Преподавание географии в малокомплектной школе
учебно-методический материал по географии по теме
Целью курсовой работы является подробное рассмотрение и
анализ состояния преподавания географии в малокомплектных
школах, характерных для села. Выбранная мною тема курсовой
работы на сегодняшний день является одной из самых актуальных, так
как в сельских школах обучается около 30% всего контингента
школьников страны. Характерной чертой сегодняшних сельских школ
стало резкое снижение числа учащихся в них, что обусловило
возникновение малокомплектных школ. От того, как работает школа,
во многом зависит закрепление кадров села, особенно специалистов,
в которых так нуждается современное сельскохозяйственное производство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovik.docx | 80.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Курсовая работа по теории и методике обучения географии
Преподавание географии в малокомплектной школе
Выполнила: Струева Ольга Васильевна
Арзамас 2012
Содержание:
Введение…………………………..………………………………………..3-4стр.
Глава 1. Особенности урока географии в сельской школе……………5-11стр.
Глава 2. Общая характеристика школьной программы по географии
2.1.Краткая характеристика курса……………………………… …21стр.
2.2 «Природа и люди» (6-й класс) ……………………………13-15стр.
2.3 «Страны и континенты» (7-8-й классы) ……………………16-19стр.
2.4 «География России» (9-й класс) ……………………………20-21стр.
2.5«Современный мир» (10-й класс) …………………………...22-23стр.
2.6«Плюсы» и «минусы» действующих программ по
географии……………………………………………………. 24-25стр.
Глава 3. Дифференцированный и индивидуальный подход на уроках географии………………………………………………………………....26-31стр.
Глава 4. Проблемы сельской школы…………………………………. ..32-33стр.
Заключение ………………………………………………………………….34стр.
Список литературы………………………………………………………35-36стр.
Введение
Целью курсовой работы является подробное рассмотрение и
анализ состояния преподавания географии в малокомплектных
школах, характерных для села. Выбранная мною тема курсовой
работы на сегодняшний день является одной из самых актуальных, так
как в сельских школах обучается около 30% всего контингента
школьников страны. Характерной чертой сегодняшних сельских школ
стало резкое снижение числа учащихся в них, что обусловило
возникновение малокомплектных школ. От того, как работает школа,
во многом зависит закрепление кадров села, особенно специалистов,
в которых так нуждается современное сельскохозяйственное производство.
От работы школы в значительной степени
зависит и уровень культуры сельского населения, и решение демографических проблем деревни, и нравственный облик села. В современных условиях школа на селе не только общеобразовательное учреждение, но и культурный центр. Высокая значимость школы в жизни села признана многими руководителями хозяйств, которые выделяют средства на школьные нужды из общественных фондов. Средства, выделенные на развитие школьного дела, — одно из самых рентабельных вложений, так как колхоз, по их справедливому мнению, начинается со школы. Однако материально-техническое обеспечение школ еще само по себе не решает проблему их сохранения.
Важнейшим условием преодоления отставания малокомплектных сельских школ является обеспечение эффективности учебно-воспитательного процесса, качества общеобразовательной подготовки ее выпускников. Организация и постановка учебно-воспитательной работы в малокомплектных сельских школах по типу больших городских школ теряют свою эффективность. Например, директора больших сельских школ, куда для продолжения обучения поступают выпускники малокомплектных девятилетних школ, единодушно отмечают более низкий уровень их подготовки. В малокомплектных школах при сохранении единых требований к знаниям и умениям учащихся изменившиеся условия учебно-воспитательного процесса предъявляют и свои требования к организации и проведению его.
Особые условия связаны не только с малым числом учащихся, но и спецификой работы учителя в условиях совмещения преподавания ряда учебных предметов.
В начальных сельских школах, где малокомплектность имеет давние традиции, сложилась и своя практика обучения на основе принципа вертикальной интеграции, когда учащиеся двух, трех классов объединяются в один класс-комплект. Разработана и методика такой организации обучения.
Глава 1. Особенности урока географии в сельской школе
Наполняемость классов в сельской школе зачастую составляет от 5 до 15учеников. Снижение числа учащихся в классе качественно меняет и работу учителя, и деятельность учащихся. В классе с малым числом учащихся отчетливее проступают индивидуальные различия школьников, уровень подготовленности и развития каждого из них, а это требует от учителя умения индивидуализировать обучение, организовать учебную деятельность каждого из учащихся, управлять ею. В больших классах при выборе темпа урока учитель, как правило, ориентируется не на каждого отдельного ученика, а на условного «среднего». В малых классах такой подход исключен: здесь необходимо соотнесение темпа урока с индивидуальными особенностями практически каждого ученика. Например, в классе из 2 человек общее для всех задание может оказаться слишком легким для одного и непосильным для другого. В больших классах учитель, как правило, работая с группой учеников, развивает беседу и подводит класс к ответу на поставленный вопрос, что обеспечивает иллюзию коллективной работы всего класса. В малых классах беседа быстро затухает, и учитель часто вынужден сам отвечать на поставленный вопрос. А в тех случаях, когда она принимает форму диалога учителя с одним из учеников при безучастности других, отчетливо проявляется ее непродуктивность для всего класса. Поэтому малые классы требуют от учителя умения и готовности к постоянной перестройке в работе, умения разнообразить ее, включить в работу каждого из учеников класса. Таким образом, сельские классы предъявляют повышенные требования в работе учителя к умению организовать и управлять учебной деятельностью школьников, соотносить учебные задания с конкретной ситуацией на уроке.
В малых классах почти отсутствуют потери времени на разного рода
организационные и дисциплинарные отвлечения, которые в больших классах
порой занимают до 5 минут времени урока. В таких классах легко создать
условия для продуктивной учебной деятельности.
