Преподавание биологии в малокомплектных школах
методическая разработка по биологии на тему
Преподавание биологии в малокомплектных школах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prepodavanie_biologii_v_malokomplektnyh_selskih_shkolah.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподавание биологии в малокомплектных сельских школах
Махмутова Галия Кяшафовна
В настоящее время одной из ведущих тенденций развития естественнонаучного образования является идея его гуманизации, которая предполагает необходимость создания в обучении условий для его самоопределения и самореализации как личности.
Особое место в системе образования имеет вопрос об организации уроков в малокомплектной сельской школе. Малая наполняемость классов, свойственная большинству современных сельских школ, предъявляет особые требования к построению учебного процесса. В малочисленных классах сильно выражается дифференциация учащихся, что приводит к снижению планки требований к знаниям и умениям учащихся. К тому же, совмещенные уроки в малочисленных классах порождают свои педагогические проблемы.
Размышляя над вопросами обучения биологии в сдвоенном классе, я пришла к выводу, что более полезным и приемлемым будет опыт модульного обучения (технологии полного усвоения знаний). Она актуальна и важна тем, предполагая общую установку на то, что все ученики способны полностью усвоить необходимый учебный материал; а задача учителя организовать учебный процесс так, чтобы дать ему такую возможность. Данная технология позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика на сдвоенном уроке. Такой подход подразумевает усвоение знаний в ходе самостоятельной активной познавательной деятельности каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей.
Исходя из собственного опыта работы по использованию модульной технологии, в процессе обучения стараюсь соблюдать следующие правила:
- Определять цель урока для учащегося;
- Тщательно отбирать учебный материал и приемы работы на уроке;
- Распределять этапы урока;
- Распечатывать модульный урок для каждого ученика;
- Заранее указывать список дополнительных источников знаний.
Результаты наблюдений показали, что на уроках активнее работают все учащиеся: и «слабые», и «сильные». Для слабоуспевающих ребят появляется возможность продвинуться вперед в получении новых знаний. Для «сильных» - возможность расширить свои знания, используя дополнительную литературу по предмету. Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют ребятам максимально реализовать себя на уроке.
Анализируя применение модульной технологии на уроке, могу отметить следующие результаты:
- Развитие познавательной активности на уроке в ходе самостоятельного изучения учеником новой темы;
- Освоение индивидуального темпа работы;
- Повышение самоорганизации учащихся и эффективности учебного процесса;
- Освобождение времени для работы с теми учащимися, которым нужна помощь.
Мы воспитываем вовсе не примером, как принято считать, а отношением, собеседничеством, сотрудничеством. «...Привлекает и основная идея технологии сотрудничества - создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают материалом, другим требуется не только значительно больше времени для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения...»
Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то создается ситуация, в которой каждый ученик отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет ученика равнодушным), но что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются спросить у сильных все не понятые ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабые ученики, досконально разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются проблемы. Развиваются личностные, волевые качества учеников, ответственность. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.
При обучении в сотрудничестве учитываю основные элементы:
1. В группе обязательно должен быть один сильный и один слабый;
2. Группы не должны быть постоянными;
Для себя определяю следующую цель: обеспечить каждому ученикуусловия для максимального развития его индивидуальных способностей,склонностей. На стенде помещается памятка работы в сотрудничестве:
- В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все участники.
- Каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали, не
перебивая. - Следует говорить так, чтобы тебя понимали, высказываться
непосредственно по теме, избегая лишней информации. - Критикуются идеи, а не личности.
- Цель совместной деятельности заключается не в победе какой - либо
одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав
разные мнения по проблеме. - Рефлексия прошедшего занятия, осмысление своих собственных
действий.
На уроке использую некоторые варианты обучения в сотрудничестве (“обучение в команде”, “учимся вместе”).
Всегда стоит помнить народную мудрость: «Учитель, подготовь учеников, чтобы было у кого потом учиться».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Преподавание биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения"
статья "Преподавание биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения"...
Проблемы политехнической направленности обучения при преподавании Биологии в общеобразовательной школе.
Проблемы политехнической направленности обучения при преподавании Биологии в общеобразовательной школе....
Преподавание географии в малокомплектной школе
Целью курсовой работы является подробное рассмотрение и анализ состо...
"История преподавания биологии в русской школе: прошлое, настоящее и будущее".
Выпускная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки учителей биологии. Содержит материал об истории преподавания биологии в русской школе, раскрывает проблемы современного преподавания б...
Иванов В.В. Способы эффективного преподавания в сельской малокомплектной школе.
В статье представлены способы эффективного преподавания в сельской малокомплектной школе....
Особенности преподавания биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...
Особенности преподавания биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Особенности преподавания биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения....