конспект урока географии в 11 классе по теме «Общая характеристика Африки»
план-конспект урока по географии (11 класс) по теме
Цель урока: сформировать целостное представление об экономико-географических особенностях африканского региона.
Образовательные задачи:
- сформировать знания о политической карте, экономико-географическом положении, природно-ресурсном потенциале и особенностях населения африканского региона;
- способствовать развитию интереса у обучающихся к изучению данной темы через самостоятельную учебную деятельность;
- совершенствовать умения самостоятельно осуществлять поиск и отбор информации, её преобразование, анализировать картографические и статистические материалы, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- формировать у обучающихся собственные суждения по отношению к негативным социальным явлениям на основе выявленных проблем населения региона.
Оборудование: политическая карта мира, географические атласы, учебник Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В. П. Максаковский М.: Просвещение, 2007; презентация PowerPoint, видеоролик, дидактический материал.
Тип урока – Изучение нового материала ( технология «Создание проблемной ситуации»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог (ФИО) Якимова Анжелика Юрьевна
МСОШ № 2 г. Тейково Ивановской области
Предмет география Класс 11
Тема урока «Общая характеристика Африки»
Конспект урока.
Цель урока: сформировать целостное представление об экономико-географических особенностях африканского региона.
Образовательные задачи:
- сформировать знания о политической карте, экономико-географическом положении, природно-ресурсном потенциале и особенностях населения африканского региона;
- способствовать развитию интереса у обучающихся к изучению данной темы через самостоятельную учебную деятельность;
- совершенствовать умения самостоятельно осуществлять поиск и отбор информации, её преобразование, анализировать картографические и статистические материалы, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- формировать у обучающихся собственные суждения по отношению к негативным социальным явлениям на основе выявленных проблем населения региона.
Оборудование: политическая карта мира, географические атласы, учебник Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В. П. Максаковский М.: Просвещение, 2007; презентация PowerPoint, видеоролик, дидактический материал.
Тип урока – Изучение нового материала ( технология «Создание проблемной ситуации»).
Содержание | Компетенции учащихся | Использование различных источников и средств обучения (ИКТ и др.) |
Организационный момент Учитель – (ставит цели, которые должны быть достигнуты на уроке, определяет методы организации работы на уроке, настраивает учащихся на учебную деятельность) Учитель – В первом полугодии мы с вами изучили два региона мира. Вспомните, какие? Попробуйте догадаться, с каким регионом нам предстоит знакомство сегодня. Учитель объявляет тему урока: «Общая характеристика Африки» Запишите тему урока в технологической карте Учитель - Какова же тогда цель нашего урока? | Регулятивные УУД учеников, например, оценка (ученики выделяют и осознают то, что уже усвоено на предыдущих уроках и осознают, что надо еще усвоить). Ученики называют регионы: Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, затем просматривая ролик, делают вывод, что это регион Африка Ученики записывают тему урока Ученики формулируют цель урока: получить представление о регионе Африка, знать характеристику Африки | видеоролик об Африке, политическая карта мира |
Опрос учащихся Проводится в форме фронтального опроса. Цель данного этапа вспомнить материал об Африке, изученный в 7 классе. Учитель Давайте вспомним, что мы знаем об Африке. Учитель читает задания со слайда презентации «Вставь пропущенные слова!» Вспомните 10 центров мирового хозяйства. Есть ли такой центр в Африке? Итак в Африке все страны (кроме ЮАР) развивающиеся. Нет ни одного центра мирового хозяйства. Сравните уровень экономического развития региона с другими регионами. Какой напрашивается вывод? Моделирование проблемной ситуации. Учитель: Мы пришли к выводу, что Африка, самый отсталый регион. Почему Африка и по сей день является самым отсталым регионом мира? Попробуем найти причины отставания. Учитель - Чтобы решить эту проблему, необходимо вспомнить, что предопределяет уровень развития экономики любого региона? То есть, что мы должны выяснить о регионе Африка? Какие задачи будем решать? Учитель корректирует высказывания учеников и вывешивает план изучения материала:
Каковы тогда задачи урока? | На этом этапе урока ученики проявляют познавательные УУД – формулирование познавательной информации, выдвижение гипотез и их обоснование. Ученики отвечают на вопросы учителя, выполняя задание «Вставь пропущенные слова!» Ученики формулируют задачи урока – выяснить выгодное или невыгодное ЭГП региона, есть ли природные ресурсы для развития экономики, посмотреть историю развития региона | Рабочая тетрадь, дидактический материал, презентация PowerPoint. |
Объяснение нового материала. Цель учитель конкретизирует знания учащихся по новой теме. Учитель – В современном мире насчитывается более 200 государств. 54 из них расположены в регионе Африка. Африканские страны по размерам в большинстве своем крупнее европейских. Посмотрите в учебнике Визитную карточку стран: - Какое государство самое большое по площади? Судан. - Какая страна Африки самая большая по численности населения? (Нигерия) - Каковы страны Африки по форме территориального устройства? - Каковы страны по форме правления? ЭГП (фронтальная работа) Давайте составим характеристику ЭГП по плану, запишем в карту урока. Выделим «+» и «-» ЭГП. Учитель зачитывает пункты плана Учитель – Какой вывод можно сделать об ЭГП региона? Выслушивая мнения учеников, учитель конкретизирует ответы: - В целом ЭГП выгодное: 1)Близость к Зар. Европе и Азии
