Рабочая программа по предмету "География. Современный мир" 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) по теме
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в мире, а также приоритеты личностно-ориентированного обучения потребовали пересмотра научно-методических подходов к преподаванию курса "География" в 10 классе. Данный курс традиционно занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины и развивая географическое мышление. Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учётом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе - теоретичеких знаний и приёмов самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_10_klass.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1»
Благовещенского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
методическим объединением | Заместитель директора | Директор школы |
учителей естественных наук | по УВР | __________Л.В. Требтау |
Протокол №______________ | _________ (___________) | Приказ № ____________ |
от «____»____________2013г. | «____»_________2013г. | от «___» __________2013 г. |
Руководитель МО ____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«География. Современный мир»
10 класс
среднее (полное) общее образование,
базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе:
География. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Составители: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Издательство «Просвещение». 2010 год.
Составитель:
Ермоленко Людмила Ивановна,
учитель географии,
высшая квалификационная категория
р.п. Благовещенка – 2013
Содержание: стр.
1. Пояснительная записка 3
2. Календарно-тематический план 4
3. Планируемые образовательные результаты обучающихся 7
4. Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся 9
5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 11
6. Лист дополнений и изменений 12
Пояснительная записка.
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в мире, а также приоритеты личностно-ориентированного обучения потребовали пересмотра научно-методических подходов к преподаванию курса «География» в 10 классе.
Данный курс традиционно занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.
Цель: формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.
Задачи курса «География»:
1. Сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного курса для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
2. научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
3. Развивать у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
4.формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
5.вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.
Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учётом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приёмов самостоятельной работы. Темы раздела «Общий обзор современного мира» - создают теоретическую базу для изучения регионов, субрегионов и отдельных стран. Теоретические положения применяются и конкретизируются в региональной части курса.
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации.
В качестве основных форм организации учебной деятельности целесообразно использовать лекции, семинары, практикумы, зачёты и т. д.
Большое внимание целесообразно уделять практическим работам. В связи с новым построением материала учебника, большое внимание следует уделять организации работы с учебником.
Знания и практические умения, приобретённые учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности, толерантного отношения и уважения к другим народам и культурам.
В 10 классе на изучение курса отводится 35 часов в год по 1 часу еженедельно.
География. Современный мир. 10 класс.
№ п/п | Тема урока | Дата | Ко-во часов | Компетентность | Тип урока | Методы обучения | Оборудование |
Введение | |||||||
1. | От древности до наших дней | 1 | познавательная коммуникативная | урок новых знаний | Объяснение, беседа работа с картой | карта полушарий, атласы | |
2. | Современное освоение планеты. | 1 | познавательная | комбинированный | Словесные, наглядные | мировая физическая карта, атласы | |
Природные ресурсы | |||||||
3. 4. | Природные ресурсы и экономическое развитие. Практическая работа «Определение ресурсообеспеченность стран мира» | 1 1 | познавательная информационная | лекция практикум | словесные иллюстративные практические | карта «Строение земной коры» атласы карта полушарий статистический материал | |
5. | Ископаемые ресурсы. | 1 | учебная и самообразовательная | комбинированный | словесные иллюстративные | ||
6. | Земельные ресурсы. | 1 | учебная | комбинированный | объяснение, беседа | атласы, политическая карта | |
7. | Водные ресурсы. | 1 | познавательная | комбинированный | словесные наглядные иллюстративные практические | атласы | |
8.
