ДЕЛОВАЯ ИГРА
учебно-методический материал по географии (6 класс) по теме
ДЕЛОВАЯ ИГРА: «ЗАСЕДАНИЕ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra-zasedanie.docx | 24.02 КБ |
презентация к игре | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
ДЕЛОВАЯ ИГРА: «ЗАСЕДАНИЕ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА».
Оборудование: портрет Н.М.Пржевальского, карты районов путешествий, газета
«Н.М.Пржевальский - исследователь Центральной Азии».
ВЕДУЩИЙ: Уважаемые господа! Сегодняшнее заседание русского географического общества посвящается путешествиям Н.М.Пржевальского в Центральную Азию(1870 – 1885годы). Комплексное исследование Центральной Азии осуществлялось по инициативе и под руководством Русского географического общества. Все экспедиции вместе с Н.М.Пржевальским готовил П.П.Семенов – Тянь – Шанский. Начинаем заседание Русского географического общества.
Семенов – Тянь – Шанский: Господа! Позвольте представить Вам членов Русского географического общества.
Карл Максимович Бэр – председатель отделения этнографии.
Константин Иванович Арсеньев – географ, автор учебника «Краткая всеобщая география».
Андрей Николаевич Бекетов – ботаник - географ.
Петр Алексеевич Кропоткин – геолог и географ.
Фердинант Рихтгоффен – член Берлинского географического общества, почетный гость заседания.
А также Ваш покорный слуга – Петр Петрович Семенов – Тянь – Шанский.
ВЕДУЩИЙ: П.П.Семенов – Тянь – Шанский был бессменным руководителем Русского географического общества 41 год (1873 – 1914). Знавшие его ученые отмечали, что Петр Петрович
Человек всеобъемлющих знаний, громадного авторитета, великой, благородной души.
СЕМЕНОВ – ТЯНЬ – ШАНСКИЙ: На повестке дня два вопроса:
- Отчет господина Пржевальского о второй экспедиции в Центральную Азию.
- Труд побеждает все.
Предлагается регламент – время доклада ограничить 10 минутами.
Прошу, господин Пржевальский!
Доклад Н.М. Пржевальского.
План экспедиции заключался в том, чтобы сходить на Лобнор, обследовать это озеро и его окрестности.
12 августа мы вышли из Кульджи. Три месяца путь наш лежал на восток. Мы шли то плодородными землями, то по бесплодной пустыне, поросшей ковылем и корявыми кустарниками, то поднимались в горы. Я и мои спутники вели наблюдения за погодой, делали промеры долин и абсолютных высот гор, охотились на зверей и птиц, собирали гербарий. Мы делали зарисовки и фотографии пройденных мест.
В высокой части реки Кунгеса удалось сфотографировать фазана, который здесь встречается нечасто, есть они и в нижнем течении реки Тарима, и на Лобноре, в пустынных местах иногда встречались куланы ( показывает слайды). Чтобы попасть на Лобнор, мы повернули на юг,
И шли долиною Тарима. Трудно представить что- либо безотраднее этих мест. Нет ни птичек, ни зверя, за исключением кабанов и зайцев, изредка встречается красивый след робкого джейрана (слайд). Среди немногочисленных птиц интересная находка: новый вид саксаульной сойки, которую я назвал таримской сойкой. Погода за время путешествия по Тариму, в ноябре - декабре, стояла теплая, хотя ночью морозы доходили до -22, но с восходом солнца температура быстро повышалась. Ветры дули слабые, воздух был сухой, пыльный, атмосферных осадков не выпадало вовсе. Прежде чем пойти на Лобнор, мы исследовали горы Алтын – Таг. Одной из причин, которая вела нас туда, была охота на диких верблюдов. О них сообщал еще Марко Поло, но до сих пор не видел ни один европеец. Зрение этих зверей очень острое, слух весьма тонкий, бегают они быстро, на большие расстояния, лазают по горам, как архары.
