Урок "Природные явления. Вулканы. Гейзеры".
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Васильева Ольга Павловна

Конспект урока и презентация, может использоваться на уроках географии и природоведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vulkany.doc39.5 КБ
Файл prirodnye_yavleniya.rar2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме:

“Природные явления. Вулканы. Гейзеры”.

Задачи:

  • Создать условия для формирования у учащихся представления о вулканах, их строении и причинах возникновения.
  • Формировать мировоззренческую идею о постоянном развитии земной коры.
  • Развивать у детей интерес к изучению живой природы; расширять кругозор учащихся.
  • Продолжать обучению приемам работы с текстом, картой, информацией на диске.
  • Воспитывать эстетическое восприятие явлений природы.
  • Формировать умение работать с демонстрационным мультимедийным материалом.

Оборудование:

  1.  Учебник “Природоведение”, 5 класс, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.
  2.  Физическая карта полушарий.
  3.  Атлас для 5 класса.
  4.  Демонстрационный мультимедийный материал.
  5.  Картина К.П. Брюллова “Последний день Помпеи”.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Итак, ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с природными явлениями. А о каком природном явлении мы сегодня поведем разговор, я думаю, вы скажете сами.

  • Очень внимательно прослушайте небольшой отрывок и выскажите свое мнение, о каком же природном явлении идет речь:

13 февраля 1943 года в деревушке на юге Мексики люди почувствовали  несильные, но частые подземные толчки. 20 февраля посреди одного из кукурузных полей образовалась трещина длиной более 20 м. Из нее появились струи черного дыма. Через несколько дней раздался сильный взрыв, появилось пламя, из трещины стал вылетать серый пепел, мелкие камни. Через 2 часа после взрыва вокруг отверстия образовался валик высотой до 2 м. В следующие дни он продолжал расти. Через 5 дней над полем уже возвышалась конусообразная гора в 160 метров. Через отверстие на ее вершине изливались мощные потоки раскаленной лавы, которая хлынула в долину, затопила поля и селения.

- Как вы думаете, о каком природном явлении идет речь в этом отрывке? (ты как считаешь, спасибо.)

- Я согласна с вашим мнением, действительно, речь идет об извержении вулкана.

- Попробуйте доказать, что это действительно так. Какие ключевые слова вам помогли определить? (лава, пламя, серый пепел, мелкие камни, пар, дым, пламя из трещины).

- Да, вы совершенно верно определили данное явление.

- Я хочу вам показать известнейшую всему миру, знаменитую картину Карла Брюллова “Последний день Помпеи” (вывешивается на доску).

В основу своего произведения художник положил действительное событие – гибель римского города Помпеи при извержении вулкана Везувия в 79 г н. э. Помпеи – это город в Италии, который в очень короткий срок был погребен под лавой и пеплом вулкана Везувия.

Обратите внимание на персонажи, изображенные на этой картине. Что нам говорит, что извержение вулкана – это грозное явление? (Ответы детей: страх в глазах, бегут люди, мечутся и ржут испуганные лошади, полураздетые люди, с высоты падают статуи богов, императоров, как бы символизируя крушение мира).

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождем бежит из града вон, -

Писал А.С. Пушкин под впечатлением картины. Громадное полотно (длиной 641 см и высотою 456 см) действительно производит сильное впечатление.

Город Помпеи находился с подветренной стороны от вулкана и очень быстро был засыпан 3-х метровым слоем пепла. Город Геркуланум был затоплен грязевыми потоками глубиной до 15 метров. Почти полностью был уничтожен г. Стабия, погибло около 10 тыс. человек, оставшиеся в живых покинули родные места. Спустя несколько веков уже ничто не напоминало о том, что когда-то здесь стояли 3 города.

Извержение вулкана – это явление действительно грозное. Но почему происходит его извержение? Нам предстоит сегодня вести разговор о вулканах, о причинах его извержения.

  • Откройте тетради и запишите число, и тему урока.

II. Этап обмена информацией.

Мы еще не рассматривали эту тему, но я знаю, что вы очень любознательные ребята, смотрите телепередачи, читаете книги, и вы уже имеете некоторое представление, связанное с вулканами.

Я предлагаю вам обратиться к таблице:

Я знаю

Я узнал

- Заполните 1-ю колонку в течение 1-2 минут.

- Положите ручки, прочитайте по очереди. Идет обсуждение того, что уже известно о вулканах.