| Лесные ресурсы. | 1
| учебная коммуникативная | комбинированный | Атласы | ||
9. | Ресурсы Мирового океана. | 1 | познавательная | комбинированный | словесные наглядные иллюстративные практические | « Карта океанов» | |
10. | Другие виды ресурсов | 1 | учебная | комбинированный | Атлас Карта «Политическая карта» | ||
11. | Природопользование и устойчивое развитие. | 1 | учебная и самообразовательная | комбинированный | |||
12 | Зачёт «Природные ресурсы» | 1 | рефлексивная | тестирование | тесты | ||
География населения. | |||||||
13 | Рост населения Земли. | 1 | учебная и самообразовательная | урок новых знаний | объяснение, работа с учебником наглядные | атласы, политическая карта карта «Религиозный состав населения» и «Народы мира» | |
14 | Этническая и языковая мозаика. Практическая работа «Составление классификационной таблицы стран с разным национальным составом». | 1 | познавательная информационная | комбинированный практикум | словесные, практические | ||
15 | Возрастно-половой состав и занятость. Практическая работа «Сравнение половозрастных пирамид стран разных типов» | 1 | информационная познавательная | практикум | иллюстративные практические | атласы, карточки-задания учебник | |
16
| Расселение: жители городов и деревень. | 1 | учебная и самообразовательная | комбинированный | словесные | атласы политическая карта | |
17 | Миграция населения. | 1 | познавательная | комбинированный | объяснительно-репродуктивные | словарь «Страны мира» атласы | |
18 | Зачет. | 1 | рефлексивная | обобщение знаний | групповой | политическая карта карточки-задания | |
География культуры, религий и цивилизаций. | познавательная | ||||||
19. | Что изучает география культуры. География религий. | 1 | коммуникативная | урок лекция | словесные наглядные | записи лекции учебник атласы политическая карта | |
20 21 | Цивилизации Востока. Цивилизации Запада. | 1 1 | учебная и самообразовательная | комбинированный | иллюстративные словесные | ||
Политическая карта мира | |||||||
22 | Формирование политической карты мира. | 1 | учебная и коммуникативная | лекция | словесные наглядные | политическая карта мира, атласы | |
23 | Государство-главный объект политической карты. Практическая работа «Составление таблицы «Государственный строй стран мира» | 1 | информационная познавательная | комбинированный практикум | практические словесные наглядные | атласы, тетрадь, справочник «Страны мира», энциклопедия БС | |
24 | Типы государств. Практическая работа «Обозначение на контурной карте стран различных типов» | 1 | информационная познавательная | практикум | словесные, наглядные | политическая карта | |
25 | Политическая география и геополитика. Практическая работа «Характеристика политико-географического положения страны». | 1 | познавательная | комбинированный | словесные, наглядные | политическая карта атласы тетрадь | |
26 | Зачет | 1 | рефлексивная | обобщение знаний | тест | тест | |
География мировой экономики. | |||||||
27 | Международное разделение труда: кто и что производит? | 1 | учебная и самообразовательная | урок новых знаний | словесные | учебник, таблица «Географическое разделение труда» | |
28 | Мировая экономика: её состав, динамика, глобализация. Научно-техническая революция. | 1 | познавательная | комбинированный | словесно-иллюстративные | атласы и таблицы «Факторы НТР» и «Факторы размещения производства» | |
29 | Горнодобывающая промышленность. Энергетика. | 1 | познавательная | комбинированный | объяснительно-иллюстративные | атласы, политическая карта | |
30 | Обрабатывающая промышленность. Практическая работа «Построение картосхемы размещения основных районов энергетики, чёрной и цветной металлургии» | 1 | информационная познавательная | комбинированный | словесные и наглядные | карты атласа и карты «Машиностроение», « Химическая промышленность» | |
31 | Сельское хозяйство. | 1 | учебная и самообразовательная | комбинированный | объяснительно-иллюстративные | атласы и политическая карта | |
32 | Транспорт и сфера услуг. | 1 | познавательная | комбинированный | исследование | карты атласа политическая карта | |
33 | Мировые хозяйственные связи и интеграция. | 1 | коммуникативная | комбинированный | словесные | ||
34 | Зачет | 1 | рефлексивная | обобщение знаний | зачёт | ||
35 | Резерв. | 1 |
Планируемые образовательные результаты обучающихся.
В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен:
знать/понимать
- основные географические понятия и термины, необходимые для изучения курса;
- традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, математический, геоинформационные системы и др.;
- особенности размещения минеральных ресурсов и их главные месторождения, а также особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;
- численность и динамику изменения населения мира, отдельных стран и регионов, их этнографическую специфику, языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;
- основные направления внешних и внутренних миграций;
- проблемы современной урбанизации;
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей, традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;
- географическую специфику регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
- географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в международном географическом разделении труда.
уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов, их демографическую ситуацию, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов;
- описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;
- сопоставлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населения Земли;
- для прогнозирования темпов роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах и странах мира;
- для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения;
- для нахождения и применения географической информации в целях правильной оценки важнейших социально-экономических событий и международной жизни, геополитической и геоэкологической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития.
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся.
Формы проверки и оценки результатов обучения: текущие и итоговые тесты, зачёты, практические работы, дискуссии, семинары.