Перейду к описанию Лобнора. Как оно образовалось? После выхода из озера Карабуран Тарим уменьшается в своих размерах, так как от него отводят каналы для орошения, кроме того, на него давит пустыня, отнимая каждую каплю влаги. Пустыня одолевает реку, но бессильный уже Тарим разливается последними водами, образуя обширное озеро Лобнор, вытянутое с юго - запада на северо – восток. На лодке невозможно ехать из- за мелководья и густого тростника, сквозь который чистая вода видна отдельными клочками. Нам посчастливилось наблюдать весенний пролет птиц. Миллионы птиц явились на Лобнор в течение двух недель. С утра до вечера неслись стаи уток. Мы охотились на них, не отходя от юрты.
Погода в феврале стояла теплая, в полдень было +13С, но ночью температура понижалась до -15С. В воздухе - постоянная пыль, сухость воздуха страшная.
В заключении поведаю о жителях Лобнора. По наружности они представляют смесь различных физиономий, среди которых преобладает европейская нечистая порода, но встречается и монгольская. Рост небольшой, слабое телосложение, цвет кожи темный. Живут лобнорцы в тростниковых жилищах, в которые свободно проникает ветер, дождь, мороз. В середине яма для огня, топливом служит тот же тростник. Имущество - две лодки, сети для рыбы, чугунная чаша, деревянная посуда, ткацкий станок и веретено. Железные вещи(топоры, ножи) могут служить образцом чуть ли не железного века, до того они примитивные. Питаются лобнорцы рыбой, весной к ней добавляются утки и молодой тростник.
Лобнорец беден нравственно и умственно. Вечная борьба с нуждой, голодом и холодом сделала его угрюмым: он никогда не смеется. Круг его понятий не выходит за берега родного озера. Невольно думаешь: как из подобных людей, каковыми были и наши предки, могли сделаться современные европейцы?
В марте мы закончили работы по Лобнору. За 7,5 месяцев пройдено 13000 верст. Ценою всевозможных невзгод и усилий мы достигли успеха: Лобнор стал достоянием науки. Можно собираться в обратный путь.
Вашему вниманию, господа, был представлен краткий отчет о результатах работы экспедиции на Лобнор. Благодарю за внимание.
СЕМЕНОВ – ТЯНЬ - ШАНСКИЙ: Господа! Какие вопросы будут к Николаю Михайловичу? Пожалуйста, господин Арсеньев.
АРСЕНЬЕВ. Николай Михайлович, Вы сказали, что, пока шли на восток, характер местности, природа неоднократно менялись. Чем Вы объясните столь резкую смену природных условий?
ПРЖЕВАЛЬСКИЙ. Я полагаю, господа, что это связано с изменением абсолютной высоты местности. К примеру, пока мы стояли в долине реки Кунгеса, нередко падали дожди, было влажно, но лишь только поднялись на плато Юлдуз, как наступила ясная погода без атмосферных осадков вообще. Погода зависит и от того, куда направлен склон. Так, южный склон Тянь- Шаня лишен влаги и растительности, ибо дождевые тучи оставляют свою влагу на северном склоне хребта. Кроме того, растительность у воды иная, чем в удалении от нее. И на погоду очень влияют ветры: дующие с пустыни приносят густую пыль и сухость, тянь - шаньские же ветры холодные.
ВЕДУЩИЙ. Наука о климате в конце 19 столетия только начала развиваться. Регулярные наблюдения за погодой позволили Пржевальскому выделить климатообразующие факторы: подстилающая поверхность, рельеф, близость воды, воздушные течения ( ветры).
Главная причина формирования климата – географическая широта. Поскольку путь Пржевальского
проходил примерно по одной параллели, то на эту широту солнце посылало одинаковое количество тепла.
БЕКЕТОВ. И еще у меня вопрос. Вы сказали, что миллионы птиц пролетели над Лобнором. Чем можно объяснить причину столь массового пролета?
