открытый урок в 6 классе по географии родного края "Мой город Щёлково"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Попова Анастасия Олеговна

очень важно в географии знать в первую очередь родной край,географическое положение,народности,традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_6_klassa_po_shchelkovu.doc447.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок 6 класс.

                                                                                                                      Разработала Попова Анастасия Олеговна

Учитель географии и биологии 

Урок по географии родного края.

                                                     

Тема  урока:  Мой город Щелково.

 

Цели и задачи:  Ознакомить учащихся  с историей образования города, с его символикой. Способствовать развитию познавательного интереса к истории родного города и патриотических чувств к малой Родине. Воспитывать культуру поведения в обществе  у учащихся.

Оборудование:  плакаты с символикой города, фотографии  «город сегодня, город вчера», компьютер,проектр, «Песни о Щелкове».

                                  Ход  урока.

Звучит песня «Щелковский вальс» в исполнении  хора Детской  музыкальной школы.

Учитель.

-Мы  все  граждане,  какой  страны?

Правильно.  Россия - наша Родина.

-А столицей нашей Родины  яв-ся город …

-А что это за понятие « малая Родина »?

-Да, правильно малая Родина – это то место, где ты родился, где прошло твое детство, где ты живешь.

-Так вот сегодня мы с вами поговорим о малой  Родине.

В 30 км  от Москвы  на берегах реки Клязьмы раскинулся  город Щелково.  Первые упоминания о деревне Щелково находятся в документах под наз. « Данная на деревню Щелково »  в актах русского государства  1521-1522гг.  В  18 веке  Щелково принадлежало Трубицким- Голициным. В это время в Щ. было

50 десятин земли, 27 дворов, 153 жителя. Сейчас в г. Щ. проживает 108 тыс. человек.

В августе  1925г. Появился соответствующий документ ЦИК о придании Щелкову статуса города.

     Воспоминания старейшего внештатного корреспондента газеты

«Время» - Павла Дмитриевича Наживова. « Городу 8 лет.(1933г.) На Советской площади (теперь пл. Ленина) достраивалось здание горсовета, напротив возводился почтамп.  Памятник Ленину стоял за щитами лесов (его устанавливали). Где сейчас кинотеатр "Аврора " -была  библиотека.

Культурный центр города - театр, расположенный в помещении церкви  (собор Святой Троицы). Спектакли в гортеатре шли не часто, зато двери его брали с боем во время демонстрации фильмов: « Чапаев», «Чарли Чаплин», «Огни большого города»,

« Новые времена». Вокруг этого места  роща, по вечерам оттуда доносились звуки духового оркестра. Веранда  с шахматными столиками не пустовала. Работал тир. Из учебных заведений в городе был химтехникум, школа ФЗС на берегу  Клязьмы у хлебозавода. Предприятия располагались кучно: чугунолитейный завод, фетровая и шелкоткацкая фабрики.

Клязьма была пошире и почище, чем сейчас. Плотину, что напротив фетровой фабрики, уже снесли. Мост был необычной конструкции, с одной опорой посередине. Над пролетами – параболические арки, выгнутые из мощных сосновых досок. Стальные винты скрепляли мостовые балки. На станцию Воронок шла пешеходная тропа мимо двух самых высоких домов. Со стороны шелкоткацкой, от мостика  по пути на станцию пешеходы рисковали потерять калоши -  такая  была  грязь.

Там, где нынче парк 40-летия  Октября, шумела сосновая роща- место воскресных массовых  гуляний. Стадион кипел от страстей болельщиков.

( Могут быть приглашены дедушки и  бабушки  учащихся.)

-Попросим наших гостей дополнить мой рассказ своими воспоминаниями.

- Что изменилось  в городе за их жизнь?

-Что нового было построено?

-Мы говорим о городе, но почему он так назван?

-Откуда взялось название ст. Воронок?

Наш земляк поэт  Иван Рудаков написал поэму  «Сказ о городе  Щелково»,  прослушав эту поэму, мы сможем ответить на вопросы.

учащиеся читают поэму

Собирайтесь люди добрые,

Дорогие гости званые!

Собирайтесь да послушайте

Сказ о городе Щелково,

Как родился он, любезный наш,

Как мужал да силой полнился!

Там, где в годы стародавние

Жили  кривичи да  вятичи-

Наши пращуры славянские,

Два пути сошлись, скрестилися.

По воде спешил один из них,-

Торопился другой посуху.

А вели они ко Сергию-

Ко святой людской обители.

Тот, который по воде то шел,

Был рекою нашей Клязьмою.

А была она глубокая,

Да вокруг леса с болотами,

Там зверья да птицы всяческой

Было видимо-невидимо,

Да еще людишки беглые

От законов там скрывалися.

Вот на этом месте в давности,

Где сошли  пути дороженьки

Поселился люд смекалистый,

Никому пока неведомый.

Родилось вот так селение

Без названия, без имени.

День за днем бежало времечко,

Как вода во Клязьме реченьке,

А по ней молиться к Сергию

                                                   

Плыло множество паломников

В челноках да в малых лодочках

Христиане православные.

А вдоль Клязьмы - храмы белые,

С куполами золочеными,

Разливали звон малиновый,

Благовестом называемый.

