рабочая программа по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Внукова Ольга Владимировна

рабочая программа по географии 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_10_klass_domogatskikh.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа адресована учащимся 10 класса общеобразовательной школы.

Концепция программы. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущих курсов.

Обоснованность. Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.  

Предмет входит в образовательную область естественных наук

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей и  задач:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Сроки реализации данной программы: 2013 – 2014 учебный год

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация
 образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития географических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих систем, существующих в современном мире.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Предполагаемый результат. В результате изучения географии ученик 10 класса должен

 знать/понимать 

  • признаки понятий «естественный прирост», «демографический взрыв», «урбанизация», «трудовые ресурсы»;
    составные части и характерные черты НТР, этапы формирования мирового хозяйства;
    мировые центры и районы месторождений полезных ископаемых;
    промышленные, с/х; транспортные; научно-информационные; финансовые; торговые; рекреационные; основные формы международных экономических отношений; крупнейшие индустриальные страны мира; районы нового освоения; свободные экономические зоны; географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства стран и регионов мира, территорию, границы, положение: главные черты, политическую карту и государственный строй стран мира, население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства, особенности миграций национального и религиозного состава, географию городов, главные отрасли промышленности стран мира, типы с/х, региональные транспортные системы, международные экономические связи; отрасли непроизводственной сферы.
  • Географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Территорию, границы, положение: главные черты. Политическую карту и гос. строй.
    Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства. Географию городов. Урбанизацию и субурбанизацию. Западноевропейский тип города. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональную транспортную систему. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Высокоразвитые (Лондон и Париж), старопромышленные (Рур), отсталые аграрные (Юг Италии) районы. Районы нового освоения.
    ФРГ – наиболее экономически мощная страна зарубежной Европы.
    Основные черты ЭГП Германии и стран восточной Европы, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Географический рисунок расселения, крупнейшие города. Территориальную структуру хозяйства.
    Китай – страна древней культуры. Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства.
    Хозяйство КНР–достижения и проблемы. Внутренние различия и города Китая.
    Главные технополисы, мегалополис Токайдо в Японии. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система.
    Хозяйственную деятельность Индии. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система.
    Географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Африки, Латинской Америки. Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Субрегионы Африки и Латинской Америки.
    Территория, границы, положение: главные черты. Полит. карта и гос. строй. Природные условия и ресурсы.
    Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства США.
    Главные отрасли промышленности США. География сельского хозяйства. География транспорта. Внешняя торговля. Макрорайонирование. Северо–Восток: «мастерская нации». Средний Запад: «район крупной промышленности и с/х». Юг: «макрорайон больших перемен». Запад – самый молодой и динамичный макрорайон США. Крупнейшие города в США.
    Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Преодоление отсталости развивающихся стран – крупнейшая общемировая проблема. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

должны уметь:

  • показывать по карте страны, относящиеся к различным группам по типологии и их столицы, дать оценку геополитическому положению государства; определять ресурсообеспеченность мира различными видами минеральных ресурсов. Объяснять различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий; образование и развитие разных форм городского расселения (агломерации, мегалополисы); различия в степени заселённости отдельных территорий. Миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов; направление миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов; определять функции крупнейших городов мира. Называть и показывать основные  регионы повышенной плотности населения на Земле; крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры.
    Оценивать тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в МХ; изменение в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран; оценивать изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран, тенденции возрастного состава населения стран Западной Европы, Азии, Африки, Латинской и Северной Америки; объяснять различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, тенденций её возможного развития;
  • понимания географической специфики страны в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Система оценки достижений учащихся. На уроках  возможны разные формы и виды контроля знаний, умений и навыков: устный опрос, контрольная работа, тестирование, зачет, и другие. Вид самостоятельной работы и форма контроля выбирается адекватно содержанию, который изучается, закрепляется и обобщается на уроках.

Инструментарий для оценивания:   5-бальная система.

Условные обозначения:

 Н - урок изучение новой темы

А - урок актуализации знаний

П - урок контроля (проверки знаний)

Общая характеристика учебного предмета

В соответствии с этим реализуется:   программа по географии для общеобразовательных учреждений под редакцией Домогацких Е.М. (34 часа). Издательство  «Русское слово» 2008 год.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения географии: завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
задачи обучения:

  • Приобретение знаний практико-ориентированных, экономических, экологического направления.
  • Овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
  •     Освоение компетенций: ключевых, общепредметных и предметных (коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной).

