Рабочая программа по географии для 7 класса
рабочая программа по географии (7 класс) по теме
Рабочая программа по географии для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_-_rabochaya_programma_po_geografii.docx | 43.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Закона РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);
- Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального Компонента Государственных Образовательных Стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
- Примерной программы основного общего образования по географии
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2012-2013 учебный год
- Учебного плана МБОУ «Новокишитская основная общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан
на 2012 -2013 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от 28 августа 2012 года)
Цель: Воспитание и развитие у школьников знаний о целостности и дифференцированности природы материков, их крупных регионов и стран, об особенностях жизни и хозяйственной деятельности людей в различных природных условиях.
Задачи:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
раскрыть закономерности землеведческого характера;
воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Рабочая программа по географии в 7 классе рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю по базисному учебному плану )
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
География материков и океанов И.В.Душина, В.А.Коринская, В.А.Щенев Дрофа. Москва 2006 год.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения географии ученик 7 класса должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Современный облик планеты Земля. Геологическая история Земли. Современные методы определения возраста, слагающих земную кору, горных пород.Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли.
Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане. Территориальные сочетания минеральных ресурсов. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа.
Пространственные различия процессов формирования климата. Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.
Распределение вод суши по материкам в зависимости от количества осадков, испаряемости, тепла и рельефа. Главные речные системы и бассейны материков. Влияние климата на режим рек различных регионов Земли. Водные ресурсы материков и их регионов.
Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане. Антропогенные изменения природных ландшафтов. Лесные ресурсы.
Особенности почвообразования в различных природных условиях. Агроклиматические ресурсы материков и их регионов.
Взаимосвязи компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах и районах материков. Основные объекты природного наследия человечества.
Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов.
Население Земли. Появление человека на Земле. Древняя родина человека, пути его расселения по материкам. Первые цивилизации и государства. Памятники древней культуры.
Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Самые многочисленные народы. География языков и религий. Региональные различия в плотности населения материков, регионов и стран.
Культура материальная и духовная, их взаимосвязи. Влияние окружающей природной среды на формирование типов жилища, одежду, питание, религиозные верования, фольклор, традиции и обычаи, семейный уклад, занятия; взаимопроникновение культурных традиций разных народов. Элементы материальной и духовной культуры как результат жизнедеятельности человека, его адаптации к окружающей среде.
Многообразие стран современного мира. Их основные типы. Наиболее крупные страны по площади и численности населения, их столицы и крупные города.
Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.
Океаны. Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком.
Материки и страны. Типовая характеристика материков (Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды) с учетом их географической специфики по плану:
1.Особенности географического положения материков. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.
2. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения материков. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.
Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности. Крупнейшие города как центры культурного наследия человечества. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.
3. Природно-хозяйственные регионы. Влияние природно-исторических условий на формирование хозяйственной специализации различных территорий. Географические различия в хозяйственном освоении материков и регионов. Главные природно-хозяйственные регионы материков.
4. Страны материков. Политическая карта Евразии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании. Краткая характеристика наиболее крупных и типичных для регионов материка стран с указанием особенностей их географического положения, природы и природных ресурсов, населения, основных видов хозяйственной деятельности. Особенности материальной и духовной культуры народов. Столицы и наиболее крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.
Изучение политической карты мира и отдельных материков. Краткая географическая характеристика материков, их регионов и стран различных типов.
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.
Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв.
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды.
Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования.
Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.
Практические работы
Работа с источниками географической информации (анализ карт)
Определение по карте направлений передвижения литосферных плит
Определение по карте климатических поясов
Нанесение на контурную карту маршруты научных экспедиций
Составление географических характеристик океан
Определение географических координат крайних точек
Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран
Сравнение географического положения Австралии и Африки, определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.
Сравнение климатических поясов и природных зон Африки и Австралии
Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки.
Краткая характеристика двух стран Южной Америки
Нанесение на контурную карту научных станций
Сравнение климата отдельных частей Северной Америки, расположенных в одном климатическом поясе.
Описание географического положения страны С.Америки по политической карте, природных условий, населения и его хозяйственной деятельности
Особенности географического положения Евразии
Определение климатических типов по диаграммам
Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и С.Америке.
Нанесение на контурную карту крупных стран Евразии
Описание географического положения страны Евразии по политической карте, природных условий, населения и его хозяйственной деятельности
Национально-региональный компонент реализуется при изучении природных и климатических зон Евразии.
Учебно-тематический план – 7 класс
Тема № | Название | Количество часов | Практические работы |
1 | Современный облик планеты Земля | 17 | 3 |
2 | Океаны | 5 | 2 |
3 | Материки | 44 | 14 |
4 | Природопользование и геоэкология | 4 | |
Всего | 70 | 19 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Практическая часть | Дата проведения | Приме чание | |
План | Факт | |||||
1 | Материклар һәм океаннар географиясе нәрсәне өйрәнә | 1 | 5.09 | |||
2 | Кешеләр җирне ничек ачканнар һәм өйрәнгәннәр | 1 | 7.09 | |||
3 | Материклар һәм океаннар карталары | 1 | Практик эш №1. Дәреслек һәм атлас картасына анализ ясау | 12.09 | ||
Җир табигатенең төп үзенчәлекләре | ||||||
4 | Материклар һәм океаннарның килеп чыгышы | 1 | Практик эш №2. Конт.картада литосфера плиталарын һәм сейсмик поясларны билгеләү | 14.09 | ||
5 | Җирнең рельефы | 1 | 19.09 | |||
6 | Җир тереклегендә атмосфераның роле. Һава температурасының бүленеше | 1 | 21.09 | |||
7 | Җир өстендә явым – төшемнең бүленеше | 1 | 26.09 | |||
8 | Җир шарының климат пояслары | 1 | Практик эш №3. Конт. картада климат поясларын билгеләү | 28.09 | ||
9 | Бөтендөнья океаны сулары | 1 | 3.10 | |||
10 | Өске агымнарның схемасы. Океан – тереклек мохите | 1 | 5.10 | |||
11 | Океанның атмосфера һәм коры җир белән үзара тәэсир итешүе | 1 | 10.10 | |||
Географик тышча | ||||||
12 | Географик тышчаның төзелеше һәм үзлекләре | 1 | 12.10 | |||
13 | Табигый комплекслар | 1 | 17.10 | |||
14 | Табигый зоналарның җирдә урнашу закончалыклары | 1 | 19.10 | |||
15 | Киңлек зоналары. Биеклек пояслары | 1 | 24.10 | |||
16 | Кешенең җирне үзләштерүе. Дөньядагы илләр. | 1 | 26.10 | |||
17 | 1 бүлек буенча гомумиләштерү | 1 | 31.10 | |||
Океаннар | ||||||
18 | Тын океан | 1 | Практик эш №4. Конт.картада фәнни экспедицияләрнең океан буйлап маршрутлары | 2.11 | ||
19 | Һинд океаны | 1 | 14.11 | |||
20 | Атлантик океан | 1 | 16.11 | |||
21 | Төньяк Боз океаны | 1 | 21.11 | |||
22 | “Океаннар” темасы буенча гомумиләштерү | 1 | Практик эш №5. Берәр океанга характеристика бирү | 23.11 | ||
Көньяк материклар | ||||||
23 | Көньяк материклар табигатенең гомуми үзенчәлекләре | 1 | 28.11 | |||
Африка | ||||||
24 | Африканың географик урыны. Африканы өйрәнү. | 1 | Практик эш №6. Африканың чик нокталарын һәм аларның координаталарын билгеләү | 30.11 | ||
25 | Рельефы һәм файдалы казылмалары | 1 | 5.12 | |||
26 | Климаты | 1 | 7.12 | |||
27 | Эчке сулары | 1 | 12.12 | |||
28 | Табигый зоналары. Экваториаль урманнар, саванналар. | 1 | 14.12 | |||
29 | Тропик чүлләр. Тыюлыклар һәм милли парклар | 1 | 19.12 | |||
30 | Халкы. Т.Африка илләре. Кб. Һәм Үзәк Африка илләре | 1 | 21.12 | |||
31 | Кч. Һәм К.Африка илләре | 1 | Практик эш №7. Берәр Африка дәүләтенә характеристика бирү | 26.12 | ||
32 | “Африка” темасы буенча гомумиләштерү. | 1 | 28.12 | |||
Австралия | ||||||
33 | Географик урыны, тикшеренү тарихы | 1 | Практик эш №8. Австралиянең чик нокталарын һәм координаталарын билгеләү. Африка белән Австралиянең географик урынын чагыштыру | 16.01 | ||
34 | Рельефы һәм файдалы казылмалары | 1 | 18.01 | |||
35 | Климаты, эчке сулары | 1 | Практик эш №9. Австралия һәм Африканың климат пояслары һәм табигый зоналары арасындагы охшашлыклар, аерымлыклар | 23.01 | ||
36 | Табигый зоналары. Халкы һәм хуҗалыгы. | 1 | 25.01 | |||
37 | Океания | 1 | 30.01 | |||
38 | “Австралия” темасы буенча кабатлау | 1 | 1.02 | |||
Көньяк Америка | ||||||
39 | Географик урыны. Американы ачу һәм тикшерү | 1 | Практик эш №10. К.Америка белән Африканың географик урынына чагыштырма характеристика бирү | 6.02 | ||
40 | Рельефы һәм файдалы казылмалары | 1 | 8.02 | |||
41 | Климаты. Эчке сулары | 1 | 13.02 | |||
42 | Табигый зоналары | 1 | 15.02 | |||
43 | Халкы һәм илләре | 1 | Практик эш №11. К.Американың ике иленә кыскача характеристика | 20.02 | ||
44 | “Көньяк Америка” темасы буенча кабатлау | 1 | 22.02 | |||
Антарктида | ||||||
45 | Географик урыны. Ачу һәм тикшерү | 1 | Практик эш №12. Кон.картада яр сызыкларын, фәнни тикшерү станцияләрен билгеләү | 27.02 | ||
46 | Табигате | 1 | 1.03 | |||
47 | Көньяк материклар буенча гомумиләштерү | 1 | 6.03 | |||
Төньяк материклар | ||||||
48 | Төньяк материклар табигатенең гомуми үзенчәлекләре | 1 | 13.03 | |||
Төньяк Америка | ||||||
49 | Географик урыны. Материкны ачу һәм өйрәнү | 1 | 15.03 | |||
50 | Рельефы һәм файдалы казылмалары | 1 | 20.03 | |||
51 | Климаты. Эчке сулары | 1 | Практик эш №13. Климатның үзенчәлегенә характеристика бирү | 22.03 | ||
52 | Табигый зоналары | 1 | 3.04 | |||
53 | Халкы һәм илләре | 1 | 5.04 | |||
54 | “Төньяк Америка” темасы буенча кабатлау | 1 | Практик эш №14. Материкның берәр иленә характеристика бирү | 10.04 | ||
Евразия | ||||||
55 | Географик урыны. Үзәк Азиядә тикшеренүләр | 1 | Практик эш №15. Евразиянең географик урынына үзенчәлекләре | 12.04 | ||
56 | Рельефы һәм файдалы казылмалары | 1 | 17.04 | |||
57 | Климаты | 1 | Практик эш №16. Диаграммалар буенча климат типларын билгеләү | 19.04 | ||
58 | Эчке сулары | 1 | 24.04 | |||
59 | Табигый зоналары | 1 | Практик эш №17. Евразиянең һәм Т.Американың табигый зоналарын 40 параллель буенча чагыштыру | 26.04 | ||
60 | Евразиянең халкы. Төньяк Европа илләре | 1 | 3.05 | |||
61 | Кб. Европа илләре. | 1 | 8.05 | |||
62 | Кч. Европа илләре Көньяк Европа илләре | 1 | 10.05 | |||
63 | К –Кб Азия илләре. Үзәк Азия илләре | 1 | Практик эш №18. Конт. картада материкның зур илләрен билгеләү | 15.05 | ||
64 | Кч Азия илләре. Көньяк Азия илләре | 1 | 17.05 | |||
65 | К – Кч Азия илләре | 1 | 22.05 | |||
66 | Төньяк материклар буенча гомумиләштерү | 1 | Практик эш №19. Берәр илгә характеристика бирү | 24.05 | ||
Табигать һәм җәмгыятьнең үзара тәэсир итешүе | ||||||
67 | Географик тышчаның закончалыклары | 1 | 29.05 | |||
68 | Табигатьнең һәм җәмгыятьнең үзара тәэсир итешүе | 1 | 29.05 | |||
69 | “Табигать һәм җәмгыятьнең үзара тәэсир итешүе” темасы буенча кабатлау | 1 | 31.05 | |||
70 | “Материклар һәм океаннар географиясе” курсы буенча йомгаклау | 1 | 31.05 |
Перечень литературы и средств обучения
Основная литература
1. География материков и океанов. И.В.Душина, В.А.Коринская, В.А.Щенев. Дрофа. Москва 2006 год.
2. Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень).
3. Стандарт основного общего образования по географии
Дополнительная литература для учителя:
1. Поурочные разработки по географии 7 класс. Материки, океаны, народы и страны. «Вако» Москва 2006 год. Н.А.Никитина.
2.География. Развернутое тематическое планирование. 6 – 11 классы. Волгоград. Учитель. 2008 год.
3. Журналы «География в школе»
4.В.И.Сиротин. География. Контурные карты. 7 класс – Москва. Дрофа. 2012.
5.О.В.Крылова. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.
Электронные ресурсы:
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...