2)Положение на пересечении главных морских транспортных путей из Европы в Азию и Америку (Суэцкий канал) 3) Приморское положение большинства стран континента. 4) Близость к рынкам сырья и сбыта продукции 5)Возможность торговли со странами мира через два океана и Средиземное море, развитие морского транспорта Но есть недостатки: 1) страны центральной части не имеют выхода к морю, удалены от центров экономической мощи, 2) границы государств не сформированы, часто возникают территориальные споры. Дополнительная информация: Для содействия укреплению сотрудничества африканских стран в 1963 г. была создана ОАЕ – Организация африканского единства. Штаб - квартира ОАЕ находилась в Аддис –Абебе. В 2002 г. ОАЕ преобразована в Африканский союз. Чего больше «+» или «-» ЭГП? Какой сделаем вывод? Учитель Мы выяснили достоинства и недостатки ЭГП региона. Следующая наша задача изучить природно-ресурсный потенциал региона. Природно-ресурсный потенциал
Вспомните, какие группы ресурсов важны для развития экономики? -минеральные -земельные -агроклиматические -лесные -водные Выясним, какие есть вАфрике. Учитель Рассказывает о минеральных ресурсах – дополнительная информация (слайд): Африка исключительно богата полезными ископаемыми. Среди других континентов она занимает первое место по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, кобальта, алмазов, фосфоритов. В Африке выделяют 7 основных горнодобывающих районов: 1. Алжиро-Ливийский; 2. Атласский; 3. Египетский; 4. Западно-Гвинейский; 5. Восточно-Гвинейский; 6. Медный пояс; 7. Южно-Африканский. А теперь соотнесите политическую и экономическую карту и выделите три группы стран с разными запасами минеральных ресурсов. Работу выполним в парах. Проверим. Названную страну отметьте магнитом на карте. Сделаем вывод об обеспеченности минеральными ресурсами и запишем в таблицу своей карты урока. Учитель организует работу в группах. Какие еще виды ресурсов остались в таблице? Разделимся на три группы: 1 ряд – земельные 2 ряд – агроклиматические 3 ряд – лесные Выясните особенности этих ресурсов, данные занесите в таблицу. Можно воспользоваться картой и текстом учебника. Вам на работу 3 минуты. Учитель Проверим. Какой можно сделать вывод об обеспеченности Африки различными ресурсами необходимыми для развития экономики? Физкультминутка. Учитель Мы выяснили обеспеченность природными ресурсами региона. Но ведь главное богатство любого региона – люди. Африка занимает второе место в мире по численности населения после Азии. Давайте выполним следующую задачу; изучим население региона (работа в группах) Выполните задания, воспользовавшись текстом и картами 1ряд Особенности воспроизводства населения. 2 ряд Структура населения 3 ряд Размещение населения Вам на работу 3 минуты. Подведем итог: О чем свидетельствуют данные о населении Африки? Каков уровень экономического развития стран Африки? Учитель Мы выяснили особенности населения региона. Следующая наша задача изучить историю региона. Прочитайте текст об истории Африки и напишите самостоятельно ответы на вопросы к тексту. Проверим. Зачитаем ответы по цепочке. Какой вывод можно сделать? Какая главная причина отсталости региона? | Ученики систематизируют свои знания с помощью дидактического материала, карт, текста учебника Ученики отвечают на вопросы, используя учебник Ученики заполняют таблицу «+» и «-» ЭГП Африки и делают вывод. Ученики работают в парах, заполняют таблицу Ученики работают в группах, заполняют таблицу Ученики делают вывод: Африка богата различными ресурсами необходимыми для развития экономики. Ученики читают текст учебника, изучают карты, выполняют задания Ученики работают с дополнительным текстом и отвечают письменно на вопросы | Географические карты атласа. Дидактический материал, презентация. |
Закрепление учебного материала Учитель подводит учащихся к выводам урока. Закрепление пройденного на уроке материала. Какая цель стояла перед нами в начале урока? Достигли мы намеченной цели? Какую проблему мы решали на уроке? Какими путями мы ее решали? Какой материал изучили? Попробуйте самостоятельно сформулировать решение проблемы? (на карте урока есть клише) | Ученики отвечают на вопросы | Дидактический материал, презентация. |
Задание на дом Учитель объясняет домашнее задание: Назовите страны Африки, которые вы бы хотели посетить. Отметьте их на карте магнитом. Чтобы посетить страну, надо о ней знать. Домашним заданием для Вас будет 1. Собрать за 2 недели материал о выбранной стране. Отчет в виде презентации или реферата. 2. на выбор (на карте урока):
3. Закрепить изученный материал стр. 273 – 278 учебника Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В. П. Максаковский М.: Просвещение, 2007 | На данном этапе ученики отрабатывают регулятивные УУД – самоконтроль. | Дидактический материал, презентация. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
План-конспект урока в 7 классе по теме : Внутренние воды Африки. Реки
Задачи: Изучить реки Африки, их особенности. Определить хозяйственное значение. Применять знания в поисках решения проблемных ситуациях в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие...
Урок в 5 классе по теме:"Общая характеристика грибов"
Урок изучение и первичное закрепление новых знаний.Цель урока создание условий для формирование ууд....
Конспект урока по истории Класс: 11 Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»
Конспект урока по историиКласс: 11Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»Цель:Образовательная:· Систематизировать и у...
Технологическая карта урока географии 7 класс по теме Особенности природы Африки
Системно- деятельностный подход...
Конспект урока по биологии _6кл._на тему "ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОКАРИОТ"
Тема урока: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОКАРИОТЗадачи урока:– раскрыть особенности организации прокариот на примере бактерий;– объяснить функциональные особенности прокариот;– продо...