Методы и формы решения поставленных задач: Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения Особенности программы. Данная программа является версией классического курса и имеет несколько особенностей. Во – первых, он учитывает все указания , прописанные в новом образовательном стандарте, и, таким образом, в наибольшей степени соответствует современным образовательным нормам. Во-вторых  на старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.

 Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников основной школы, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса географии с такими предметами: природоведение, биология, физика, химия, литература и другими. Так же учитывается связь с дополнительным образованием по предмету через проектную деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, тестового контроля.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет входит в образовательную область естественных наук.

В школе используется классно-урочная система. Уроки по 45 минут. Согласно действующему учебному плану и с учетом профиля класса, рабочая программа предусматривает следующие варианты организации процесса обучения: количество часов: всего 35 часов - 1 час в неделю.  Типы уроков: изучения нового материала; актуализации знаний и умений; контроль; урок – практикум; урок – зачет.

Настоящий рабочая программа учитывает социально-экономический профиль класса, в котором будет осуществляться учебный процесс:

Программа «География» входит вариативную часть федерального компонента учебного плана полного среднего  общего образования.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

1. Знать:

  • методы географических исследований и уметь применять их на практике;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов;
  • динамику населения мира в целом, а также отдельных регионов и стран; современные проблемы населения;
  • особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства;
  • географическую специфику отдельных стран и регионов мира;
  • географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного положения России в мире, ее роль в международном географическом разделении труда.

2. Уметь:

  • составлять комплексную географическую характеристику стран и регионов;
  • объяснять географические аспекты различных текущих процессов и явлений;
  • оценивать ресурсообеспеченность стран;
  • использовать разнообразные источники географической информации.

Содержание программы

ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА

Современная география (1 час)

  • География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.

Тема 1. Страны современного мира (2 часа)

  • Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.

Тема 2. География населения мира (5 часов)

  • Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост - главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.
  • Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этнорелигиозные конфликты. Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.
  • Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.
  • Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».
  • Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.

Тема 3. Взаимоотношения природы и общества.

Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (12 часов)

  • Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.
  • Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.
  • Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.
  • Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание - глобальная проблема.
  • Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.
  • Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.
  • Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.
  • Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.
  • Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.

Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2 часа)

  • Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира.
  • Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
  • Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.

Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (10 часов)

  • Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны-экспортеры и страны-импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.
  • Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально-экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.
  • Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.
  • Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.
  • Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы международных экономических отношений: кредитно- финансовые, производственные, предоставление услуг.

Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (1 час)

  • Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая - главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Тематическое планирование по географии на 10 класс

Содержание тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

Раздел 1. СОВРЕМЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ

1

Географическая наука

Сформировать представление о положении географии в системе наук

Раздел 2.  СТРАНЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА

2

Типы стран современного мира Практические

работы Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации

Ознакомиться с типологией стран современного мира

3

Развитые и развивающиеся страны.

Сформировать представление о различии стран по уровню социального различия

4

Входной мониторинг

Раздел 3. ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА

5

Численность и динамика населения мира

Сформировать понятие о численности населения Земли , о типах воспроизводства населения

6

Расовый и половозрастной состав населения Практические

работы Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий

Сформировать понятие о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населения, о продолжительности жизни, выявить закономерности динамики численности мирового населения

7

Этнический и религиозный состав населения Практические

работы Сравнительный анализ карт народов и мировых религий

Сформировать  представление о религиозном составе населения

8

Размещение населения и его миграции Практические

работы Объяснение причин миграционных потоков в Европе

Сформировать представление об особенностях размещения  населения по планете, ознакомить с основными миграционными явлениями  в мире

9

Сельское и городское население Практические

работы Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов

Ознакомиться с основными видами расслеления, сформировать представление об урбанизации как всемирном процессе