В классе, состоящем из небольшого числа учащихся, каждый ученик постоянно находится в поле зрения учителя в позиции отвечающего, что уже само по себе ведет к возрастанию эмоциональной нагрузки. Открывающиеся возможности усиления контроля, опроса учащихся ведут к еще большему возрастанию ее. Ведь сложившаяся ситуация характерна для всех учебных предметов.
В малокомплектной школе каждый ученик может быть опрошен практически на каждом из уроков.
И чем меньше учеников, тем жестче контроль. В этом проявляется опасность сверхконтроля, что ведет к формированию стресса ожидания, чувства страха, эмоциональной перегрузки учащихся. Следствием сверхконтроля может явиться чувство безразличия к результатам учебной работы.
Учитель, преподающий в сельской школе, как правило, иногда является
совместителем. И это тоже одна из особенностей преподавания географии в малокомплектной школе. В практике работы школ наблюдаются разные варианты совмещения: или учитель с базовым географическим образованием ведет дополнительно другие учебные предметы, или география становится дополнительным предметом в работе учителя биологии, математики, истории и т. д.
Другие источники утверждают, что почти в 50% случаев география преподается учителями, не имеющими специального географического образования. Осложняет условия преподавания предмета и тот факт, что закрепление географии в качестве дополнительного предмета далеко не всегда является стабильным. Кроме того, порой часы, отводимые на преподавание географии, делятся между разными учителями. В создавшейся ситуации, следовательно, возрастают нагрузки на учителя при подготовке к урокам, что естественно затрудняет возможности творческой разработки их, учета особенностей работы именно в условиях малых классов. Существующие методические рекомендации ориентированы в основном на
учителя-специалиста, работающего в больших классах. Удаленность школ от
методических центров, что характерно для малокомплектных сельских школ,
затрудняет возможности в получении систематической методической помощи.
Наблюдения уроков в сельской школе свидетельствуют, что и учителя в
основном придерживаются традиционной структуры комбинированного урока. Итак же, как и в условиях больших классов, большую часть времени отводят на изучение нового материала и проверку знаний и умений учащихся. Самостоятельная работа учащихся на этапе изучения нового практически не организуется. Далеко не на каждом уроке ведется работа с картой. Практически на каждом уроке представлен и этап проверки знаний и умений учащихся. Время, отводимое на опрос, колеблется от 8 до 30 мин, т. е.столько же или порой больше, чем отводится на опрос в городских школах со значительно большим числом учащихся в классе.
Основным видом опроса является индивидуальный ответ у доски. Чаще всего учащимся предлагается пересказать разделы текста учебника. При этом познавательная деятельность остальных учащихся класса не мобилизуется.
В опросе, как показывают наблюдения уроков, реализуется в основном контролирующая функция и недостаточно обращается внимание на обучающую функцию этого этапа урока. При ответе учащиеся отвечают, как бы не слыша вопрос учителя, пересказывая подряд текст всего параграфа учебника, без отбора и группировки необходимого материала, требуемого для ответа на вопрос. Например, при задании учителя в 8-м классе рассказать о геологической карте, ученик фактически отвечал на вопрос о том, что такое
географическая карта. Учитель же не указал на недостаточность ответа.
Несмотря на то, что практикуется индивидуальный опрос у доски, учителя редко требуют развернутой речи, и ответ ученика часто ограничивается двумя-тремя предложениями с последующими односложными ответами на наводящие вопросы. Хотя в условиях малых классов нет проблем накопляемости оценок, учителя стремятся опросить не менее 3—4 учащихся на уроке. Так, изучение журналов показывает, что в третьей четверти ученики имеют по географии от 11 до 17оценок. Порой встречаются даже случаи организации уплотненного опроса, целесообразного в условиях больших классов и совершенно не нужного в
условиях малокомплектной школы.
Таким образом, практика организации опроса в малокомплектной сельской школе свидетельствует о том, что имеющиеся в данном случае преимущества малокомплектной школы не реализуются, а ее сложности усугубляются.
Этапу закрепления и применения знаний на практике, первичного их осмысления, в котором проявляется деятельность учителя по управлению познавательной работой школьников, часто отводится еще меньше времени, чем в городских школах. Почти 30% уроков географии в школах проходит без закрепления. В том случае, если оно и организуется, на него отводится
порядка 4 мин. Во многом такое положение объясняется недостаточностью
учебных материалов для организации деятельности по закреплению и применению знаний, что особенно актуально для учителя-неспециалиста.
Правда, в опыте лучших учителей-специалистов отчетливо видна тенденция
Усиления внимания к закреплению и применению знаний, возрастания
значимости этого этапа в структуре урока. Закреплению и применению знаний они отводят более 20 мин урока.
В этой тенденции просматривается попытка поиска той структуры урока, которая в большей степени отвечает особым условиям малокомплектной сельской школы.
Анализ уроков в малокомплектной сельской школе свидетельствует, что
основным типом связи в учебной деятельности является связь «ученик —
учитель». Межученические связи в учебной деятельности на уроке практически отсутствуют.
О важности развития этого рода связей неоднократно писалось в педагогической литературе. Межученические связи способствуют взаимообогащению опытом и знаниями. Для малокомплектной сельской школы внимание к межученическим связям в учебной деятельности имеет особое значение. В больших классах, даже если такая работа на уроке учителем не организуется, взаимный контроль, обмен информацией всегда имеют место, так как в классе, как правило, имеются два-три и большее число учеников близкого уровня и интересов. В малых классах уменьшается вероятность такого подбора, резче проявляются индивидуальные особенности учащихся. Более того, специфика методики начального обучения в малокомплектных школах, ориентированная на индивидуально обособленные методы и приемы обучения, также сокращает возможности формирования и развития межученических связей в учебной деятельности. Поэтому создание педагогических ситуаций, использование приемов совместной работы следует рассматривать важным резервом совершенствования урока.
Рекомендации учителю по перестройке связей в учебной деятельности приносят явные положительные плоды, активизируют учебную деятельность школьников. Так, например, учителям предлагалось использовать такой прием, как постановка дополнительных вопросов отвечающему учениками класса. При постановке вопросов классу разрешалось пользоваться учебником и картами. В том случае, если отвечающий не мог ответить на вопрос или отвечал на него неверно, правильный ответ должен дать тот, кто его задает. Использование данного приема активизировало учебную деятельность, повышало интерес к изучаемому материалу. Примечательно то, что учащиеся при постановке вопросов чаще спрашивали о причинах явления, взаимосвязи их, чем учитель, который предпочитал вопросы типа «что?», «где?», «когда?», «сколько?».
Таким образом, в малокомплектной школе при изменившихся условиях организации учебно-воспитательного процесса учителя в основном придерживаются системы работы, которая предназначена для больших классов.Это, не давая желаемых результатов, препятствует полноценному использованию учебного времени, не позволяет воспользоваться преимуществами малых классов.
Анализ анкетного опроса учителей, работающих в сельских школах показал, что основная масса учителей единодушно отмечает сложности в работе с малыми классами.
Таблица 2 - Оптимальное количество учеников в классе
До10 учеников | 10-15 учеников | 15-20 учеников | Более 20 учеников | |
1 | + | |||
2 | + | |||
3 | + | |||
4 | + | |||
5 | + | |||
6 | + | |||
7 | + | |||
8 | + | |||
9 | + | |||
10 | + |
Анкетирование выявило, что около 70% учителей предпочитают работать с классом в 15—20 человек, 10% учителей отдают предпочтение классу с более чем 20 учениками. Но никто из опрошенных учителей не назвал оптимальным количество учеников в классе менее 10, что как раз и имеет место в малокомплектных школах.
Это лишний раз подтверждает, что традиционная методика организации и проведения урока не отвечает условиям малокомплектной школы и учитель
неосознанно стремится увязать традиционно используемые формы и методы
работы с оптимальными для них условиями.
Объективным фактором, оказывающим влияние на преподавание географии в сельской школе, является и специфика природного и производственного окружения. Учет этой специфики требует особого подхода к отбору конкретного материала для раскрытия программных знаний, чтобы обеспечить наглядность обучения, связь обучения с жизнью. Решение этой задачи также осложняет работу учителя.
Таким образом, особенности малокомплектной школы, оказывая свое влияние, как на учителя, так и на ученика, требуют перестройки структуры урока, форм и методов учебной работы, особого подхода в решении задачи связи обучения с жизнью. Нуждаются в совершенствовании методические
рекомендации, особенно для учителя-совместителя.
В рекомендациях, разработанных в пособии, даны не только общие указания о целесообразности использования тех или иных методов работы, но и конкретные материалы, учебные задания, позволяющие организовать учебную деятельность учащихся с учетом специфики сельскохозяйственного окружения.
Глава 2. Общая характеристика школьной программы по географии
2.1 Краткая характеристика курса
Школьный курс географии имеет линейно-ступенчатое построение, которое характеризуется постепенным усложнением знаний по годам обучения и отсутствием педагогически неоправданных повторов при изучении разных курсов. Вместе с тем на каждой ступени обучения новый учебный материал возрастающей степени сложности раскрывается на базе уже усвоенных школьниками знаний, что обеспечивает преемственность и посильное для учащихся увеличение трудности при усвоении учебного материала.
В общеобразовательных школах России принята следующая последовательность изучения отдельных курсов географии:
VI класс – Природа и люди (68 часов, 2 урока в неделю);
VII класс – Страны и континенты (68 часов. 2 урока в неделю);
VIII класс – География России (70 часов, 2 урока в неделю);
IX класс - География России (70 часов, 2 урока в неделю);
X-ХI класс – Современный мир (68 часов, 2 урока в неделю)
2.2 «Природа и люди» (6-й класс)
Начальный курс географии направлен на то, чтобы дать учащимся правильно сформировать у учащихся знания о геосферах Земли, основных компонентах ее природного комплекса, дать общие представления о населении нашей планеты; заложить фундамент для изучения предмета в последующих классах на базе опыта творческой деятельности и эмоционально-оценочного отношения к миру, приобретаемого учащимися при освоении курса. Начальный курс имеет весьма сложную структуру. Это объясняется тем, что учащиеся VI класса должны приобрести, с одной стороны, первоначальные знания об особенностях функционирования природы, а с другой - знания о видах хозяйственной деятельности человека. Иными словами, в курсе представлены вопросы физической и экономической географии. Поэтому в результате изучения географии в VI классе у школьников формируются разнообразные знания и умения. Рассмотрим содержание каждого раздела. Представление о предмете географической науки, ее содержании и месте в системе других наук ученики получают во введении.
На первых уроках географии школьникам дается определение географии как науки о природе, населении и хозяйстве отдельных стран, регионов, Земли в целом, характеризуются этапы развития географии на протяжении нескольких веков, раскрывается значение этой науки в современных условиях. Развитие географии, равно как и ее полноценное изучение невозможно без карты. Именно поэтому следующая крупная тема «Карта - второй язык географии» содержит материал о географической карте, о видах карт, их отличии по масштабу, содержании, площади отображаемой территории, назначении, а также о роли карт в жизни и хозяйственной деятельности людей.
Тема «Литосфера и рельеф» знакомит учащихся с внутренним строением Земли и с породами, слагающими земную кору, горами и равнинами и их изменениями под действием внутренних и внешних процессов, вулканизмом и землетрясениями.
Тема «Гидросфера» содержит разделы о мировом круговороте воды, Мировом океане, рельефе его дна, свойствах океанической воды и законах ее движения, о растительном и животном мире океана. При изучении этой темы необходимо формирование у учащихся общих понятий о состоянии водной среды. Особое внимание обратить на практическое использование энергии приливов.
Тема «Атмосфера» построена таким образом, чтобы получив общие понятия о строении всей толщи атмосферы, учащиеся систематизировали и укрепили свои представления о погоде: свойствах воздуха при различной температуре, атмосферном давлении, относительной и абсолютной влажности и атмосферных осадках, воздушных массах и ветрах, тепловых поясах, временах года, о климате и погоде.
В теме «Биосфера» учащимся впервые предлагается тезис о неразрывности и взаимообусловленности в развитии и строении сфер Земли. «Географическая оболочка»-колыбель жизни и наш дом. При изучении этой темы даются общие характеристики основных закономерностей развития географической оболочки: широтная зональность и высотная поясность, территориальные комплексы, ее изменения под действием деятельности человека.
В теме «Население земного шара», где учащимся сообщают основные сведения о численности и формах поселения населения Земли, расах, народах и государствах на современной политической карте мира.
В ходе изучения этого курса школьники приобретают первые знания о различных отраслях производства; промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, непроизводственной сфере, типах стран в зависимости от уровня
развития хозяйства. Логическим продолжением этого материала является тема об изменении окружающей природной среды под влиянием хозяйственной деятельности человека. Заключительной темой начального курса географии является «Изменение природы в результате хозяйственной деятельности населения». Логическим продолжением начального курса географии являются региональные общегеографические курсы на краеведческой основе.
2.3 «Страны и континенты» (7-й класс)
Основная цель курса - сформировать у учащихся систему единичных понятий о физико - географических особенностях материков и океанов и на этой основе уже сформировать представления об общих географических закономерностях развития природы Земли, взаимодействия человека и природы, о населении, политической карте мира. Определенная база для этого объединения была создана в начальном курсе, где приобретались знания об оболочках Земли, об отраслевом составе хозяйства и механизмах взаимосвязи в системе "общество - человек - природа". При изучении географии в VII классах школьники получают знания, позволяющие:
- давать комплексную характеристику изучаемой территории;
- находить причины возникновения проблем между хозяйственной
деятельностью и природой;
- предлагать пути решения этих проблем.
Содержание курса основано на принципе "от общего к конкретному". Поэтому вначале рассматриваются вопросы, касающиеся политических, социальных, географических и экономических аспектов населения, природы и хозяйства Земли. После этого на интегрированном уровне изучается региональный обзор. Данными особенностями обусловлена структура курса, который состоит из двух частей: общий географический обзор земного шара и региональный обзор земного шара.
В курсе " Страны и континенты " значительно расширен (по сравнению с предыдущим курсом) круг землеведческих понятий. Их изучение осуществляется по следующим направлениям:
- знания школьников о компонентах природы, приобретенные в VI классе,
дополняются новыми, более сложными (причинно-следственные связи,
закономерности и гипотезы);
- расширяются знания о возможностях использования в хозяйственной
деятельности природных ресурсов, которые относятся к изучаемым компонентам природы.
Например, при изучении в VII классе минерально-сырьевых ресурсов школьники уточняют сведения о закономерностях размещения полезных ископаемых, их влиянии на размещение отраслей хозяйства, проблемах их использования.
Таким образом, знания о рельефе расширяются, формируется умение применять их в новой учебной ситуации, а, следовательно, ученики самостоятельно могут их использовать при изучении регионального обзора.
Одновременно с формированием землеведческих понятий происходит уточнение, закрепление, детализация и на этой основе развитие экономико-географических знаний. Если в VI классе учащиеся знакомились с хозяйством, его отраслевым составом, факторами размещения в основном на уровне представлений, то при изучении курса " Страны и континенты "
начинается выведение этих знаний на теоретический уровень.
По своей структуре этот курс состоит из двух частей:
1 .Общий географический обзор земного шара.
2.Региональный обзор земного шара.
Общий географический обзор земного шара включает в себя следующие основные темы: «Исследования материков и океанов», «Политическая карта мира», «Современное население мира и география культуры», «Общие закономерности природы Земли», «Природные ресурсы мира и мировое хозяйство» Эти темы обеспечивают определенную преемственность с предыдущим курсом, подготавливают учащихся к восприятию материала об отдельных материках, их регионах и отдельных странах. Неплохой идеей, по мнению специалистов, является тема об исследованиях материков и океанов. Сведения о путешествиях, кругосветных плаваниях, экспедициях неизбежно вызывают большой интерес у учащихся.
Региональный обзор земного шара состоит из двух разделов:
1.Южные материки и страны Австралии, Африки и Южной Америки;
2.Северные материки и страны Северной Америки и Евразии.
Вначале дается их сравнительная характеристика, раскрываются черты их сходства и различия, описывается природная зональность (Тема «Общий обзор южных материков»). Исходя из логики построения всех курсов географии, обзор отдельных материков начинается не с Африки, как это было ранее, а с Антарктиды - наиболее отдаленного от нас материка, единственного континента без постоянного населения. Затем изучаются Австралия и Океания, Африка и Южная Америка.
В программе подчеркиваются специфические особенности каждого материка: например, Австралия - материк пустынь, Африка самый жаркий материк, Южная Америка - самый влажный континент.
Затем характеризуются во взаимосвязи природные условия и ресурсы, хозяйственная деятельность человека. В Африке выделены следующие регионы: Северная Африка, Западная и Экваториальная Африка, Восточная Африка и Южная Африка; в Южной Америке - Горный Запад и Равнинный Восток. Рассмотрение отдельных государств ограничивается изучением Египта и Южно-Африканской Республики в Африке, Бразилии, Чили и Аргентины в Южной Америке.
Наблюдается особенность изложения материала по Евразии то, что его большая часть изложена в разделах, посвященным отдельным регионам и странам. При этом сохраняется следующий принцип последовательности рассмотрения материала - от наиболее отдаленных регионов к более близким. При изучении Евразии детально характеризуется значительное количество стран, особенно европейских: Польша, Германия, Италия, Франция, Великобритания, Украина, Россия, Китай и др.
В Азии выделены следующие регионы: Восточная и Центральная Азия, Южная и Юго-Восточная Азия, Юго-Западная Азия, Кавказ, Казахстан и Средняя Азия.
2.4 «География России» (8- 9-й класс)
Основные цели и задачи курса:
– сформировать целостный географический образ своей Родины;
– дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
– сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
– сформировать необходимые географические умения и навыки;
– воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;
– воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Появление нового интеграционного подхода к изучению России, когда должны одновременно изучаться природа и хозяйство, обусловлено рядом важных причин. Важнейшей причиной проявления нового подхода является интеграция физической и экономической географии в единую науку- географию. География изучает природные условия географических пространств и возможности их хозяйственного использования. Объясняется это тем, что в настоящее время на значительных территориях Земли существуют определенные системы природно-антропогенного характера, и давно уже нет чисто природных систем. В составе этих систем очень много природно-технических систем, развивающихся под интенсивным воздействием человека. В связи с этим главным принципом конструирования содержания курса «География России» является комплексность.
Реализация принципов комплексности и гуманистической направленности курса позволяет усилить экологическую сторону географических знаний. Создается возможность выявления причин возникновения экологических проблем и путей их решения.
В практической работе интеграционный подход пока реализовать не удается.
Материал разделен на две части:
1) Природа России-8 класс
2) Население и хозяйство России-9класс
Природа России подразделяется на 3 раздела: Общая физическая география России (32 часа), Крупные природные районы России (33 часа), Природа и человек (2часа). Население и хозяйство России включает в себя: Общий обзор России (7часов), Экономические районы России ( 12 часов), Страны ближнего зарубежья ( 4 часа). Таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
2.5 «Современный мир» (10-11-й класс)
Место курса географии X- ХI класса в системе географического
Образования школьников обусловлено тем, что он играет обобщающую роль, поскольку в X классе заканчивается изучение данного предмета в средней школе. Поэтому полученные учащимися знания и умения должны быть систематизированы, чтобы стать прочной мировоззренческой базой гражданина.
Содержание курса " Современный мир " отобрано в соответствии с программными целями: интеграция и обобщение географических знаний, которые имеют социально-экологическую направленность. В связи с этим основу содержания составляют крупные теоретические блоки. Их целью является раскрытие природных и социальных законов функционирования системы "общество - человек - природа". К построению содержания рассматриваемого курса редъявляются следующие требования:
- изучаемые на уроках вопросы должны носить теоретический характер, так
как этого требует уровень обобщения, присущий данному курсу;
- в содержании должна быть заложена возможность самостоятельной работы над заданиями частично-поискового и творческого характера, поскольку психические процессы, характерные для учащихся данной возрастной группы, служат для этого успешной предпосылкой;
- в качестве источников знаний учитель должен широко использовать данные научных и научно-популярных изданий.
При условии, что на протяжении предыдущих лет учителем осуществлялась
целенаправленная и кропотливая работа по формированию у учащихся стойких познавательных интересов, методы и формы обучения, используемые в данном курсе, должны стимулировать самостоятельную познавательную активность школьников. К ним в первую очередь относятся лекции и семинары, деловые игры, дискуссии, творческие проекты и т.п. Большую роль в повышении эффективности обучения могут сыграть практические методы.
Структурно курс " Современный мир " представляет собой своего рода квинтэссенцию предыдущих систематических курсов. Например, вопросы географии населения уже рассматривались на ранних этапах обучения.
При работе над демографическими проблемами школьники на теоретическом уровне изучают половозрастную структуру населения и факторы, определяющие изменения, происходящие в ней; само понятие "население" формируется у них в связи с изучением экономических, политических и этнических процессов. Следовательно, эти знания составляют часть образовательной области современного человека. Кроме того, на уроках географии ученики анализируют причины возникновения различного рода демографических проблем, моделируют возможные политические, социальные, экологические и экономические последствия и предлагают пути решения этих проблем. Знакомясь с географией населения, школьники учатся оперировать категориями "причина и следствие", "количество и качество". Происходит формирование научного мировоззрения на базе обобщения и систематизации полученных знаний и сформированных умений.
2.6 «Плюсы» и «минусы» действующих программ по географии
Наряду с некоторыми новаторскими подходами и ценными нововведениями, действующие программы по географии не лишены серьезных недостатков. Прежде всего, представляется сомнительной подобная структура и логика изучения курсов географии, где все «все сбито в кучу» и четко не дифференцировано. Программы по географии предполагают академический стиль обучения, то есть преподнесение знаний в «готовом виде», делают упор на объяснительно-иллюстративный метод обучения, уделяют чрезвычайно мало внимания развивающей стороне обучения, слабо ориентируют педагогов на необходимость самостоятельной, творческой деятельности учащихся по исследованию и охране природы родного края.
Особую тревогу вызывает отсутствие у авторов большинства школьных программ заметного интереса к формированию у школьников системы общеучебных и специфических умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие у учащихся географического мышления. Круг формируемых в ходе обучения географии умений и навыков является чрезвычайно узким. Обращает внимание и то, что в действующих программах четко не дифференцированы умения «показать», «наблюдать», «анализировать» и т.д. Отсутствуют также логика и преемственность в развитии географических умений и навыков при переходе школьников от одной возрастной ступени к другой. Из курсов географии практически полностью устранены всякая проблемность и занимательность. Перечень формируемых умений и навыков составлен скорее на основании авторской интуиции, нежели на основе достижений современной психолого-педагогической науки и достижений научной географии. В логике их формирования не прослеживаются развитие, преемственность, взаимообусловленность и связь с практикой решения реальных геоэкологических проблем. Более того, круг умений чрезвычайно узок и ограничивается такими требованиями, как «описать», «охарактеризовать», «объяснить», «сравнить», «ориентироваться», «отразить», «выяснить» и т.п.
Среди перечня формируемых в обучении географии умений нет требований «соблюдать правила поведения в природе», «воспринимать окружающую среду в ее духовно-нравственных и рационально практических аспектах», «оценивать природу как универсальную ценность» и т.п.Обращает внимание отсутствие заметного интереса авторов программ к практическим и исследовательским видам деятельности школьников в непосредственной природной среде, а также к формируемым в процессе обучения географии общеучебным и специальным умениям и навыкам детерминирующим становление и развитие у школьников ответственного отношения к окружающей природной среде. Содержание школьной географии ориентировано на передачу знаний в готовом виде и предполагает крайне незначительный удельный вес самостоятельных и практических работ, исследовательской деятельности учащихся на местности. В целом же современный курс школьной географии представляет собой, по сути, предмет скорее о том, как рационально использовать разнообразные природные ресурсы, нежели о том, как строить личное поведение и деятельность в природе с учетом ее ограниченных ресурсов. Педагогический анализ действующих программ и. учебников приводит к выводам о необходимости разработки новой философии географического образования, поиска новых подходов в конструировании и осуществлении процесса формирования у школьников основ географического мышления, внедрения в широкое общественное сознание и реальную педагогическую практику новой парадигмы обучения географии в современной общеобразовательной школе.
География для школьников является интересной, занимательной наукой и ее преподавание занимает важное место в школьном обучении. Это говорит о том, что учителю на уроке географии необходимо использовать не одно средство обучения, а целый комплекс средств. Однако большинство все же предпочитают объяснительный характер проведения урока.
Глава 3. Дифференцированный и индивидуальный подход на уроках географии
Дифференцированный и индивидуальный подход является одной из традиционных проблем в педагогике и методике обучения географии. Социальная значимость проблемы дифференцированного подхода усиливается в период гуманизации школьного образования. Процесс обучения, воспитания и развития учащихся строится с позиции деятельностного подхода, следствием которого является дифференцированный и индивидуальный подход. Это связано с тем, что дифференцированный подход позволяет осуществлять реализацию задач общеобразовательного процесса в современной школе, а в частности создание условий для развития личности учащихся, обеспечение адаптации к новым социально-экономическим условиям, так как предполагает более полный учет индивидуальных особенностей через вариативную организацию учебного процесса.
Дифференцированный подход включает весьма широкий круг педагогических действий. Изучение психолого-педагогической литературы позволило принять в качестве рабочего определение, которое рассматривает дифференцированный и индивидуальный подход как систему мер (совокупность приемов и форм педагогического воздействия) по изучению, учету и развитию типологических индивидуальных особенностей различных групп школьников, работающих по единой учебной программе. Сущность дифференцированного и индивидуального подхода заключается:
a) в обеспечении достижений обязательных результатов обучения каждым учеником в соответствии с его реальными учебными возможностями;
b) в обеспечении развития познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного и художественного потенциала личности;
c) обеспечении обучения в соответствии с реальными учебными возможностями учащихся и ориентацией на «зону ближайшего развития».
Для изучения индивидуальных особенностей учащихся и в качестве критериев дифференциации применяются реальные учебные возможности, определяемые несколькими особенностями школьников (обучаемость, обученность и познавательный интерес к географии), характеризующие ученика как целостную личность. Каждое из выбранных свойств ученика в значительной степени определяет успешность обучения.
Доминирующим должен быть уровень обученности, поскольку от него в значительной степени зависит обучаемость и степень сформированности познавательного интереса. Такой подход к изучению типичных индивидуальных различий наиболее соответствует современным психолого-педагогическим взглядам и задачам школы.
Изучение типологических особенностей учащихся включает выявление показателей их определения, на основании которых строятся диагностические материалы.
Эффективным способом диагностики обученности являются диагностические проверочные работы, обучаемости - ШТУР (школьный тест умственного развития), который чаще всего используется психологами на практике. Для определения уровня познавательного интереса к предмету эффективным способом диагностики является анкетирование.
Ведущим условием осуществления дифференцированного подхода к учащимся на уроках кроме изучения типологических особенностей являются также выделение временных типологических групп. На основании анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие группы учащихся:
I. группа с высоким уровнем обученности, которая включает две подгруппы:
a. с устойчивым интересом к географии;
b. с устойчивым интересом к другим предметам.
II. группа со средним уровнем обученности, которая также включает две подгруппы:
a. с устойчивым интересом к географии;
b. с устойчивым интересом к другим предметам.
III. группа с низким уровнем обученности и неустойчивым интересом к географии и другим предметам.
Кроме того, дифференцированный и индивидуальный подход включает организацию учебной деятельности типологических групп школьников с помощью специально разработанных средств обучения географии и приемов дифференциации деятельности.
В практике обучения наиболее распространены различные способы дифференциации самостоятельной работы учащихся.
Одним из условий организации дифференцированной самостоятельной работы является применение дифференцированных заданий, которые различаются по сложности, по познавательным интересам, по характеру помощи со стороны учителя.
На основе учета типов дифференцированных заданий и показателей обученности составлена система дифференцированных заданий (табл. 1).
Таблица 1
Виды заданий | Группа учащихся в зависимости от уровня обучаемости | ||
| С высоким уровнем | Со средним уровнем | С низким уровнем |
По сложности | III уровень Проблемные задания | II уровень Репродуктивные задания | I уровень Выполнение заданий на воспроизведение |
По интересам | С устойчивым интересом - задания практического и теоретического характера. С устойчивым интересом к другим предметам - задания межпредметного характера | Добровольные | |
По характеру помощи | Задания выполняются без помощи учителя | Получают краткую инструкцию | Получают подробный план-памятку |
Использование дифференцированных заданий в различных звеньях обучения позволяет решать следующие задачи:
1) обеспечить возможность их углубления, систематизации и обобщения географических знаний и умений;
2) симулировать развитие познавательной самостоятельности школьников;
3)содействовать выравниванию знаний и умений учащихся.
Дифференцированные задания например по курсу «Экономическая и социальная география мира» целесообразно использовать при изучении нового материала, при проверке знаний учащихся, при закреплении знаний, при подготовке домашнего задания.
Самостоятельная учебная работа в школе и дома - это два взаимосвязанных этапа, которые дополняют друг друга. При составлении домашних заданий так же необходимо осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход, планировать задания различной степени трудности и различного объема с учетом реальных возможностей и интересов учащихся.
Для облегчения работы учителя и учащихся, рекомендуется составить сборник дифференцированных заданий, в котором вопросы и задания должны быть сгруппированы по отдельным разделам, в каждом из которых представлены задания базового и продвинутого уровня. В базовый уровень входят задания для учащихся со средним и низким уровнем обученности, в продвинутый, соответственно, - задания для сильных учеников. В базовом уровне задания для групп учеников с разным уровнем обученности рекомендую показывать различным шрифтом: для слабых - курсивом, для средних - обычным. Задания для учащихся с разным уровнем устойчивости познавательного интереса показывать различными значками. Например следующие обозначения: значком « » обозначала задания для учащихся с устойчивым интересом к географии, значком « » обозначала задания для учащихся с устойчивым интересом к другим предметам и значком « » -задания для учащихся с неустойчивым интересом к географии и другим предметам.
Приведем примеры дифференцированных заданий при изучении темы «Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы» с учетом уровня обученности и устойчивости познавательного интереса к географии.
Базовый уровень.
Заполните таблицу, характеризующую обеспеченность стран Зарубежной Европы минеральными ресурсами по следующей форме:
Нефть и природный газ | Каменный уголь | Бурый уголь | Железная руда | Руды цветных металлов | Горно-химическое сырье |
|
|
|
|
|
|
Внесите в таблицу названия только тех стран, которые обладают большими запасами перечисленных минеральных ресурсов. Сделайте вывод.
Используя карты атласа, определите, из каких регионов мира зарубежная Европа получает готовые виды сырья. Объясните, почему при относительной бедности природными ресурсами страны зарубежной Европы достигли высокого уровня развития промышленности.
Продвинутый.уровень.
Используя типовой план (учебник В.П. Максаковского) дайте характеристику природных предпосылок для развития промышленности региона.
Для осуществления дифференцированного подхода составляется также технологическая карта уроков, содержащая дифференцированные задания и система уроков с применением сборника дифференцированных заданий.
Глава 4. Проблемы сельской школы
Малочисленность - специфическая особенность сельской школы на протяжении всего ХХ века. Этот феномен помимо исторических причин обусловлен и расположенностью деревень на значительном расстоянии друг от друга, и непрекращающейся миграцией молодежи в крупные города. Ситуация обрела характер сложнейшей социальной педагогической проблемы, к тому же трудно решаемой в нынешних экономических условиях.
И без того непростые условия жизни сельских учителей год от года усугубляются все той же проблемой: некого учить. Неполная учебная нагрузка вынуждает их совмещать преподавание 2-3-х предметов. А это увеличивает время на подготовку к урокам (без параллельных классов их ежедневно может быть 5-6), что, конечно же, снижает качество учебно-воспитательной работы. Малочисленность школ чревата и тем, что ограничивает возможности общения детей, коллективных форм работы, взаимовлияния учащихся разных возрастных групп друг на друга.
В последние годы проблемы нарастают как снежный ком: отсутствие в штатном расписании должностей, необходимых для организации учебно-воспитательного процесса; нехватка учителей-географов, ограниченность и однообразие общения естественной речевой среды, в которой находится сельский ученик; невысокий уровень развития окружающих…
Но вот социально-педагогический парадокс! Исследования показывают, что малые классы обладают и неоспоримыми преимуществами во влиянии на учащихся, на их географическое образование (да и не только географическое):
- они выигрывают в создании атмосферы душевного комфорта для детей, их спокойствия и безопасности;
- влияние учителя распространяется абсолютно на каждого и, значит,
достигает поставленной цели, а потому и эффективно;
- знание условий жизни семей учащихся, их родителей, помогают учителям при обучении и воспитании;
- эти классы располагают благоприятными условиями - в них есть уникальная возможность научить каждого ребенка работе с различными источниками географической информации;
Однако эти преимущества становятся действенным фактором лишь при хорошей организации учебно-воспитательного процесса.
Суть ее - в следующем: учет развития детей; психологическая готовность учителя к одновременному проведению занятий по смежным предметам с учащимися сразу 2-3 классов; педагогически целесообразная организация уроков и владение методикой работы с малым числом учащихся с разноуровневой подготовленностью и различными способностями.
