рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа (география, 8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа адресована учащимся 8 класса общеобразовательной школы.
Концепция программы. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущих курсов.
Обоснованность программы. Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Предмет входит в образовательную область естественных наук.
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Сроки реализации данной программы: 2013 – 2014 учебный год
Место и роль курса в обучении. Федеральный базисный учебный план (ФБУП 2004г.) для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Согласно действующему в школе учебному плану, рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: количество часов –70 часа, в неделю – 2 час.
Основные задачи курса предусматривают формирование у учащихся знаний:
- о распределении наиболее значимых географических объектов и явлений по поверхности Земли, своей страны, своей местности;
- о Земле как планете Солнечной системы; ее строении, форме, размерах, движениях; внешней и внутренней энергии, определяющих как природу Земли, так и жизнь людей;
- о сферах Земли, их структуре; географических закономерностях их развития; природных условий и ресурсов для жизни и деятельности населения Земли, своей страны, своей местности;
- о целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; роли и месте человека в этой системе на разных этапах ее развития;
- о влиянии людей, их зависимости от состояния окружающей среды;
- о формировании этнических, лингвистических, религиозных, культурно-бытовых особенностей населения Земли в разных географических условиях, в том числе в своей местности;
- о географическом образе России, отдельных регионов и стран, находящихся на разных материках, в различных природных зонах; региональных особенностях природопользования населения разных территорий, в том числе своей местности;
- о приемах работы с картой, статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека.
В результате изучения курса у учащихся должна быть сформирована важная мировоззренческая идея о возможности сохранения природно-антропогенного равновесия на Земле, в своей стране, своей местности при условии разумного сосуществования человека и природы. Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников основной школы, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса географии с такими предметами: природоведение, биология, физика, химия, литература и другими. Так же учитывается связь с дополнительным образованием по предмету через проектную деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития географических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих систем, существующих в современном мире.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Достижение сформулированных выше целей и задач, а также основной мировоззренческой идеи курса предполагает преемственность его содержания с предшествующими пропедевтическими курсами «Окружающий мир», «Мир географии», «Естествознание», в изучении средств и методов географических исследований, источников географической информации, топографо-картографических знаний и умений учащихся, а также истории развития географических знаний о Земле. Кроме того, необходима более тесная межпредметная связь с курсами физики, математики, биологии, истории. Таким образом, новый курс должен приобрести большую комплексность, интегральность и территориальность, т. е. стать более географичным.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Предполагаемый результат. В результате изучения курса, учащиеся должны:
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
На уроках возможны разные формы и виды контроля знаний, умений и навыков: устный опрос, контрольная работа, тестирование, зачет, и другие. Вид самостоятельной работы и форма контроля выбирается адекватно содержанию, который изучается, закрепляется и обобщается на уроках.
Инструментарий для оценивания: 5-бальная система.
Требования к уровню подготовки выпускников.
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Условные обозначения:
Н - урок изучение новой темы
А - урок актуализации знаний
П - урок контроля (проверки знаний)
Ин. Фр – индивидуальный, фронтальный опрос
Пр\р – практическая работа
Общая характеристика учебного предмета, курса.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по географии реализуется примерная программа основного общего образования «География России (VII—IX класс)», авторской программе по географии 6 -9 классы под редакцией В.П.Дронова , М.Дрофа 2006г.
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих щелей:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Методы и формы решения поставленных задач: Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. Курс «География. Землеведение. 6 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по географии, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о планете.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, тестового контроля.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников основной школы, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса географии с такими предметами: природоведение, биология, физика, химия, литература и другими. Так же учитывается связь с дополнительным образованием по предмету через проектную деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет входит в образовательную область естественных наук.
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс.
Согласно действующему в школе учебному плану, рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: количество часов –35 часа, в неделю – 1 час. Изменения, внесенные в программу: на тему «Россия на карте мира» отводится 14 часов (по плану - 11);тема «Природа России» уменьшена на 8 часов; тема «Население России» уменьшена на 2 часа; тема «Хозяйство России» увеличена на 8 часов. Такая расчасовка обусловлена тем, что темы «Россия на карте мира» и «Хозяйство» достаточно сложные для восприятия.
Программа «География» входит в федеральный компонент учебного плана основного общего образования.
На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 35 часов (1ч. В неделю), в 7-9 по 68 ч (2ч. В неделю)..
Требования к уровню подготовки выпускников.
Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «География».
