рабочая программа по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) на тему
рабочая программа по географии 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_10_klass_domogatskikh.doc | 235 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа адресована учащимся 10 класса общеобразовательной школы.
Концепция программы. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущих курсов.
Обоснованность. Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Предмет входит в образовательную область естественных наук
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Сроки реализации данной программы: 2013 – 2014 учебный год
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития географических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих систем, существующих в современном мире.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Предполагаемый результат. В результате изучения географии ученик 10 класса должен
знать/понимать
- признаки понятий «естественный прирост», «демографический взрыв», «урбанизация», «трудовые ресурсы»;
составные части и характерные черты НТР, этапы формирования мирового хозяйства;
мировые центры и районы месторождений полезных ископаемых;
промышленные, с/х; транспортные; научно-информационные; финансовые; торговые; рекреационные; основные формы международных экономических отношений; крупнейшие индустриальные страны мира; районы нового освоения; свободные экономические зоны; географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства стран и регионов мира, территорию, границы, положение: главные черты, политическую карту и государственный строй стран мира, население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства, особенности миграций национального и религиозного состава, географию городов, главные отрасли промышленности стран мира, типы с/х, региональные транспортные системы, международные экономические связи; отрасли непроизводственной сферы. - Географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Территорию, границы, положение: главные черты. Политическую карту и гос. строй.
Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства. Географию городов. Урбанизацию и субурбанизацию. Западноевропейский тип города. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональную транспортную систему. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Высокоразвитые (Лондон и Париж), старопромышленные (Рур), отсталые аграрные (Юг Италии) районы. Районы нового освоения.
ФРГ – наиболее экономически мощная страна зарубежной Европы.
Основные черты ЭГП Германии и стран восточной Европы, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Географический рисунок расселения, крупнейшие города. Территориальную структуру хозяйства.
Китай – страна древней культуры. Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства.
Хозяйство КНР–достижения и проблемы. Внутренние различия и города Китая.
Главные технополисы, мегалополис Токайдо в Японии. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система.
Хозяйственную деятельность Индии. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система.
Географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Африки, Латинской Америки. Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Субрегионы Африки и Латинской Америки.
Территория, границы, положение: главные черты. Полит. карта и гос. строй. Природные условия и ресурсы.
Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства США.
Главные отрасли промышленности США. География сельского хозяйства. География транспорта. Внешняя торговля. Макрорайонирование. Северо–Восток: «мастерская нации». Средний Запад: «район крупной промышленности и с/х». Юг: «макрорайон больших перемен». Запад – самый молодой и динамичный макрорайон США. Крупнейшие города в США.
Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Преодоление отсталости развивающихся стран – крупнейшая общемировая проблема. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
должны уметь:
- показывать по карте страны, относящиеся к различным группам по типологии и их столицы, дать оценку геополитическому положению государства; определять ресурсообеспеченность мира различными видами минеральных ресурсов. Объяснять различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий; образование и развитие разных форм городского расселения (агломерации, мегалополисы); различия в степени заселённости отдельных территорий. Миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов; направление миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов; определять функции крупнейших городов мира. Называть и показывать основные регионы повышенной плотности населения на Земле; крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры.
Оценивать тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в МХ; изменение в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран; оценивать изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран, тенденции возрастного состава населения стран Западной Европы, Азии, Африки, Латинской и Северной Америки; объяснять различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, тенденций её возможного развития;
- понимания географической специфики страны в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Система оценки достижений учащихся. На уроках возможны разные формы и виды контроля знаний, умений и навыков: устный опрос, контрольная работа, тестирование, зачет, и другие. Вид самостоятельной работы и форма контроля выбирается адекватно содержанию, который изучается, закрепляется и обобщается на уроках.
Инструментарий для оценивания: 5-бальная система.
Условные обозначения:
Н - урок изучение новой темы
А - урок актуализации знаний
П - урок контроля (проверки знаний)
Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с этим реализуется: программа по географии для общеобразовательных учреждений под редакцией Домогацких Е.М. (34 часа). Издательство «Русское слово» 2008 год.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения географии: завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Приобретение знаний практико-ориентированных, экономических, экологического направления.
- Овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
- Освоение компетенций: ключевых, общепредметных и предметных (коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной).
