Кружок "Юный краевед"
занимательные факты по географии по теме
Краеведческие знания носят межпредметный характер, но их основой является учебный предмет география. Она, как ни какой другой предмет, концентрирует в себе знания не только физико-географических особенностей территории, но и исторические, этнические, демографические знания.
Для изучения географии своей местности предлагается следующий кружок:
«Юный краевед»– 6-9классы, 68 ч.
Материал программы опирается на знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе. Освоение разделов программы также включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного города, края, страны.
При изучении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как « географическое положение», «природные условия», «климат», « хозяйство», что поможет учащимся, с одной стороны, лучше усвоить их на примере знакомых им местных объектов, а с другой – даст возможность плавно перейти к изучению географии в следующих классах. Учащиеся по окончании изучения теоретической части ведут исследовательскую деятельность, используя знания и умения, полученные при изучении материала кружка.
У школьников создаются условия для формирования и развития:
* интереса к географии и смежным наукам;
* умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;
* творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.
Методы и формы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности, различные, праздники и мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РТ Республиканская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат 6 вида для детей с НОДА
Кружок «Юный Краевед»
рАЗРАБОТАЛА:
мОНГУШ мАРА
Программа кружка «Юный краевед»
Пояснительная записка
Краеведческие знания носят межпредметный характер, но их основой является учебный предмет география. Она, как ни какой другой предмет, концентрирует в себе знания не только физико-географических особенностей территории, но и исторические, этнические, демографические знания.
Для изучения географии своей местности предлагается следующий кружок:
«Юный краевед»– 6-9классы, 68 ч.
Материал программы опирается на знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе. Освоение разделов программы также включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного города, края, страны.
При изучении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как « географическое положение», «природные условия», «климат», « хозяйство», что поможет учащимся, с одной стороны, лучше усвоить их на примере знакомых им местных объектов, а с другой – даст возможность плавно перейти к изучению географии в следующих классах. Учащиеся по окончании изучения теоретической части ведут исследовательскую деятельность, используя знания и умения, полученные при изучении материала кружка.
У школьников создаются условия для формирования и развития:
* интереса к географии и смежным наукам;
* умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;
* творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.
Методы и формы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности, различные, праздники и мероприятия.
Цель кружка: развитие интереса к географии и смежным наукам, активизация познавательной деятельности, способствующей решению задач патриотического, нравственного и эстетического воспитания.
Задачи кружка:
I. Образовательные:
- Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.
- Теоретическое и практическое обучение школьников в области краеведения.
- Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.
- Формирование у учащихся навыков информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края.
II. Развивающие:
- Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей.
III. Воспитательные:
- Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.
- Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.
- Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.
- Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.
Информационная справка
Кружок «Юный краевед» работает с сентября 2013 г. Кружок работает по субботам с 11.00-11.30, 11.40-12.10. Кружок посещают учащиеся разного возраста от 12 до 16лет (6-9 классы). Занятия кружка в основном проходят в кабинете экологии. На кружке учащиеся знакомятся с новым материалом, интересными фактами, разрабатывают тесты, делают презентации. В работе кружка используются электронные диски. Также при проведении кружка используются такие формы занятий как: беседа, защита проекта, игра, практическое занятие, лекция, творческая мастерская.
Объем часов: 68 часа, теоретическая часть – 41 часов, практическая часть- 27 часов.
В процессе обучения учащиеся приобретают умения:
Заниматься поиском необходимой информации; анализировать статистический материал; описывать результаты творческих наблюдений; делать выводы и обобщения; обсуждать результаты, участвовать в дискуссии.
Планируемые результаты
работы кружка «Юный краевед»
В результате работы кружка члены кружка должны усвоить следующие умения и навыки:
- ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края;
- применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
- повысить свой кругозор;
- применять компьютерные технологии в обучении;
- знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своей республики;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- повышение успеваемости и качества знаний учащихся по краеведению и по предмету «География» в целом.
Способы проверки результатов работы:
- выставки
- фестивали
- слеты
- олимпиады
- экскурсии
Учащиеся должны знать:
- основные термины и понятия минералогии;
- основные виды туризма;
- основные методы ориентирования на местности;
- основные виды растений и животных родного края;
- особо охраняемые территории и памятники природы родного края;
- история образования и развития города;
Должны уметь:
- выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;
- оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);
- различать памятники природы;
- ориентироваться на местности по компасу и местным признаками
- работать с литературой;
Изучение программы кружка завершается итоговой конференцией, на которой проходит защита творческих самостоятельных работ учащихся, оформляется выставка фотографий, рисунков о родном городе.
Направления:
Введение, план и карта, ориентирование, туризм и его виды, рельеф и полезные ископаемые, климатические особенности города, внутренние воды, почвы, растительность и животные. Обитающие в окрестностях города, история образования города, население, промышленные предприятия, знаменитые имена и фамилии города.
Учебно-тематическое планирование кружка «Юный краевед»
№ п/п | Темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Дата |
1 | Введение | 1 | 1 | 06.09.2013 | |
2 | План и карта | 11 | 5 | 6 | 07.09.13-07.09 14.09.13-14.09 21.09.13-21.09 28.09.13-28.09 04.10.13-04.09 07.10.13 |
3 | Туризм и его виды | 7 | 4 | 3 | 12.10.13-12.10 19.10.13-19.10 26.10.13-26.10 30.10.13 |
4 | Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые | 12 | 8 | 4 | 16.11.13-16.11 23.11.13-23.11 30.11.13-30.11 07.12.13-07.11. 14.12.13-14.12 21.12.13-21.12 |
5 | Климатические особенности города, внутренние воды города | 6 | 4 | 2 | 26.12.13-26.12. 11.01.14-11.01 18.01.14-18.01 |
6 | Почвы, растительный и животный мир окрестностей города. | 6 | 4 | 2 | 25.01.14-25.01 01.02.14-01.02. 08.02.14-08.02 |
7 | Возникновение и развитие города | 7 | 4 | 3 | 15.02.14-15.02 22.02.14-22.02 01.03.14-01.03 08.03.14 |
8 | Население города | 3 | 2 | 1 | 08.03.14 15.03.14-15.03 |
9 | Улицы и учебные заведения нашего города | 7 | 4 | 3 | 22.03.-22.03 05.04-05.04 12.04-12.04 19.04.2014 |
10 | Промышленные предприятия города | 3 | 2 | 1 | 19.04.2014 26.04-26.04 |
11 | Знаменитые люди города | 5 | 3 | 2 | 30.04.2014 10.05-10.05 17.05-17.05 |
Всего | 68 | 41 | 27 |
Содержание программы
1. Введение (1 час) Цели и задачи кружка «Юный географ». Инструктаж по технике безопасности
Тема 2. План и карта (11 ч)
Основные понятия: план местности, масштаб, топографические условные знаки, азимут, румбы, съемка местности, планшет.
Форма занятий: теоретическое занятие, практическое занятие на пришкольном участке (определение расстояний по карте, определение азимута, составление плана местности)
Содержание темы: что такое ориентирование, ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков, определение сторон горизонта по компасу, солнцу, звездам, природным признакам.
Практические занятия: составление плана местности, ориентирование по плану местности, определение азимута, ориентирование по местным признакам, знакомство с памяткой «Если ты заблудился», чтение топографических карт.
Тема 3. Туризм и его виды (7 ч)
Основные понятия: туризм, виды туризма, туристические узлы (прямой, встречный, булинь, восьмерка), бивак, стихийные и чрезвычайные ситуации.
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, походы выходного дня.
Содержание темы: что такое туризм, виды туризма в России и мире, туристическое снаряжение, как собраться в поход, стихийные природные явления, способы поведения во время стихийных природных явлений и чрезвычайных ситуаций.
Практические занятия: обучение завязыванию туристических узлов, передвижение по переправе, устройство ночлега, сооружение и разжигание костра, определение съедобных растений по картинкам, поведение во время стихийных природных явлений, способы автономного выживания в условиях природной среды. . Оценка рекреационного потенциала природных комплексов района. Знакомство с существующими туристическими маршрутами по родному краю. По возможности – посещение одного из интересных объектов района .Участие в фестивале. Изготовление поделок.
Тема 4. Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые. (12ч)
Основные понятия: минералогия, петрография, минералы и их признаки, шкала Мооса, геология, палеонтология, ископаемые организмы, геохронологический возраст, осадочные, метаморфические, магматические, вулканические горные породы.
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, лабораторные занятия, экскурсия.
Содержание темы: предмет изучения минералогии и петрографии, что такое минерал, их признаки и виды, свойства минералов, происхождение минералов, шкала относительной твердости, растворимость минералов, цвет, блеск и прозрачность минералов, работа с учебной коллекцией минералов, что такое палеонтология, создание коллекции минералов и горных пород, полезные ископаемые, поиск полезных ископаемых в окрестностях города, полезные ископаемые осадочного, метаморфического, магматического происхождения.
Практические занятия: определение твердости минералов и горных пород, определение растворимости минералов, определение цвета, блеска и прозрачности различных минералов, определение геохронологического возраста ископаемого, условия его жизни и образ жизни, экскурсии, составление поделок из минералов и горных пород, оформление фотовыставки, участие в геологическом слете.
Тема 5. Климатические особенности и внутренние воды города. (6 ч)
Основные понятия: термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы, роза ветров, радуга, гало
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия на метеостанцию.
Содержание темы: метеорологические наблюдения, народные приметы и метеонаблюдения за погодой. Термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы теплые и холодные, роза ветров, радуга, гало. Что такое внутренние воды, исток, устье, русло реки. Реки города , озера в окрестностях города и их происхождение. Опасные природные явления.
Практические занятия: определение средней температуры воздуха в течение дня, составление графиков хода средних температур двух-трех дней месяца, объяснение различий. определение основных атмосферных явлений, определение направления и силы ветра. Работа с метеорологическими приборами. Определение температуры воды в реке, определение направления и скорости воды в реке, определение прозрачности воды в реке.
Тема 6. Почвы. Растительный и животный мир окрестностей города. (6
ч).
Основные понятия: почва, почвенные горизонты, типы почв, растения и животные .
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсии на природу.
Содержание темы: Что такое почва, механический состав почвы, понятие о природоохранной деятельности, знакомство с памятками «Природа ждет твоей помощи», «Пусть цветут цветы в природе», растительный и животный мир города.
Практические занятия: определение состава каменистой горной породы, определение типа рыхлой горной породы по механическому составу, определение относительного возраста почвы, наблюдение первоцветов в природе . Распространение памятки «Пусть цветут цветы в природе» среди населения и школьников. Конкурс рисунков на тему «Пусть цветут цветы в природе». Стихи и песни о цветах.
Тема 7. Возникновение и развитие города. (5 часов)
Основные понятия: город, герб, флаг - символы власти.
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия в краеведческий музей города.
Содержание темы: Герб и флаг города . Историческое прошлое города
Возникновение и развитие города. Географическое положение и природные условия
Геологическая история. Природные условия города и его окрестностей.
Практические занятия: История происхождения названий улиц города, рек. Работа с различными источниками информации. Создание презентации. Знакомство с уникальными природными объектами района, создание их каталога. Отработка навыков работы с различными источниками информации.
Тема 8. Население города. (2 часа)
Основные понятия: миграция, национальный состав.
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.
Содержание темы: История заселения. Численность населения .Национальный состав города. Миграции населения.
Практические занятия: изучение национального состава города по статистическим материалам и Интернет-ресурсам.
Тема 9. Улицы и учебные заведения города. (6 часов)
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.
Содержание темы: История возникновения названий улиц. Современные и прежние названия. Достопримечательности и памятники города. Первые учебные заведения города. История развития образования в городе. История возникновения школы. Знаменитые выпускники. Средние и высшие учебные заведения.
Практические занятия: Работа с различными источниками информации. Мини-проект «Название улиц моего города». Отработка навыков работы над проектами. Создание мини-проекта «История школы в лицах».
Тема 10. Промышленные предприятия города. (2 часа)
Основные понятия: отраслевая структура, химическая, строительная, станкостроительная промышленность, промышленные предприятия.
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.
Содержание темы: Развитие хозяйства города (от Соляной пристани до «промышленного гиганта»). Развитие города . Промышленные предприятия . Развитие транспорта в городе. Источники загрязнения воды и атмосферы в городе. Экологические проблемы и пути их решения. Зоны отдыха горожан.
Практические занятия: Экскурсии на предприятия города. Составление картосхемы промышленных предприятий города. Создание презентации. Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья.
Тема 11. Знаменитые люди города. (4 часа)
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов
Содержание темы: Знаменитые люди города (труженики промышленности, участники ВОВ и боевых действий в Афганистане и Чечне, писатели, поэты, музыканты и т.п.), их вклад в развитие республики и страны.
Практические занятия: Работа с различными источниками информации. Создание презентации.
Методическое обеспечение программы кружка
1. Обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурса, конференций и т.д.);
2. Рекомендации по проведению практических работ, по поставке экспериментов или опытов и т.д.;
3. Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
Литература- Белан Л.Н., Бабаева С.Ф. Определитель минералов и горных пород: Методическое руководство.-Уфа, РИО БашГУ, 2003.
- Воробцова Т.Н. Поурочные планы по учебнику В.А. Коринской и др. «География материков и океанов». -Волгоград, 2002.
- Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В.Б.. Учебное электронное издание. География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны. Республиканский мультимедиа центр, 2001.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- Горные породы и минералы. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-9 классы. Составитель: С.Г. Зубанова.- Москва, «Глобус», 2009г.
- Игры в походе, на местности. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-9 классы. Составитель: С.Г. Зубанова. Москва, «Глобус», 2009г.
- Петрова Н.Н.. Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник «География. Начальный курс». Республиканский мультимедиа центр, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы школьного кружка "Юный Краевед"
Программа внеурочной деятельности кружка при музее школы....
Ребёнок и народная культура. (размышления мамы, учителя и краеведа по поводу…)
Это размышление по поводу воспитания и развития детей дошкольного возраста. Проблемы стары, как мир. Но именно от их решения зависит судьба подрастающего поколения......

программа работы кружка "Юный краевед"
Программа кружка по краеведению способствует воспитанию любви к малой родине, родного города, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, людей прошлого и настоящего, воспитыва...

Учитель. Краевед. Писатель. или …«Нескромный» взгляд со стороны.
Взгляд на себя со стороны ... или "Творческий путь автора сайта"....
программа по краеведению. кружок "Юные историки- краеведы"
учебно- тематическое планирование по краеведению....
Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность школьного объединения "Юный краевед"
Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей становятся одной из приоретеных задач современного образования в России. Статья посвящена вопросу развития творческой одаренности, через ...