Итоговые практические работы по географии России
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Инструктивные карты итоговых практических работ по географии России к учебнику Е.М. Домогацких. Материалы для освоения практических умений и навыков по географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_raboty_8_klass.docx | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата______________
Итоговая практическая работа 1.
Определение координат крайних точек территории России
Работа проводится на контурной карте, при этом используется контурная и политико-административная карта из атласа.
Последовательность выполнения работы:
1. По физической карте атласа определить крайние точки России, географические координаты и подписать их на контурной карте.
2. Определить широту крайней северной и крайней южной точек, долготу крайней западной и крайней восточной точек. Данные определений записать на контурной карте.
3. Нанести границу России, подписать государства, с которыми граничит наша страна.
Дата______________
Итоговая практическая работа 2.
Решение задач на определение поясного времени.
Ход работы:
Вариант 1.
1) Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Определите поясное время в Омске, Москве, Норильске, Анадыре и Екатеринбурге, если в Красноярске 19 часов 15 минут.
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для определения местного времени необходимо:
- Определить меридиан пункта, время которого нам известно;
- Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти;
- Определить расстояние в градусах между двумя пунктами;
- Определить разницу во времени ( в минутах ) и при необходимости перевести в часы и минуты;
- Определить местное время искомого пункта: для этого, если пункт, время которого необходимо определить, находится к востоку о пункта, время которого нам известно, то разница во времени прибавляется, а если к западу - то вычитается.
Например:
Нам известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.
- меридиан Самары - 51º в.д.;
- меридиан Магадана - 151º в.д.;
- расстояние в градусах: 151º - 51º = 100º
- разница во времени: 100º ×4´ = 400´ = 6 часов 40 минут;
- местное время в Магадане: 12 часов 00 минут + 6 часов 40 минут = 18 часов 40 минут
Правила работы на контурной карте. 1. Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу подпиши название будущей карты (например «Географическое положение России») 2. Все надписи выполни с начало карандашом: мелко, четко, красиво, печатными буквами. Проверь. Выполни чернилами соответствующего цвета. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль рек и хребтов, названия низменностей – по параллелям. Если название географического объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а в условных знаках карты пишут, что обозначает данная цифра. 3. Раскрашивают карту цветными карандашами. 4. По необходимости заполни легенду карты. |
Дата______________
Итоговая практическая работа 3
Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.
Задание 1. Сравните содержание карты тектонической и физической.
- Найдите на тектонической карте платформы, плиты.
- Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах, плитах.
- Найдите на тектонической карте щиты.
- Какие формы рельефа соответствуют щитам?
- Определите области складчатости.
- Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям.
- Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре.
Фактический материал, доказывающий наличие такой связи, обобщите в форме таблицы.
Крупная тектоническая структура | Соответствующая ей форма рельефа | Наиболее распространенные полезные ископаемые |
Восточно-Европейская платформа | ||
Западно-Сибирская плита | ||
Сибирская платформа | ||
Области кайнозойской складчатости | ||
Области герцинской складчатости | ||
Балтийский щит | ||
Алданский щит | ||
Выводы об установленной зависимости. |
Дата______________
Итоговая практическая работа 4.
Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток.
Цель: Установить закономерности распределения температуры воздуха и осадков на территории России.
Ход работы:
Задание 1. Пользуясь климатическими картами, заполните таблицу 5.
Таблица 5.
Пункты | Годовое количество осадков, мм | Испаряе- мость, мм | Коэффициент увлажнения | Температура | |
я | и | ||||
Москва | |||||
Архангельск | |||||
Астрахань | |||||
Санкт-Петербург | |||||
Норильск | |||||
Якутск | |||||
Красноярск | |||||
Сделайте вывод: - В каком направлении изменяется температура в январе и июне. - В каком направлении изменяется количество осадков. Объясните причины неравномерного распределения осадков.
|
Дата______________
Итоговая практическая работа 5
Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки.
Цели работы:
1. Определить особенности питания, режима, гoдового стока, уклона и падения реки, возможности ее хозяйственного использования.
2. Проверить и оценить умение использовать различные источники географической информации для решения практических задач.
Последовательность выполнения работы
Используя физическую карту атласа, текстовые карты учебника, табл. «Крупнейшие реки России», составьте характеристику реки Лены по предложенному плану.
Река Лена | |
1. Исток, направление течения, устье | |
2. К бассейну какого океана принадлежит | |
3. Источники питания | |
4. Особенности водного режима: а) продолжительность ледостава б) половодье в) межень г) паводки | |
5. Годовой сток | |
6. Длина реки | |
7. Падение реки | |
8. Уклон реки | |
Вывод о возможность её хозяйственного использования
|
Дата_____________
Итоговая практическая работа № 6
Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.
Цель работы: Развитие знаний о взаимосвязи компонентов природного комплекса; формирование умений комплексного использования различных карт атласа.
Задание 1. Используя карты атласа заполнить таблицу.