- Насколько верны были ваши утверждения, мы проверим на следующих этапах нашего урока.

III. Осмысление информации.

  1. Работа с рисунком учебника.

Итак, извержение вулкана. Что же представляет собой вулкан? Для этого откройте учебник на с.63. Рассмотрите схему и скажите, какую форму рельефа имеет вулкан? (гора).

- Да, совершенно верно, но гора не совсем обычная, гора, которая имеет свое строение.

2.        Работа со схемой на доске (дана схема вулкана, прикрепляются таблички: кратер, жерло, очаг). Рассказ учителя о ходе извержения вулкана.

3.        Работа с демонстрационным мультимедийным материалом.

Учащиеся работают на компьютере.

IV. Этап рефлексии I.

Внимательно прочтите отрывок учебника на с. 63-64 и  промаркируйте текст на полях (пометки с помощью условных знаков).

V – подтверждение того, что уже знал;

+ - это ново;

-  это непонятно;

? – хочется узнать более подробно

Теперь дети совместно с учителем формулируют определение вулкана и записывают его в тетрадь.

А теперь я предлагаю конкурс на лучшего рассказчика. На доске есть опорные слова. (Вызываются 2-3 ученика).

V. Работа с демонстрационным мультимедийным материалом.

Изучение дополнительной информации о видах вулканов, интересные сведения, исторические данные, кто такие вулканологи, зачем изучают вулканы.

Дополнительная информация о гейзерах.

VI. Этап рефлексии II.

Вашему вниманию предлагается небольшой тест.

Кто сомневается и не решается выбрать правильный ответ, может вернуться на предыдущие слайды и повторить (изучить, проанализировать еще раз) предлагаемую информацию.

Звук “аплодисменты” означает правильный ответ.

VII. Домашнее задание (по выбору).

  1. Составить рассказ об извержении вулкана, используя опорные слова.
  2. Найдите в книгах и журналах описание извержений вулканов. Обратите внимание на последние сообщения газет, радио, телевидения: нет ли среди них известий о новых извержениях вулканов?
  3. Вылепите из пластилина модель вулкана. Часть модели представьте в разрезе, показав внутреннее строение вулкана.

Учитель высшей категории

МОУ “Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VI вида

для детей с нарушениями опорно-

двигательного аппарата”

Васильева О.П.



Подписи к слайдам:

ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
ВУЛКАНЫ
Хребтами горбились породы,Взрывались, плавились, кипя.И миллионы лет природаЛепила самое себя...                           С. Щипачев.
Около 20 веков тому назад гористый островок в Средиземном море неподалеку от Сицилии начал извергать дым и огонь. Объясняя это странное явление, люди утверждали, что в горе находится кузница римского бога Вулкана. Облака пепла, утверждали они, это дым от его кузнечного горна, а брызги лавы - искры от его наковальни. Они называли этот островок  "Вулькано" -  от латинского слова  "Волкано".
Что в имени моем?
Определение вулканизма
Вулкан - это гора (холм) над каналами и трещинами в земной коре, по которым магма (лава) и газы выходят на поверхностьВулканизм - процесс, при котором образуются и извергаются вулканы
Виды вулканов
По строению
конусообразные куполообразныещитовые
По деятельности
действующиеуснувшие -потухшие
Боковой кратер - кратер,через который тоже изливается лава,но он меньше центрального кратераОчаг магмы - полость под вулканом,в которой собирается магмаОстывающая лава - лава, излившаяся из кратера и уже успевшая затвердетьЖерло - отверстие в вулкане, через которое магма поднимается вверх от очага магмы до кратераКратер - отверстие в вершине вулкана, через которое лава выливается наружу
Извержение сопровождается подземным гулом, порой – землетрясением, ливнем. Все продукты извержения, поднявшиеся и выброшенные из жерла вулкана, образуют гору – конус вулкана. Обычно на вершине горы имеется чашеобразное углубление, которое называется кратером ( в переводе с греческого “кратер” – чаша).
Как образуются вулканы? У верхней границы мантии, где давление меньше, чем на больших глубинах, местами вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. Если до очага магмы доходит трещина в земной коре, давление уменьшается. Магма, насыщенная газами, как бы вскипает, превращаясь в огненно-жидкую массу, устремляется вверх, расширяя трещину, и изливается на поверхность. Ее температура более 1000 C. Излившуюся магму называют лавой, а канал, по которому поднимается магма, - жерлом вулкана. При извержении на поверхность выходит не только лава, но и вырываются газы, водяной пар, вулканическая пыль. Куски раскаленной лавы диаметром от нескольких сантиметров до нескольких метров могут выбрасываться на большую высоту ( их называют вулканическими бомбами). Магма по жерлу рвется наружу.Выход из кратера ей очень нужен.Если проход на поверхность дан,Значит, проснулся грозный вулкан.
Типы извержений
Если лава жидкая, то газы выходят свободно и лава просто бурлит на поверхности, не делая взрыва. Поэтому извержения жидкой лавы проходят спокойно.Конус не образуется, лава разливается из трещины по поверхности земли. Склоны таких вулканов пологие.Это щитовые вулканы.