Ясным днем и ночью темною

У селения безвестного
От  Москвы да до Владимира,

Да потом в обратну сторону,

Шли ладьи с купцами разными:

Иноземными да нашими.

Все с поклажею богатою-

Драгоценными товарами.

В тех местах,  народ- то сказывал,

Воронок - разбойник, будто бы,

Совершал набеги дерзкие

И делил добычу каждую

С сотоварищами поровну.

Сказка то, или бывальщина,-

Тяжело теперь разгадывать,

Но живет в народной памяти

Это имя окаянное.

Между тем в селе означенном,

Где сошлись умельцы русские,

Все росли ремесла разные,

Поднималось дело ткацкое.

А купцы-то,  проплываючи

Близ селенья неизвестного,

Каждый раз яснее слышали

Звуки, сходные со щелканьем…

Кем-то было слово сказано,

А другим оно повторено,-

Так в народе то селение

Прозываться стало Щелковом.

Много лет с поры той минуло,

Поменялись управители,

А село росло  да ширилось,

Обрастало деревеньками,

Да свои ремесла множило,

Да изделиями разными

Торговало с иноземцами,

А шелка да сукна красные

Напоказ возило за море.

Словом крепко встало на ноги,

По своим делам да знатности

Вскоре стало зваться  Щелково.
И годов ему с рождения

Вот уж семь десятков минуло.

А как рос да силой полнился-

Тут особо надо сказывать:

Не простое было времечко

И слова другие надобны.

А каким он нынче сделался-

Сами вы тому свидетели.

Прослушав поэму, ответьте на вопросы:                                               - Почему ст. назвали Воронок?

-Какие древние народности жили на нашей территории?

-К кому стремятся паломники?

-Как использовали реку Клязьму в старину?

-Какое из ремесел было наиболее развито в нашем районе?

-Откуда по версии автора родилось название нашего города?

-Назовите фамилию и имя автора написавшего эту поэму.

На слова Ивана Рудакова была написана песня, которая  называется «Песня о Щелкове»  Эта песня по общему признанию фактически уже стала  гимном нашего города.

Учащиеся слушают «Песню о Щелкове.»

-Какую символику кроме гимна вы знаете?

                              Герб Щелковского района.

Ученик рассказывает о составных частях герба.

  Форма герба - традиционный геральдический щит. Идейный замысел - технический прогресс.

  В герб включены: флаг Российской Федерации, год образования города, символические элементы наиболее развитых отраслей промышленности города (челнок, нить, реторта, шестерня). Волнистая линия и текст на голубом фоне подчеркивает, что г. Щелково стоит на реке Клязьме.

   На белом фоне вензель, золотая нить которого создаёт орнамент цветка, коробочки хлопка, русского народного узора. Композиционным центром герба является стилизованный челнок, акцентирующий широко развитую текстильную промышленность, началом которого было ткацкое производство, издавна известное в бывшем Богородском уезде Московской губернии.

  Шестерня реторта - символы химико-механической промышленности.

    Устремленный вверх челнок символизирует старт космического корабля, раскрывая идейный замысел герба «от челнока до космического корабля».

                                   Флаг Щелковского района.

Прямоугольное полотнище сине-красного цвета с двухсторонним изображением основного элемента герба белого цвета на линии соединения синего и красного цветов.

 Автор флага и герба художник В.Пальчиков.

-Мне хочется зачитать стихотворение  Ивана Митрофанова  13лет  сш № 16

из рубрики  творчество юных.

Вслушайтесь в это стих-ние

-За что просит  прощение  И.Митрофанов?

-Кого он называет  мой Друг?

Родному  любимому  городу.

    О,  Щелково,  родимый  город,

Люблю тебя я, как  семью,

Вечно  красив и вечно молод,

Ты душу радуешь  мою.

Люблю тебя не за богатство,

А  за  красу, мой друг,  твою,

За  бескорыстнейшее  братство

Людей  с тобой.

И душу всю  свою

Вложил  ты в наше  воспитанье.

И обожал  нас каждый миг,

Но не добился пониманья.

И  вместо чтенья добрых  книг

Ты получил не ту награду:

Ломать деревья, стекла бить…

Но я без варварской услады

Прошу, мой Друг, нас всех простить.

Как хорошо, что вся Управа

Лелеет, милый так тебя.

И  думать  плохо,  не  имеем права

О  Щелкове  мы даже про себя!

-Кого поэт наз. « мой  Друг»?

-За что просит прощения?

Гражданин- это человек, уважающий себя и других людей. Любой город  красив  своими людьми, т.к.  красоту города  создают  люди.

Пустая  брошенная  деревня,  пустой  город  не интересны. Так давайте будем  приукрашать,  любить,  создавать  уют  в  нашем городе. И  с  гордостью  сможем  сказать: « Наш город  самый,  чистый,  потому что  мы  о  нем  заботимся»!

                 

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...

Открытый урок "Волонтеры: Давайте заботиться о родном городе"

Урок по теме "Волонтерская работа" к юбилею города с презентацией к уроку...

Открытый урок 10 класс на тему: « География населения мира».

Открытый урок 10 класс на тему: "География населения мира"....

Конспект открытого урока и презентация по географии в 8 классе "Реки и озёра Европы"

Конспект открытого урока и презентация по географии в 8 классе "Реки и озера Европы" школа 8 вида...