рабочая программа по географии 10 -11 класс
рабочая программа по географии (10 класс) по теме
рабочая программа по географии 10 -11 класс по учебнику В.П Максаковскому
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_10_klass.docx | 42.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрена и рекомендована Согласовано Согласовано Утверждена приказом
к утверждению Заместитель директора на педагогическом директор МБОУ «СОШ №10»
Руководитель МО по УВР совете школы ___________- Армеева О.В
_____Мухина Ю.Н. ______ Федотова С.Л Протокол №______ Приказ №_____
Протокол №____ «____» ________2012г от «___»_______2012 от «____» _________ 2012г.
от «__» _______ 2012г.
Рабочая программа по географии для 10 – 11 класса
на 2013-2014 учебный год
Составитель программы: Мухина Ю.Н
1 первая квалификационная категория.
г. Череповец
2013 г.
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
1. Закон об образовании.
2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
3 Программа – В.И Сиротин Примерная программа по курсу «География мира», 10-11 классы М., «Дрофа», 2004 г.
5. Устав школы.
6. Учебный план для 10 класса.11 класса
7. Учебник - География. Базовый уровень. Максаковский В.П География . Экономическая и социальная география мира, Просвещение, 2011г.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Цель - завершить формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Учебно- тематический план
№ | Раздел. Тема. | Авторская программа. Количество часов. | Рабочая программа. Количество часов. |
1 | ВВЕДЕНИЕ | 1 | 1 |
2 | ТЕМА: Природа Земли | 8 | 8 |
3 | ТЕМА: Население мира | 10 | 9 |
4 | ТЕМА: Современное мировое хозяйство | 10 | 12 |
5 | ТЕМА: Современная политическая карта мира. Основные страны и регионы мира. | 20 | 4 и 23 |
6 | ТЕМА: География России | 10 | 7 |
7 | ТЕМА: Современные глобальные проблемы человечества | 4 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА. 68 ЧАСОВ (10 кл -34 ч, 11 кл – 34 ч)
Введение.
Основные понятия и представления:
Система научных знаний (современные методы географических исследований, источники географической информации, ГИС, виды географической информации)
Тема : Природа Земли
Основные понятия и представления:
Взаимодействие человека и природы. Природные условия и ресурсы, виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения, географическое пространство, географическая среда, рациональное и нерациональное природопользование, методы рационального природопользования.
Тема : Население мира.
Основные понятия и представления:
Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия, типы воспроизводства населения, состав и структура населения, география религий мира, основные направления и типы миграций в мире, географические особенности размещения населения, урбанизация как всемирный процесс.
Тема : География мирового хозяйства. Современное мировое хозяйство
Основные понятия и представления:
Мировое хозяйство, основные этапы его развития, отраслевая и территориальная структура хозяйства мира, география основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, мировая торговля и туризм, факторы размещения хозяйства, основные международные магистрали и транспортные узлы, международная специализация стран мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы, ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финансовых отношений.
Тема: Современная политическая карта мира. Основные страны и регионы мира.
Основные понятия и представления:
Многообразие стран мира и их типы, современная политическая карта мира, особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов мира и стран Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
Тема: География России. Россия в современном мире.
Основные понятия и представления:
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве. В системе международных финансово- экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России, особенности географии экономических, политических, и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально- экономических проблем России.
Тема: Современные глобальные проблемы человечества. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
Основные понятия и представления:
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем, сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения, проблемы преодоления отсталости развивающихся стран, географические аспекты качества жизни населения, роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Основные требования к подготовке учащихся.
Учащиесядолжныуметь:
- Отбирать необходимые источники географической информации: карты, статистику, текстовые источники, материалы периодической печати и т.д.
- читать и анализировать тематические карты и картосхемы, статистические и графические материалы;
- объяснять различия в географии населения, природных ресурсов и географии хозяйства отдельных регионов и стран, используя сравнительный и системный подходы.
- делать выводы, давать сравнительные характеристики, составлять тезисы, резюме, писать краткие эссе.
Практические работы:
- Краткая географическая характеристика территории с использованием метода наложения географических карт различного типа
- Определение обеспеченности различных стран мира и России энергетическими ресурсами
- Сравнение возрастно- половых пирамид стран, различающихся типами воспроизводства населения
- Обозначение на контурной карте стран с высоким уровнем и с высокими темпами урбанизации
- Обозначение на контурной карте районов распространения основных мировых религий
- Составление схемы «Основные языковые семьи мира»
- Нанесение на контурную карту автомобильных центров мира
- Обозначение на контурной карте районов распространения важнейших сельскохозяйственных культур
- Составление таблицы: Особенности различных видов мирового транспорта
- Нанесение на контурную карту государств с монархической формой правления и федеративным устройством
- Подготовка рефератов: Глобальные проблемы человечества, Современное мировое хозяйство, Особенности отдельных стран и регионов мира, Мировые и национальные религии, Интеграционные группировки мира, Географические районы РФ.