Достижение предметных результатов в учебниках линии обеспечивается формированием у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических и социально-экономических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы. Для реализации этих требований представленная линия строилась на основе к следующих концептуальных принципов:
обеспечение комплексности и логической преемственности содержания отдельных школьных географических курсов. Линия построена в соответствии с традиционным для отечественного образования принципом построения курса географии в основной школе — от общего к частному. В соответствии с ним в учебниках идет поэтапное формирование основополагающих физико-географических и социально-экономических знаний на разных территориально-иерархических уровнях: планетарном — материков и океанов и их частей — России и ее отдельных районов — своей местности (малой Родины). При этом во всех учебниках линии реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманитаризация, социологизация, экологизация, способствующие формированию общей культуры молодого поколения;единый методологический подход к отбору, структуризации и подаче учебного материала (методологической основой линии учебников являются положения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленной на формирование у подрастающего поколения ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны. Содержание всех учебников линии обеспечивает формирование мировоззренческой ценностно-смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности. В достижении перечисленных результатов особо значима роль учебников для 8 и 9 классов. В них формируется географический образ нашей страны во всем ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и демонстрации взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства. В учебнике 8 класса дается оценка огромных размеров территории России как важнейшей части национального достояния, географического положения как важнейшего потенциала ее развития. Вводится понятие «государственная территория России», что позволяет учащимся ориентироваться в комплексе сложных территориально-межгосударственных проблем и вопросах национальной безопасности! часто обсуждаемых в СМИ;
единый методический подход к отбору, структуризации и подаче учебного материала. Методическое единство учеников линии обеспечивается унификацией в построении структуры параграфов, позволяющей осуществлять единую технологию обучения и способствующей овладению учащимися навыками отбора, анализа и синтеза информации! Каждый параграф содержит следующие структурные элементы:
.— основной текст — инвариантную часть содержания, соответствующую Фундаментальному ядру содержания образования и Примерной программе по географии. Текст каждого параграфа разбит на смысловые структурные единицы и подразделен на основной и дополнительный, выделены основные определения;
- вопросы и задания к параграфу в деятельностной форме проверяют образовательные достижения учащихся. В вопросах и заданиях особое внимание уделено формированию умений использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, для экологически сообразного поведения в окружающей среде, адаптации к географическим условиям проживания и обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- разнообразные иллюстрации (карты, рисунки, схемы, фотографии, таблицы, диаграммы), несущие самостоятельную информационную нагрузку и снабженные вопросами и заданиями, способствуют реализации системно-деятельностного подхода в обучении географии.
В учебниках содержится система заданий, направленных на достижение метапредметных результатов обучения:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свой действия м соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
Авторы уделили большое значение заданиям, направленным на достижение личностных результатов обучения: воспитание российской гражданской идентичности; формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.
В учебниках линии дается материал о российских путешественниках и ученых, в частности С. И. Дежневе, П. П. Семенове-Тян-Шанском, Н. М. Пржевальском, С. Берге, В. В. Докучаеве, что дает возможность учителю формировать у учащихся чувство патриотизма при изучении достижений отечественной науки.
Содержание учебного предмета
География России.
Раздел 5. Особенности географического положения России.
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения Росси и его сравнение с географическим положением других государств. Географическое положение России как фактор развития ее хозяйства.
Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.
Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей определение поясного времени для разных городов России.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.
Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Радел 6. Природа России.
Природные условия и ресурсы России. Природные условия и ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры и территории России. Особенности геологического строения Росси: основные тектонически структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенение. Стихийны природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа по влияние деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечно радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровья. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории сраны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Опасные и неблагоприятные климатически явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.
Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории сраны. Распределение рек п бассейнам океанов главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течение рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления связанные с волами( паводки, наводнения, лавинами, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развития хозяйства России. Составление характеристики карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники . Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанные с ними опасных природных явлений на территории страны.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Почва и почвенные ресурсы. Почва- особый компонент природы. Факторы развития почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.
Почва- национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мир. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.
Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы . заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.
Раздел 7. Население России
Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельные территории. Прогнозирование изменений численности населения России и ее отдельных территорий.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.
Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов Росси. Определение по картам особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа и территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.
Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городски агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.
Миграции населения России. Направления и типы миграций на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста отдельных территорий России.
Человеческий капитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.
Раздел 8. Хозяйство России.
Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития ее хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.
Топливно-энергетический комплекс(ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая. Угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и окружающая среда.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйств. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и окружающая среда.
Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение п картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Легкая промышленность и охрана окружающей среды.
Сфера услуг( инфраструктурный комплекс). Состав место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйств, основные районы , центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качества жизни населения.
Раздел 9. Районы России.
Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.
Крупные регионы и районы России.
Регионы России: Западный и восточный.
Районы России: Европейский Север, Центральная Россия. Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияние на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.
Раздел 10. Россия в современном мире.
Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России.