Раздел 4. МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

10

История взаимоотношений между природой и обществом

Определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах

11

Природопользование и экологические проблемы

Ознакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы

12

Природные ресурсы

Сформировать понятие географическое ресурсоведение и геоэкология

13

Минеральные ресурсы

Ознакомить учащихся с минеральными ресурсами

14

Рудные и нерудные полезные ископаемые

Ознакомить учащихся с рудными и нерудными ископаемыми и их размещением ресурсами

15

Земельные ресурсы

Ознакомить учащихся с земельными  ресурсами

16

Лесные ресурсы

Ознакомить учащихся с лесными  ресурсами

17

Водные ресурсы

Ознакомить учащихся с водными  ресурсами

18

Ресурсы мирового океана

Ознакомить учащихся с ресурсами мирового океана

19

Другие виды природных ресурсов Практические

работы Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов

Ознакомить с другими видами природных ресурсов

20

Промежуточный мониторинг

21

Загрязнение окружающей среды

Ознакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы

22

Пути решения экологических проблем

23

Зачет по теме «Природные ресурсы мира»

24

Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство Практические

работы Определение стран-экспортеров основных видов сырья, промышленной и с\х продукции, разных видов услуг

Сформировать понятие  мировое хозяйство, МГРТ.  Ознакомить с причинами специализации стран  мира, с ролью ТНК в экономике разных стран

25

Современная эпоха НТР и мировое хозяйство

Сформировать понятие НТР, познакомить с чертами и частями НТР

Раздел 5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

26

Топливно-энергетическая промышленность

Сформировать представление о топливном балансе мира, рассмотреть рост производства различных видов топлива

27

Металлургия

28

Машиностроение

Сформировать представление о машиностроении, промышленности. Рассмотреть основные центры

29

Химическая, лесная и легкая промышленность

Сформировать представление о , химической, лесной и текстильной промышленности. Рассмотреть основные центры

30

С\Х. Земледелие и животноводство

Сформировать представление о структуре  сельского  хозяйства мира

31

Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран

32

Виды транспорта

Сформировать представление о структуре транспорта мира, определить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР

33

Транспорт и мировое хозяйство

34

Международные экономические отношения Итоговый мониторинг

Познакомить с всемирными экономическими отношениями

Раздел 7. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

35

Глобальные проблемы и их взаимосвязь Практические

работы Составление схемы

«Взаимосвязи глобальных проблем»

Календарно - тематическое планирование по географии 10 класс

Тема

Тип урока

Элементы содержания

Планируемый результат

Материалы к уроку

Домашнее

задание

Дата

проведения

Примечание

План

Факт

Раздел 1. СОВРЕМЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ

1

Географическая наука

Н

Сформировать представление о положении географии в системе наук

Карта

§ 1стр 6-14

Раздел 2.  СТРАНЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА

2

Типы стран современного мира Практические

работы Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации

Н

Ознакомить с типологией стран современного мира

Знать \ понимать: основные географические понятия и термины.  

§ 2. Стр 14-22

3

Развитые и развивающиеся страны.

Н

Дать понятие о различии стран по уровню социального различия

§3. Стр 22-32

4

Входной мониторинг

П

Раздел 3. ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА

5

Численность и динамика населения мира

Н

Сформировать понятие о численности населения Земли , о типах воспроизводства населения

Знать: численность

и динамику населения мира, отдельных

регионов и стран, их

этногеографическую

специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной

урбанизации. Уметь: определять и сравнивать по разным источникам

информации географические тенденции развития

природных, социально-

экономических и

геоэкологических

объектов, процессов

и явлений; оценивать и объяснять

демографическую

ситуацию, уровни

урбанизации и территориальной концентрации населения

Карта

§ 4 стр 32-41

6

Расовый и половозрастной состав населения Практические

работы Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий

Н

Сформировать понятие о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населения, о продолжительности жизни, выявить закономерности динамики численности мирового населения

§ 5 стр 41-46

7

Этнический и религиозный состав населения Практические

работы Сравнительный анализ карт народов и мировых религий

Н

Сформировать  представление о религиозном составе населения

Карта

§ 6. Стр 46-54

8

Размещение населения и его миграции Практические

работы Объяснение причин миграционных потоков в Европе

Н

Сформировать представление об особенностях размещения  населения по планете, ознакомить с основными миграционными явлениями  в мире

Карта

§ 7. Стр 54-61

9

Сельское и городское население Практические

работы Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов

Н

Ознакомить учащихся с основными видами расслеления, сформировать представление об урбанизации как всемирном процессе

§ 8 стр 61-72

Раздел 4. МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

10

История взаимоотношений между природой и обществом

Н

Определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах

Знать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений, оценивать и объяснять  ресурсообеспеченность разных регионов и стран мира

§9. Стр 72-78

11

Природопользование и экологические проблемы

А

Ознакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы

§ 10 стр 78-81

12

Природные ресурсы

А

Сформировать понятие географическое ресурсоведение и геоэкология

§11. Стр 81-87

13

Минеральные ресурсы

А

Ознакомить учащихся с минеральными ресурсами

Карта

§12. Стр87-92

14

Рудные и нерудные полезные ископаемые

Н

Ознакомить учащихся с рудными и нерудными ископаемыми и их размещением ресурсами

Карта

§13.  Стр 92-96

15

Земельные ресурсы

Н

Ознакомить учащихся с земельными  ресурсами

Карта

§14 стр 96-100

16

Лесные ресурсы

Н

Ознакомить учащихся с лесными  ресурсами

Карта

§ 15 стр 100-105

17

Водные ресурсы

Н

Ознакомить учащихся с водными  ресурсами

Карта

§ 16 стр 105-111

18

Ресурсы мирового океана

Н

Ознакомить учащихся с ресурсами мирового океана

§ 17 стр 111-116

19

Другие виды природных ресурсов Практические

работы Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов

А

Ознакомить с другими видами природных ресурсов

§18 стр 116-123

20

Промежуточный мониторинг

П

21

Загрязнение окружающей среды

А

Ознакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы

§19 стр 123-130

22

Пути решения экологических проблем

А

§20 стр 130-138

23

Зачет по теме «Природные ресурсы мира»

П

24

Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство Практические

работы Определение стран-экспортеров основных видов сырья, промышленной и с\х продукции, разных видов услуг

Н

Сформировать понятие  мировое хозяйство, МГРТ.  Ознакомить с причинами специализации стран  мира, с ролью ТНК в экономике разных стран

§ 21 стр 138– 145

25

Современная эпоха НТР и мировое хозяйство

Н

Сформировать понятие НТР, познакомить с чертами и частями НТР

§ 22 стр145-154

Раздел 5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

26

Топливно-энергетическая промышленность

Н

Сформировать представление о топливном балансе мира, рассмотреть рост производства различных видов топлива

Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; применять разнообразные источники географической информации

для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими

и геоэкологическими

объектами, процессами и явлениями,

их изменениями под

влиянием разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их

территориальные

взаимодействия

Карта

§23 стр 154-161

27

Металлургия

Н

Карта

§24 стр161-166

28

Машиностроение

Н

Сформировать представление о машиностроении, промышленности. Рассмотреть основные центры

Карта

§25 стр166-172

29

Химическая, лесная и легкая промышленность

Н

Сформировать представление о , химической, лесной и текстильной промышленности. Рассмотреть основные центры

Карта

§26 стр172-178

30

С\Х. Земледелие и животноводство

Н

Сформировать представление о структуре  сельского  хозяйства мира

Карта

§27 стр 178-186

31

Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран

Н

Карта

§28 стр186-190

32

Виды транспорта

Н

Сформировать представление о структуре транспорта мира, определить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР

Карта

§29 стр190-198

33

Транспорт и мировое хозяйство

Н

§30 стр 198-204

34

Международные экономические отношения Итоговый мониторинг

Н

Познакомить с всемирными экономическими отношениями

§31 стр 204-216

Раздел 6. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

35

Глобальные проблемы и их взаимосвязь Практические

работы Составление схемы

«Взаимосвязи глобальных проблем»

А

§32 стр216-223

        Перечень учебно-методического и технического  обеспечения

        В кабинете географии имеется раздаточный материал:


Пособия

Содержание

Разноуровневые тесты 

Тесты имеют задания по изученным темам.

Карточки с индивидуальными заданиями

Задания разного уровня сложности для письменного опроса учащихся

Так же в кабинете для наглядного изучения имеются: коллекции минералов и горных пород, гербарий, теллурий, глобусы.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих электронных – образовательных ресурсов Интерактивные карты по курсу;

Интерактивные наглядные пособия;

Электронные уроки и тесты;

Дополнительная электронная литература

Библиотека электронных наглядных пособий

В кабинете географии имеются настенные  и интерактивные карты и таблицы для 10 класса:

        Список литературы.

Учебник

Домогацких Е.М.. Экономическая и социальная география мира.  10 кл. Учебник .- М.: «Русское слово», 2009.

