Освоение Земли человеком
презентация к уроку по географии (7 класс) по теме
Тема: ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ.
Цели:
-называть и показывать предполагаемые пути расселения человека, основные районы повышенной плотности населения Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей;
-дать знания о расселении человека по материкам; об основных видах хозяйственной деятельности населения;
Оборудование: карта полушарий, презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка Д/З.
IП. Изучение нового материала.
Возникновение человека и его расселение по планете
Одним из самых сложных вопросов является вопрос о месте и времени возникновения человека на Земле.
Большинство ученых считает, что родиной человека является Африка. Произошло это приблизительно 1 млн лет назад. Нет-нет, современный человек живет на Земле не так давно. Миллион лет назад появились пер вые разумные существа, предки современного человека. Они ходили на двух ногах, умело пользовались руками для изготовления орудий. Возможно, у них были зачатки речи. Но внешне они еще были очень далеки от современного человека (рис. 75). Однако развитие их не стояло на месте. Эти существа совершенствовались, развивали свои мыслительные способности, старательно осваивали окружающую их природу. И конечно, изменялись внешне. Человек современного типа, почти ничем не отличающийся от нас с вами, появился сравнительно недавно, примерно 40 тыс. лет назад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osvoenie_zemli_chelovekom.zip | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ.
Цели:
-называть и показывать предполагаемые пути расселения человека, основные районы повышенной плотности населения Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей;
-дать знания о расселении человека по материкам; об основных видах хозяйственной деятельности населения;
Оборудование: карта полушарий, презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка Д/З.
IП. Изучение нового материала.
Возникновение человека и его расселение по планете
Одним из самых сложных вопросов является вопрос о месте и времени возникновения человека на Земле.
Большинство ученых считает, что родиной человека является Африка. Произошло это приблизительно 1 млн лет назад. Нет-нет, современный человек живет на Земле не так давно. Миллион лет назад появились пер вые разумные существа, предки современного человека. Они ходили на двух ногах, умело пользовались руками для изготовления орудий. Возможно, у них были зачатки речи. Но внешне они еще были очень далеки от современного человека (рис. 75). Однако развитие их не стояло на месте. Эти существа совершенствовались, развивали свои мыслительные способности, старательно осваивали окружающую их природу. И конечно, изменялись внешне. Человек современного типа, почти ничем не отличающийся от нас с вами, появился сравнительно недавно, примерно 40 тыс. лет назад.
К этому времени люди жили уже не только в Африке. Задолго до появления современного человека началось расселение - первобытных людей по планете. А с чего бы это им покидать свою родину? Неужели там плохо жилось? А дело в том, что людей становилось все больше, им было нужно больше еды и больше места. А поскольку наш первобытный предок был существом ловким, сообразительным и умеющим приспосабливаться к совершенно новым условиям обитания, он стал осваивать все новые и новые территории.
Пути расселения людей пролегали через континенты, с материка на материк. Почти 30 тыс. лет назад древние племена оказались в Северной Америке, а через 10 тыс. лет была освоена и Южная Америка (рис. 76). В одно время с Северной Америкой люди появились и в Австралии. Вот так и оказалось, что человек расселился по всей планете. Только до Антарктиды он не сумел добраться. Но, если бы даже он туда попал, вряд ли ему там понравилось бы.
Хозяйственная деятельность человека и ее последствия
Человек — не обычный обитатель нашей планеты. Это единственное существо на Земле, которое наделено разумом. Преобразование человеком природы в собственных целях называется хозяйственной деятельностью. Вместе с развитием человечества менялся и характер его хозяйственной деятельности.
Первобытный человек занимался охотой и собирал съедобные растения, поэтому не так уж и сильно изменял природу. Его отношения с природой были почти такими же, как и у любого крупного хищника. Человек брал у природы только то, что она охотно давала ему сама. Можно ли это считать хозяйственной деятельностью? Можно. Только это был пока еще самый примитивный тип хозяйства, которое называют присваивающим хозяйством.
Но примерно 10 тыс. лет назад жизнь человека начала меняться. Возможно, климат планеты изменился или человек стал слишком многочисленным, но охота перестала удовлетворять его потребности в пище. И человек начал приручать некоторых животных и выращивать те растения, которые прежде просто собирал. Так в жизни людей появляется сельское хозяйство. Сельское хозяйство уже давало человеку не только то, что природа готова отдать сама по себе. Нет, с его помощью человек стал производить продуктов питания больше, чем способна дать дикая природа. Человек стал меньше зависеть от природы. Так произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству (рис. 77). Переход к производящему хозяйству привел к усилению воздействия хозяйственной деятельности на природу.