Тематическое планирование по географии 8 класс
Тема | Количество часов | Основные виды деятельности учащихся |
Особенности географического положения России (6 часов). | ||
Географическое положение России | 2 | Выявлять особенности разных видов географического положения России. Наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение России. Сравнивать географическое положение и размеры государственной территории России и других стран. Выявлять зависимость между географическим положение и размерами государственной территории страны и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории. |
Границы России | 2 | Определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам. Наносить эти объекты на контурную карту. Сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяженности и значению для внешнеторговых связей РФ с другими государствами. Определять положение РФ на карте часовых поясов, определять поясное время для разных городов России по карте часовых поясов. Определять роль поясного, декретного и летнего времени в хозяйстве и жизни людей. |
История освоения и изучения территории России. | 2 | Выявлять особенности формирования территории России, ее заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Подготавливать и обсуждать презентации о выдающихся отечественных географических открытиях и путешествиях. |
Природа России (32 часов). | ||
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | 6 | Определять основные этапы формирования земной коры по геологической карте и геохронологической таблице. Определять основные тектонические структуры по тектонической карте. Определять особенности рельефа по физической карте, наносить на контурную карту основные формы рельефа. Выявлять закономерности между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на основе сравнения карт. Выявлять внутренние и внешние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа. Определять территории распространения стихийных природных явлений. Объяснять взаимосвязь между особенностями литосферы, жизнью и хозяйственной деятельностью населения. Определять и объяснять особенности рельефа своего региона. |
Климат и климатические ресурсы | 5 | Выявлять факторы, влияющие на климат России. Определять климатические показатели для различных населенных пунктов по климатическим картам. Определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Выявлять закономерности в распределении климатических показателей на территории России. Определять районы распространения разных типов климата по карте климатических поясов. Определять особенности климата своего раойна проживания. Выявлять особенности опасных и неблагоприятных климатических явлений, районы распространения по тематическим картам. Обсуждать проблемы изменения климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. |
Внутренние воды и водные ресурсы | 4 | Определять виды внутренних вод на территории страны. Определять реки, относящиеся к бассейнам разных океанов, по физической карте, наносить на контурную карту водоразделы океанских бассейнов. Определять падение, уклон, особенности питания и режима крупных рек, выявлять закономерности между режимом и характером течения крупных рек, рельефом, климатом по тематическим картам и климатограммам с составлением характеристики одной из рек по типовому плану. Определять типы озер по происхождению котловин, солености и размерам, наносить на контурную карту разные типы озер России. Определять основные районы распространения болот, ледников и многолетней мерзлоты по физической и климатической картам. Оценивать обеспеченность водными ресурсами. Обсуждать проблемы рационального использования водных ресурсов и определять пути их охраны. Определять особенности внутренних вод своего района проживания. |
Почвы и почвенные ресурсы. | 4 | Выявлять основные факторы почвообразования. Определять главные зональные типы и закономерности их распространения на территории страны по карте почв. Определять почвенные горизонты, свойства главных видов почв, сравнивать их плодородие по типовым схемам. Определять структуру земельного фонда России. Оценивать почвенные ресурсы страны. Подготавливать и обсуждать презентации о неблагоприятных изменениях почв в результате хозяйственной деятельности и основные мероприятия по рациональному использованию почвенных ресурсов. Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности хозяйственного использования. |
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. | 3 | Выделять факторы, определяющие состав и разнообразие органического мира. Прогнозировать последствия изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменений других компонентов природного комплекса. Определять состав биологических ресурсов. Выявлять особенности использования человеком разных видов биологических ресурсов. Подготавливать и обсуждать презентации о неблагоприятных изменениях в растительном и животном мире России и своего региона в результате хозяйственной деятельности. Определять основные мероприятия по рациональному использованию и охране растительного и животного мира России и своего региона. |
Природно-хозяйственные зоны. | 8 | Определять особенности размещения природно-хозяйственных зон и районов распространения высотной поясности на территории страны по карте природных зон и физической карте России. Выявлять взаимозависимости между компонентами природы в разных природных зонах на основе анализа физической карты, карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах с составлением характеристики одной из природных зон по типовому плану. Определять особенности распространения антропогенных ландшафтов и выявлять экологические проблемы зон, связанных с основными видами хозяйственной деятельности. Выявлять причинно- следственные связи между географическим положением и характером высотной поясности территории. Выявлять особенности проявления высотной поясности различных горных систем России. Определять виды ООПТ и особенности их распространения на территории страны по карте особо охраняемых природных территорий. Подготавливать и обсуждать презентации о важнейших ООПТ и о памятниках всемирного наследия на территории страны. |
Природа регионов России (16 часов) | ||
Природа регионов России. | 15 | Определять особенности географического положения , природы, природных комплексов и природно-ресурсного потенциала крупных регионов России: Восточно-Европейская равнина, Северный Кавказ, Урал, Западно-Сибирская равнина, Восточная Сибирь. Дальний Восток. Объяснять зависимость природы региона от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы. Находить зависимость характера рельефа от строения земной коры. Характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни деятельности человека |
Природа и человек 4 часа | ||
Человек и природа | 4 | Объяснять значение природы в жизни и деятельности человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование географический прогноз, мониторинг. Экологическая ситуация в России в своем регионе. |
Население России (10часов). | ||
Численность населения России. | 2 | Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России в 20 веке и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения станы. Сравнительные особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны, регионе своего проживания по статистическим данным. Сравнивать показатели воспроизводства России с другими странами мира по статистическим данным. Прогнозировать темпы роста населения России и ее отдельных территорий по статистическим данным. |
Половой и возрастной состав населения страны. | 2 | Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин разных возрастов. Определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным. Сравнивать половозрастные пирамиды России начала и конца 20 века, разных территорий России, региона своего проживания. Подготавливать и обсуждать презентации о факторах, влияющих на среднюю продолжительность жизни населения. Сравнивать среднюю продолжительность жизни мужчин и женщин в России и других странах мира по статистическим данным. |
Народы и религии России. | 2 | Определять крупнейшие по численности народы России по статистическим данным. Определять особенности размещения народов России и сравнивать географию крупнейших народов с политико-администраивным делением РФ по тематическим картам. Определять основные. |
языковые семьи и группы народов России. Определять современный религиозный состав населения по статистическим данным. Определять главные районы распространения христианства, ислама, буддизма и других религий по карте религий России. Наносить на контурную карту России крупнейшие религиозные центры российского православия, ислама, буддизма | ||
Особенности размещения населения России. | 2 | Выявлять факторы, влияющие на размещение населения страны. Выявлять закономерности размещения населения по карте плотности населения, физической и тематическим картам. Наносить на контурную карту основную зону расселения, зону Севера. Выявлять особенности урбанизации в России по статистическим данным. Определять территории России с самыми высокими и низкими показателями урбанизации по тематической карте. Определять виды городов России по численности населения, функциям и роли в жизни страны. Наносить на контурную карту крупнейшие города и агломерации России. Обсуждать социально-экономические и экологические проблемы в крупных городах России. Определять виды населенных пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хозяйстве страны. Определять зональные типы сельских поселений. Обсуждать современные социальные проблемы малых городов и сельских поселений. Определять и сравнивать показатели городского и сельского населения по статистическим данным. |
Миграции населения России. | 2 | Определять виды и причины внутренних миграций. Подготавливать и обсуждать презентации об основных направлениях миграционных потоков на разных исторических этапах. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России по тематической карте. Определять территории России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли по статистическим данным. |
Природа своего региона 4 часа | ||
Природа своего региона - Красноярского края | 4 | Изучить особенности природы, рельефа, геологического строения Красноярского края. Климатические особенности и типы климатов Красноярского края. Определять водный состав. Раскрыть особенности распределения видов почв на территории, растительного и животного мира. |
63 | ||
Дополнительно | 5 | |
Резерв | 2 |
Учебно-тематический план
№ | Тема | Тип урока | Элементы содержания | Предметный результат | УУД | Материал к уроку | Материал учебника | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | |||||||||
Введение | ||||||||||
1 | Что изучает география России | А | Начать формировать представление об особенностях основных природных компонентов России | Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны | Стр 3 | |||||
Часть 1 Россия на карте мира | ||||||||||
2 | Географическое положение как зеркало России. | Н | Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей определение поясного времени для разных городов России. История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах. Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа. | Начать изучение главных черт географического положения России, формирование понятия многоплановости географического положения | Ученик должен понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы | § 1 стр. 8 | ||||
3 | Особенности физико-географического положения России Практическая работа Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран | Н | Закрепить понятие ФГП | Ученик должен знать специфику географического положения России | § 2 с 12 | |||||
4 | Экономике- и транспортно-географическое положение России. Соседи России | Н | Формировать представление об отличии географического положения от других видов ГП | Ученик должен знать специфику географического положения России. Уметь объяснять существенные признаки объектов | КМ 5 | |||||
5 | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России | Н | Формировать представление о геополитическом, этнокультурном и эколого-географическом положении России | Ученик должен знать связь между географическим положением и хозяйством страны. Уметь описывать объект | § 4 стр.20 | |||||
