Рабочая программа по географии для 8 класса
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Рабочая программа по географии для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8kl_-rabochaya_programma_po_geografii.docx | 42.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Закона РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);
- Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального Компонента Государственных Образовательных Стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
- Примерной программы основного общего образования по географии
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2012-2013 учебный год
- Учебного плана МБОУ «Новокишитская основная общеобразовательная школа » Арского муниципального района Республики Татарстан
на 2012 -2013 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от 28 августа 2012 года)
Цель: Заложить основы географического образования учащихся по разделу физической географии России.
Задачи курса:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Рабочая программа по географии в 8 классе рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю по базисному учебному плану )
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
География России. Природа. И.И.Баринова. 8 класс Москва. Дрофа. 2006 год.
География Республики Татарстан. А.С.Тайсин. 8 класс Казань. Магариф. 2010 год
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения географии ученик 8 класса должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию, результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел. Особенности географического положения России
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.
Раздел. Природа России. Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.
Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.
Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.
Раздел. Районирование России. Регионы России.
Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природно-хозяйственные различия морей России. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Памятники всемирного природного наследия. Физико-географическое районирование. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Анализ физической карты и карт компонентов природы.
География своей республики (края, области). Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Климат своего региона. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Особенности почв своего региона и своей местности. Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание. Топонимика.
Практические работы.
На контурную карту нанести границы России и государств, отметить крайние точки.
Определение поясного времени для разных городов России.
Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
Определение коэффициент влажности
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
Знакомство с образцами почв России и особенностями их использования.
Характеристика природных зон России
Оценка обеспеченности природными ресурсами крупных регионов России.
Определение географического положения Республики Татарстан
Национально-региональный компонент реализуется при изучении географии Республики Татарстан
Учебно-тематический план – 8 класс
Тема № | Название | Количество часов | Практические работы |
1 | Особенности географического положения России | 6 | 2 |
2 | Природа России. Природные условия и ресурсы России.
| 5 5 4 3 4 | 1 2 1 1 |
3 | Районирование России. Регионы России. | 24 | 2 |
4 | Человек и природа | 5 | |
5 | География своей республики (края, области). | 14 | 1 |
Всего | 70 | 10 |
№ | Тема урока | Количество часов | Практическая часть | Дата проведения | Приме чание | |
План | Факт | |||||
1. | Россиянең физик географиясе нәрсәне өйрәнә | 1 | 4.09 | |||
2. | Россиянең географик урыны, чикләре | 1 | Практик эш №1. Конт.картада Россиянең чикләрен, чик нокталарын, чиктәш дәүләтләрен билгеләү | 6.09 | ||
3. | Россия ярларын юучы диңгезләр | 1 | 11.09 | |||
4. | Сәгать пояслары, җирле вакыт | 1 | Практик эш №2. Сәгать поясларын билгеләүгә мәсьәләләр чишү | 13.09 | ||
5. | Россия территориясен өйрәнү тарихы | 1 | 18.09 | |||
6 | “Илебез дөнья картасында” темасы буенча кабатлау | 1 | 20.09 | |||
Табигый шартлар һәм табигый ресурслар | ||||||
7. | Россиядә рельеф үзенчәлекләре | 1 | 25.09 | |||
8. | Россия территориясенең геологик төзелеше | 1 | 27.09 | |||
9. | Россиянең минераль ресурслары | 1 | Практик эш №3. Конт.картада файдалы казылмаларның төп чыганакларын билгеләү | 2.10 | ||
10. | Рельеф формалары үсеше | 1 | 4.10 | |||
11. | “Рельефы, геологик төзелеше” темасы буенча кабатлау | 1 | 9.10 | |||
12. | Климат барлыкка китерүче факторлар | 1 | 11.10 | |||
13 | Атмосфера фронтлары. Циклоннар һәм антициклоннар. | 1 | 16.10 | |||
