Модульный урок «Мировая транспортная система»
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Урок  географии в 10 классе, раздел "География мирового хозяйства"

Ю.Н.Гладкий, С.Б.Лавров

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnyy_urok_transport.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 х. Тельман

муниципального образования Гулькевичский район Краснодарского края

Модульный урок  «Мировая транспортная система»

Подготовила и провела

учитель географии

Хатминская Э.П.

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0ы

(1-2 мин)

Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны знать структуру и географию мирового транспорта, выявить проблемы и перспективы развития мировой транспортной сети, особенности транспорта в различных странах; уметь аргументировано излагать учебный материал, применять полученные знания для выполнения заданий, соотносить результаты своего труда с постоянной целью; воспитывать чувство ответственности, работая по принципу доверия.

Внимательно прочитайте цели урока

УЭ-1

(5 мин)

Цель: определить исходный уровень ваших знаний о различных видах транспорта, уметь разъяснять смысл изученных понятий.

I.Выполнить контрольный диктант по теме «Транспорт». Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов, определите правильный ответ. Напротив номера вопроса запишите букву, которая соответствует правильному ответу. Ответы: А- грузооборот; Б-транспорт; В-грузовой транспорт; Г-транспортная система; Д-пассажирский транспорт; Е-пассажирооборот.

Вопросы:

  1. «Кровеносная система экономики» страны, третья отрасль производственной сферы.
  2. Совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными сетями и узлами, в которых происходит обмен грузов между ними.
  3. Обеспечивает производственные связи между предприятиями и доставку населению предметов потребления.
  4. Обеспечивает перевозки пассажиров.
  5. Произведение количества перевозимого груза (т) на расстояние (км).
  6. Произведение количества перевозимых пассажиров (чел) на расстояние (км).

II. Проверьте правильность выполнения диктанта по приложению 1.

III. Определите уровень ваших знаний по следующей схеме:

6 правильных ответов-высокий уровень знаний «5»

4-5 правильных ответов-средний уровень знаний «4»

3 правильных ответа-низкий уровень знаний «3»

IV. Проанализируйте свои ошибки.

Работайте самостоятельно

УЭ-2

(10 мин)

Цель: составить общее представление о транспортной системе мира, установить зависимость уровня развития транспорта от уровня социально-экономического развития страны; развивать умение связно и доказательно излагать учебный материал; развивать умение работать в коллективе.

I Пользуясь текстом учебника «Общая характеристика транспорта», «Транспорт-третья ведущая отрасль», «Различия в мировой транспортной системе», таблицами 1,2, картой атласа «Мировой транспорт» подготовьте ответы на вопросы:

1.В середине 20 в. роль транспорта оценивалась как одно из условий формирования и функционирования мирового хозяйства. Сохранилось, ослабло или усилилось значение транспорта в наше время?

2.Почему изменились наши представления о доступности отдельных районов земного шара?

3.Как НТР повлияла на развитие мирового транспорта?

4.С чем связаны особенности транспорта различных стран и регионов мира?

5.Может ли карта транспорта охарактеризовать современный уровень развития экономики страны?

6.Чем отличаются транспортные системы развитых и развивающихся стран?

II Обсудите эти вопросы в классе.

II Оцените свои знания. Помните, что вы работаете на доверии.

Работайте в группах

УЭ-3

(10 мин)

Цель: сформировать знания о видах, технико-экономических особенностях сухопутного транспорта.

I Работайте с текстом «Сухопутный транспорт», таблицами 3,2,1 учебника.

Полученные сведения зафиксируйте в таблице:

Работайте индивидуально

Вид транспорта

Технико-экономические особенности

Другие особенности, в том числе перевозимых грузов

Страны мира

Дальность перевозок

Скорость

Масса груза

1

2

3

4

5

6

Железнодорожный

Автомобильный

Трубопроводный

Указания к заполнению таблицы: в колонках 2,3,4 пишут словами «высокая» или «низкая», «большая» или «малая».

II Проверьте правильность заполнения таблицы по приложению 2.

III Оцените работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе есть ошибка 0 баллов. Сумму баллов поделите на «3»)

Проведите взаимопроверку

УЭ-4

(10 мин)

Цель: сформироват представления об особой роли морского транспорта, месте водного транспорта в мировой транспортной системе.

I Прочитайте текст учебника «Водный транспорт», работайте с таблицами 4,5.

II Выполните задание: вставьте в текст пропущенные слова.

Мировой транспорт обеспечивает почти___%  перевозок между странами.

Наличие большого морского флота у ____стран объясняется тем, что под флагами этих стран плавают суда____, ____, ____.

Общее число морских портов превышает_____тысяч.