6 | Входной мониторинг | П | Выявить качество знаний на начало года | |||||||
7 | Государственная территория России Практическая работа Обозначение на контурной карте субъектов Российской Федерации | Н | Сформировать представление о государственной территории, государственной границе | Ученик должен знать понятие «государственная территория». Уметь находить информацию для изучения территории | § 5 стр. 22 | |||||
8 | Обширные российские пространства: вопросы и проблемы. | А | Формировать представление о значении природы и формировании государства | Ученик должен знать связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством страны. Уметь выделять существенные признаки объектов | § 6 стр.26 | |||||
9 | Государственные границы России. Типы и виды российских границ | Н | Сформировать представление о многоплановости понятия граница | Ученик должен знать основные типы и виды границ. Уметь приводить примеры | § 7 стр.31 | |||||
10 | Сухопутные и морские границы России | Н | Дать знания о пограничных с Россией государствах; сформировать представление о сложности определения границ по морю; дать представление о Российском секторе Арктики | Ученик должен знать понятия: территориальные воды, экономическая зона, недра, соседние государства. Уметь показывать границу России и назвать соседние страны | § 8 стр. 34 | |||||
11 | Урок обобщающего повторения | П | Выявить пробелы в знаниях по теме | |||||||
12 | Россия на карте часовых поясов Практическая работа Определение поясного времени для различных населенных пунктов России | А | Познакомить с видами исчисления времени на территории России | Ученик должен знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей | § 9стр. 39 | |||||
13 | Этапы и методы географического изучения территории | Н | Познакомить с основными этапами освоения и изучения территории России | Ученик должен знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках | § 10 стр. 43 | |||||
14 | Особенности административно-территориального устройства России | Н | Дать представление об административном и территориальном устройстве государства | Ученик должен знать специфику административно-территориального устройства Российской Федерации. Уметь анализировать карту | КМ 5 | § 11 стр. 49 | ||||
15 | Зачет по разделу «Россия на карте мира» | П | Отработать основные понятия темы | Ученик должен знать объекты, связанные с географическим положением (см. номенклатуру), определять специфику географического положения и административно-территориального устройства | ||||||
Часть 2 Природа России | ||||||||||
16 | Геологическая история и геологическое строение территории России | Н | Природные условия и ресурсы России. Природные условия и ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры и территории России. Особенности геологического строения Росси: основные тектонически структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенение. Стихийны природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа по влияние деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечно радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровья. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории сраны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. Опасные и неблагоприятные климатически явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона. Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории сраны. Распределение рек п бассейнам океанов главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течение рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления связанные с волами( паводки, наводнения, лавинами, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развития хозяйства России. Составление характеристики карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники . Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанные с ними опасных природных явлений на территории страны. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Почва и почвенные ресурсы. Почва- особый компонент природы. Факторы развития почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия. | Сформировать представления об особенностях строения земной коры на территории России; формирование понятий литосферные плиты, геологические часы | Ученик должен знать основные геологические эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории. Уметь показывать их на карте и объяснять причины такого размещения | § 12 стр. 55 | ||||
17 | Взаимосвязь рельефа и геологического строения России | Н | Закрепить основные понятия темы; формировать представление о связи рельефа и внутреннего строения земной коры | Ученик должен знать основные формы рельефа их связь со строением земной коры. Горы и равнины. Уметь показывать на карте эти объекты | § 12 стр55. | |||||
18 | Рельеф России: основные формы рельефа – горы и равнины Практическая работа Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий | Н | Познакомить с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин; формировать представление о рельефе как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов | Ученик должен знать основные формы рельефа их связь со строением земной коры. Горы и равнины. Уметь показывать на карте эти объекты | § 13 стр58. | |||||
19 | Формы рельефа: горы, их типы, характеристика гор | Н | Познакомить с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин; формировать представление о рельефе как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов | Ученик должен знать основные формы рельефа их связь со строением земной коры. Горы и равнины. Уметь показывать на карте эти объекты | § 13 стр58. | |||||
20 | Как и почему изменяется рельеф Рос- сии | Н | Познакомить учащихся с влиянием внутренних и внешних факторов на формирование рельефа, показать непрерывность развития рельефа | Ученик должен понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь приводить примеры | § 14 стр. 63 | |||||
21 | Стихийные природные явления в литосфере | Н | Рассмотреть виды стихийных явлений, причины их возникновения | Знать стихийные природные явления, связанные с литосферой. Уметь объяснять существенные признаки явлений | § 15 стр. 67 | |||||