Заключение
Курс школьной географии содержит в себе знания наук о Земле, населении и хозяйстве, которые обусловлены потребностями общества в освоении окружающей природной среды. Накопление и развитие этих знаний определялось насущной необходимостью всестороннего познания окружающей природной и экономической обстановки для решения задач освоения природных богатств, многообразного использования природных условий и ресурсов, природопользования. Угроза экологических бедствий, особенно отчетливо проявившаяся в последние годы, потребовала принципиального пересмотра стратегии и тактики природопользования, всей системы взаимоотношения природы и общества. В осознании принципов рационального природопользования, формировании экологически грамотного отношения к природе географические знания занимают одно из важнейших мест. Они позволяют увидеть и понять целостность и единство природных систем, взаимосвязи процессов и явлений, происходящих в природе, и их связь с хозяйственной деятельностью человека. Географические знания позволяют осознать природопользование как целостный процесс использования природных ресурсов и условий регионов в неразрывном единстве с обеспечением мер охраны природы, сохранения и повышения продуктивности природно-территориальных комплексов. Например, знания об особенностях движения водных и воздушных масс позволяют понять процессы распространения загрязняющих веществ в природе и пути предотвращения многих нежелательных последствий. Знания о происхождении почв и почвообразовательных процессах позволяют найти наиболее верные пути землепользования, обеспечивающие сохранение почвенного плодородия. Знания о темпах возобновления природных ресурсов позволяют так организовать их использование, чтобы исключить их
истощение.
Список литературы:
1. Алексеев, А. И. География. Природа и люди. 6 класс. Учебник / А. И. Алексеев , В. В.Николина , С.И.Болысов , Г.Ю.Кузнецова , Е.К.Липкина.-М.: Учебник. Просвещение, 2010.-192 с.
2. Баринова, И.И. Современный урок географии. Ч.2: Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения / И.И. Баринова. - М.: Школа - Пресс, 2001. -80с.
3. Болысов, С. И. География. Россия. 9 класс. Учебник / С. И. Болысов, В. В. Николина , Г. Ю. Кузнецова , В. И. Липкина, В. И. Кравцова , А. И. Алексеев. –М.: Просвещение, 2011.-240с.
4. Герасимова, Т.П. Методисеское пособие по физической географии(VI класс) / Т.П. Герасимова, О.В. Крылова.- М.:Просвещение,1991.-45с.
5. Гладкий, Ю. Н. География. Современный мир. 10-11 классы. Учебник / Ю. Н.Гладкий, В. В. Николина.- М.: Просвещение, 2011.- 272с.
6. Горбылева,А.Я.Трудности учителей и учащихся сельских малокомплектных школ/ А.Я. Горбылева. -М.: Методист,2003-.33с.
7. Душина, И.В. Методика преподавания географии / И.В. Душина. - М.: Просвещение,1996.-35-54с.
8. Ерошкина, А.С. Уроки географии в VIII классе / А.С. Ерошкина.-М.:Просвещение,1993г-.64с.
9. Жучкевич, В.А. Наглядность в преподавании географии: Кн. Для учителя: Из опыта работы / В.А. Жучкевич. - М.: Просвещение, 1989. -96 с.
10. Жучкевич, В.А. О методах преподавания географии в школе/ В.А. Жучкевич.- Минск.: «Народная света», 1967-.23с.
11. Коринская, В.А. Методическое пособие по географии материков/ В.А. Коринская.- М.:Просвещение,1980.- 86с.
12. Каропа, Г.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся сельских школ (на материале предметов естественнонаучного цикла) Кн. для учителя / Г.Н. Каропа. - Мн.: Университетское, 1993.- 120 с.
13. Максаковский В.П. О новой концепции школьного географического образования.География в школе/ В.П. Максаковский.- М.: Просвещение ,1989.- 56-57с.
14. Максаковский, В.П. Экономическая и социальная география мира Учебник для 10 класса / В.П. Максаковский.. - М.: Просвещение, 2003.-75с.
15. Мешечко, Е.Н.Методика обучения географии в средней школе. Учеб. пособие для студентов пед. Институтов по геогр / Е.Н. Мешечко, В.С. Аношко, М.С. Войтович и др- М.: Просвещение, 1983. -220с.
16. Махова, И.П. Дифференцированные задания по курсу «Экономическая и социальная география мира» География в школе/ И.П. Махова. - М.: Просвещение,1998.-70с.
17. Нечепуренко, Г.Я. Дифференцированный подход к учащимся в обучении экономической и социальной географии мира/ Г.Я. Нечепуренко. - М.:Просвещение,1986.-13-15с.
18. Осмоловская, И.М. Организация дифференцированного обучения в современной школе/ И.М Осмоловская. - М.: Воронеж, 1998-.57с.
19. Панчешкова, Л.М. Методика обучения географии в средней школе/ Л.М. Панчешкова.- М.: Просвещение,1987.-34-35с.
20. Раковской, Э.М. География. Природа России. 8 класс: поурочные планы по учебнику. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Э.М. Раковской. -М.: Просвещение, 2004. -33с.
21. Финаров, Д.П. Методика обучения географии в школе:учеб.пособие для студентов вузов/Д.П.Финаров.-М.:АСТ:Астрель,Хранитель,2007.-373с.
22. Шкарбан, Н.Б. Преподавание географии в малокомплектной сельской школе. Кн. Для учителя: Из опыта работы / Н.Б. Шкарбан.. - М.: Просвещение, 1991.- 85с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе
Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе- Проблема преподавания- Средства решения проблемы- Опыт осуществляемой деятельности...
Проект урока географии в малокомплектной школе. География 8 и 9 класс. Природа регионов России. Особенности населения и хозяйства Архангельской области.
Тема урока географии в 8 классе "Природа регионов России". 9 класс- "Особенности населения и хозяйства Архангельской области....
Иванов В.В. Способы эффективного преподавания в сельской малокомплектной школе.
В статье представлены способы эффективного преподавания в сельской малокомплектной школе....
Преподавание биологии в малокомплектных школах
Преподавание биологии в малокомплектных школах...
Самообразовательная тема "Использование здоровьесберегающих технологий при преподавании географии в современной школе"
Улучшение качества учебы и здоровья учеников...
Методика преподавания географии в коррекционной школе
Анализ опыта работы обучающихся с ОВЗ....