Рабочая программа по географии для 7 класса
рабочая программа по географии (7 класс) по теме

Яшина Елена Анатольевна

Рабочая программа по географии для 7 класса к учебнику Е.М.Домогацких расчитана на 70 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.prog_._geo_7_novaya.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с.Болотниково

                          «Утверждаю»

                                                                          Директор школы:                 М.М.Грунина

                 Приказ №____

                                   от «___»_______20___г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу  «ГЕОГРАФИЯ. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ»

7 класс

        Рассмотрено на заседании

МО учителей химии, биологии, географии

Лунинского района

(протокол №___ от «___»_____20____г.)

Одбрено педагогическим советом

МОУ ООШ с.Болотниково

(протокол №___ от «___»_____20____г.)

                                         Составитель: Яшина Е.А.

                             учитель химии и биологии

МОУ ООШ с.Болотниково

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Статус документа.

   Рабочая программа составлена на основе  программы основного общего образования МОУ ООШ с.Болотниково по географии.

Структура документа.

     Рабочая программа по географии 7 класса  включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся 7 класса. В  программе представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание.

Цели и задачи обучения географии в 7 классе:

- создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;

- раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;

- воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.

  Общая характеристика учебного предмета.

Курс состоит из двух частей:

  1. Планета, на которой мы живем. Африка. Австралия

  2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия.

Открывает курс небольшая тема «Мировая суша». В ней дается общее представление о материках и островах, их размерах, взаимном расположении. Также разъясняется отличие понятий «материк» и «часть света».

Следующая тема «Литосфера» знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.

Тема «Атмосфера» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит как климат целых материков, так и отдельных территорий.

Тема «Мировой океан» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира и др. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг на друга.

Тема «Геосфера» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины существования этих закономерностей и формы их проявления.

Тема «Человек» дает представление о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет их деятельность на природу Земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы.

Следующая, большая часть курса включает в себя темы: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия. Каждая из тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:

- географическое положение и история исследования;

- геологическое строение и рельеф;

- климат;

- гидрография;

- разнообразие природы;

- население;

- регионы.

Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах, и, вместе с тем, выявить общее в природе всех материков.

На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.

          В рабочей учебной программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.

Место учебного предмета в Учебном плане МОУ ООШ с.Болотниково.

 Учебным планом МОУ ООШ с.Болотниково на изучение географии в 7 классе отводится 70 часов  из федерального компонента. Рабочая программа разработана на 70 часов и  предусматривает обучение географии в объёме 2 часов в неделю.

Основное содержание учебного предмета

Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)

Тема 1. Мировая суша (1 час)

Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова.

Основные понятия: материк, океан, часть света, остров.

Тема 2. Литосфера – подвижная твердь (6 часов)

Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними  формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Сейсмические и вулканические  пояса планеты.

Основные понятия: геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.

Персоналии: Альфред Вегенер.

Тема 3. Атмосфера – воздушный океан (4 часа)

Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата.  Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс.

Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западный и северо-восточный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса. 

Персоналии: А.И. Воейков.

Тема 4. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)

Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.

Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.

Персоналии: Огюст Пикар. 

Тема 5. Геосфера - живой  механизм (2 часа)

Понятие о географической оболочке. Материки и океаны, как крупные природные комплексы геосферы Земли. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона.  Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилеи.

Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона.

Персоналии: В.В. Докучаев.

Тема 6. Человек разумный (4 часа)

Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Взаимоотношения человека и природы и их изменения. Охрана природы. Всемирное природное наследие.

Основные понятия: миграция, раса, этнос, религия, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика.

Раздел 2. Материки планеты Земля (46 часов)

Тема 1. Африка материк коротких теней (10 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий, Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.

Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.

Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Основные понятия: саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, Сахель, Магриб, экваториальная раса.

Персоналии: Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Н.Н. Гумилев, Дж. Спик.

Тема 2. Австралия  - маленький великан (6 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

 Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены.

Персоналии: А. Тасман, Дж. Кук, Э.Д. Эйр, Мак-Артур, Н.Н. Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т. Хейердал.

Тема 3. Антарктида холодное сердце (2 часа)

Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологического строения рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Отсутствие постоянного населения.

Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.

Персоналии: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Р. Амундсен, Р. Скотт. 