22 | Человек и литосфера | А | Изучить состав полезных ископаемых, особенности их размещения, сформировать представление о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническим строением | Ученик должен знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения (см. номенклатуру). Уметь определять местоположение этих объектов на карте | § 16 стр.70 | |||||
23 | Урок обобщающего повторения | П | Определить уровень знаний основных понятий, закономерностей по теме | |||||||
24 | Факторы, определяющие климат России. | Н | Сформировать знания о климатообразующих факторах и их роли в формировании климата на территории России | Ученик должен знать факторы, определяющие климат России. Уметь объяснить образование циклонов и антициклонов | § 17 стр.80 | |||||
25 | Циклоны и антициклоны | Н | Дать представление об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах, показать | Ученик должен понимать закономерности распределения тепла и влаги. Уметь анализировать карты | ||||||
26 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России Практическая работа Определения по картам закономерностей распределения солнечной радиационного баланса. выявление особенностей распределения средних температур, осадков | Н | Сформировать знания о закономерностях распределения основных элементов климата на территории России | . Ученик должен знать понятие «сезонность». Уметь использовать знания для фенологических наблюдений природы | § 18 стр. 86 | |||||
27 | Типы климатов России Практическая работа Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов | Н | Познакомить с основными типами климата России | Ученик должен знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды | § 20 стр. 93 | |||||
28 | Комфортность (дискомфортность) климатических условий Практическая работа Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения | А | Сформировать представление о понятии комфортность климата; дать представление об основных показателях, характеризующих уровень комфортности | Ученик должен знать понятие «комфортность» (дискомфортность) климатических условий. Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды | § 21 стр. 98 | |||||
29 | Климат Саратовской области | Н | Дать представление о климате Саратовской области | Ученик должен знать: основные характеристики климата саратовской области | Записи в тетради | |||||
30 | Климат и человек | А | Расширить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека, познакомить с неблагоприятными климатическими явлениями и причинами их возникновения, показать причины экономических проблем, сформировать понятие агроклиматические ресурсы | Ученик должен знать: неблагоприятные явления, о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Уметь приводить примеры и объяснять причины явлений | § 22 стр. 101 | |||||
31 | Промежуточный мониторинг | П | Выявить качество знаний | |||||||
32 | Разнообразие внутренних вод России. | Изучить особенности рек России; сформировать понятие уклон реки, падение реки, формировать умение определять падение и уклон реки | Ученик должен знать особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки. Знать номенклатуру, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам океанов | § 23 стр107. | ||||||
33 | Реки Практическая работа Составление характеристики рек | Н | Изучить особенности водного режима рек | Ученик должен знать особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки. Знать номенклатуру, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам океанов | § 23 стр.107 | |||||
34 | Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота | Н | Дать представление о размещении, особенностях происхождении, значении озер, болот, подземных вод, ледников и многолетней мерзлоты | Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты | § 24 стр. 115 | |||||
35 | Водные ресурсы и человек Практическая работа Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений | А | Рассмотреть значение воды в жизни человека, оценить водные ресурсы | Учащиеся должны знать меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений | § 25 стр. 120 | |||||
36 | Внутренние воды и водные ресурсы Саратовской области Практическая работа Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования | Н | Рассмотреть внутренние воды Саратовской области | Ученик должен знать особенности вод своего региона, бассейны, режим, использование. Уметь объяснять их размещение | ||||||
37 | Образование почв и их разнообразие Практическая работа Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв | Н | Формировать знания о почвах, показать вклад В.В.Докучаева в создании почвоведения, познакомить с новыми терминами | Ученик должен знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв | §26 стр. 125 | |||||
38 | Закономерности распространения почв. | Н | Продолжить формирование знаний о разнообразии почв и закономерностях их распространения | Ученик должен знать закономерности распространения почв, уметь анализировать карту почв | § 27 стр.129 | |||||
39 | Почвенные ресурсы России | А | Сформировать представление о значении почв для жизни и деятельности человека, убеждение в необходимости охраны почв | Ученик должен знать значение почв, охрану почв, мелиорацию земель. Уметь приводить примеры | § 28 стр. 132 | |||||
40 | Растительный и животный мир России | Н | Ознакомить с разнообразием растительного и животного мира страны | Ученик должен знать растительный и животный мир России, видовое разнообразие, факторы, определяющие облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов | § 29 стр.137 | |||||
41 | Биологические ресурсы. Меры по охране растительного и животного мира Практическая работа Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов | Н | Сформировать представление о видах особо охраняемых территорий | Ученик должен знать понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов | § 30 стр.143 | |||||
42 | Разнообразие природных комплексов. | Н | Дать представление о взаимосвязях в ПТК | Ученик должен знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов | § 31 стр147. | |||||