Территория | Климат | Природные зоны | Почва | Растительность | Животный мир |
Полуостров Ямал | |||||
Краснодарский край | |||||
Якутия: районы городов Вилюйск Якутск |
Сделайте вывод о взаимосвязях компонентов в комплексе и о зависимости качества природных компонентов от географического положения природного комплекса.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Дать письменную характеристику одной из природных
зон по плану
1 вариант – широколиственные леса (50-55°с.ш.)
2 вариант – пустыни (Прикаспийская низменность.)
План
- Географическое положение._____________________________________________
- Особенности климата._____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почвы.____________________________________________________________________
- Растительный и животный мир._______________________________________________
Дата______________
Итоговая практическая работа 7.
Физико – географическое положение Белгородской области
Цель работы: развитие знаний об особенностях географического положения Белгородской области, представлений о размерах территории, ее соседях
Оборудование: атлас Белгородской области.
Задание №1. Определите физико-географическое положение Белгородской области:
используя физическую карту атласа , нанесите и подпишите естественные рубежи Белгородской области;
нанесите границы и крайние точки территории области и определите их географические координаты;
подпишите областной центр – Белгород, определите расстояние от него до Москвы, до ближайших морей (Азовского, Балтийского),
определите протяженность области с запада на восток и с севера на юг в градусах и километрах.
? Размышляем, анализируем
☺ На какие природные компоненты в первую очередь оказывает влияние физико-географическое положение области? ___________________________________________________________________________________________
☺ Дайте оценку физико-географического положения Белгородской области. Как оно влияет на формирование природных условий? (_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2. В каком часовом поясе находится Белгородская область? Сколько времени в Белгороде, если во Владивастоке полночь, полдень, 17 часов?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата______________
Итоговая практическая работа 8
Основные характеристики климата Белгородской области
Цель работы: составление характеристики климата области на основе анализа систематических данных t° воздуха, осадков, преобладающего направления ветров.
Оборудование: климатические карты-схемы, данные температуры воздуха, осадков и розы ветров.
Задание №1. Проанализируй предложенную таблицу. На основе анализа составьте графики хода tº воздуха самого тёплого и самого холодного месяца Белгородской области. Определите амплитуду и среднегодовую tº воздуха.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2. По предложенной климатической карте проследи рисунок изотерм и определи, в каком направлении происходит усиление континентальности климата на территории области. В каких населенных пунктах зарегистрированы max и min температуры.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3. Проанализируйте таблицу внутригодового распределения осадков и установите, когда выпадает максимум осадков, а когда – минимум
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №4. По графикам «Розы ветров» определи преобладающее направление ветра зимой и летом
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №5. На основании этих данных дай краткую характеристику климата Белгородской области, оценив его с точки зрения жизни и хозяйственной деятельности населения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата______________
Итоговая практическая работа № 9
Земельные ресурсы своего района, области
Цель: Узнать о типах почв Белгородской области и особенностях использования человеком.
Оборудование: почвенная карта Белгородской области
! Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, образование которого происходило в течение длительного времени в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата, рельефа.
Типы почв: подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.
Ход работы:
Задание 1. Используя карты в атласе Белгородская область дайте характеристику почв Заполните таблицу 8.
Белгородская область | Тип почвы | Свойства почвы | Содержание гумуса | Использование почв в сельском хозяйстве |
Северная часть | ||||
Центральная часть | ||||
Южная часть |
Таблица 8
Сделайте вывод:
- как изменяются основные виды почв с севера на юг;
- как изменяется плодородие почв;
- зависимость специализации сельского хозяйства от типа почвы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата______________
Итоговая практическая работа 10.
Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.
Цель: Определить влияние климата на деятельность человека.
Оборудование: климатические карты России, агроклиматическая карта России.
Задание 1. Определите влияние климата на деятельность человека. Заполните таблицу 6.
Таблица 6.
Природный район | Климатический пояс | Черты климата | Влияние климата на деятельность человека | |
способствует | затрудняет | |||
Сделайте вывод: Каково влияние климата на жизнь и деятельность человека
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа по географии. Тема "Транспортные системы России" 9 класс.
Для самостоятельной работы....
Итоговые практические работы по географии России
Инструктивные карты итоговых практических работ по географии России к учебнику Е.М. Домогацких. Материалы для освоения практических умений и навыков по географии....
Итоговые практические работы по географии В 7 классе.
Мной разработаны итоговые практические работы по УМК В.П Дронов....
Итоговая практическая работа по географии России 8 класс «Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении региона, связанных с наличием заболоченных территорий»
Итоговая практическая работа по географии России 8 класс «Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении региона, связанных с налич...
Итоговая практическая работа для учащихся 9 класса с целью проверки предметных знаний и умений по теме «Население России»
Итоговая практическая работа для учащихся 9 класса с целью проверки предметных знаний и умений по теме «Население России»...
Итоговая практическая работа региональной части курса по географии 9 класса Раздел Районирование России Социально экономические и экологические проблемы развития экономических районов России
Цель работы: закрепление знаний по разделу районирование России, совершенствование работы с учебником и текстом.Данная практическая работа будет проведена на уроке закрепления.Форма выполнения работы:...
Итоговая контрольная работа по географии России 8 класс
В итоговой контрольной работе задания составлены в тестовой форме в двух вариантах. Работа имеет спецификацию....