Африка.
план-конспект урока (география, 7 класс) на тему
Тип урока: обобщение и систематизация знаний (контрольно - обобщающий).
Форма работы: групповая.
Цели: - обобщить знания о материке Африка; систематизировать ЗУН по изученным темам;
- сформировать умения анализировать проблемные ситуации; решать нестандартные задания;
- развитие коммуникативных умений; поддержание познавательного интереса к изучению окружающего мира.
- воспитание чувства товарищества, поддержки.
Оборудование: физическая карта полушарий; тематические карты атласа; чистые листы бумаг, ручки; карточки-задания (см. Приложение), расставить столы для 3 команд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afrika.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Африка.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний (контрольно - обобщающий).
Форма работы: групповая.
Цели: - обобщить знания о материке Африка; систематизировать ЗУН по изученным темам;
- сформировать умения анализировать проблемные ситуации; решать нестандартные задания;
- развитие коммуникативных умений; поддержание познавательного интереса к изучению окружающего мира.
- воспитание чувства товарищества, поддержки.
Оборудование: физическая карта полушарий; тематические карты атласа; чистые листы бумаг, ручки; карточки-задания (см. Приложение), расставить столы для 3 команд.
Ход урока:
I. Оргмомент – класс – на 3 команды. Разделить класс можно по списку. Команды проходят 8 этапов, 1 и 8 этапы оцениваются в 5-балльной системе, по другим этапам за каждые правильные ответы команда получает по 1 баллу. Представители команды-победительницы получают «5», за 2 место – «4», 3 место – «3». В оценивании членов команды участвует капитан, который должен следить за участием членов команды.
Выбирается жюри из числа наиболее подготовленных учащихся, либо в качестве жюри может выступать учитель, ведя подсчеты на доске.
II. Проведение игры – КВН:
1 этап – командам нужно придумать название, девиз команды, приветствие командам-соперникам и выбрать капитана – 3 мин.
2 этап – конкурс капитанов – «Заметки Врунгеля»: найти географические ошибки в записках капитана Врунгеля - 5 мин.
3 этап – конкурс «Картографов» – от команды – по 1 человеку - выдаются карточки с названиями географических объектов Африки и представитель команды должен показать объекты на карте – 3 мин;
4 этап – конкурс «Определите по описанию» - команде выдаются по 3 карточек-заданий – 7 минут;
5 этап – конкурс «Знатоки Африки» - вся команда отвечает на вопросы теста – 7 минут.
6 этап – конкурс «Определите климат данной территории» - 3 минут.
7 этап – конкурс «Кроссворд» - от команды по 2 человека – 5 минут.
8 этап – конкурс «Домашнее задание» - разыграть сценку из африканской жизни. («Караван верблюдов в Сахаре», «Постройка хижины пигмеев», «Танец дикарей» …) – 7 минут.
III. Подведение итогов. Выставление оценок.
Приложение
1. Со времен глубокой древности в Африке выращивают огромные многолетние травянистые растения с толстым корнем. Они достигают в длину 4 м. Для своего развития требуют много воды. Плоды употребляются в пищу в свежем и сушеном виде. Также из них готовят муку, консервы, мармелад, сироп, вино и многое другое.
некоторые сорта идут на корм животным, на изготовление
текстильных тканей. Назовите это растение.
- Эти животные питаются листьями и побегами деревьев, которые легко достигают благодаря высокому росту. Они защищаются от врагов бегством, а иногда им помогает скрыться и пятнистая окраска. Они бегают быстрее лошади. Глядят кроткими любопытными глазами, помахивая длинными хвостами с черной метелкой. Они как будто из запасных частей собраны.
Назовите это животное.
- В этих местах то там, то тут растут деревья-гиганты. Их стволы так толсты, что их не могут обхватить 6 человек. Их кроны поднимаются выше всех других деревьев. Н а стволе и на сучьях этих великанов ютятся сотни растений-паразитов. Между высокими деревьями растут более низкие. Еще ниже жмутся кустарники, все переплетая, перекидываясь с дерева на дерево, вьются лианы, то тонкие, как бечевка, то толстые, как нога бегемота. Они образуют целые сети непроходимых чащ.
Назовите этот природный комплекс.
2. В экваториальных лесах много ценных растений. Одним из них является она. Каждое дерево накапливает за год в своих семенах до 15 кг ценного жира, который находит широкое применение в мыловаренной и парфюмерной промышленности. местное население употребляют его в пищу. Она замечательна еще и своим сладким соком. В период дождей она может дать до 15 л сока в день. Употребляют как освежающий напиток.
Назовите это дерево.
2. «Разгоралось понемногу утро: сияющее, золотое, огненное; залитая морем света и огня она преобразилась и заблистала как поверхность океана. Скоро под знойными лучами солнца растаяли следы утренней прохлады; огненный шар поднялся над ней, раскалил воздух и все вокруг. Словно в знойной печи, пышущей жаром, утопая в море сияющего света, еле двигаются живые организмы». /М.П.Забродская/
Назовите этот природный комплекс.
2. Они живут у больших рек и озер. Их грузное тело длиной до 4 м держится на толстых коротких ногах, а голова с маленькими глазками сливается с туловищем. Днем они находятся в воде, выставляя для дыхания над водой одни ноздри, а по ночам совершают набеги на поля местных жителей. Они прекрасно плавают и ныряют, а на суше легко взбираются по крутым откосам берегов рек и оврагов. Разъяренный он опасен для человека и даже для самых сильных животных. Назовите это животное.