43 | Природно-хозяйственные зоны России | Н | Развить и углубить знания об одной из основных географических закономерностей – природной зональности | Ученик должен знать, что такое природно-хозяиственные зоны. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию | § 32 стр.153 | |||||
44 | Арктические пустыни, тундра и лесотундра | Н | Познакомить с особенностями природных зон севера России. | Ученик должен знать характеристику арктических пустынь. Тундр, лесотундр. Природные ресурсы и хозяйственное освоение зон, их экологические проблемы. Уметь составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников | § 33 стр.157 | |||||
45 | Леса | Н | Углубить знания о зоне лесов | Ученик должен знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину их различия | § 34 стр. 162 | |||||
46 | Лесостепи, степи и полупустыни, пустыни | Н | Изучить особенности природных компонентов в степях, полупустынях и взаимосвязях между компонентами зон | Ученик должен знать характерные черты лесостепи, степи, полупустыни и пустыни, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки | § 35стр166. | |||||
47 | Высотная поясность | Н | Познакомить с особенностями смены высотных поясов в горах России | Ученик должен знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах | § 36 стр. 170 | |||||
48 | Особо охраняемые природные территории | А | Сформировать представление о видах особо охраняемых территорий | Ученик должен знать заповедники России. Уметь показывать их на карте | § 37 стр.173 | |||||
49 | Природные зоны нашей области. Экологические проблемы этих зон | А | Сформировать представление о видах особо охраняемых территорий Саратовской области | Ученик должен знать специфику природы своего края. Уметь использовать приобретенные знания | . | |||||
50 | Зачет по теме, «Природа России» | П | Систематизировать и закрепить знания о природе России | Ученик должен знать специфику природно-хозяйственных зон России. Уметь объяснить существенные признаки природных зон, их экологические проблемы. | ||||||
Часть 3 Население России | ||||||||||
51 | Численность населения России. | Н | Население России Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельные территории. Прогнозирование изменений численности населения России и ее отдельных территорий. Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России. Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов Росси. Определение по картам особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа и территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий. Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городски агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России. Миграции населения России. Направления и типы миграций на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста отдельных территорий России. Человеческий капитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения. | Сформировать представление о понятиях воспроизводство населения и естественный прирост населения | Ученик должен знать численность населения страны, факторы, влияющие на численность. Уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям | КМ 25, 26 | § 38 стр. 183 | |||
52 | Мужчины и женщины. Продолжительность жизни | Н | Дать представление о половозрастном составе населения | Ученик должен знать своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни. Уметь объяснять причины социальных процессов | § 39 стр. 188 | |||||
53 | Этнический, языковой и религиозный состав населения | Н | Сформировать представление о народах, населяющих Россию. | Ученик должен знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы, основные религии. Уметь приводить примеры, работать с картой | КМ 31,32 | § 40 стр.191 | ||||
54 | Городское и сельское население Практическая работа Определение по статистическим источникам плотности населения и доли городского и сельского населения в своей республике (крае, области). | Н | Выявить, как осуществляется урбанизация в России, объяснить типологию городов | Ученик должен знать особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Уметь объяснять существенные признаки социальных явлений | КМ 35 | § 41 стр.198 | ||||
55 | Размещение населения России | Н | Проанализировать особенности и главные черты размещения населения России, объяснить главные причины | Ученик должен понимать географические особенности размещения; их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. Уметь приводить примеры, анализировать карты | § 42 стр. 203 | |||||
56 | Миграция населения в России | Н | Формировать представление о динамике численности населения на основе изучения механического прироста населения | Ученик должен знать понятие «миграция» и ее основные виды. Основные направления миграций на разных этапах истории. Причини миграций. Уметь приводить примеры миграций | КМ 27 | § 43 стр.207 | ||||
57 | Люди и труд | Н | Дать представление о распределении населения по возрастным группам | Ученик должен знать понятия: трудовые ресурсы, экономически активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения. Занятость. Уметь приводить примеры | КМ 29 | § 44 стр.214 | ||||
58 | Зачет по теме «Население» | П | Обобщить материал по теме | Ученик должен знать различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровни урбанизации отдельных территорий, направление миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения. Оценивать изменения в численности населения, изменение в соотношении городского и сельского населения, развитие системы городских поселений. Описывать особенности быта и религий отдельных народов | ||||||
Часть 4 Хозяйство России | ||||||||||
59 | Что такое хозяйство страны? | Н | Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития ее хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства. | Сформировать представление об особенностях экономики России | Ученик должен знать об изменении пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства | § 45 стр. 221 | ||||
60 | Как география изучает хозяйство | Н | Познакомить с различными принципами деления хозяйства | Ученик должен знать условия и факторы размещения предприятий. Уметь объяснять, чем различаются условия и факторы размещения | § 46 стр. 224 | |||||