11 из них имеют грузооборот свыше___млн. тонн.

Первенство в судоходстве принадлежит________ океану.

В бассейне этого океана находится  ___ всех портов  мира, в том числе крупнейший из них - ____________.

Внутренний водный транспорт в наши дни по грузообороту, пассажирообороту, по длине сети занимает  ____ место в мировой транспортной системе.

III Проверьте правильность выполнения задания по приложению № 3.

IV Оцените свою работу по схеме:

10-11 правильных ответов – «5»

8-9 правильных ответов – «4»

6-7 правильных ответов – «3»

Работайте индивидуально

УЭ-5

(10 мин)

Цель: сформировать представление о воздушном транспорте как о самом перспективном виде транспорта.

I Работайте с текстом «Воздушный транспорт», таблицей 6.

II Ответьте на вопросы утверждений. Внимательно прочитайте утверждение, в графе «ответ» ставьте знаки: «+» если утверждение верное, «-« если утверждение неверное.

Утверждение                                   Ответ

1.Воздушный транспорт

самый молодой и динамичный

вид транспорта.

2.Воздушный транспорт хорошо

развит во всех странах и регионах

мира.

3.В наиболее развитых и крупных

по  площади странах сложилась

густая сеть авиалиний.

4. В межконтинентальных

пассажирских сообщениях

воздушный транспорт вышел

на первое место.

5.Перимущество воздушного

транспорта прежде всего в

скорости.  

6.Самая густая сеть авиалиний над

Африкой.

7.Крупнейшей воздушной

державой является Франция.

8.Крупнейшая воздушная

держава – США.  

III Проверьте правильность ответов по приложению № 4.

IV Оцените работу по следующей схеме:

8 правильных ответов – «5»

6-7 правильных ответов – «4»

5 правильных ответов – «3»

Работайте индивидуально

Проведите взаимопроверку

УЭ-6

(5 мин)

Цель: закрепить знания по теме «Транспортная система мира»; уметь самостоятельно применять полученные знания.

I Ответьте на вопросы теста (ЭОР).

Работайте индивидуально

УЭ-7

(3 мин)

Цель: подведение итогов.

I Прочитайте еще раз цели урока. Достигли ли вы заданных целей? В какой степени? Что мешало достижению цели?

II Оцените свою работу на уроке.

III Выберите домашнее задание:

А – Составьте маршрут «кругосветного путешествия» на разных видах транспорта, если вы все выполнили без ошибок и набрали максимальное количество баллов.

Б – Повторите записи в тетради, если ваш исходный уровень получил «4» балла и вы редко ошибались на уроке.

В – Повторите тему по учебнику, поработайте дома с данным модулем, если ваш выходной тест получил «3» или «2» балла и вы часто ошибались  при выполнении всех УЭ.

Приложение № 1.

1 – Б

2 – Г

3 – В

4 – Д

5 – А

6 – Е

Приложение № 2.

Вид транспорта

Технико-экономические особенности

Другие особенности, в том числе перевозимых грузов

Страны мира

Дальность перевозок

Скорость

Масса груза

1

2

3

4

5

6

Железнодорожный

Высокая

Низкая

Высокая

Любые грузы

США, Россия, Канада, Индия, Китай

Автомобильный

Высокая

Высокая

 Низкая

Любые грузы

США, страны Европы

Трубопроводный

Высокая

Высокая

Высокая  

Только жидкие, сыпучие, газообразные

СНГ, Канада, США, страны Ближнего Востока

Приложение № 3.

  1. 4/5
  2. Либерии, Панамы
  3. США, Япония, ФРГ
  4. 2,7 тыс.
  5. 100 млн. т.
  6. Атлантическому океану.
  7. Роттердам
  8. Последнее

Приложение № 4.

1  +

2  -

3 +

4 -

5 +

6 -

7 -

8 +


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока: Транспортные системы организма.

подробный конспект урока с предложенными заданиями....

Урок по биологии 8 класс. тема "Транспортные системы организма"

Урок  "Транспортные системы организма" является комбинированным( проблемным). Основные задачи урока усвоение , запоминание и систематизация знаний учащихся. Формирование анатомических понятий, на...

Презентация к уроку географии в 9 классе "Транспортная система России"

Презентация составлена к уроку по учебнику Алексеева....

Транспортные системы России

Практическая работа для 9 класса.Выполняется на контурной карте России....

Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма"

Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма" составлена с учетом требований при переходе на ФГОС, где центральное место занимает системно-деятельностный подход....

Особенности развития современной транспортной системы и транспортных услуг города Москвы

Круглый стол на тему:«Особенности развития современной транспортной системы и транспортных услуг города Москвы»24 октября 2014 года...