 УМК

  1. Географический атлас. 10 класс. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 10 класс. - М.: Дрофа, 2009.

Дополнительная литература  

  1.  Кузнецов А. П. Население и хозяйство мира. Учебник - М.: Дрофа, 2004.
  2.  Максаковский В. П. Дополнительные главы М.: Дрофа, 2000.
  3.  Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2-х т. М.: Дрофа,2004.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

В результате изучения географии ученик 10 класса должен

 знать/понимать 

  • признаки понятий «естественный прирост», «демографический взрыв», «урбанизация», «трудовые ресурсы»;
  • составные части и характерные черты НТР, этапы формирования мирового хозяйства;
  • мировые центры и районы месторождений полезных ископаемых;
  • промышленные, с/х; транспортные; научно-информационные; финансовые; торговые; рекреационные; основные формы
  • международных экономических отношений; крупнейшие индустриальные страны мира; районы нового освоения; свободные экономические зоны;
  • географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства стран и регионов мира, территорию, границы, положение: главные черты, политическую карту и государственный строй стран мира, население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства, особенности миграций национального и религиозного состава, географию городов, главные отрасли промышленности стран мира, типы с/х, региональные транспортные системы, международные экономические связи; отрасли непроизводственной сферы.
  • Географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Территорию, границы, положение: главные черты.
  • Политическую карту и государственный  строй.
  • Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства.
  • Географию городов. Урбанизацию и субурбанизацию. Западноевропейский тип города.
  • Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональную транспортную систему. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Высокоразвитые (Лондон и Париж), старопромышленные (Рур), отсталые аграрные (Юг Италии) районы. Районы нового освоения.
    ФРГ – наиболее экономически мощная страна зарубежной Европы.
  • Основные черты ЭГП Германии и стран восточной Европы, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Географический рисунок расселения, крупнейшие города. Территориальную структуру хозяйства.
  • Китай – страна древней культуры. Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства.
    Хозяйство КНР–достижения и проблемы. Внутренние различия и города Китая.
  • Главные технополисы, мегалополис Токайдо в Японии. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система.
  • Хозяйственную деятельность Индии. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система.
  • Географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Африки, Латинской Америки. Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Субрегионы Африки и Латинской Америки. Территория, границы, положение: главные черты. Полит. карта и гос. строй. Природные условия и ресурсы.
  • Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства США. Главные отрасли промышленности США. География сельского хозяйства. География транспорта. Внешняя торговля. Макрорайонирование. Северо–Восток: «мастерская нации». Средний Запад: «район крупной промышленности и с/х». Юг: «макрорайон больших перемен». Запад – самый молодой и динамичный макрорайон США. Крупнейшие города в США.
  • Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Преодоление отсталости развивающихся стран – крупнейшая общемировая проблема. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

должны уметь:

  • показывать по карте страны, относящиеся к различным группам по типологии и их столицы, дать оценку геополитическому положению государства;
  •  определять ресурсообеспеченность мира различными видами минеральных ресурсов.
  • Объяснять различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий; образование и развитие разных форм городского расселения (агломерации, мегалополисы); различия в степени заселённости отдельных территорий. Миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов; направление миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов; определять функции крупнейших городов мира.
  • Называть и показывать основные  регионы повышенной плотности населения на Земле; крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры.
  • Оценивать тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в МХ; изменение в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран; оценивать изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран, тенденции возрастного состава населения стран Западной Европы, Азии, Африки, Латинской и Северной Америки; объяснять различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, тенденций её возможного развития;
  • понимания географической специфики страны в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

владеть компетенциями:

  •  коммуникативной,
  • учебно-познавательной,
  •  рефлексивной,
  •  личностного саморазвития,
  •  ценностно-ориентационной,
  • смыслопоисковой,
  •  профессионально-трудовой;

Приложение

Практические работы

 Зачеты

Мониторинги

1

Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации

Природные ресурсы мира

Входной

2

Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий

Промежуточный

3

Сравнительный анализ карт народов и мировых религий

Итоговой

4

Объяснение причин миграционных потоков в Европе

5

Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов

6

Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов

7

Определение стран-экспортеров основных видов сырья, промышленной и с\х продукции, разных видов услуг

8

Составление схемы  «Взаимосвязи глобальных проблем»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...