Учебный процесс при изучении курса географии в 10 классе строится с учётом основных методов обучения:
- информационный;
- исследовательский (организация самостоятельных и практических работ);
- проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций на уроке);
- использование ИКТ;
- алгоритмизированное обучение (алгоритмы описания и характеристики географических объектов);
- методы развития способностей к самообучению и самообразованию.
Организационные формы, используемые на уроках:
- лекция
- практическая работа
- самостоятельная работа
- дискуссии.
Система оценивания достижений учащихся.
В работе на уроках географии, прежде всего, оценивается:
- предметная компетентность и способность решать проблемы средствами предмета;
- общеучебные и интеллектуальные умения (умение работать с различными источниками информации, текстами, Интернет – страницами);
- умение работать в парах, а также самостоятельно.
В работе использую классическую пятибалльную шкалу оценки знаний.
Критерии оценки устного ответа:
Оценку «5» - заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать. Рассказ сопровождается примерами с карты.
Оценка «4» - есть небольшие недочёты по содержанию ответа.
Оценка «3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
Оценка «2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Оценка «5». Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания. Практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно. В наиболее оптимальной для фиксации результата форме.
Оценка «4». Допускаются небольшие и несущественные отклонения от требований указанных выше. Могут быть неточности и небрежность в оформлении работы.
Оценка «3». Работа выполняется учащимися при помощи учителя. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знание теоретического материала, но испытывают трудности при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами.
Оценка «2». Работа выполнена с содержательными ошибками, не соответствует всем приведённым выше требованиям или отсутствует.
Контурные карты и их оформление:
Элемент 1 – наличие названия карты и точной формулировки задания (за рамкой карты), соответствующая выполненной работе легенда карты.
Элемент 2 – графика и аккуратность при оформлении работ.
Элемент 3 – правильность выполнения задания (отсутствие ошибок), выполнение полностью всего объёма задания.
Отсутствие любого из указанных элементов снижает оценку от максимального значения на 1 балл.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных
ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-
17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
1.Георафия. Современный мир. Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина – учебник для 10-11 класса.
2.Лекции и семинары по географии. Г.Л. Лисенкова.
3.Политическая карта. И.А. Родионова.
4.Практические и проверочные работы по географии. А.Э.Фромберг.
5. География в школе. Научно-методический журнал.
6. География. Т.К.Воробьёва.
7. Поурочные разработки по географии. Е.А.Жижина.
8. География. Поурочные планы. С.А.Малиновская.
9. Диск «Образовательная коллекция» география 6-10 классы.
10. Интерактивные наглядные пособия:
- Политическая карта мира
- Физическая карта мира
11. Виртуальная школа. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 10 класс.
12. Самостоятельные и практические работы по географии (6-10 классы)
В.И. Сиротин. «Просвещение».
Используемый УМК позволяет на уроках широко использовать современные личностно-ориентированные педагогические технологии, вовлекать учащихся в практические занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации.
Лист дополнений и изменений к рабочей программе
Дата внесения изменений | Содержание | Подпись лица, внёсшего запись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Современный отечественный литературный процесс" для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Т.Г.Кучиной, канд. филол. наук, доцента, зав. кафедрой иностранных языков и литератур Ярославского ГПУ им. К.Д.Ушинского «Современный о...
Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Гражданин современной России"
Элективный курс по обществознанию для учеников 10 класса по теме "Гражданин современной России" раскрывает особенности современного гражданского общества в России...
Рабочая программа Новейшая и современная история 9 класс 2012-2013 учебный год
Рабочая программа Новейшей и современной истории включает в себя: пояснительную записку; содержание рабочей программы; требования к уровню подготовки учащихся 9 класса; планируемые результаты освоения...
Рабочая программа элективного курса Современная литература 10-11 классы
Рабочая программа элективного курса "Современная литература 10-11 классы" разработана на основе авторской программы элективного курса "Современная литература 10-11 классы" Глебова Н....
Рабочая программа элективного курса "Современный активный английский" 11 класс
В программе поставлена цель создать условия для формирования и дальнейшего практического использования основ активного разговорного английского языка....
Рабочая программа элективного курса "Современное российское законодательство" 11 класс 2019 - 2020 учебный год
Рабочая программа элективного курса "Современное российское законодательство" 11 класс 2019 - 2020 учебный год. Данная программа является продолжением элективного курса за 10 класс...
Рабочая программа по курсу "Современная русская литература"_10 класс
Рабочая программа для кусра по выбору (элективного курса)...