Конспект урока природоведения в 5 классе "Солнечная система"
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме
Цель урока: Сформировать современное представление о Солнечной системе.
Задачи:
- Сформировать современное представление о Солнечной системе, как правильное понимание научно-материалистической картины мира.
- Обобщить и систематизировать знания.
- Контроль и самоконтроль знаний.
Оборудование: таблица «Солнечная система», схемы, иллюстрации, таблицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prirodovedeniya_solnechnaya_sistema_5_kl.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок природоведения в 5 классе по теме "Солнечная система"
Автор: Пацевич Т.К.
Цель урока: Сформировать современное представление о Солнечной системе.
Задачи:
- Сформировать современное представление о Солнечной системе, как правильное понимание научно-материалистической картины мира.
- Обобщить и систематизировать знания.
- Контроль и самоконтроль знаний.
Оборудование: таблица «Солнечная система», схемы, иллюстрации, таблицы.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Приветствие учителем учащихся.
1. Актуализация знаний.
Повторение пройденного материала.
Учитель задает вопросы учащимся:
- Как устроена система мира по Аристотелю? (в центре – Земля)
- Как устроена система мира по Птолемею? (в центре – Земля и все планеты вращаются вокруг своей оси).
- Чем система мира, созданная Коперником, отличается от системы мира по Птолемею? (в центре – Солнце).
Ученики отвечают на вопросы. Учитель оценивает ответы учащихся.
2. Изучение нового материала.
Учитель: Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий.
Звездное небо было первой Великой Книгой, которую люди учились читать и понимать. А потом, много лет спустя, появилась наука о звездах и других светилах, которая называется астрономия в переводе с греческого языка означает астрон – звезда, номос – закон.
Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила разгаданы. Мы сегодня только прикоснемся к некоторым из них.
Учитель.
Читает отрывок из стихотворения Л.А.Бунина “Огни небес”
Огни небес, тот серебристый свет,
Что мы зовем мерцаньем звезд небесных,
Порою только неугасший след
Уже давно померкнувших планет,
Светил, давно забытых и безвестных.
Та красота, что мир стремит вперед,
Есть тоже след былого. Без возврата …
Учитель. О чём сегодня на уроке пойдёт речь? (о солнечной системе)
Учитель. Тема урока: Солнечная система (записать в тетрадь).
Как вы думаете, что такое Солнечная система? (Ученики дают свои ответы).
Вопрос: Почему система, в которой находится планета Земля, называется Солнечной?
Ответ: Солнечная система так названа потому, что в центре этой системы находится звезда под названием Солнце. Она освещает и согревает теплом все планеты, которые вращаются вокруг нее.
Заполнение кластера (схемы)
Солнечная система – это Солнце и вращающиеся вокруг него небесные тела.(Учитель предлагает записать данное определение в тетрадь).
Учитель. Какие небесные тела вращаются вокруг Солнца? (Ученики называют планеты, пояс астероидов, кометы и т.п.)
А вы хотите больше узнать о них?
Все это предстоит нам выяснить сегодня на уроке. Для этого мы отправляемся с вами в космическое путешествие. Начнем с разминки. Кто помнит и знает ответы на вопросы – говорит с места, а кто забыл, вспоминает.
Разминка
- Прибор для изучения Вселенной? (Телескоп)
- Что ближе к Земле: Солнце или Луна? ( Луна)
- Луна – это … (Спутник)
- Путь движения планеты вокруг Солнца? (Орбита)
- Как называется самая яркая ночная звезда? (Сириус)
- По какой звезде можно ориентироваться ночью. (Полярная)
- Самые горячие звезды по цвету? (Белые)
- Какого цвета солнце? (Желтая)
- Одежда для космонавтов. (Скафандр)
- Газовая оболочка, окружающая Землю. (Атмосфера)
Группы планет. Планеты делятся на две группы:
- 1. планеты земной группы. ( К первой из них относят Меркурий, Венеру, Землю, Марс. Все они намного меньше, чем планеты-гиганты).
- 2. планеты-гиганты. (В группу планет-гигантов входят Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун).
А теперь для того, чтобы запомнить последовательность расположения планет Солнечной системы, предлагаю вам сейчас разучить нехитрую считалочку (разучиваем считалочку хором):
Раз – Меркурий.
Два – Венера.
Три – Земля.
Четыре – Марс
Пять – Юпитер.
Шесть – Сатурн.
А еще Уран, Нептун.
Наше Солнце – Чемпион!!!!
– К путешествию готовы? Наступило время познакомить вас с заданиями
Задание №1. Расположите планеты по мере удаления их от Солнца.
Таблица 1
Название планеты | Расстояние от Солнца в млн. км. |
Юпитер | 777 |
Уран | 2 869 |
Венера | 108 |
Земля | 150 |
Меркурий | 58 |
Марс | 227 |
Сатурн | 1 426 |
Нептун | 4 496 |
Задание №2. Определите, какие планеты в Солнечной системе являются рекордсменами.
1. Самая далекая планета Солнечной системы? ________________
2. Самая ближайшая к Солнцу планета? ______________________
3. Планета, сравнимая по размерам с Землей?_________________
Таблица 2
№ | Название планеты | Диаметр планеты в км | Расстояние от Солнца в млн. км. |
1. | Меркурий | 4 880 | 58 |
2. | Венера | 12 100 | 108 |
3. | Сатурн | 116 000 | 1 426 |
4. | Марс | 6 800 | 227 |
5. | Юпитер | 140 000 | 777 |
6. | Земля | 12 742 | 150 |
7. | Уран | 50 800 | 2 869 |
8. | Нептун | 48 600 | 4 496 |
1. Самая большая планета Солнечной системы________________
2. Самая маленькая планета?______________________________
Задание№3: найти
1. Самая горячая планета
2. Самая холодная планета
3.У какой планеты больше всего спутников?
Таблица 3
№ | Название планеты | Температура | Кол-во спутников |
1. | Меркурий | + 430 | – |
2. | Венера | + 500 | – |
3. | Земля | + 30 | 1 |
4. | Марс | – 23 | 2 |
5. | Юпитер | – 160 | 63 |
6. | Сатурн | – 150 | 60 |
7. | Уран | – 220 | 27 |
8. | Нептун | – 210 | 13 |
1. Самая медлительная планета________________
Подумайте, какой планете потребуется меньше всего времени для вращения вокруг Солнца. (Меркурий – 88 суток)
2. Самая быстрая планета______________________________________
Подумайте, какой планете потребуется больше времени для вращения вокруг Солнца? (Нептун – 165 лет)
3. Эта планета ни самая маленькая, ни самая большая, но у нее есть то, чего нет ни у одной планеты Солнечной системы? (Земля)
Дети оформляют свои ответы на карточке.
3. Физкультминутка:
Учитель. Все группы справились с заданиями, а теперь давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста, и сделайте два вращения вокруг своей оси, как это делает наша Земля. (Дети вращаются против часовой стрелки. Если кто-то ошибся, учитель сообщает, что так вращается планета – Венера)
Вывод
Учитель. Подводим итоги. Все справились с заданиями. Молодцы! Сегодня на уроке вы узнали, какие небесные тела входят в состав Солнечной системы.
Ответы детей. Солнечная Система – Солнце, Земля вместе с планетами и их спутниками, астероиды, кометы, метеорные тела.
Учитель. Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь – это Земля, а мы ее жители! Наша Земля – третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания кислород и защищает Землю от перегрева, охлаждения и ударов небесных тел. Кроме этого, большую часть поверхности нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.
От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля меньше звезды.
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Жизнь на Земле – это разве не чудо?
Бабочки, птицы, жучок на цветке…
В самом далеком, глухом городке!
4.Закрепление.
Учитель. Давайте поиграем.
1. Угадайте, какая из планет могла бы так сказать о себе.
- Я – самая горячая планета во Вселенной. Температура моей поверхности может достигать до +500 градусов. Названа женским именем. В Древнем Риме являлась богиней любви. (Венера)
- Я – ближайшая к Солнцу планета. Я получила свое название в честь римского вестника богов, бога торговли. Я вращаюсь очень быстро вокруг Солнца за 88 дней. (Меркурий)
- Я – очень стар, поэтому лежу на боку и очень мерзну. (Уран)
- Отгадайте загадку:
- Одним планетам в небе скучно,
И чтобы было веселей,
Блуждая по Вселенной целой,
Они нашли себе друзей.
Какие это друзья? (Спутники) - – Какой спутник у Земли? (Луна)
Ребята, если вам понравилось космическое путешествие, покажите Луну рожками вверх, если нет – рожками вниз. (Дети показывают бумажный макет Луны) (Пояснение - макет Луны дети делают заранее дома)
– Спасибо!
5.Домашнее задание
– стр. 34 учебника. Подготовьте рассказы о космонавтах-исследователях космоса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект уроки природоведения "Формы поверхности Земли"
Урок природоведения в коррекционной школе 8 вида....
Конспект уроки природоведения "Формы поверхности Земли"
Урок природоведения в коррекционной школе 8 вида....
План-конспект урока природоведения "Зимующие птицы"
Обобщающий урок по теме "Зимующие птицы и условия их питания зимой" для 3 класса школы 1 вида7 Составлен с учётом требований к формированию универсальных учебных действий....
План-конспект урока природоведения "Зимующие птицы"
Обобщающий урок по теме "Зимующие птицы и условия их питания зимой" для 3 класса школы 1 вида7 Составлен с учётом требований к формированию универсальных учебных действий....
Конспект урока природоведения в 5 классе
Обобщающий урок на тему "ОРГАНИЗМЫ"...
Конспект урока природоведения на тему «Лесной дом и его обитатели»
Материал урока для школы VIII вида, рассказывающий о лесе и его обитателях....
Конспект урока природоведения в 5 классе коррекционной школы VIII вида на тему:"Органы чувств". Презентация к уроку.
Конспект урока природоведения в 5 классе на тему:"Органы чувств"для обучающихся коррекционной школы VIII вида.На уроке применена ИКТ технология в виде презентации....