Человек захватывал все новые территории, заменяя естественные ландшафты на антропогенные. Вырубались и выжигались леса, на освободившихся землях разбивались поля, прокладывались оросительные системы, строились населенные пункты и дороги, полностью вытеснялись дикие животные и растения. Представьте себе, число коров на нашей планете достигает 1,5 млрд! Это при том, что средняя численность многих диких видов животных исчисляется десятками и сотнями тысяч. Слов нет: корова прекрасное животное. Но представьте себе, скольким диким животным не хватило бы места на пастбищах Земли из-за бесчисленных коровьих стад.
Сельское хозяйство оказалось способным прокормить значительно большее число людей, чем простая охота и собирательство. В результате численность населения планеты стала быстро расти. А значит, возросла потребность в полях и пастбищах.
Производящее хозяйство продолжало развиваться. В течение многих веков все необходимые человеку для жизни предметы: одежду, обувь, мебель, посуду, орудия труда, оружие — производили ремесленники в многочисленных, но маленьких мастерских. К XVII в. ремесленничество уже не могло обеспечить товарами выросшее население. И оно уступило место промышленности (рис. 78). На крупных заводах, оснащенных сложными машинами, можно производить гораздо больше продукции. Но это требует больше угля, металла, древесины и других природных материалов для того, чтобы их перерабатывать на промышленных предприятиях. Быстро растет количество добываемых природных богатств. Строятся все новые шахты, карьеры. Прокладываются новые дороги, необходимые для того, чтобы перевезти добытые в природе полезные ископаемые на заводы и развезти готовую продукцию по многим городам. И города растут, потому что с появлением в них заводов и фабрик выросло число городских жителей. И все это происходит не на пустом месте. Все это строительство идет за счет природы. Хозяйственная деятельность человека все шире распространяется по планете, все сильнее влияет на природу планеты.
Вы помните, что в природе, в природном комплексе, все взаимосвязано. И даже если хозяйственная деятельность повлияет только на один из природных компонентов, это изменяет весь облик природы в данном месте. А может быть, ведет и к ее полному разрушению.
Конечно, на Земле остались территории, не подверженные влиянию человека, и их немало. Однако мы должны обязательно помнить о том, что их существование целиком зависит от воли человека, от его готовности сохранить эти уголки природы родной планеты нетронутыми. Хотя бы для того, чтоб и наши далекие потомки могли сказать: «Какая же красивая планета нам досталась!»
IV. Закрепление урока.
1. Около 1 млн лет назад в Африке появились предки современного человека, обладавшие зачатками разума. Человек современного типа появился 40 тыс. лет назад. Приблизительно 10 тыс. лет назад человеком были заселены все материки планеты, кроме Антарктиды.
2. Человек занимается преобразованием природы, то есть хозяйственной деятельностью. Первым видом такой деятельности были охота и собирательство. Почти 10 тыс. лет назад возникло сельское хозяйство. Еще позднее, в XVII в., началось развитие промышленности. В результате развития сельского хозяйства и промышленности воздействие человека на природу расширилось и усилилось.
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание: § 16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест Освоение Земли человеком
КИМ 7 класс тест Освоение Земли человеком...
Конспект урока по географии в 7классе. Тема урока: « Освоение Земли человеком. Страны мира.»
1. Называть и показывать предполагаемые пути расселения человека, основные районы повышенной плотности населения Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей, знать...
Конспект урока "Освоение Земли человеком" 7 класс
Цели: -называть и показывать предполагаемые пути расселения человека, основные районы повышенной плотности населения Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей; знать крупнейшие страны и их...
ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ. СТРАНЫ МИРА
ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ. СТРАНЫ МИРА...
Презентация к уроку "Освоение Земли человеком". 7 класс
Презентация к уроку "Освоение Земли человеком." 7 класс...
Технологическая карта открытого урока "Освоение земли человеком". 7 класс
Технологическая карта открытого урока Освоение земли человеком 7 класс...
Проверочная работа "Освоение Земли человеком. Население. Страны" 7 класс
Проверочная работа по теме "Освоение Земли человеком. Население. Страны"...