Методы и формы решения поставленных задач: Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения Особенности программы. Данная программа является версией классического курса и имеет несколько особенностей. Во – первых, он учитывает все указания , прописанные в новом образовательном стандарте, и, таким образом, в наибольшей степени соответствует современным образовательным нормам. Во-вторых на старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников основной школы, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса географии с такими предметами: природоведение, биология, физика, химия, литература и другими. Так же учитывается связь с дополнительным образованием по предмету через проектную деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, тестового контроля.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет входит в образовательную область естественных наук.
В школе используется классно-урочная система. Уроки по 45 минут. Согласно действующему учебному плану и с учетом профиля класса, рабочая программа предусматривает следующие варианты организации процесса обучения: количество часов: всего 35 часов - 1 час в неделю. Типы уроков: изучения нового материала; актуализации знаний и умений; контроль; урок – практикум; урок – зачет.
Настоящий рабочая программа учитывает социально-экономический профиль класса, в котором будет осуществляться учебный процесс:
Программа «География» входит вариативную часть федерального компонента учебного плана полного среднего общего образования.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
1. Знать:
- методы географических исследований и уметь применять их на практике;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов;
- динамику населения мира в целом, а также отдельных регионов и стран; современные проблемы населения;
- особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства;
- географическую специфику отдельных стран и регионов мира;
- географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного положения России в мире, ее роль в международном географическом разделении труда.
2. Уметь:
- составлять комплексную географическую характеристику стран и регионов;
- объяснять географические аспекты различных текущих процессов и явлений;
- оценивать ресурсообеспеченность стран;
- использовать разнообразные источники географической информации.
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА
Современная география (1 час)
- География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.
Тема 1. Страны современного мира (2 часа)
- Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.
Тема 2. География населения мира (5 часов)
- Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост - главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.
- Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этнорелигиозные конфликты. Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.
- Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.
- Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».
- Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.
Тема 3. Взаимоотношения природы и общества.
Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (12 часов)
- Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.
- Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.
- Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.
- Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание - глобальная проблема.
- Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.
- Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.
- Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.
- Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.
- Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2 часа)
- Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира.
- Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
- Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.
Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (10 часов)
- Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны-экспортеры и страны-импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.
- Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально-экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.
- Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.
- Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.
- Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы международных экономических отношений: кредитно- финансовые, производственные, предоставление услуг.
Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (1 час)
- Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая - главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Тематическое планирование по географии на 10 класс
№ | Содержание тем | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Раздел 1. СОВРЕМЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ | ||
1 | Географическая наука | Сформировать представление о положении географии в системе наук |
Раздел 2. СТРАНЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА | ||
2 | Типы стран современного мира Практические работы Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации | Ознакомиться с типологией стран современного мира |
3 | Развитые и развивающиеся страны. | Сформировать представление о различии стран по уровню социального различия |
4 | Входной мониторинг | |
Раздел 3. ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА | ||
5 | Численность и динамика населения мира | Сформировать понятие о численности населения Земли , о типах воспроизводства населения |
6 | Расовый и половозрастной состав населения Практические работы Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий | Сформировать понятие о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населения, о продолжительности жизни, выявить закономерности динамики численности мирового населения |
7 | Этнический и религиозный состав населения Практические работы Сравнительный анализ карт народов и мировых религий | Сформировать представление о религиозном составе населения |
8 | Размещение населения и его миграции Практические работы Объяснение причин миграционных потоков в Европе | Сформировать представление об особенностях размещения населения по планете, ознакомить с основными миграционными явлениями в мире |
9 | Сельское и городское население Практические работы Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов | Ознакомиться с основными видами расслеления, сформировать представление об урбанизации как всемирном процессе |
Раздел 4. МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ | ||
10 | История взаимоотношений между природой и обществом | Определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах |
11 | Природопользование и экологические проблемы | Ознакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы |
12 | Природные ресурсы | Сформировать понятие географическое ресурсоведение и геоэкология |
13 | Минеральные ресурсы | Ознакомить учащихся с минеральными ресурсами |
14 | Рудные и нерудные полезные ископаемые | Ознакомить учащихся с рудными и нерудными ископаемыми и их размещением ресурсами |
15 | Земельные ресурсы | Ознакомить учащихся с земельными ресурсами |
16 | Лесные ресурсы | Ознакомить учащихся с лесными ресурсами |
17 | Водные ресурсы | Ознакомить учащихся с водными ресурсами |
18 | Ресурсы мирового океана | Ознакомить учащихся с ресурсами мирового океана |
19 | Другие виды природных ресурсов Практические работы Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов | Ознакомить с другими видами природных ресурсов |
20 | Промежуточный мониторинг | |
21 | Загрязнение окружающей среды | Ознакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы |
22 | Пути решения экологических проблем | |
23 | Зачет по теме «Природные ресурсы мира» | |
24 | Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство Практические работы Определение стран-экспортеров основных видов сырья, промышленной и с\х продукции, разных видов услуг | Сформировать понятие мировое хозяйство, МГРТ. Ознакомить с причинами специализации стран мира, с ролью ТНК в экономике разных стран |
25 | Современная эпоха НТР и мировое хозяйство | Сформировать понятие НТР, познакомить с чертами и частями НТР |
Раздел 5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА | ||
26 | Топливно-энергетическая промышленность | Сформировать представление о топливном балансе мира, рассмотреть рост производства различных видов топлива |
27 | Металлургия | |
28 | Машиностроение | Сформировать представление о машиностроении, промышленности. Рассмотреть основные центры |
29 | Химическая, лесная и легкая промышленность | Сформировать представление о , химической, лесной и текстильной промышленности. Рассмотреть основные центры |
30 | С\Х. Земледелие и животноводство | Сформировать представление о структуре сельского хозяйства мира |
31 | Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран | |
32 | Виды транспорта | Сформировать представление о структуре транспорта мира, определить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР |
33 | Транспорт и мировое хозяйство | |
34 | Международные экономические отношения Итоговый мониторинг | Познакомить с всемирными экономическими отношениями |
Раздел 7. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ | ||
35 | Глобальные проблемы и их взаимосвязь Практические работы Составление схемы «Взаимосвязи глобальных проблем» |
Календарно - тематическое планирование по географии 10 класс
№ | Тема | Тип урока | Элементы содержания | Планируемый результат | Материалы к уроку | Домашнее задание | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | ||||||||
Раздел 1. СОВРЕМЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ | |||||||||
1 | Географическая наука | Н | Сформировать представление о положении географии в системе наук | Карта | § 1стр 6-14 | ||||
Раздел 2. СТРАНЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА | |||||||||
2 | Типы стран современного мира Практические работы Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации | Н | Ознакомить с типологией стран современного мира | Знать \ понимать: основные географические понятия и термины. | § 2. Стр 14-22 | ||||
3 | Развитые и развивающиеся страны. | Н | Дать понятие о различии стран по уровню социального различия | §3. Стр 22-32 | |||||
4 | Входной мониторинг | П | |||||||
Раздел 3. ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА | |||||||||
5 | Численность и динамика населения мира | Н | Сформировать понятие о численности населения Земли , о типах воспроизводства населения | Знать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации. Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения | Карта | § 4 стр 32-41 | |||
6 | Расовый и половозрастной состав населения Практические работы Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий | Н | Сформировать понятие о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населения, о продолжительности жизни, выявить закономерности динамики численности мирового населения | § 5 стр 41-46 | |||||
7 | Этнический и религиозный состав населения Практические работы Сравнительный анализ карт народов и мировых религий | Н | Сформировать представление о религиозном составе населения | Карта | § 6. Стр 46-54 | ||||
8 | Размещение населения и его миграции Практические работы Объяснение причин миграционных потоков в Европе | Н | Сформировать представление об особенностях размещения населения по планете, ознакомить с основными миграционными явлениями в мире | Карта | § 7. Стр 54-61 | ||||
9 | Сельское и городское население Практические работы Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов | Н | Ознакомить учащихся с основными видами расслеления, сформировать представление об урбанизации как всемирном процессе | § 8 стр 61-72 | |||||
Раздел 4. МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ | |||||||||
10 | История взаимоотношений между природой и обществом | Н | Определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах | Знать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений, оценивать и объяснять ресурсообеспеченность разных регионов и стран мира | §9. Стр 72-78 | ||||
11 | Природопользование и экологические проблемы | А | Ознакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы | § 10 стр 78-81 | |||||
12 | Природные ресурсы | А | Сформировать понятие географическое ресурсоведение и геоэкология | §11. Стр 81-87 | |||||
13 | Минеральные ресурсы | А | Ознакомить учащихся с минеральными ресурсами | Карта | §12. Стр87-92 | ||||
14 | Рудные и нерудные полезные ископаемые | Н | Ознакомить учащихся с рудными и нерудными ископаемыми и их размещением ресурсами | Карта | §13. Стр 92-96 | ||||
15 | Земельные ресурсы | Н | Ознакомить учащихся с земельными ресурсами | Карта | §14 стр 96-100 | ||||
16 | Лесные ресурсы | Н | Ознакомить учащихся с лесными ресурсами | Карта | § 15 стр 100-105 | ||||
17 | Водные ресурсы | Н | Ознакомить учащихся с водными ресурсами | Карта | § 16 стр 105-111 | ||||
18 | Ресурсы мирового океана | Н | Ознакомить учащихся с ресурсами мирового океана | § 17 стр 111-116 | |||||
19 | Другие виды природных ресурсов Практические работы Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов | А | Ознакомить с другими видами природных ресурсов | §18 стр 116-123 | |||||
20 | Промежуточный мониторинг | П | |||||||
21 | Загрязнение окружающей среды | А | Ознакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы | §19 стр 123-130 | |||||
22 | Пути решения экологических проблем | А | §20 стр 130-138 | ||||||
23 | Зачет по теме «Природные ресурсы мира» | П | |||||||
24 | Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство Практические работы Определение стран-экспортеров основных видов сырья, промышленной и с\х продукции, разных видов услуг | Н | Сформировать понятие мировое хозяйство, МГРТ. Ознакомить с причинами специализации стран мира, с ролью ТНК в экономике разных стран | § 21 стр 138– 145 | |||||
25 | Современная эпоха НТР и мировое хозяйство | Н | Сформировать понятие НТР, познакомить с чертами и частями НТР | § 22 стр145-154 | |||||
Раздел 5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА | |||||||||
26 | Топливно-энергетическая промышленность | Н | Сформировать представление о топливном балансе мира, рассмотреть рост производства различных видов топлива | Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | Карта | §23 стр 154-161 | |||
27 | Металлургия | Н | Карта | §24 стр161-166 | |||||
28 | Машиностроение | Н | Сформировать представление о машиностроении, промышленности. Рассмотреть основные центры | Карта | §25 стр166-172 | ||||
29 | Химическая, лесная и легкая промышленность | Н | Сформировать представление о , химической, лесной и текстильной промышленности. Рассмотреть основные центры | Карта | §26 стр172-178 | ||||
30 | С\Х. Земледелие и животноводство | Н | Сформировать представление о структуре сельского хозяйства мира | Карта | §27 стр 178-186 | ||||
31 | Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран | Н | Карта | §28 стр186-190 | |||||
32 | Виды транспорта | Н | Сформировать представление о структуре транспорта мира, определить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР | Карта | §29 стр190-198 | ||||
33 | Транспорт и мировое хозяйство | Н | §30 стр 198-204 | ||||||
34 | Международные экономические отношения Итоговый мониторинг | Н | Познакомить с всемирными экономическими отношениями | §31 стр 204-216 | |||||
Раздел 6. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ | |||||||||
35 | Глобальные проблемы и их взаимосвязь Практические работы Составление схемы «Взаимосвязи глобальных проблем» | А | §32 стр216-223 |
Перечень учебно-методического и технического обеспечения
В кабинете географии имеется раздаточный материал:
| Содержание |
Разноуровневые тесты | Тесты имеют задания по изученным темам. |
Карточки с индивидуальными заданиями | Задания разного уровня сложности для письменного опроса учащихся |
Так же в кабинете для наглядного изучения имеются: коллекции минералов и горных пород, гербарий, теллурий, глобусы.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих электронных – образовательных ресурсов Интерактивные карты по курсу;
Интерактивные наглядные пособия;
Электронные уроки и тесты;
Дополнительная электронная литература
Библиотека электронных наглядных пособий
В кабинете географии имеются настенные и интерактивные карты и таблицы для 10 класса:
Список литературы.
Учебник
Домогацких Е.М.. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. Учебник .- М.: «Русское слово», 2009.