Тема 4. Южная Америка – материк чудес (9 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и Горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Анды – регион богатой культуры, Галапагосские острова, Мачу – Пикчу.

Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Цент-ральная  Америка.

Персоналии: А. Гумбольдт, Х. Колумб.

Тема 5. Северная Америка – знакомый незнакомец (9 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе.  Великие и Центральные равнины. Кордильеры – главный горный хребет. Аппалачи. Разнообразие типов климата, меридиональное простирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы Северной Америки. Англо-Америка, мигранты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо.

Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка.

Персоналии: А. Макензи, Дж. Кабот, Г. Гудзон.

Тема 6. Евразия – музей природы планеты Земля (10 часов)

Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Персоналии: Марко Поло, А. Никитин, Н.М. Пржевальский, П. Козлов, В. Арсеньев.

Раздел 3. Непрощание с географией. Взаимоотношения природы и человека (1 час)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.

Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.

Персоналии: Н.Н. Вавилов, В.И. Вернадский.

Тематическое планирование учебного материала

по географии в 7 классе.

(по учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский,

«География. Материки и океаны» 7 класс)

Наименование

разделов и тем

Количество часов

в т.ч. практических работ

Мировая суша

1

Литосфера – подвижная твердь

6

1

Атмосфера – воздушный океан

4

1

Мировой океан – синяя бездна

4

1

Геосфера - живой  механизм

2

2

Человек разумный

4

1

Африка - материк коротких теней

10

3

Австралия – маленький великан

6

2

Антарктида холодное сердце

2

Южная Америка – материк чудес

9

4

Северная Америка – знакомый незнакомец

9

3

Евразия – музей природы планеты Земля

10

5

Взаимоотношения природы и человека

1

Резерв

2

Итого

70

Перечень практических и контрольных работ

Тема

Практические работы

Контрольные работы

Литосфера – подвижная твердь

Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.

Литосфера

Атмосфера – воздушный океан

Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.

Атмосфера

Мировой океан – синяя бездна

Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.

Мировой океан

Геосфера - живой  механизм

  1. Анализ схем круговорота вещества и энергии.
  2. Установление по тематическим картам атласа связей между типами климата и природными зонами.

Геосфера

Человек разумный

Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас.

Человек разумный

Африка - материк коротких теней

  1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.
  2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
  3. Составление туристического план-проспекта путешествия по Африке.

Африка

Австралия – маленький великан

  1. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.
  2. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.

Австралия

Южная Америка – материк чудес

  1. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки.
  2. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела
  3. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.
  4. Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки

Южная Америка

Северная Америка – знакомый незнакомец

  1. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела
  2. Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.
  3. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения

Северная Америка

Евразия – музей природы планеты Земля

  1. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела
  2. Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам.
  3. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели.
  4. Составление географической характеристики страны Европы по картам атласа и другим источникам географической информации.
  5. Составление географической характеристики страны Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

Евразия

Взаимоотношения природы и человека

Задание на лето

Требования к результатам освоения учащимися 7 класса программы:

В результате изучения географии ученик 7класса должен:

1. Знать (понимать):

 - географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;

 - причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;

 - основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);

 - связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными    

   особенностями отдельных стран и регионов;

 - причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и

   предотвращению;

 - географию крупнейших народов Земли.

2. Уметь:

 Оценивать и прогнозировать:

- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

- изменение климатов Земли;

- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

- основные взаимосвязи природы и человека;

 Объяснять:

- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

- особенности расового и этнического состава населения;

- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

- применять в процессе учебного познания основные географические понятия

 Описывать:

- основные источники географической информации;

- географическое положение объектов (по карте);

- по схемам круговороты вещества и энергий;

- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

 Определять (измерять):

-географическую информацию по картам различного содержания;

- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

Называть и показывать:

-важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;

- факторы формирования климата;

- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;

- страны мира, их столицы, крупные города;

- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.

- давать характеристики материков и океанов;

- характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;

- приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального

   природопользования и др.;

- определять географическое положение природных объектов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Перечень обязательной географической номенклатуры для 7 – го класса

Тема «Африка»: 

- Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;

-  Нил, Конго, Нигер, Замбези;

- Виктория, Танганьика, Чад;

-  Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).

Тема «Австралия и Океания»: 

-  Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;

- Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;

- Муррей,  Эйр;

 - Сидней, Мельбурн, Канберра.

Тема «Южная Америка»: 

- Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;

- горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла- Платская низменности;

- Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;

 - Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).

Тема «Северная Америка»: 

- Флорида, Калифорния, Аляска; Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;

 - Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;

- горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;

- Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;

- Великие Американские озера, Виннипег,  Большое Соленое;

 - Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).

Тема «Евразия»: 

 - Таймыр, Кольский Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея;

 - Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;

- Финский, Ботанический, Персидский заливы;

- проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;

- острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские; - - - равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья: Восточно-Сибирское, Декан;

- горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья: Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;

- реки: Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн,  Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;

- озера: Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.

Литература

Основная литература 

  1. Е. М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География. Материки и океаны. В 2 ч. 7 кл. М.: «Русское слово», 2013.
  2. Е.М. Домогацких. Рабочая тетрадь по географии. В 2 ч. 7 кл. М.: «Русское слово», 2013.
  3. Кузнецов А.П. География. Земля и люди. Атлас. М.: Просвещение, 2009.
  4. Мишняяева Е.Ю. География. Земля и люди. Контурные карты. М.: Просвещение, 2009.
  5. Е.М. Домогацких. Программа по географии. 6-10 классы. М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная литература

  1. Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.
  2. Блон Ж. - Великий час океанов - М.: Мысль, 1980.
  3. Вагнер Б.Б. - По океанам и континентам, Хрестоматия - М.: Московский Лицей, Душина И.В. - География материков и океанов: Рабочая тетрадь к учебнику В. А. Коринской и др. - М: Дрофа, 2001.
  4.  Душина И.В. –География материков и океанов. Рабочая тетрадь   – М.: Дрофа, 2008.
  5. Душина И.В. - Школьный практикум. География материков и океанов. - М.: Дрофа, 1998.
  6. Душина И.В., Коринская В.А., Щенёв В.А. - География. Наш дом - Земля: Материки, океаны, народы и страны, 7 кл.: Методич. пособие. -М.: Дрофа, 1997.
  7. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.
  8. Гвоздецкий И.А. и др. - Хрест. по физической географии (Афр., Амер., Австр., Ант.) -М.: Просвещение, 1967.
  9. Душина И.В. -  География материков и океанов. Рекомендации к планированию - М.: Дрофа, 2003.
  10. Душина И.В., Коринская В.А., Щенёв В.А. - География. Наш дом - Земля: Материки, океаны, народы и страны, 7 кл.: Методич. пособие. -М.: Дрофа, 1997.
  11. Дюкова С.Е. Тематический контроль по географии – М.: Интеллект –Центр, 2006
  12. Евдокимов В.И. Сборник заданий и упражнений по географии – М.: Экзамен, 2010
  13. Емельянов А.С. 300 вопросов по странам и континентам – Ярославль: Академия развития, 1997.
  14. Залогин Б.С - Океаны: Кн. Для учащихся - М.: Просвещение, 1996.
  15. Иванова О.Ю. Величайшие чудеса света. – Смоленск: Русич, 2004.
  16. Костина С.А. География материков и океанов. Поурочные планы – Волгоград: Учитель, 2007
  17. Крылова О.В. – Практические работы. 7 класс.  – М.: Вита-Пресс, 2005.
  18. Крылова О.В. - Уроки географии: 7 кл.: Из опыта работы - М.: Просвещение, 1990.
  19. Крылова О.В. -Дидактические материалы по географии материков и океанов: 7 кл.: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1996. (2 шт.)
  20. Махов С.И., Махова И.П. – Поурочные разработки:  пособие для  учителей ОУ,  7 класс. – М.: Просвещение, 2009 (Сфера)
  21. Нагорная И.И. - Поурочные планы (по учебнику Коринской В.А. и др.) - Волгоград: Учитель, 2004.
  22. Никитина Н.А. – Поурочные разработки , 7 класс. – М.: Вако, 2005.
  23. Перлов Л.Е. Дидактические карточки – задания по географии – М.: Экзамен , 2007
  24. Петрова Н.Н. – Настольная книга учителя географии.6-11 кл. – М.: Эксмо, 2008.
  25. Соколова Д.Ю. - Сборник кроссвордов по географии материков и океанов - М.: Новая школа, 1996.
  26. Спрялин  А.Н., Ерёмина В.А. - Океаны - М: Московский Лицей, 1997.