Извержения конических вулканов происходит бурно, лава вязкая,удерживает больше газов, которые выбрасываются на поверхность вместе с лавой.При этом из остывшей лавы образуются склоны вулкана
Вулканы, извержение которых проходило на памяти человечества, называют действующими. На суше их насчитывается более 800. Ежегодно происходит 20-30 извержений. В нашей стране много действующих вулканов на Камчатке и Курильских островах. Самый большой из них – Ключевская Сопка – расположен на Камчатке. Его высота 4750 м.
Виды вулканов
 
Россия – 171Чили - 110Индонезия - 161Эфиопия - 72США - 146Филиппины - 53Япония - 119Исландия - 33
ГОСУДАРСТВА, ГДЕ ЕСТЬ АКТИВНЫЕ ВУЛКАНЫ
Виды вулканов
Многие вулканы не извергались так давно, что об их извержениях не сохранилось никаких сведений. И только вулканические горные породы, конусообразная форма и кратер на вершине свидетельствуют об их активной вулканической жизни в прошлом. Такие вулканы называют потухшими. К числу потухших вулканов относится, например, самая высокая из Кавказских гор – Эльбрус. Виды вулканов
Многие вулканы находятся на морском дне. Некоторые из них вырастают настолько большими, что поднимаются над поверхностью моря, как новые острова. Вся Исландия представляет собой вулканический остров. Он продолжает расти с каждым новым извержениям. Различные изверженные породы используются как строительные материалы и абразивы.Выделяемая вулканом сера входит в состав многих полезных химических веществ.Вулканический материал - пемза - входит в состав некоторых зубных паст.Сапфиры, цирконы, медь,серебро,золото - все это можно добыть из вулканических пород.В них же были найдены и некоторые из самых крупных алмазов.     
Вулканы очень опасны, но они же приносят нам кое-какие блага
Значение вулканов
Интересные факты
В 1-ом веке в Италии произошло самое сильное извержение вулкана Везувия за всю историю человечества.Были засыпаны пеплом города Помпея, Геркуланум и Стабия. Самый высокий действующий вулкан в мире – Льюльяльяко (6723 м), расположенный в Южной Америке в Центральных Андах.Самый опасный из густонаселенных районов мира, расположенных в зоне вулканических извержений, - Индонезия, где сосредоточено 128 активных вулканов (66 из них считают наиболее опасными).
Интересные факты
Наиболее мощным из зафиксированных мировой статистикой были извержения вулканов Санторина и Тамборы, энергия которых в 10 раз превысила энергию знаменитого извержения Кракатау. Извержение вулкана Безымянный (высота до 3085 м) называют суперизвержением на территории России. Оно произошло 30 марта 1956 г. В тот день тучи пепла взметнулись из кратера вулкана на высоту сначала 24 км, затем 43 км. В 24 км от кратера деревья были вырваны из земли, а в 30 км – возникли пожары. А вулкан Толбачик в 1975 году извергался почти год. Вулканологи заранее предсказали это извержение, и за ним с самого начала наблюдал большой экспедиционный отряд.
Гейзеры-фонтаны горячей воды, вылетающие из-под земли.Они возникают только рядом с вулканами, действующими или недавно потухшими. Гейзеры имеют вид конусов,углублений и ям.
Бьет источника фонтан,Струя до поднебесья.В соседях с ним живет вулкан,Фонтан вам тот известен?
Извержение гейзера
В трещинах накапливается вода, подогреваемая горячей землёй. Но выйти наружу она не может,т.к. горловина слишком узкаяКогда температура превышает норму,тогда над горловиной появляется парКогда давление превысит критическое,то над горловиной взметнётся фонтан из пара и воды
Трещины
Горловина
Известные гейзеры
На Камчатке находится главное чудо полуострова – знаменитая Долина Гейзеров
Осаждающаяся при остывании воды своеобразная "накипь" из минеральных солей образовала у основания гейзера конус диаметром в тридцать метров. Такие же конусы из свежеобразованной горной породы (ее называют гейзеритом) есть и у других гейзеров, а также пульсирующих источников.
Самый большой из гейзеров - Великан - извергается каждые пять часов. При этом метровой толщины струя кипятка взлетает на высоту в сорок метров, а клубы пара поднимаются на триста метров!
Гейзер Фонтан самый активный: каждые 17 минут он выбрасывает на высоту семиэтажного дома свою мощную струю.
 
А гейзер Плачущий отличается своеобразным характером производимого бульканья: оно похоже на глухое всхлипывание. Очень эффектен гейзер Водопадный, ниже которого ручей из кипятка срывается со скалы 27-метровым водопадом.
 
Иногда, чаще в вулканических областях, действуют и грязевые вулканы, или сальза. Это геологическое образование имеет обычно вид холма, постоянно или периодически извергающее на поверхность Земли грязевые массы, газы, часто с водой и нефтью.
ਁ「ǀྟྠŖВулканы – это “окна” в глубины Земли. Их извержения дают ученым сведения о составе и свойствах веществ, находящихся в литосфере на глубине в несколько десятков километров.ྡN¬ࠀЎ$Ґ︡Ґ︡$Ґ︡Ґ︡$Ґ︡Єఢ䐆਀уZ…‡ƁࠀƃࠀƿǀяNj㆜ǒǓǔǕǗǿȁࠀȿྦྷ࡯଀ႊ ࿲࿳Ă淿「Кఒ䐇਀уZ…‡ƁࠀƃࠀƿǀяNj㆜ǒǓǔǕǗǿȁࠀȿྦྷ୯฀ႊ@࿲࿳Uā洀「࿲࿳淿「H䐁ఀѓ0ƁࠀƃࠀƓ龎‹Ɣ뷞hƿǿ̄̿
Вулканы – это “окна” в глубины Земли. Их извержения дают ученым сведения о составе и свойствах веществ, находящихся в литосфере на глубине в несколько десятков километров.
1.      На полуострове Камчатка расположен самый высокий действующий вулкан РоссииКлючевская Сопка Кроноцкая СопкаШивелуч2.      Гейзером называют источник, периодически выбрасывающий из земных недр ЛавуГазы и пепелГорячую воду и пар Грязевый поток3.      Высота Эльбруса – самой высокой вершины России составляет4750 км4807 км5642 км 5895 км4.      Что объединяет вулканы, горячие источники, гейзерыГорячая водаИзлившаяся магмаОбразование горных породВулканизм 5.      Расплавленная масса в недрах Земли называетсяПлазмойЛавойМагмой Пеной

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме " Вулканы, гейзеры"

Урок ориентирован прежде всего на учителей и   учащихся 6 класса свободно  владеющими  компьютерными технологиями и интернет ресурсами. В конспекте указаны ссылки на источники инф...

разработка урока на тему "Вулканы.Гейзеры и горячие источники"

Конспект урока по теме "Вулканы.Гейзеры и горячие источники" разработан для 6-го класса для начального курса   "География" по  учебнику Герасимовой Т.П., с элементами краеведения....

Вулканы, гейзеры и горячие источники.

В работе рассматриваются причины образования вулканов и гейзеров. Учащиеся знакомятся с понятиями и терминами: вулкан, жерло, кратер, потухшие и действующие вулканы и их практическим значением. Матери...

Урок по географии 6 класс "Вулканы, гейзеры, горячие источники"

Урок географии в 6 классе "Вулканы,гейзеры, горячие источники"....

Вулканы. Гейзеры.

Презентация к уроку  по  теме "Литосфера" в 6 классе...

Конспект урока на тему: «Вулканы. Гейзеры. Горячие источники».

сформировать представление о происхождение вулканов, гейзеров;изучить виды вулканов, их строение, географию распространения вулканов....

Вулканы. Гейзеры и горячие источники.

Сформировать представление о происхождении вулканов и гейзеров. Ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов....