Рабочая программа по географии 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс) по теме
Рабочая программа по географии 7 класс по учебнику В.В. Коринской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl._geografiya.doc | 399 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
РАССМОТРЕНО На заседании МО ______________________________ Протокол № ________ от _____августа 2013 г. Руководитель МО _____________ /________________/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ /_________________/ «__» августа 2013 г. |
РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению на педагогическом совете ГБОУ средней школой № Протокол № ________ от _____августа 2013 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ средней школы № ____________ /___________________/ «__» августа 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету « География »
Класс 7А учебный год 2013-2014 количество часов по учебному плану 70
Ф. И.О. учителя Поликарпова Я.Е.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2013
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу
« География» 7А класс
Нормативная основа программы
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования. География – М.: Просвещение, 2009 г.
- Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011
- Программа для общеобразовательных учреждений. География (предмет). 6-10 класс. Автор И.В.Душина. – М.: Дрофа, 2006
- Образовательная программа ГБОУ средней школы № ….. Фрунзенского района Санкт-Петербурга – 2013
- Учебный план ГБОУ ГБОУ средней школы № …… Фрунзенского района Санкт-Петербурга – 2013
Цели и задачи обучения по предмету «География» в 7А классе
Цели:
1. Развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях
2. Формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира.
3.Формирование у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях.
4. Формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Задачи:
1. Расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации ( от планетарного до локального);
2. Создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
3. Усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
4. Способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;
5. На основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;
6. Продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
7. Учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
Количество учебных часов
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (согласно БУП 2013 года). При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение географии в 7 классе составит 70 часов.
Из них: контрольные уроки – 19 часов.
Количество часов для контроля за выполнением практической части программы
I триместр | II триместр | III триместр | За год | |
Тест | 1 | 2 | 2 | 5 |
Контрольная практическая работа | 6 | 4 | 4 | 14 |
Итого: | 19 |
Межпредметные (метапредметные) связи на уроках географии
На уроках географии в 7 классе прежде всего значимы межпредметные связи с такими предметами как биология, история, обществознание так как у учащихся формируется умение составлять комплексные страноведческие описания и характеристики территорий.
Учет особенностей обучающихся класса
Учитываются возрастные психологические особенности детей младшего подросткового возраста (13-14 лет) характеризующиеся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т.е. чувства взрослости, а также внутренней переориентации подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения
Формы обучения:
- фронтальная (общеклассная)
- групповая (в том числе и работа в парах)
- индивидуальная
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.
Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, дискуссия, метод проектов.
Средства обучения:
- для учащихся: учебники, рабочие тетради, атласы и контурные карты, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты, и др.), технические средства обучения, мультимедийные дидактические средства;
- для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер с выходом в сеть Интернет.
Используемые виды и формы контроля
Виды контроля:
- вводный,
- текущий,
- тематический,
- итоговый,
- комплексный
Формы контроля:
- диктант;
- объяснительный диктант;
- выборочное списывание;
- проверочная работа;
- тест;
- компьютерное тестирование;
- фронтальный опрос;
- индивидуальные разноуровневые задания;
- редактирование текста;
- восстановление деформированного текста;
Используемый учебно-методический комплект
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
Учебник: География материков и океанов, 7 класс, В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. – М.: Дрофа, 2011.
Рабочая тетрадь: География материков и океанов. 7 кл./ И.В. Душина. – 10-е изд.,доп. – М.: Дрофа, 2012.
Методическое пособие к учебнику: География материков и океанов». 7 класс. В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. – М.: Дрофа, 2011
Атлас с комплектом контурных: Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. И.В. Душина, А.А. Лягин. – АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2013.
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС основного общего образования по географии.
Содержание рабочей программы
№ п/п | Название темы | Необходимое количество часов для ее изучения | Основные изучаемые вопросы темы (кратко) |
1 | Введение | 3 | Развитие представления человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований. Легенда карты, градусная сеть. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт. |
Раздел I Главные особенности природы Земли | |||
2 | Литосфера и рельеф Земли | 2 | Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Описание рельефа территории по карте. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа. |
3 | Атмосфера и климаты Земли | 3 | Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Атмосферное давление, ветры, осадки. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. Распределение влаги на поверхности Земли. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. |
4 | Гидросфера. Мировой океан-главная часть гидросферы | 2 | Части Мирового океана. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности. |
5 | Географическая оболочка | 4 | Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между ее составными частями. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и ее изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира. Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу. |
6 | Раздел 2. Океаны и материки | 50 | Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и океанов. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного характера. Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы. Историко-культурные районы мира. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Памятники природного и культурного наследия человечества. |
7 | Географическая оболочка – наш дом. | 4 | Закономерности географической оболочки. Факторы формирования ПК. Взаимодействие природы и общества. Влияние природы на условия жизни людей. Изменение природы хозяйственной деятельностью человека. |
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
по географии
к концу 7 класса
Обучающиеся должны
- Знать /понимать/:
основные географические понятия и термины;
различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
географию крупнейших народов Земли.
- Уметь:
оценивать и прогнозировать:
по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;
природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.
объяснять:
особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
особенности расового и этнического состава населения;
различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;
различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;
особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных странах;
основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое положение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональность», «высотная поясность», уметь применять их в процессе учебного познания.
описывать:
основные источники географической информации;
географическое положение объектов (по карте);
существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);
компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и крупнейших стран мира;
объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ;
особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.
определять (измерять):
географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.);
вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.
называть и (или) показывать:
важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;
типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;
крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;
основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;
ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности;
природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
чтения карт различного содержания;
проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями;
принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;
понимания географической специфики регионов и стран мира.
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.
Контроль уровня обучения
Контрольные работы в форме тестирования по теме:
7А класс
1. «Главные особенности природы Земли»
2. «Африка»
3. «Южная Америка»
4. «Северная Америка»
5. «Евразия»
Практические работы:
7А класс
Литосфера и рельеф Земли
Практическая работа № 1: «Составление и анализ схемы «Влияние строения земной коры на рельеф Земли»
Атмосфера и климаты Земли
Практическая работа № 2: Составление характеристики климатических поясов по климатической карте.
Гидросфера. Мировой океан-главная часть гидросферы
Практическая работа № 3: «Выделение на карте территорий, где в наибольшей мере проявляется влияние океана на сушу»
Океаны
Практическая работа № 4: «Комплексная характеристика одного из океанов».
Африка
Практическая работа № 5: «Описание географического положения материка Африка».
Практическая работа №6: «Сравнительная характеристика тропического и субэкваториального пояса северной части Африки».
Практическая работа № 7: «Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран» (по выбору).
Южная Америка
Практическая работа № 8: «Сравнительное описание крупных речных систем Юж. Америки и Африки».
Практическая работа № 9: « Комплексная характеристика одной из стран материка Юж. Америки».
Северная Америка
Практическая работа № 10: «Сравнение климата п-ов Аляска и Лабрадор (1в.), Калифорния и Флорида (2в.), расположенных в одном климатическом поясе».
Практическая работа № 11: «Описание одной из стран Сев. Америки с определением особенностей природы, населения и его хоз. деятельности».
Евразия
Практическая работа № 12: «Сравнительная характеристика климата Евразии и Северной Америки ».
Практическая работа № 13: «Сравнительная характеристика природных зон Евразии и Северной Америки по 40 с.ш. и 80 в.д».
Практическая работа № 14: «Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей Аппенинского, Пиренейского и Балканского п-вов».
Понятия, определения, номенклатура.
Понятия | Номенклатура |
Введение | |
Мировой океан, , остров, архипелаг, Старый Свет Новый Свет. Часть света Географическая карта Виды географических карт Основные способы изображения содержания карт | Океаны – Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический, Индийский. Материки – Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида. Части света – Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия, Антарктида. Архипелаги – Канадский Арктический, Малайский, Гавайские острова. Острова – Шпицберген (Грумант), Гренландия, Исландия. Огненная Земля. Проливы - Берингов, Магелланов Страны – Китай, Индия. Регионы – Центральная Азия. |
Литосфера и рельеф Земли. | |
Литосфера Океаническая земная кора Материковая земная кора Равнины Горы Внутренние силы Земли Внешние силы Земли Литосферные плиты Платформы Складчатые области Теория дрейфа континентов и литосферных плит Лавразия Гондвана Пангейя | Плиты – Евразийская, Индо-Австралийская, Северо-Американская, Южно-Американская, Африканская, Тихоокеанская, Антарктическая. Острова – Японские острова. Курильские Горы – Анды, Гималаи, Скандинавские, Тибет, Кавказские. Альпы, Кордильеры, Атлас, Большой Водораздельный хребет, Уральские горы.. Моря – Средиземное море. Глубоководные желоба – Курильский, Перуанский желоб. , Равнины Восточно-Европейская, Среднесибирское плоскогорье. Амазонская низменность, Великая Китайская равнина. |
Атмосфера климаты Земли | |
Изотермы. Воздушные массы Пассаты Западные ветры Юго-восточные и северо-восточные ветры Основные климатические пояса Переходные климатические пояса | |
Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы | |
Течения поверхностные Глубинные течения Стоковые течения Ветровые течения Планктон Нектон Бентос | Течения – Северное Пассатное, Южное Пассатное, Западных ветров, Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Канарское. Бразильское, Бенгельское, Куросио, Северо-Тихоокеанское, Перуанское (Гумбольтда). Экваториальное противотечение. Эль-Ниньо |
Географическая оболочка. | |
Географическая оболочка \биологический круговорот. Природный комплекс Природная зона Широтная зональность Высотная поясность | |
Океаны | |
Тихий океан. Географическое положение океана "Тихоокеанское огненное кольцо". Тайфун Коралловый риф Железомарганцевые конкреции. | Моря – Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Восточно-Китайское. Южно-Китайское, Коралловое, Фиджи, Тасманово, Амундсена, Беллинсгаузена. Заливы – Аляска, Калифорнийский. Острова – Гавайские, Тасмания, Большой Барьерный риф. Алеутские, Курильские, Сахалин, Японские. Филиппинские, Новая Гвинея. Новая Зеландия, Пасхи, Галаппагос, Гавайские. Полуострова – Камчатка, Корея, Малакка. Проливы – Магелланов, Дрейка, Берингов. Поднятия – Восточно-Тихоокеанское, Южно-Тихоокеанское. Котловины – Южная, Северо-Восточная. Течения – Северное Пассатное, Южно-Пассатное, Северо-Тихоокеанское, Калифорнийское, Перуанское, Западных ветров. |
Индийский океан Муссон Нефтяное загрязнение. | Острова – Мадагаскар, Шри-Ланка, Кергелен, Мальдивские, Сейшельские. Проливы – Мозамбикский. Моря – Красное, Аравийское. Течения – Муссонное, Сомалийское, Западных Ветров. Полуострова – Аравийский, Индостан, Сомали. Заливы – Персидский, Бенгальский, Большой Австралийский. |
Атлантический океан Раздвижение литосферных плит Срединно-океанический хребет Айсберг | Острова – Гренландия, Исландия, Великобритания, Ирландия, Зеленого мыса. Большие Антильские. Малые Антильские, Бермудские, Канарские. Проливы – Гибралтарский. Моря – Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Карибское. Поднятия - Срединно-атлантические хребты. Течения – Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Лабрадорское, Бенгельское, Бразильское, Западных Ветров. Заливы - Бискайский, Гвинейский, Мексиканский. |
Северный Ледовитый океан Арктика Полярная станция Дрейф Торос Арктический пак Северный морской путь | Острова –Элемир, Канадский Арктический Архипелаг. Северная Земля, Новосибирские, Новая Земля. Шпицберген. Моря – Чукотское, Восточно-Сибирское, Лаптевых, Карское, Баренцево, Белое, Гренландское. Баффина, Бофорта. Котловины – Канадская, Нансена. Поднятия - Геккеля, Ломоносова, Менделеева. Проливы – Берингов пролив. |
Африка | |
Грабен Горст Красные (ферраллитные) и красно-бурые почвы. Многоярусность Лианы Эпифиты. Галерейные леса Саванна. Оазисы Самум Вади Бархан Колония Суверенное государство. Комплексная характеристика государства | Крайние точки – Альмади, Рас-Хафун, Доброй надежды, Игольный. Рас-Энгела. Моря - Красное, Средиземное Острова – Мадагаскар. Полуострова - Сомали. Проливы – Гибралтарский, Мозамбикский. Суэцкий канал. Заливы – Гвинейский. Реки – Нил, Конго, Нигер, Замбези, Оранжевая, Лимпопо. Озера - Виктория, Танганьика, Ньяса, Виктория, Чад. Водопады – Виктория. Ливингстона, Тугела. Плиты – Африканская Горы - Атлас, Капские, Драконовы. Равнины - Вулканы – Килиманджаро, Камерун. Вершины – Кения, Маргарита, Тубкаль, Рас-Дашен. Нагорья – Эфиопское, Тибести, Аххагар. Котловины – Чад, Конго, Калахари. Плоскогорье – Восточно-Африканское, Великий Африканский разлом, массив Рувензори. Пустыни - Сахара, Намиб, Калахари, нагорье Тибести Ахаггар. Средиземноморское побережье. Национальные парки – Серенгети, Крюгера. Заповедники – Нюронгоро. Страны – Египет, Зимбабве, Либерия, Эфиопия, Алжир, Заир, Ливия, Нигерия, Судан. Регионы – Дельта Нила, побережье Средиземного моря, Гвинейского залива. Сахара. Карфаген. |
Австралия и Океания | |
Крик. Солончаки. Артезианские воды. Скрэб. Эндемичные растения Эндемичные животные Сумчатые млекопитающие. Яйцекладущие млекопитающие Атоллы. Вулканические острова. Материковые острова. | Крайние точки – Байрон, Юго-Восточный, Стип-Пойнт, Йорк. Моря – Арафурское, Коралловое, Тасманово. Острова – Новая Гвинея, Тасмания, Новая Зеландия. Большой Барьерный риф Полуострова - Арнемленд, Кейп-Йорк. Проливы – Торресов, Басов. Заливы – Карпентария, Большой Австралийский. Горы - Большой Водораздельный хребет, Австралийские Альпы. Вершины – гора Косцюшко, Равнины – Центральная низменность, Налларбор, Айрес-Рок, Западно-Австралийское плоскогорье. Реки - Муррей, Дарлинг, Куперс-Крик. Озера - Эйр, Большой Артезианский бассейн. Страны – Австралийский Союз. Города - Канберра, Сидней, Мельбурн |
Южная Америка | |
Тихоокеанское вулканическое кольцо. Сельва. Кампос. Льянос. Пампа. Эндемики. Эпифиты. Ходульные корни. Парамос. Высокогорная пустыня Пуна. Индейцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Мате (парагвайский чай) Самба Гаучо Ранчо Танго Патагония Инки Пончо Эльдорадо | Острова – Огненная Земля, Фолклендские, Галапагосские. Мысы - Горн, Фроуард, Каабу-Бранку, Париньяс, Гальинас. Проливы – Магелланов, Дрейка. Перешеек – Панамский. Заливы – Ла-Плата. Течения – Бразильское, Гвианское, Перуанское. Горы - Анды, "Дорога вулканов". Центральные Анды, Чилийско-Патангонские Анды, Северные Анды. Нагорье - Пуна. Вершины – Аконкагуа, Чимборасо, Ильямпу. Вулканы – Льюльяйльяко, Котопахи Равнины – Амазонская, Ла-Платская, Оринокская. Плоскогорье Бразильское Реки - Амазонка, Мараньон, Укаяли, Мадейра, Пурус, Журуа, Риу-Негру, Ориноко. Парана, Парагвай. Озера - Маракайбо, Титикака, Поопо. Водопады – Игуасу, Анхель Регионы - Льянос, Ориноко, Амазонская низменность, Гран-Чако, Атакама, Патагонская пустыня. Экваториальные Анды, Пуна. Национальные парки – "Игуасу", "Ланин" (Аргентина), "Галапагосские острова". Страны – Бразилия, Аргентина, Перу. |
Антарктида | |
Антарктика. Южная полярная область Земли. Шельфовый ледник. Айсберг. Арктические станции. Международный геофизический год. Антарктическая платформа. Движение ледников. Антарктический оазис. Полюс холода Земли. Стоковые ветры. Антарктическая пустыня. Южный магнитный полюс. Полюс недоступности | Моря – Уэдделла, Беллинсгаузена, Амундсена, Росса. Земли – Уилкса, Виктории, Мэри Бэрд, Элсуэрта, Александра 1, Королевы Мод. Полуострова - Антарктический. Шельфовые ледники – Росса и Фильхнера. Южный полюс. Вулканы – Эребус, Террор. Полярные станции – Мирный, Молодежная, Новолазаревская, "Восток", Беллинсгаузен, Амундсен-Скотт, Мак-Мердо. Русская". Горы - Трансантарктические, массив Винсон. Равнина – Бэрда. Ледник – Ламберта. Озера - Фигурное |
Северная Америка | |
Форт. Великая Северная экспедиция. Карст. Пещеры. Покровное оледенение. Торнадо "Отец вод" Многолетняя мерзлота Подзолистые почвы. Пыльная буря Черноземная буря. Эскимосы Страна кленового листа Англо-канадцы, франко-канадцы, Ковбои Сомбреро Пончо Иглу Каяк. | Крайние точки– Мерчисон, Барроу, Принца Уэльского, Сент-Чарльз, Марьято. Моря – Баффина, Берингово Острова – Гренландия, Баффинова Земля. Канадский Арктический Архипелаг, Ньюфаундленд, Большие Антильские (куба, Гаити), Багамские. Алеутские, Бермудские. Полуострова - Калифорния, Флорида, Лабрадор, Аляска, Юкатан. Проливы – Берингов, Гудзонов, Дэвисов. Заливы – Гудзонов, Мексиканский. Калифорнийский. Фанди. Морис-Джесеп. Заливы – Святого Лаврентия. Острова – Лонг-Айленд, Чирикова, Форт-Росс. : Горы - Кордильеры, Скалистые, Каскадные, Береговые хребты. Сьерра-Невада. Аппалачи. Вершины – Мак-Кинли, Митчелл. Вулканы – Орисаба, Попокатепетль. Равнины – Великие, Центральные. Впадина – Долина Смерти. Нагорье – мексиканские, Большой Бассейн, плато Колорадо. Течения – Северо-Атлантическое, Калифорнийское, Гольфстрим, Лабрадорское. Реки - Миссисипи, Миссури, Огайо, Юкон, Святого Лаврентия. Маккензи, Колумбия, Колорадо. Рио-Гранде. Озера - Великие Американские – Верхнее, Мичиган, Гурон. Эри, Онтарио, Большое Соленое, Виннипег. Атабаска. Большое Медвежье, Большое Невольничье. Водопады – Ниагарский, Большой Каньон. Пустыни – Мохаве, Сонора, Аризонская. Национальные парки , Заповедники – Вуд-Баффоло, Йосемитская долина, Большой каньон, Йолоустонский парк, Мамонтова пещера, Долина смерти. Страны – США, Канада, Мексика. |
Евразия | |
Альпийско-Гималайский сейсмический пояс Тихоокеанский сейсмический пояс. Полюс холода Эмиграция и иммиграция Карликовые страны. Фьорд Шхеры Суоми. Польдера Эстуарий Эоловый рельеф Вади Бедуин Самум. Юрта Аул Кишлак Лёсс . | Моря – Баренцево, Белое, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское. Японское, Желтое, Восточно-Китайское. Южно-Китайское, Аравийское. Черное, Эгейское, Мраморное. Адриатическое, Северное. Норвежское, балтийское, каспийское, Аральское. Острова – Шпицберген, Новая Земля, Северная Земля. Новосибирские, Врангеля, Курильские, Сахалин, Японские, Тайвань, Филиппинские. Большие Зондские – Суматра, Ява, Калимантан, Сулавеси. Шри-Ланка, Кипр, Крит, Сицилия. Великобритания, Ирландия, Исландия. Полуострова - Кольский, Таймыр, Чукотский, Камчатка, Корейский, Индокитай, Малакка, Индостан, Аравийский. Малая Азия, Балканский, Апенинский, Пиренейский. Скандинавский. Проливы – Джунгарские ворота. Ла-Манш, Па-де-Кале, Скагеррак, Каттегат, Карские ворота. Берингов, Лаперуза, Малаккский, Босфор, Дарданеллы. Заливы – Финский, Ботнический, Бискайский, Аденский, Персидский, Бенгальский. Крайние точки – Мысы: Челюскин, Дежнева, Рока, Пиай, остров Ратманова, Земля Франца Иосифа. Средиземное море, Венеция, Уральские горы, Скандинавия, Шпицберген. : Горы - Пиренеи, Альпы, Карпаты, Скандинавские, Уральские, Кавказ. Алтай, Памир, Тянь-Шань. Гималаи, Каракорум. Вершины – Джомолунгма, Чогори, Монблан, пик Коммунизма. Вулканы – Ключевская сопка, Везувий, Этна, Гекла, Фудзияма, Кракатау. Равнины – Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье, Аравийское, Декан.. Великая китайская. Прикаспийская низменность, Индо-Гангская. Нагорье – Тибет, Иранское. Регионы - Японские острова, Филиппинские острова, Скандинавский полуостров. Пиренейский полуостров. Восточно-Европейская равнина. Гоби. Тибет. Реки - Рейн, Эльба, Одра, Висла. Дунай, Лаура, Сена, Темза, По. Тибр, Нева, Северная Двина. Обь, Иртыш, Енисей, Ангара. Лена. Амур. Хуанхэ, Янцзы, Меконг. Инд, Ганг, Тигр, Евфрат. Амударья. Волга. Днепр. Брахмапутра. Озера - Байкал, Балхаш, Иссык-Куль, Лобнор. Венерн. Балатон, Женевское, Ладожское, Онежское, Каспийское море, Мертвое море. Водопады – Кон Пустыни: Гоби, Руб-эль-Хали, Такла-Макан, Каракумы. Полуострова – Индостан, Индокитай, Шри-Ланка.. |
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ | |
Целостность географической оболочки. Ритмичность географической оболочки.. Зональность географической оболочки.. Природные ресурсы – минеральные, климатические, водные, биологические, земельные. Акклиматизация Медицинская география. Экстремальные территории. | |
Контроль уровня обученности учащихся
Предмет – география , класс – 7А (базовый уровень, 1 час в неделю, всего 35 часов)
Количество часов | Из них | |||||
Контрольные работы | Практическиее работы | |||||
неделю | триместр | год | ||||
1 | 12 | 11 | 12 | 35 | ||
1 триместр | 12 | 1 | 6 | |||
2 триместр | 11 | 2 | 4 | |||
3 триместр | 12 | 2 | 4 | |||
Итого | 35 | 5 | 14 |
тема | количество часов по плану | из них | |
Контрольные работы | Практические работы | ||
Введение | 3 | ||
Раздел I Главные особенности природы Земли (11 часов) | |||
Литосфера и рельеф Земли | 2 | 1 | |
Атмосфера и климаты Земли | 3 | 1 | |
Гидросфера. Мировой океан-главная часть гидросферы | 2 | 1 | |
Географическая оболочка | 4 | 1 | |
Раздел 2. Океаны и материки – 50 часов | |||
Океаны | 3 | 1 | |
Африка | 12 | 1 | 3 |
Австралия и Океания | 4 | ||
Южная Америка | 7 | 1 | 2 |
Антарктида | 2 | ||
Северная Америка | 8 | 1 | 2 |
Евразия | 14 | 1 | 3 |
Раздел 3. Географическая оболочка – наш дом. | 4 | ||
Повторение и обобщение знаний и умений по курсу | 2 | ||
Итого: | 70 | 5 | 14 |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
- Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении географического материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
- Понимание основных географических взаимосвязей;
- Знание карты и умение ей пользоваться;
- При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
- Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
- Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
- Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
- Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных , письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2010.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Критерии оценки презентации
Критерии | Баллы | Оценка | Оценка класса | Оценка |
СТРУКТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ | ||||
Титульный слайд с заголовком | 3 | |||
Минимальное количество – 10 слайдов | 3 | |||
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) | 3 | |||
Библиография | 3 | |||
СОДЕРЖАНИЕ | ||||
Сформулированы цель, гипотеза | 3 | |||
Понятны задачи и ход исследования | 3 | |||
Использование эффектов анимации | 3 | |||
Вставка графиков и таблиц | 3 | |||
Правильность изложения текста | 3 | |||
Результаты и выводы соответствуют цели | 3 | |||
ДИЗАЙН, ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ | ||||
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы | 3 | |||
Слайды представлены в логической последовательности | 3 | |||
Красивое оформление презентации | 3 | |||
Единый стиль | 3 | |||
ОРГАНИЗАЦИЯ | ||||
Чёткое планирование работы группы и каждого учащегося. | 3 | |||
Оправданные способы общения и толерантность в ходе работы над презентацией | 3 | |||
СОБЛЮДЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ | 3 | |||
Общее количество баллов |
|
Принципы подведения итогов:
- Результаты, полученные по всем критериям, складываются и делятся на 3 (среднее арифметическое).
- Итоговый балл классифицируется следующим образом:
25 – 34 баллов – оценка «3»
35 - 44 баллов – оценка «4»
45 – 51 баллов – оценка «5
Ресурсное обеспечение программы
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по географии
Литература для учителя
Основная
Баринова И.И. - Современный урок географии, Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны. - М.: Школьная Пресса, 2003.
Душина И.В. - География материков и океанов: Рабочая тетрадь к учебнику В. А. Коринской и др. - М: Дрофа, 2001.
Коринская В.А., Душима КВ., Щенёв В.А.- География материков и океанов. 7 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2012
Коринская и др.- Методическое пособие по географии материков и океанов - М.: Просвещение, 1990.
Крылова О.В. - Интересный урок географии: Кн. для учителя -М.: Просвещение, 1989.
Крылова О.В. - Методическое пособие по географии материков и океанов: 7 кл.: Кн. для учителя- М.:Просвещение, 1997. (2шт.)
Крылова О.В. – Практические работы. 7 класс. – М.: Вита-Пресс, 2005.
Дополнительная
Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.
Блон Ж. - Великий час океанов - М.: Мысль, 1980.
Вагнер Б.Б. - По океанам и континентам, Хрестоматия - М.: Московский Лицей, 2001.
Гвоздецкий И.А. и др. - Хрест. по физической географии (Афр., Амер., Австр., Ант.) -М.: Просвещение, 1967.
Губарев В.К. – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
Емельянов А.С. 300 вопросов по странам и континентам – Ярославль: Академия развития, 1997.
Залогин Б.С - Океаны: Кн. Для учащихся - М.: Просвещение, 1996.
Иванова О.Ю. Величайшие чудеса света. – Смоленск: Русич, 2004.
Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь. – М.: Русские словари, 1998.
Смирнова Т.А. -Хрестоматия по географии материков и океанов: Пособие для учителя
Соколова Д.Ю. - Сборник кроссвордов по географии материков и океанов - М.: Новая
школа, 1996.
Спрялин А.Н., Ерёмина В.А. - Океаны - М: Московский Лицей, 1997.
Степанов В.Н. - Природа Мирового океана: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.
Томилин А.М. – Как люди открывали мир – М.: Просвещение, 2008.
Ушакова О.Д. – Великие путешественники – С-Пб: Литера,2006.
Федюкин Г.М. - Общий географический обзор земного шара. - М.,1992.
Шибанова А.А., Смирнова Н.П. - По материкам и океанам (Южн. и Северн. Америка, Евразия) Книга для чтения - М.: Просвещение, 1975.
Яворовская И. – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007
Литература для обучающихся
Основная
Атлас с комплектом контурных: Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. И.В. Душина, А.А. Лягин. – АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2013.
Рабочая тетрадь: География материков и океанов. 7 кл./ И.В. Душина. – 10-е изд.,доп. – М.: Дрофа, 2012.
Учебник: География материков и океанов, 7 класс, В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. – М.: Дрофа, 2011.
Дополнительная
География в таблицах. 6-10 кл.: справочное пособие / авт.-сост. О.А. Климанова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007
Материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://ru.wikipedia.org/ - Википедия
http://www.megabook.ru/ - мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
http://www.vokrugsveta.ru/ -журнал Вокруг света
http://www.rgo.ru/ - Русское географическое общество
http://www.nat-geo.ru/ -National Geographic Россия
http://www.geo-site.ru/index.php/2011-01-09-16-50-20.html - Географический портал
http://zemlj.ru/tag/karta - Планета Земля
http://katalog.iot.ru/?cat=26 – каталог образовательных ресурсов
http://geonazvanija.ru/zootoponimy - Сайт географических названий
http://mygeog.ru/ - Географический образовательный портал
учебные мультимедийные пособия,
презентации к урокам
Информационно – техническая оснащенность учебного кабинета.
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Компьютер
Комплект карт
Коллекция минералов и полезных ископаемых
Приложение 1
Учебно-тематический план
тема | количество часов по плану | Контрольные работы | дано фактически | практическая часть |
7 А класс | практич. р. | |||
Введение | 3 | |||
Раздел I Главные особенности природы Земли (11 часов) | ||||
Литосфера и рельеф Земли | 2 | 1 | ||
Атмосфера и климаты Земли | 3 | 1 | ||
Гидросфера. Мировой океан-главная часть гидросферы | 2 | 1 | ||
Географическая оболочка | 4 | 1 | ||
Раздел 2. Океаны и материки – 50 часов | ||||
Океаны | 3 | 1 | ||
Африка | 12 | 1 | 3 | |
Австралия и Океания | 4 | |||
Южная Америка | 7 | 1 | 2 | |
Антарктида | 2 | |||
Северная Америка | 8 | 1 | 2 | |
Евразия | 14 | 1 | 3 | |
Раздел 3. Географическая оболочка – наш дом. | 4 | |||
Повторение и обобщение знаний и умений по курсу | 2 | |||
Итого: | 70 | 5 | 14 |
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование по географии 7А класс
на 2013 – 2014 учебный год
№№ п/п | № урока в теме | Тема урока, тип урока | Элементы содержания Планируемые результаты учащихся (знать, уметь, иметь представление) | Виды и формы контроля | Дата проведения (неделя) | |
план | факт | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 8 | 9 |
Введение – 3 часа | ||||||
1 | 1 | Что изучает география материков и океанов | Знать: предмет изучения географии. Части света. Карты материков. Уметь: читать и анализировать географические карты | Индивидуальный опрос | ||
2 | 2 | Как люди открывали и изучали Землю | Знать: основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых. Уметь: показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
3 | 3 | Методы географических исследований и источники географических знаний | Знать: историю создания карт, роль, свойства и виды карт, способов изображения явлений и процессов на картах. Уметь: называть основные группы карт и их свойств, описывать карту по плану, объяснять построение градусной сетки на картах и измерительные возможности в сравнении с глобусом. | Фронтальный опрос | ||
Раздел I Главные особенности природы Земли (11 часов) | ||||||
Тема 1. Литосфера и рельеф Земли – 2 часа | ||||||
4 | 4 | Литосфера. Происхождение материков и океанов | Знать: строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую земную кору; теорию литосферных плит; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых. Уметь: показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма. Объяснять признаки понятий «платформа», «рельеф». | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
5 | 5 | Рельеф Земли. Практическая работа № 1: «Составление и анализ схемы «Влияние строения земной коры на рельеф Земли» | Практическая работа | |||
