктида площадью почти 14 млн км, ряд островов южной части Мирового океана (Петра I, Скотта, Баллени, Крозе, Южная Георгия, Кергелен и т. д.), окраинные антарктические моря — Росса, Уэдделла, Беллинсгаузена, Амундсена и др. Эти моря наиболее бурные в Мировом океане. Волны здесь иногда достигают высоты 20 м. Зимой моря замерзают и льды окружают Антарктиду кольцом, ширина которого колеблется от 500 до 2000 км. Летом течения уносят льды на север вместе с великанами-айсбергами, обломками ледяного щита (шельфовый ледник) Антарктиды.
Материк Антарктида расположен в южном, восточном и западном полушариях. Континент не пересекается тропиками, но пересекается Южным полярным кругом. Начальный меридиан делит Антарктиду на западную и восточную части.
Антарктида находится внутри Южного полярного круга и в центре Южной полярной области Земли.
Вокруг Антарктиды существует самое мощное в Мировом океане Антарктическое холодное течение.
Антарктида - центр высокого атмосферного давления.
Вокруг материка образуются айсберги.
Антарктида богата запасами пресной воды.
Воздушные процессы над Антарктидой влияют на основные черты ее природы, на формирование и движение воздушных масс всей планеты.
В Антарктиде никто не проживает. Здесь ведут исследовательские работы ученые многих стран мира.
Открытия и исследования Антарктиды
Два известных моряка
Шли на юг наверняка.
Материк шестой открыли,
Джеймса Кука победили.
Кто они, открыватели?
Квадратный айсберг. Черная вода.
И в черных фраках белые пингвины.
Угрюмый бастион сверкающего льда.
И к смерти уводящие равнины.
И чудятся мне мачты кораблей,
Охваченных предерзостной надеждой —
Пробиться сквозь тиски сверкающих полей
К земле, сокрытой панцирной одеждой.
Мерещится костлявая рука,
Застывшая над стойким и суровым,
Последним, ею не рожденным словом
Последней записи скупого дневника.
Земля и люди, 1962 г.
Честь открыть шестой континент выпала русским мореплавателям. Два имени навсегда вписаны в историю географических открытий: Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев.
Они на двух хорошо оборудованных шлюпах «Восток» и «Мирный»
16 июля 1819 г. отправились в плавание. Цель формулировалась кратко: открытия в возможной близости Антарктического полюса.
Уже виднелись на горизонте бесконечные ледяные просторы; вдоль их кромки корабли продолжали путь с запада на восток. 27 января 1820 г. они пересекли Южный полярный круг и на следующий день подошли вплотную к ледяному барьеру Антарктического материка. Лазарев со своего корабля наблюдал «матерый лед чрезвычайной высоты», и «простирался оный так далеко, как могло только достигнуть зрение». Этот лед и был частью ледяного щита Антарктиды. А 28 января 1820 г. вошло в историю как дата открытия Антарктического материка. Еще два раза (2 и 17 февраля) «Восток» и «Мирный» близко подходили к берегам Антарктиды.
Через год, 28 января 1821 г в безоблачную, солнечную погоду экипажи кораблей наблюдали гористый берег, простиравшийся к югу за пределы видимости.
Теперь уже не осталось никаких сомнений: Антарктида — не просто гигантский ледяной массив, не «материк льда», как называл его в своем отчете Беллинсгаузен, а настоящий «земной» материк.
Плавание российских кораблей продолжалось 751 день, и протяженность его составила почти 100 тыс. км (столько же получится, если два с четвертью раза обогнуть Землю по экватору). 29 новых островов были нанесены на карту. Так началась летопись изучения и освоения Антарктиды, в которую вписаны имена исследователей из многих стран.
№ п/п | Дата | Путешественник, исследователь | Открытия и достижения |
1 | 177З – 1775 гг. | Джеймс Кук (Англия) | Первое пересечение Южного полярного круга. Недоступность земли за Южным полярным кругом. |
2 | 1819 – 1821 гг. | Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Михаил Петрович Лазарев (Россия) | 28 января 1820 г. — открытие новой части света «ледяного континента». |
3 | 1894—1895 гг. | Карстен Борхгревинк. Леонарда Кристенсен (Норвегия) | Первая высадка на берег материка. Первая зимовка. Экспедицией впервые обнаружены лишайники и цветковые растения (3 вида). |
4 | 1911—1912 гг. | Руал Амундсен (Норвегия) | 15 декабря 1911 г. — первым достиг Южного полюса. |
5 | 1911 – 1912 гг. | Роберт Скотт (Англия) | 18 января 1912 г. — вторым достиг Южного полюса. |
2. Закрепление знаний и умений учащихся, полученных на уроке.
Для закрепления знаний, полученных на уроке, предлагаю вам сыграть в географический брейн-ринг. Вам необходимо разделиться на четыре команды, которым нужно быстро, кратко и, конечно же, правильно ответить на вопросы.
Верно ли утверждение, что Антарктида – самый южный материк?
Верно ли утверждение, что Антарктида ближе всего находится к Южной Америке?
Верно ли утверждение, что Антарктида – единственный материк, лежащий в пределах Южного полярного круга?
Антарктида – самый высокий из материков планеты?
Кому принадлежит заслуга открытия Южного полюса?
Кто вел борьбу за открытие Южного полюса?
Антарктида была открыта в …году.
Почему Антарктиду называют холодильником Земли?
Какое животное стало символом материка?
Расшифруйте обозначение цифр:
а) 14 млн. км2
б) 90 м/с
в) 50-60 ю.ш.
г) 1820г.
3. Домашнее задание: § 41, подготовить подбор материала на тему «Чем меня привлекает материк Антарктида».
4. Подведение итогов урока.
За несколько минут до конца урока ученики заполняют специальный лист контроля.
Лист контроля
Раздел урока | Понятно | Пока не понятно | Самое важное знание, полученное мной сегодня на уроке |
Географическое положение | |||
Открытия и исследования |
У вас на листочках нарисованы смайлы. Отметьте тот, который наилучшим образом соответствует вашему настроению на уроке.
настроение после проведенного урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"
Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...