ПРЖЕВАЛЬСКИЙ. Весной Лобнор действительно кишит птицами. Описываемое озеро, помещенное среди дикой безводной пустыни, служит станцией отдыха для пернатых. Иначе они просто не смогли бы перелететь от Гималаев до Тянь – Шаня.
КРОПОТКИН. Передо мною карта маршрутно - глазомерной съемки, сделанной Вами во время путешествия. Николай Михайлович, почему территория Нижнего Тарима и Лобнора осталась белым пятном, неотснятой?
ПРЖЕВАЛЬСКИЙ. Эти места сплошь равнина, нет возможности зацепиться глазом за какую- нибудь выдающуюся точку. Кроме того, воздух постоянно наполнен пылью, что даже солнца не видно. При таких условиях и думать нечего о правильной съемке.
БЭР. Господин Пржевальский, китайские географы указывают, что Лобнор должен лежать севернее. Вероятно, Вы описали другое озеро.
ПРЖЕВАЛЬСКИЙ. Во- первых, я сомневаюсь в правильности китайских карт, ничего об озере не знает и местное население. Во- вторых, незаметно никаких рек, которые могли бы питать китайский Лобнор.
ВЕДУЩИЙ. Где же находится Лобнор? Так возникла проблема, которая получила решение только в начале 20 столетия.
Миграция русла реки, питающей озеро, - вот одна из причин изменения контуров Лобнора и его перемещения. Реки кочуют среди песков, куда течет река, там в наиболее низком месте образуется озеро, а прежнее, лишившись питания, пересыхает. Так что Пржевальский был прав, описывая свое озеро. В 1923 году оно перекочевало на северо – восток от озера Пржевальского.
СЕМЕНОВ – ТЯНЬ - ШАНЬСКИЙ. Какие еще вопросы будут к господину Пржевальскому? Кто желает выступить? Пожалуйста, господин Рихтгофен.
ФЕРДИНАНТ РИХТГОФЕН. Я слушал хорошо доклад герра Пржевальского. Описание быта, обычаев, занятий лобнорцев, тяжелых климатических условий, при которых они живут,- самая увлекательная и интересная из этнографических картин, нарисованных путешественниками. Особенно велика его роль в открытии Лобнора и Алтын - Тага. Это гениальный путешественник, его наблюдения так многообразны и разносторонни, что мало кому под силу. Берлинское географическое общество учредило медаль имени Александра Гумбольда. Первая медаль вручается господину Пржевальскому за исследования Центральной Азии. Пожалуйста, господин Пржевальский. Я Вас поздравляю!
СЕМЕНОВ – ТЯНЬ – ШАНСКИЙ. Открытия и исследования, совершенные Николаем Михайловичем во время лобнорского путешествия, упрочили славу Пржевальского как исследователя Азии. К важнейшим достижениям следует отнести:
- открытие и описание озера Лобнор и горной цепи Алтын – Таг;
- сбор ботанических и зоологических коллекций;
- метеорологические наблюдения, описание климата;
- этнографические наблюдения за лобнорцами.
Есть еще желающие выступить? Пожалуйста, господин Бекетов.
БЕКЕТОВ. Николай Михайлович снова хочет отправиться в Центральную Азию. Учитывая плодотворность его экспедиций, я считаю, что мы должны оказать господину Пржевальскому содействие и поддержку во имя славы и науки Отечества.
СЕМЕНОВ – ТЯНЬ – ШАНСКИЙ. Переходим ко второму вопросу заседания «Труд все побеждает».
(Литературно – музыкальная композиция)
1 ученик:
Жара в барханах и аулах,
Того и жди загонит в гроб.
Морщины вырублены в скулах-
Пунктиры караванных троп.
2 ученик:
(Страница из дневника Пржевальского)
« Жара стоит страшная: температура в полдень- +37С в тени. По ночам также жарко и душно. Воздух сухой и очень пыльный. Все это сильно сказывается на здоровье: чувствую головную боль, общее расслабение.»
3 ученик:
Говорят, что есть берег такой:
Абсолютно голый, пустой.