Тема 2. Атмосфера и климаты Земли – 3 часа | ||||||
6 | 6 | Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле. | Знать: гипотезу происхождения атмосферы, пояса освещённости и тепловые пояса; климатообразующие факторы, типы климатических поясов. Уметь: объяснять циркуляцию воздушных масс, определять ГП климатических поясов и давать их характеристику | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
7 | 7 | Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений в формировании климата. | Индивидуальный опрос, карточки задания | |||
8 | 8 | Климатические пояса Земли. Практическая работа № 2: Составление характеристики климатических поясов по климатической карте. | Практическая работа | |||
Тема 3. Гидросфера. Мировой океан-главная часть гидросферы – 2 час | ||||||
9 | 9 | Роль гидросферы в жизни Земли. Мировой океан. | Знать: Мировой океан, свойства водных масс, различие в природе частей Мирового океана, воды и суши. Уметь: описывать примеры взаимодействия Мирового океана с атмосферой и сушей, объяснять его роль в жизни Земли, свойства вод, образование течений. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
10 | 10 | Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Практическая работа № 3: «Выделение на карте территорий, где в наибольшей мере проявляется влияние океана на сушу» | Практическая работа | |||
Тема 4. Географическая оболочка – 4 часа | ||||||
11 | 11 | Свойства и особенности строения географической оболочки. Закономерности ГО. | Знать: гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле растений, животных и человека; ПК и географическая зональность. Уметь: анализировать карту природных зон Уметь: показывать крупнейшие народы Земли. Крупные города и их столицы. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
12 | 12 | Географическая зональность | Индивидуальный опрос, карточки задания | |||
13 | 13 | Освоение Земли человеком. | Индивидуальный опрос, карточки задания | |||
14 | 14 | Страны мира. | Контрольная работа | |||
Раздел 2. Океаны и материки – 50 часов | ||||||
Тема 1. Океаны – 3 часа | ||||||
15 | 15 | Северный Ледовитый океан | Знать: особенности природы каждого из океанов Земли, рельеф дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурсы и будущее океанов. Уметь: показывать океаны и их части на карте. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
16 | 16 | Тихий и Индийский океан. Практическая работа № 4: «Комплексная характеристика одного из океанов». | Практическая работа | |||
17 | 17 | Атлантический океан. | Индивидуальный опрос, карточки задания | |||
Тема 2. Африка – 12 часов | ||||||
18 | 18 | Географическое положение и исследование Африки. Практическая работа № 5: «Описание географического положения материка Африка». | Знать: приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь: определять географическое положение материка, крайние точки, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. | Практическая работа | ||
19 | 19 | Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые. | Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
20 | 20 | Особенности климата Африки. Практическая работа № 6: «Сравнительная характеристика тропического и субэкваториального пояса северной части Африки». | Знать: особенности климата материка. Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. | Практическая работа | ||
21 | 21 | Внутренние воды Африки. | Знать: основные речные системы, озера материка. Уметь: показывать внутренние воды на карте | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
22 | 22 | Природные зоны Африки. Экваториальные леса и саванны | Знать: особенности природных зон материка. Уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
23 | 23 | Тропические пустыни. Влияние человека на природу | Индивидуальный опрос, карточки задания | |||
24 | 24 | Население Африки и политическая карта. | Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту. Уметь: определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
25 | 25 | Страны Северной Африки. Алжир. | Знать: состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения; язык, быт, крупные города. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
26 | 26 | Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. | Индивидуальный опрос, карточки задания | |||
27 | 27 | Страны Восточной Африки. Эфиопия. | Индивидуальный опрос, карточки задания | |||
28 | 28 | Страны Южной Африки. ЮАР. Практическая работа № 7: «Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран» (по выбору). | Практическая работа | |||
29 | 29 | Итоговый урок по теме «Африка». | Проверочная работа | |||
Тема 3. Австралия и Океания – 4 часа | ||||||
30 | 30 | Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые Австралии. | Знать: приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь: определять географическое положение материка, крайние точки, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
31 | 31 | Особенности природы Австралии. | Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка; особенности климата материка. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов, показывать внутренние воды на карте | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
32 | 32 | Население Австралии. Австралийский Союз. | Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту. Уметь: определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
33 | 33 | Океания. Природа, население и страны. | Знать: особенности природы , населения Океании. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
Тема 4. Южная Америка – 7 часов | ||||||
34 | 34 | Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования материка. | Знать: приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь: определять географическое положение материка, крайние точки, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
35 | 35 | Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки. | Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторож. полезных ископаемых. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
36 | 36 | Климат и внутренние воды Южной Америки. Практическая работа № 8: «Сравнительное описание крупных речных систем Юж. Америки и Африки». | Знать: особенности климата материка. основные речные системы, озера материка. Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов; показывать внутренние воды на карте. | Практическая работа | ||
37 | 37 | Природные зоны Южной Америки. | Знать: особенности природных зон материка. Уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
38 | 38 | Население Южной Америки. | Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту. Уметь6 определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
39 | 39 | Страны Южной Америки. Практическая работа № 9: « Комплексная характеристика одной из стран материка Юж. Америки». | Знать: состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения; язык, быт, крупные города. | Практическая работа | ||
40 | 40 | Обобщение знаний и умений по теме «Южная Америка». | Проверочная работа | |||
Тема 5. Антарктида – 2 часа | ||||||
41 | 41 | Антарктида: особенности географического положения и истории исследования. | Знать: приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь: определять географическое положение материка, крайние точки, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
42 | 42 | Природа Антарктиды. | Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Антарктиды, особенности климата материка. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
Тема 6. Северная Америка – 8 часов | ||||||
43 | 43 | Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования материка. | Знать: приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь: определять географическое положение материка, крайние точки, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
44 | 44 | Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки. | Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
45 | 45 | Климат Северной Америки. Практическая работа № 10: «Сравнение климата п-ов Аляска и Лабрадор (1в.), Калифорния и Флорида (2в.), расположенных в одном климатическом поясе». | Знать: особенности климата Северной Америки. Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. | Практическая работа | ||
46 | 46 | Внутренние воды Северной Америки. | Знать: основные речные системы, озера материка. Уметь: показывать внутренние воды материка. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
47 | 47 | Природные зоны Северной Америки. | Знать: особенности природных зон материка. Уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
48 | 48 | Население и страны Северной Америки. | Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту. Уметь: определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
49 | 49 | Путешествие по странам Северной Америки. Практическая работа № 11: «Описание одной из стран Сев. Америки с определением особенностей природы, населения и его хоз. деятельности». | Практическая работа | |||
50 | 50 | Обобщение знаний и умений по теме: «Северная Америка» | Проверочная работа | |||
Тема 7. Евразия – 14 часов | ||||||
51 | 51 | Географическое положение Евразии. История исследования Центральной Азии. | Знать: приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь: определять географическое положение материка, крайние точки, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
52 | 52 | Рельеф и полезные ископаемые Евразии. | Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
53 | 53 | Климат Евразии. Практическая работа № 12: «Сравнительная характеристика климата Евразии и Северной Америки ». | Знать: особенности климата материка. Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. | Практическая работа | ||
54 | 54 | Внутренние воды Евразии. | Знать: основные речные системы, озера материка. Уметь: показывать внутренние воды материка. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
55 | 55 | Природные зоны Евразии. | Знать: особенности природных зон материка. Уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
56 | 56 | Сравнительная характеристика природных зон Евразии и Северной Америки. Практическая работа № 13: «Сравнительная характеристика природных зон Евразии и Северной Америки по 40 с.ш. и 80 в.д». | Практическая работа | |||
57 | 57 | Народы Евразии. Страны Северной Европы. | Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту. Уметь6 определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
58 | 58 | Страны Западной Европы. | Индивидуальный опрос, карточки задания | |||
59 | 59 | Страны Восточной и Южной Европы. Практическая работа № 14: «Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей Аппенинского, Пиренейского и Балканского п-вов». | Практическая работа | |||
60 | 60 | Страны Юго-Западной и Центральной Азии. | Индивидуальный опрос, карточки задания | |||
61 | 61 | Страны Восточной Азии. | Индивидуальный опрос, карточки задания | |||
62 | 62 | Страны Южной и Юго-Восточной Азии. | Индивидуальный опрос, карточки задания | |||
63 | 63 | Обобщение знаний и умений по теме: «Евразия» | Проверочная работа | |||
64 | 64 | Итоговый урок по теме: «Материки и океаны» | Индивидуальный опрос | |||
Раздел 3. Географическая оболочка – наш дом – 4 часа | ||||||
65 | 65 | Закономерности развития географической оболочки. | Знать: этапы развития географической оболочки Уметь: называть состав географической оболочки и объяснять связи между ее компонентами. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
66 | 66 | Взаимодействие природы и общества. | Знать: как взаимодействует природа и общество, как влияет деятельность человека на природу. Уметь: объяснять причины географической зональности, значение природных богатств для человека, влияние человека на природу. | Индивидуальный опрос, карточки задания | ||
67 | 67 | Изменение природы хозяйственной деятельностью человека | Индивидуальный опрос, карточки задания | |||
68 | 68 | Обобщение знаний и умений по курсу «География материков и океанов» | Индивидуальный опрос, карточки задания | |||
69 | 69 | Повторение и обобщение знаний и умений по курсу | Индивидуальный опрос, карточки задания | |||
70 | 70 | Повторение и обобщение знаний и умений по курсу | Индивидуальный опрос, карточки задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...