 

                                                                               

                                                                                                        «Утверждено» на педсовете «__»_______2013г.

                                                                                       Директор школы:          М.М.Грунина

Календарно – тематическое планирование по географии.
Материки и океаны. 7 класс.
(учебник Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский, «География. Материки и океаны»)  (70 часов)

Раздел

Тема

№ урока

Тема  урока

Практические работы

Дата проведе

ния по плану

Дата фактического проведения

Примеча

ния

Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)

Тема 1. Мировая суша (1 час)

1

Суша в океане

Тема 2. Литосфера – подвижная твердь (6 часов)

2

Геологическое время

3

Строение земной коры

Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.

4

Литосферные плиты и современный рельеф

5

Платформы и равнины

6

Складчатые пояса и горы

7

Обобщение по теме

Тема 3. Атмосфера – воздушный океан (4 часа)

8

Пояса планеты

9

Воздушные массы и климатические пояса

Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.

10

Климатообразующие факторы

11

Обобщение по теме

Тема 4. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)

12

Мировой океан и его части

Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.

13

Движение вод Мирового океана

14

Органический мир океана

15

Особенности отдельных океанов

Тема 5. Геосфера - живой  механизм (2 часа)

16

Географическая оболочка

Анализ схем круговорота вещества и энергии.

17

Зональность географической оболочки

Установление по тематическим картам атласа связей между типами климата и природными зонами.

Тема 6. Человек разумный (4 часа)

18

Освоение Земли человеком

19

Охрана природы

20

Население Земли

21

Страны мира

Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас.

Раздел 2. Материки планеты Земля (46 часов)

Тема 1. Африка - материк коротких теней (10 часов)

22-23

Географическое положение и история исследования Африки

Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.

24

Геологическое строение и рельеф Африки

Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

25

Климат Африки

26

Гидрография Африки

27

Разнообразие природы Африки

28

Население Африки

29

Регионы Африки: Северная и Западная Африка

30

Регионы Африки: Центральная. Восточная и Южная Африка

Составление туристического план-проспекта путешествия по Африке.

31

Обобщение по теме

Тема 2. Австралия – маленький великан (6 часов)

32

Географическое положение и история исследования Австралии

Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.

33

Компоненты природы Австралии

Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.

34

Особенности природы Австралии

35

Австралийский Союз

36

Океания

37

Обобщение по теме

Тема 3. Антарктида холодное сердце (2 часа)

38

Географическое положение и история исследования Антарктиды

39

Особенности природы Антарктиды

Тема 4. Южная Америка – материк чудес (9 часов)

40-41

Географическое положение Южной Америки. История исследования

 Сравнение географического положения Африки и Южной Америки.

42

Геологическое строение и рельеф Южной Америки

Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела

43

Климат Южной Америки

44

Гидрография Южной Америки

45

Разнообразие природы Южной Америки

Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.

46

Население Южной Америки

Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки

47

Регионы Южной Америки

48

Обобщение по теме

Тема 5. Северная Америка – знакомый незнакомец (9 часов)

49-50

Географическое положение Северной Америки. История исследования

Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела

51

Геологическое строение и рельеф Северной Америки

52

Климат Северной Америки

 Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.

53

Гидрография Северной Америки

54

Разнообразие природы Северной Америки

55

Население Северной Америки

Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения

56

Регионы Северной Америки

57

Обобщение по теме

Тема 6. Евразия – музей природы планеты Земля (10 часов)

58-59

Географическое положение и история исследования Евразии

Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела

60

Геологическое строение и рельеф Евразии

61

Климат Евразии

Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам.

62

Гидрография Евразии

63

Разнообразие природы Евразии

Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели.

64

Население Евразии

65

Регионы Европы

Составление географической характеристики страны Европы по картам атласа и другим источникам географической информации.

66

Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия

Составление географической характеристики страны Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

67

Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия

Раздел 3. Непрощание с географией (1 час)

Тема 1. Взаимоотношения природы и человека (1ч)

68

Природа и общество

Задание на лето

Резерв – 2часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...