Учебно-методический комплект.
1. Учебник. Максаковский В.П География : Экономическая и социальная география мира, Просвещение, 2011. «География. Базовый уровень». 10 класс
2.Атлас. Экономическая и социальная география мира с комплектом контурных карт.
3. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы/ В.И Сиротин Примерная программа по курсу «География мира». – М.: Дрофа, 2004.
Дополнительная литература
1. Программно-методические материалы. География. 10—11 кл./Сост. В. И. Сиротин, М.: Дрофа, 2001.
2. Пятунин В. Б.Контрольные и проверочные работы по географии.6—10 классы: Метод, пособие. — М.: Дрофа, 1997.
3.Кузнецов А. П. Школьный практикум. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 64 с.: ил., карт.
4. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по географии / Авт.-сост.В. И. Сиротин. — М.: Дрофа, 2001. — 160 с.
5. ГЕОГРАФИЯ.тематическое планирование с методическими указаниями 9-10 класс Издательство «Учитель-АСТ» 2001 г. Составитель: Т.Н.Воробцова
6. Шатных А.В. Современный урок географии. Ч. 3: Методические разработки уроков географии в 10 классе / Под ред. И.И.Бариновой. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 128 с. (Библиотека журнала «География в школе».Вып. 6).
7. Сиротин Владимир ИвановичЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА 10 класс Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. М.: Дрофа, 2005
8. Контурные карты. 10 класс. География. М: Дрофа, 2005
9.Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ 10 КЛАСС.
Учитель - Мухина Ю.Н.
Программа В.И Сиротина по курсу « География мира», 2004 год.
Учебник : Максаковский В.П «Экономическая и социальная география мира» учебник 10 кл. - М.: Просвещение, 2010 год.
1 час в неделю
За год - 34 часа.
Практические работы - 10
№ урока | Тема урока | Практические работы | Понятия | Называть, показывать, определять, прогнозировать. | Домашнее задани |
1 | Введение (1 час) Основные источники географической информации, виды карт. Методы географических исследований. | Предмет, цели, задачи курса, источники географ информации. | Виды карт, методы исследований. | Записи в тетради | |
2 | Тема : «Современная политическая карта мира» ( 4 часа) Этапы формирования политической карты мира. | Этапы формирования ПКМ. | История формирования ПКМ | П 1 | |
3 | Типология стран мира | Типы стран мира | Экономические развитые страны, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой. | П 1 п 2 | |
4 | Государственный строй стран мира. | Пр/р № 10 «Нанесение на контурную карту государств с монархической формой правления и федеративным устройством» | Республика, монархия, федеративное и унитарное государство. | Страны с различной формой правления. | П 3 п 4 |
5 | Зачет по теме : «Современная | политическая | карта мира» | Повтор темы | |
6 | Тема «Природа Земли» (8 час) Географическая оболочка. Этапы ее формирования. | Географическая оболочка. | Этапы формирования ГО. | Зап в тетр | |
7 | Обмен вещества и энергии. Географическая среда. | Окружающая и географическая среда. | Взаимодействие общества и природы. | П 1 | |
8 | Природно — ресурсный потенциал мира. Ресурсообеспеченность. | Пр/р № 2 «Определение обеспеченности стран мира и РФ энергетическими ресурсами» | Ресурсообеспеченность. | Энергетические ресурсы и их роль в мировой экономике. | П 2 |
9 | Минеральные, водные,земельные ресурсы мира. | Запасы минеральн, водных, земельных ресурсов. | Значение данных ресурсов. | П 2 | |
10 | Агроклиматические, биологические ресурсы, ресурсы МО,рекреационные ресурсы. | Обеспеченность стран мира данными ресурсами | Будущее данных ресурсов. | П 2 | |
11 | Рост масштабов воздействия человека на географическую оболочку. | Антропогенное воздействие. | Последствия загрязнения природы. | П 3 | |