14. | Климат типлары | 1 | Практик эш №4. Январьның һәм июльнең уртача температураларын , еллык явым-төшемне билгеләү | 18.10 | ||
15. | Кешенең климатка тәэсире Агроклиматик ресурслар | 1 | Практик эш №5.Дымлылык коэффициентын билгеләү | 23.10 | ||
16. | “Климат” темасы буенча кабатлау | 1 | 25.10 | |||
17. | Россиянең эчке сулары | 1 | Практик эш №6. Карта буенча елганың туенуын, режимын, еллык агышын, агып төшү биеклеген, авышлыгын билгеләү | 30.10 | ||
18. | Күлләр, сазлыклар. Җир асты сулары, бозлыклар, мәңгелек туңлык. | 1 | 1.11 | |||
19. | Су ресурслары | 1 | 13.11 | |||
20. | “Эчке сулар һәм су ресурслары” темасы буенча кабатлау | 1 | 15.11 | |||
21 | Туфракларның барлыкка килүе, үсү – үзгәрү шартлары | 1 | 20.11 | |||
22. | Туфрак таралу закончалыклары | 1 | Практик эш №7. Карта буенча Россиядәге зоналарның туфрак шартларын билгеләү | 22.11 | ||
23. | Россиядә туфрак ресурслары | 1 | 27.11 | |||
24. | Россиядә үсемлекләр дөньясы | 1 | 29.11 | |||
25 | Россиядә хайваннар дөньясы | 1 | 4.12 | |||
26. | Биологик ресурслар | 1 | 6.12 | |||
27. | Россиянең табигый ресурслары потенциалы | 1 | 11.12 | |||
Россиянең табигый комплекслары | ||||||
28. | Россиянең табигый комплексларының төрлелеге | 1 | 13.12 | |||
29. | Диңгезләр – эре табигый комплекслар | 1 | 18.12 | |||
30. | Россиянең табигый зоналары | 1 | 20.12 | |||
31. | Урманнар зонасы | 1 | 25.12 | |||
32. | Көньяк Россиядә урмансыз зоналар | 1 | Практик эш №8. Табигый зоналарның берсенә характеристика бирү. | 27.12 | ||
33 | Биеклек пояслылыгы | 1 | 15.01 | |||
34. | “Табигый районнарга бүлү” темасы буенча кабатлау. | 1 | 17.01 | |||
35. | Рус тигезлегенең табигате | 1 | 22.01 | |||
36. | Рус тигезлегенең табигый комплекслары | 1 | 24.01 | |||
37. | Рус тигезлегенең табигый ресурслары | 1 | 29.01 | |||
38. | Төньяк Кавказ – Россиянең иң яшь, иң биек таулары | 1 | 31.01 | |||
39. | Т.Кавказның табигый комплекслары | 1 | 5.02 | |||
40. | Урал | 1 | 7.02 | |||
41. | Уралның табигате | 1 | 12.02 | |||
42 | Уралның экологик проблемалары | 1 | 14.02 | |||
43. | Кб.Себернең табигате | 1 | 19.02 | |||
44. | Кб.Себернең табигый ресурслары | 1 | Практик эш №9. Карта буенча регионның табигый ресурсларын билгеләү | 21.02 | ||
45. | Кч.Себер табигате | 1 | 26.02 | |||
46. | Кч.Себернең табигый районнары | 1 | 28.02 | |||
47. | Байкал | 1 | 5.03 | |||
48 | Кч.Себернең табигый ресурслары һәм аларны үзләштерү проблемалары | 1 | 7.03 | |||
49. | Ерак Кч – ның табигате | 1 | 12.03 | |||
50. | Ерак Кч-ның табигый комплекслары | 1 | 14.03 | |||
51. | Ерак Кч-ның табигый ресурслары | 1 | 19.03 | |||
Кеше һәм табигать | ||||||
52. | Табигый шартларның кеше тормышына һәм сәламәтлегенә тәэсире | 1 | 21.03 | |||
53. | Кешенең табигатькә йогынтысы | 1 | 2.04 | |||
54. | Табигатьне рациональ файдалану | 1 | 4.04 | |||
55. | Россиядә экологик хәл | 1 | 9.04 | |||
56 | “Кеше һәм табигать” темасы буенча йомгаклау | 1 | 11.04 | |||
Татарстанга гомуми географик характеристика | ||||||
57. | Татарстанның географик урыны һәм территориясе | 1 | Практик эш №10. Карта буенча Татарстанның географик урынын билгеләү | 16.04 | ||
58. | Татарстанның рельефы | 1 | 18.04 | |||
59. | Геологик төзелеше | 1 | 23.04 | |||
59. | Татарстанның климаты | 1 | 25.04 | |||
60 | Татарстанның сулары | 1 | 30.04 | |||
62. | Татартанның табигый – географик зоналары | 1 | 2.05 | |||
63. | Татарстанның табигый ресурслары | 1 | 7.05 | |||
64 | Үсемлекләр һәм хайваннар дөньясы ресурслары | 1 | 14.05 | |||
65. | Идел – Кама дәүләт тыюлыгы һәм Түбән Кама милли паркы | 1 | 16.05 | |||
66. | Татарстан җирендәге табигать истәлекләре | 1 | 21.05 | |||
67. | Татарстанның табигый – географик районнары Кама алды | 1 | 23.05 | |||
68 | Кама аръягы | 1 | 28.05 | |||
69 | Идел алды | 1 | 30.05 | |||
70 | “Татарстанга гомуми характеристика” темасы буенча йомгаклау | 1 | 30.05 |
Перечень литературы и средств обучения
Основная литература
1. География России. Природа. И.И.Баринова. 8 класс. Москва. Дрофа. 2006 год.
География Республики Татарстан. А.С.Тайсин. 8 класс. Казань. Магариф. 2010 год
2. Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень).
3. Стандарт основного общего образования по географии
Дополнительная литература для учителя:
1. Поурочные разработки по географии 8 класс. Природа России. Е.А.Жижина. «Вако» Москва 2006 год.
2.География. Развернутое тематическое планирование. 6 – 11 классы. Волгоград. Учитель. 2008 год.
3. Журналы «География в школе»
4.В.И.Сиротин. География. Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2009.
5.Атлас. География России. О.Д. Дубовая. 8 класс.
Электронные ресурсы:
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
География России. Природа и население. 8 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...