3.Среди густой травянистой растительности возвышаются деревья, достигающие в высоту 25 м. Ствол их очень толстый, в обхвате до 45 м. Плоды, похожие на огурцы, содержат сочную съедобную мякоть. Молодые листья местное население употребляет в пищу. В засушливое время листья опадают, на ветках висят плоды. Назовите это дерево.
3.В саваннах водится птица. У нее на голове хохолок. Она – самая длинноногая и быстро бегающая птица. Для того, чтобы взлететь, ей сначала нужно разбежаться. Охотится птица на земле главным образом за пресмыкающимися. Она известна как истребитель змей. Население сельских мест иногда приучает этих птиц. Они сберегают курятники от крыс и змей. Назовите эту птицу.
3. Природный комплекс, покрытый высокой травянистой растительностью, среди которых встречаются одиночные, реже группами, деревья и кустарники, сбрасывающие листья в сухое время года. Здесь растут зонтичная акация, молочаи, алоэ и другие растения. Из животных встречаются слоны, жирафы, зебры, антилопы, трубкозуб и другие.
Эта зона благоприятна для жизни человека. Здесь можно заниматься земледелием и скотоводством. Назовите эту природную зону.
VI. Назовите климат территории, имеющей такие особенности:
для этой территории Африки характерна сезонная смена воздушных масс. «Зима» сухая, лето влажное. Температура января +240С, июля +300С. Годовое количество осадков 600 – 1000 мм в год.
VI. Назовите климат территории, имеющей такие особенности:
Территория расположена по обеим сторонам экватора, имеет низкое атмосферное давление и значительное (1500 – 1800) количество осадков на протяжении года. Температура января +260С, июля +280С.
VI. Назовите климат территории, имеющей такие особенности:
Территория расположена в области высокого атмосферного давления. Осадков мало (менее 100мм). Средняя январская температура воздуха здесь +100С, а июльская +380С.
2 этап – конкурс капитанов – «Заметки Врунгеля»
Где-то под руками были близко
капитана Врунгеля записки.
Он себя считает знатоком,
африканский мир ему знаком.
Постарайтесь вы найти при чтении,
что здесь подвергается сомнению.
«Сбылась моя давняя мечта. Волны Тихого океана в последний раз коснулись днища нашего судна. Мы в Африке, на самом огромном материке земного шара! Стоял сентябрь, везде чувствовался приход весны. Слои снега еще лежали под высокими эвкалиптами, которые стояли зелеными, т.к. они никогда не сбрасывают хвою. Пингвины, которых выделяли на снегу их черные фраки, отбирали корм у птицы-секретаря. Кенгуру огромными прыжками догоняла тигра.
Наняв караван верблюдов, мы двинулись вдоль реки Замбези и попали в Сахару. Там было тепло, леса стояли в зеленом убранстве, особенно красивы были молодые листочки на березах.
На берегу самого красивого и глубокого в мире озера Танганьика сделали привал, наловили тунцов и написали эту заметку».
Знатоки Африки. /тест/
1. Африка – часть древнего материка:
а) Лавразии; б) Гондваны.
2. Первые «посещения» Африки иностранцами были связаны с:
а) работорговлей; б) изучением природы;
в) миссионерской деятельностью.
3. Одна из стран Африки – родина твердых сортов пшеницы. Это определил: а) Ливингстон; б) Юнкер; в) Вавилов.
4. Формы рельефа, представленные на материке: а) низменности;
б) плоскогорья; в) горы; г) все перечисленные.
5. Формы рельефа, преобладающие на материке: а) низменности;
б) плоскогорья; в) горы; г) все перечисленные.
6. К областям новой складчатости относятся горы: а) Капские;
б) Драконовы; в) Атлас; г) все перечисленные.
7. Горы новой складчатости расположены на: а) севере;
б) северо-западе; в) юге; г) юго-востоке.
8. Северная Африка богата полезными ископаемыми:
а) осадочного происхождения; б) магматического происхождения; в) драгоценными; г) всеми перечисленными.
9. Природные зоны Африки: а) экваториальные леса; б) пустыни;
в) саванны и редколесья; г) все перечисленные.
10. Родина кофе: а) Индия; б) Южная Америка; в) Африка.
11. Туареги – жители: а) экваториальных лесов Конго;
б) тропических пустынь; в) саванн.
12. Птица марабу обитает в зоне: а) экваториальных лесов;
б) саванн; в) пустынь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок географии "Внутренние воды Африки. Реки Африки"
Конспект урока в 7 классе...
Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)
Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма...
Разработка урока географии в 7 классе по ФГОС по теме РЕГИОНЫ АФРИКИ. ВОСТОЧНАЯ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА.
Автор УМК_Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, "География. Материки и океаны" в двух частях, М., "Русское слово", 2012 г. ПрезентацияТема урока Регионы Африки. Восточная, центральная и южная Африка.Тип...
Разработка урока географии по ФГОС в 7 классе по теме "Регионы Африки. Восточная, центральная, южная Африка.
Автор УМК_Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, "География. Материки и океаны" в двух частях, М., "Русское слово", 2012 г. ПрезентацияТема урока Регионы Африки. Восточная, центральная и южная Африка.Тип...
Африка. Презентация к уроку "Географическое положение Африки"
Презентация к уроку "Географическое положение Африки" (7 класс)...
Африка. Презентация к уроку "Рельеф Африки"
Презентация к уроку "Рельеф Африки"...
Африка. Презентация к уроку "Климат Африки"
Презентация к уроку "Климат Африки"...