12 | Учение Вернадского и Григорьева. | Пр/р № 11 «Последствия экологических загрязнений». | Мониторинг, ресурсный цикл. | Развитие мониторинга. | П 4 |
13 | Зачет по теме «Природа | Земли» | Повт матер | ||
14 | Тема : «Население мира» (9 ч Численность населения мира. | Данные численности населения мира. | Причины изменения численности населения мира. | П 1 | |
15 | Типы воспроизводства населения мира. Демографическая политика. | Типы воспроизводства. | Направления демографической политики. | П 1 | |
16 | Половой состав населения мира. | Пирамиды по составу населения. | Будущее в мире по соотношению женского и мужского населения. | П 2 | |
17 | Возрастной состав населения мира. | Пр/р № 3 «Сравнение полово- возрастных пирамид стран мира, различ с типами воспроиз населения» | Молодые, дети, пожилые люди. | Соотношение населения мира в соответствии с возрастом. | П 2 |
18 | Этнический состав населения. | Пр/р № 6 «Составление схемы основных языковых семей мира» | Этнический состав населения. | Этнические конфликты и их последствия. | П 2 |
19 | Религиозный состав населения мира. | Пр/р № 5 «Обозначение на к/к р/в распространения мировых религий». | Мировые и национальные религии. | Распространение ислама в мире. | П 2 |
20 | Размещение и миграции населения мира. | Миграции и их виды. | Плотность населения в будущем. | П 3 | |
21 | Урбанизация: черты, уровни и темпы. | Пр/р № 4 «Обозначение на к/к стран с высоким уровнем и высокими темпами урбанизации». | Черты, уровни, темпы урбанизации. | Прогноз урбанизации на будущее. | П 4 |
22 | Население и окружающая среда. Зачет по теме : «Население | мира» | Районы загрязнения. | Воздействие х/д человека на природу. | П 4 |
23 | Тема : «Современное мировое хозяйство» ( 12 часов) Основные этапы формирования мирового хозяйства. | Этапы хозяйства. | Географические модели мирового хозяйства. | П 2 | |
24 | Влияние природно -ресурсного потенциала и НТР на мировое хозяйство. | НТР, ее части, черты. | Перспективы НТР. | П 1 | |
25 | Географическая модель мирового хозяйства. | Модели мирового хозяйства. | Модели МХ в будущем. | П 2 | |
26 | Территориальная структура стран мира. Региональная политика. | ОСХ, ТСХ. | ОСХ и ТСХ стран мира в будущем. | П 3 | |
27 | Факторы размещения производства. | Старые и новые факторы. | Развитие факторов. | П 4 | |
28 | География Мирового хозяйства. Горно — добывающая промышленность. | Отрасли МХ. | Развитие горно — добывающей отрасли. | П 1 | |
29 | Топливно — энергетическая промышленность. | Нефтяная, газовая, угольная отрасли. | Их перспективы развития. | П 1 | |
30 | Обрабатывающая промышленность и принципы размещения предприятий. | Отрасли обрабатывающей промышленности. | Перспективы ее развития. | П 1 | |
31 | География машиностроения. | Пр/р № 7 «Нанесение на к/к автомобильных центров» | Мировые центры МСК. | Перспективы развития МСК. | П 1 |
32 | География с\х мира. | Пр/р № 8 «Обозначение на к\к р\в распространения важных с/х культур» | Отрасли с/ х мира. | Перспективы развития с/х мира. | П 2 |
33 | География транспорта мира. | Пр/р № 9 «Составление таблицы: Особенности различных видов транспорта» | Виды транспорта. | Перспективы транспорта в мире. | П 3 |
34 | ВЭО. География туризма. Зачет по теме «Современное | Мировое хозяйство» | География туризма | Перспективы туризма в мире. | П 4 повт матер. |
Продолжение данного курса будет в 11 классе . Начнется изучение - с региональной части курса география мира.
Учитель - Мухина Ю.Н.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ
11 КЛАСС 2013 — 2014 учебный год.
Учитель — Мухина Ю.Н
Программа под редакцией В.И Сиротина по курсу « География мира», 2004 год.
Учебник : Максаковский В.П «Экономическая и социальная география мира» учебник 10 кл. - М.: Просвещение, 2010 год.
1 час в неделю
За год - 34 часа.