УМК
- Географический атлас. 10 класс. - М.: Дрофа, 2009.
- Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 10 класс. - М.: Дрофа, 2009.
Дополнительная литература
- Кузнецов А. П. Население и хозяйство мира. Учебник - М.: Дрофа, 2004.
- Максаковский В. П. Дополнительные главы М.: Дрофа, 2000.
- Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2-х т. М.: Дрофа,2004.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате изучения географии ученик 10 класса должен
знать/понимать
- признаки понятий «естественный прирост», «демографический взрыв», «урбанизация», «трудовые ресурсы»;
- составные части и характерные черты НТР, этапы формирования мирового хозяйства;
- мировые центры и районы месторождений полезных ископаемых;
- промышленные, с/х; транспортные; научно-информационные; финансовые; торговые; рекреационные; основные формы
- международных экономических отношений; крупнейшие индустриальные страны мира; районы нового освоения; свободные экономические зоны;
- географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства стран и регионов мира, территорию, границы, положение: главные черты, политическую карту и государственный строй стран мира, население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства, особенности миграций национального и религиозного состава, географию городов, главные отрасли промышленности стран мира, типы с/х, региональные транспортные системы, международные экономические связи; отрасли непроизводственной сферы.
- Географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Территорию, границы, положение: главные черты.
- Политическую карту и государственный строй.
- Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства.
- Географию городов. Урбанизацию и субурбанизацию. Западноевропейский тип города.
- Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональную транспортную систему. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Высокоразвитые (Лондон и Париж), старопромышленные (Рур), отсталые аграрные (Юг Италии) районы. Районы нового освоения.
ФРГ – наиболее экономически мощная страна зарубежной Европы. - Основные черты ЭГП Германии и стран восточной Европы, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Географический рисунок расселения, крупнейшие города. Территориальную структуру хозяйства.
- Китай – страна древней культуры. Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства.
Хозяйство КНР–достижения и проблемы. Внутренние различия и города Китая. - Главные технополисы, мегалополис Токайдо в Японии. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система.
- Хозяйственную деятельность Индии. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система.
- Географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства Африки, Латинской Америки. Население: демографическую ситуацию и проблемы воспроизводства. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Субрегионы Африки и Латинской Америки. Территория, границы, положение: главные черты. Полит. карта и гос. строй. Природные условия и ресурсы.
- Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства США. Главные отрасли промышленности США. География сельского хозяйства. География транспорта. Внешняя торговля. Макрорайонирование. Северо–Восток: «мастерская нации». Средний Запад: «район крупной промышленности и с/х». Юг: «макрорайон больших перемен». Запад – самый молодой и динамичный макрорайон США. Крупнейшие города в США.
- Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Преодоление отсталости развивающихся стран – крупнейшая общемировая проблема. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
должны уметь:
- показывать по карте страны, относящиеся к различным группам по типологии и их столицы, дать оценку геополитическому положению государства;
- определять ресурсообеспеченность мира различными видами минеральных ресурсов.
- Объяснять различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий; образование и развитие разных форм городского расселения (агломерации, мегалополисы); различия в степени заселённости отдельных территорий. Миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов; направление миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов; определять функции крупнейших городов мира.
- Называть и показывать основные регионы повышенной плотности населения на Земле; крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры.
- Оценивать тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в МХ; изменение в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран; оценивать изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран, тенденции возрастного состава населения стран Западной Европы, Азии, Африки, Латинской и Северной Америки; объяснять различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, тенденций её возможного развития;
- понимания географической специфики страны в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
владеть компетенциями:
- коммуникативной,
- учебно-познавательной,
- рефлексивной,
- личностного саморазвития,
- ценностно-ориентационной,
- смыслопоисковой,
- профессионально-трудовой;
Приложение
№ | Практические работы | Зачеты | Мониторинги |
1 | Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации | Природные ресурсы мира | Входной |
2 | Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий | Промежуточный | |
3 | Сравнительный анализ карт народов и мировых религий | Итоговой | |
4 | Объяснение причин миграционных потоков в Европе | ||
5 | Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов | ||
6 | Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов | ||
7 | Определение стран-экспортеров основных видов сырья, промышленной и с\х продукции, разных видов услуг | ||
8 | Составление схемы «Взаимосвязи глобальных проблем» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...