61 | Состав первичного сектора экономики, особенности входящих в него отраслей | Н | Сформировать представление о составе добывающей промышленности | Ученик должен знать состав первичного сектора экономики. Уметь объяснять особенности размещения отраслей, входящих в его состав | § 47 стр.226 | |||||
62 | Природно-ресурсный потенциал России | Н | Выделить основные природно-ресурсные базы | Ученик должен знать понятия «природные ресурсы», «национальное богатство», основные виды природных ресурсов, крупные ресурсные базы страны | § 48 стр. 228 | |||||
63 | Сельское хозяйство | Н | Сформировать представление об одной из самых важных отраслей хозяйства страны | Ученик должен понимать особенности сельского хозяйства страны. Уметь оценивать природные условия для ведения сельского хозяйства | КМ 12, 46 | § 50 стр232. | ||||
64 | Земледелие | Н | Формировать представление об отраслевом составе земледелия | Ученик должен знать основные районы выращивания зерновых и технических культур, картофеля. Районы садоводства и виноградарства. Уметь объяснить принципы их размещения | КМ 47,48 | § 51 стр234. | ||||
65 | Животноводство | Н | Формировать представление об особенностях животноводства, его структуре | Ученик должен знать основные районы разведения крупного рогатого скота, свиней, овец и других видов домашних животных. Уметь объяснять принципы размещения | КМ 47,48 | § 52 стр. 236 | ||||
66 | Лесное хозяйство. Охота | Н | Активизировать знания о лесных ресурсах России, распространении лесов | Ученик должен знать о роли леса в российской экономике, основные лесопромышленные районы страны, географию пушного промысла. Уметь объяснять проблемы этих отраслей | § 53 стр. 238 | |||||
67 | Рыбное хозяйство | Н | Формировать представление о значении для экономики России рыболовного промысла | Ученик должен знать рыбопромысловые бассейны, перспективы развития рыбного хозяйства в России. Уметь объяснять проблемы этой отрасли | § 54 стр. 241 | |||||
68 | Итоговый мониторинг | П | Выявить качество знаний на конец года | |||||||
69 | Географический фактор в развитии общества | Сформировать представлении о влиянии природной среды на исторический процесс | Ученик должен знать влияние природного фактора на развитие общества | § 55 стр242. | ||||||
70 | Зачет по теме «Хозяйство России» | П | Обобщить материал о хозяйстве страны |
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
Образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
- понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
- представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
- умение работать с разными источниками географической информации;
- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- картографическая грамотность;
- владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
- умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Перечень учебно-методического обеспечения
В кабинете географии имеется раздаточный материал:
Пособие | Содержание |
Разноуровневые тесты | Тесты имеют задания по изученным темам |
Карточки с индивидуальными заданиями | Задания разного уровня сложности для письменного опроса учащихся |
Так же в кабинете для наглядного изучения имеются: коллекции минералов и горных пород, гербарий, теллурий, глобусы.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих электронных – образовательных ресурсов
Климат
Кирилл и Мифодий 8 класс
Литосфера
Атмосфера
Гидросфера
Россия. Энциклопедия.
В кабинете географии имеются настенные и интерактивные карты и таблицы для 8 класса:
№ п\п | Название карты |
1 | Геологическая карта России |
2 | Климатическая карта России |
3 | Природные зоны России |
4 | Почвенная карта России |
5 | Растительность России |
6 | Тектоника и минеральные ресурсы России |
7 | Плотность населения России |
8 | Центральная Россия |
9 | Урал |
10 | Поволжье |
11 | Европейский юг России |
12 | Западная Сибирь |
13 | Восточная Сибирь |
14 | Дальний Восток |
15 | Европейский Север и Северо-запад России |
16 | Физическая карта России |
17 | Народы России |
18 | Строение земной коры. Полезные ископаемые |
19 | Россия. Природные зоны |
20 | Россия. Почвы |
Список литературы.
Учебник
Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России Природа. Население. Хозяйство. Учебник - под редакцией В.П. Дронова, М.: Дрофа, 2010.
УМК
- Географический атлас 8 класс. М.: Дрофа, 2008 –
- Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии 8 класс. М.: Дрофа, 2008
Дополнительная литература
- Баринова И.И. География России. Методическое пособие 8-9 класс. М.: Дрофа, 2007-
- Симагин Ю.А., Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 8-9 кл. М.: Дрофа, 2006
Приложение
№ | Практические работы | Зачеты | Мониторинги |
1 | Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран | Россия на карте мира | Входной |
2 | Обозначение на контурной карте субъектов Российской Федерации | Природа России | Промежуточный |
3 | Определение поясного времени для различных населенных пунктов России | Население | Итоговой |
4 | Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий | Хозяйство России | |
5 | Определения по картам закономерностей распределения солнечной радиационного баланса. выявление особенностей распределения средних температур, осадков | ||
6 | Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов | ||
7 | Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения | ||
8 | Составление характеристики рек | ||
9 | Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений | ||
10 | Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования | ||
11 | Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв | ||
12 | Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов | ||
13 | Определение по статистическим источникам плотности населения и доли городского и сельского населения в своей республике (крае, области). Сопоставление со средними показателями по стране | ||
14 | Определение по статистическим источникам плотности населения и доли городского и сельского населения в своей республике (крае, области). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...