Практические работы - 1 ( № 11)
№ | Тема урока | Практические работы | Понятия | Д/З |
Региональная часть мира: | ||||
ТЕМА : Основные страны и регионы мира: ( 23 ч ) | ||||
1 | Различия в географическом районировании. | Географическое районирование | Записи в тетр | |
2 | Зарубежная Европа : ЭГП, природные ресурсы, население. | Черты ЭГП Европы, особенности населения Европы. | Т 6 п 1 стр 179 - 182 | |
3 | Хозяйство Зарубежной Европы. | Особенности хозяйства Европы. | П 1 стр 183 -196 | |
4 | Географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы. | Высокоразвитые, старопромышленные,аграрные районы и районы нового освоения. | П 2 | |
5 | Субрегионы Зарубежной Европы | Пр.раб № 11 « Особенности отдельных стран и регионов мира». | Характеристика Германии. | П 3 |
6 | Зачет «Зарубежная Европа» | Повр темы | ||
7 | Зарубежная Азия: ЭГП, природные ресурсы, население. | Черты ЭГП Азии, особенности населения Азии. | Т 7 п 1 стр 223 -230 | |
8 | Общая характеристика хозяйства Зарубежной Азии. | Особенности хозяйства Азии. | П 1 стр 231 -234 | |
9 | Субрегионы и страны Зарубежной Азии. | Субрегионы Зарубежной Азии. | Записи в тетр | |
10 | Экономико — географическая характеристика Японии. | Япония — страна «восходящего солнца» | П 3 | |
11 | Экономико — географическая характеристика Китая. | Китай — «поднебесная мира». | П 2 |
12 | Экономико — географическая характеристика Индии. | Пр.раб № 11 «Особенности отдельных стран и регионов мира» | Индия — одна из древнейших стран мира. Характеристика Индии. | П 4 |
13 | Зачет «Зарубежная Азия» | |||
14 | Страны и народы Африки:ЭГП, природные ресурсы и население Африки, особенности и географические различия в жизни населения. | Особенности стран Африки. | Т 8 п 1 стр 273 -278 | |
15 | Особенности хозяйства стран Африки. | П 1 стр 279 -286 | ||
16 | Страны и народы Северной Америки. США : общая характеристика, ЭГП, природные ресурсы и население. | Особенности ЭГП, природных ресурсов и населения США. | Т 9 п 1 стр 295 -299 | |
17 | Хозяйство США. Порайонные различия. | Особенности хозяйства США, районы США. | П 1 стр 300 -310 п 2 | |
18 | Сравнительная характеристика Канады и Австралии. Океания. | Сравнение двух стран Канады и Австралии. | П 5, п 3. | |
19 | Страны Латинской Америки: общая характеристика. ЭГП, природные ресурсы и население. | Особенности ЭГП, населения Латинской Америки. | Т 10 п 1 стр 331 -336 | |
21 | Хозяйство стран Латинской Америки. | Особенности хозяйства стран Латинской Америки. | П 1 стр 337 -339 | |
22 | Природно — хозяйственные особенности Бразилии и Аргентины. | Особенности Бразилии и Аргентины. | П 2 | |
23 | Зачет по теме «Основные страны и регионы мира» | Повтор матер |
ТЕМА: География России ( 7 ч ) | ||||
24 | Россия на карте мира | Россия самая большая по площади страна мира. | Записи в тетр | |
25 | Геополитическое положение России. | Внешняя политика России. | Записи в тетр | |
26 | Природно — ресурсный потенциал России. | Ресурсы России. | Записи в тетр | |
27 | Население России. Количественная и качественная характеристика. | Россия — многонациональная страна. | Записи в тетр | |
28 | Важнейшие особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. | Особенности хозяйства России. | Записи в тетр | |
29 | Географические аспекты основных социально — экономических проблем России. | Решение проблем России. | Записи в тетр | |
30 | Зачет по теме «География России» | Повтор матер | ||
ТЕМА : «Современные глобальные проблемы человечества» ( 4 ч ) | ||||
31 | Понятие о глобальных проблемах, их характеристика. | Глобальные проблемы человечества | Т 11 п 1 | |
32 | Глобальные проблемы и пути их решения. | Пр.раб № 11 «Подготовка реферата Глобальные проблемы человечества» | Пути решения глобальных проблем человечества. | П 2 |
33 | Стратегия устойчивого развития. | Устойчивое развитие мира. | П 3 | |
34 | Зачет по теме «Современные глобальные проблемы человечества» | Повтор матер |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 11класс (3часа) УМК Новошинский И.И.
Рабочая программа содержит: планирование на 3 часа, пояснительную записку, содержание материала, требования к знаниям и умениям....
Рабочая программа по биологии 11класс.
В основу рабочей программы положены идеи и принципы действующей ныне программы по биологии под редакцией И.Н. Пономаревой....
Рабочая программа по биологии 11класс. Пояснительная записка и КТП
В основу В основу рабочей программы положены идеи и принципы действующей ныне программы по биологии под редакцией И.Н. Пономаревой. Программа профил...
Рабочая программа по физике 11класс
В программе есть пояснительная записка.Цели и задачи курса.учебно- тематическое планированирование.Требование к уровню знаний....
Рабочая программа по истории 11класс 2013
Современное образование в настоящее время призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере познания, учения,...
Рабочая программа курса ОБЖ 11класс
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.В учебной программе для 11 кл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год....