Там беснуются ветры,
Ночуя в песчаных завалах,
И туда не летят соловьи,
Нет там песен, нет доброй земли,
Да и жизни самой, видно,
Там никогда не бывало.
2 ученик:
« Монотонность пейзажа достигает здесь крайней степени. Пустыня, по которой мы теперь идем, совершенно безжизненна: нет ни птички, ни зверя».
4 ученик:
Кружит смерчи таримский май,
Скалы в куски дробя,
Кто тебя выдумал, мрачный край,
Кто породил тебя?
2 ученик:
« Путь, по которому мы теперь идем, решительно не годен по причине бескормицы и безводия. Пьем горько – соленую воду, от которой болит живот. Тяжело, очень тяжело».
5 ученик:
Закурились вдали барханы,
Солнца блик - огоньком свечи.
Вот, как черные великаны,
Из песков поднялись смерчи.
2 ученик:
« Частые вихри, иногда очень сильные, крутили раскаленную пыль и, словно демоны, бегали перед глазами путника, затемняя солнце…»
6 ученик:
Наратский перевал. Сбивает ветер с ног.
Такое не дай бог кому присниться,
На эту высоту подняться бы не смог
Журавль, а тем более – синица.
2 ученик:
« Хребет Нарат имеет самый дикий характер. Горы крайне бесплодны. Только по долинам рек можно встретить кое – какую растительность. Птиц и животных не видно вовсе…»
7 ученик:
На сентябрьской тропе нас укрыло серебряным снегом,
Ветер песни поет над стволами ружья.
Вот и все – нам пора расставаться с ночлегом…
Птиц не слышно, не видно следов от зверья,
Но я верю: не раз возвратимся сюда.
2 ученик:
« Прощай же, моя счастливая жизнь, но прощай ненадолго. Я не унываю. Пройдет год, поправится мое здоровье, и тогда я снова возьму страннический посох и снова направлюсь в азиатские пустыни…»
ВЕДУЩИЙ. Именем Пржевальского названы …
- ученик:
Хребет в Кунь – Луне, ледник на Алтае, полуостров на острове Итуруп в Курильской гряде.
- ученик:
Школа и улица в Смоленске, улица в Санкт – Петербурге, улица в Минске.
- ученик:
Минерал пржевальскит, научно – исследовательский корабль «Николай Михайлович», дикая лошадь – лошадь Пржевальского.
- ученик:
Почетная стипендия в Смоленском педагогическом институте, золотая медаль, учрежденная в 1946 году, за исследования малоизученных областей.
ВЕДУЩИЙ. П.П. Семенов – Тянь –Шанский сказал, что труд все побеждает. К этому добавим: «И труд все венчает». Венцом деяний Н.М.Пржевальского можно назвать все эти географические объекты. Мы получили определенные знания о внутриматериковых пустынях умеренного пояса, узнали о роли Пржевальского в деле исследования Центральной Азии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"
Открытый урок (фрагмент) в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...
Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс
Деловая игра – зачет....
Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе
деловая игра, интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...
Этапная игра с элементами деловой игры «ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО ЖЕ? »
Этапная игра с элементами деловой игры "Если не я, то кто же"...
Деловая игра для учащихся 7 – 9 классов. "Деловая игра научит правилам труда"
Знакомство с непосредственной профессиональной деятельностью помощника воспитателя (няни) в детском саду (погружение в трудовую деятельность) в новой форме работы с обучающимися «Дело...
Презентация .Деловая игра с педагогами "Подвижные игры в ДОУ"
Для проведении деловой игры были подобраны иллюстрации к подвижным играм, педагоги разделились на две команды и отвечали на вопросы , а на закрепление материала на методическом обьединении, педагоги п...
«Кем быть?» Занятие по профориентации в виде деловой игры, с элементами ролевой игры
Актуализировать у учащихся знания о различных видах профессиональной деятельности. Способствовать развитию навыков рефлексии в области профориентации....