рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) по теме
программа предназначена для изучения начального курса географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_geo_6_klass_2013-2014.docx | 47.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- примерной программы основного общего образовании по географии «География Земли» (6-7 классы);
- авторской программы по географии 6-10 классы /Под редакцией И.В. Душиной/.-М.: Дрофа, 2006;
- базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
- образовательной программы МБОУ-СОШ с. Новосельское.
Рабочая программа ориентирована на использовании учебника Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии – М.: Дрофа, 2007
Цели:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи, решаемые в начальном курсе физической географии:
-показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
-приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
-познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
-научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;
-а самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся
комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества по средством знакомства с особенностями жизни и хозяйства,
целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Начальный курс географии служит основой для формирования географических знаний, умений и навыков.
Контроль знаний, умений, навыков осуществляется следующим образом:
Оценочные практические работы:
1.Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдению над погодой, фенологическими явлениями; измерению высоты Солнца над горизонтом, ориентированию по Солнцу.
2.Топографический диктант.
3.Ориентирование на местности.
4.Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.
5. Определение направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе на своей местности).
6.Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.
7.Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, водохранилища (по выбору).
Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.
Для реализации данной учебной программы используются следующие методы и формы поставленных задач: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые.
В учебном плане МБОУ-СОШ с. Новосельское в 2013-2014 уч. году на изучение географии в 6 классе предусмотрено 35 часов.
Практических работ – 7.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов | Практические работы |
1. | Введение | 2 | 1 |
2. | Изображение поверхности Земли. | 7 | 4 |
3. | Строение земли. Земные оболочки. | 21 | 2 |
4. | Взаимосвязи компонентов природы. | 1 | |
5. | Население Земли. | 2 | |
6. | Влияние природы на жизнь и здоровье человека. | 2 | |
Итого: | 35 | 7 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела и темы урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Использование ИКТ | Дата План | Дата Факт |
1. | Введение. География – как наука. Путешествия и географические открытия. | 2 1 | Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные географические | |||
2. | Земля – планета Солнечной Системы. Пр. р. №1 Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдению за погодой, фенологическими явлениями; измерению высоты солнца над горизонтом, ориентирование по солнцу. | 1 | Вселенная. Галактика. Строение Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты. Астероиды. Спутники планет. | |||
3. | Изображение поверхности Земли. План местности. План местности. Масштаб. Пр. р. №2 Топографический диктант. | 7 3 1 | Виды изображений земной поверхности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Значение. | |||
4. | Стороны горизонта. Ориентирование. Азимут. Пр. р. №3.Ориентирование на местности. | 1 | Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование на местности. | |||
5. | Изображение на плане местности неровностей земной поверхности. Составление простейших планов местности. Пр. р. №3.Ориентирование на местности. | 1 | Изображение земной поверхности на плане. Способы картографического изображения. | |||
6. | Географическая карта. Форма и размер Земли. Географическая карта. Градусная сеть на глобусе и картах | 4 1 | Изображение поверхности Земли на глобусе Географическая карта. Классификация карт. Чтение и использование карт. | |||
7. | Географические координаты. Пр. р. №4 Определение направлений по карте; определение географических координат по глобусу и карте. | 1 | Градусная сеть. Параллели и меридианы. Географические координаты.
| |||
8. | Изображение на физических картах высот и глубин. | 1 | Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Значение планов местности и географических карт. Современные географические карты. | |||
9. | Обобщение по теме «Изображение поверхности Земли». Пр. р. №5 Определение объектов местности по плану, направлений, расстояний между ними. | 1 | Разноуровневый дифференцированный контроль знаний, умений и навыков. | |||
10. | Строение Земли. Земные оболочки. Литосфера. Строение Земли. Горные породы и минералы. | 4 1 | Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной. | |||
11. | Движения земной коры. Землетрясения. Вулканы, горячие источники, гейзеры. | 1 | Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности. | |||
12. | Рельеф суши. Горы. Равнины суши . | 1 | Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. | |||
13. | Рельеф дна Мирового океана. Пр. р. №6Обозначение на конкурной карте объектов рельефа. | 1 | Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. | |||
14. | Гидросфера. Вода на земле. Части Мирового Океана | 8 1 | Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли. Заливы, полуострова, острова. | |||
15. | Свойства вод Мирового океана. Волны в океане | 1 | Соленость, температура. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. | |||
16. | Океанические течения. Изучение и охрана Мирового океана. | 1 | Движение воды в океане. Теплые и холодные течения. Значение течений в формировании климата Земли. | |||
17. | Воды суши. Подземные воды | 1 | Источники пресной воды на Земле. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. | |||
18. | Реки. | 1 | Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. | |||
19. | Озера. | 1 | Виды озер по происхождению. | |||
20. | Ледники. Искусственные водоемы. Загрязнения гидросферы. | 1 | Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Пруды. Водохранилища. Их роль и значение в жизни человека. | |||
21. | Обобщение по теме « Гидросфера». Пр. р.№7 Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору). | 1 | Разноуровневый дифференцированный контроль знаний, умений и навыков. | |||
22. | Атмосфера. Строение, значение, изучение. | 7 | Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. | |||
23. | Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха | 1 | Суточные колебания температуры воздуха. Годовые колебания температуры . Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой | |||
24. | Атмосферное давление. Ветер. | 1 | Зоны высокого и низкого давления в атмосфере Земли. Их роль в формировании климата Земли. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров. | |||
25. | Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки. | 1 | Относительная и абсолютная влажность воздуха. Виды облаков. Перистые, кучевые и слоистые облака. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. | |||
26. | Погода. Климат. | 1 | Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Климат. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. | |||
27. | Распределение света и тепла на Земле. Причины, влияющие на климат. | 1 | Тепловые пояса Земли. Зависимость распределения солнечного тепла и света от угла падения солнечных лучей. | |||
28. | Обобщение по теме «Атмосфера» | 1 | Разноуровневый дифференцированный контроль знаний, умений и навыков. | |||
29. | Биосфера. Разнообразие и распространение организмов на Земле. Природные зоны Земли | 2 1 | Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Биосфера. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. | |||
30. | Организмы в Мировом океане. Воздействие организмов на земные оболочки. Охрана органического мира. | 1 | Планктон, нектон, бентос. Воздействие организмов на оболочки Земли. | |||
31. | Взаимосвязи компонентов природы. Природный комплекс. | 1 1 | Что такое Территориальный Природный Комплекс. Состав и структура ПТК. Виды ПТК. | |||
32. | Население Земли. Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. | 2 1 | Расы: европейская, африканская, азиатско-американская. Особенности внешнего вида. Нация, национальность, этнос. Перепись населения. Численность населения Земли, тенденции и причины ее изменения. | |||
33. | Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы. | 1 | Городски и сельские поселения. Поселки городского типа. Урбанизация. | |||
34. | Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления. | 2 1 | Смерчи, ураганы, торнадо, вулканизм, землетрясения. Сейсмически опасны районы Земли. | |||
35. | Обобщение изученных тем. | 1 | Разноуровневый дифференцированный контроль знаний, умений и навыков |
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Введение
Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования.
Тема 2. План местности
Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.
Тема 3. Географическая карта
Изображения поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.
Тема 4. Литосфера
Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора.
Тема 5. Гидросфера
Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли Тема 6. Атмосфера
Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.
Тема 7. Биосфера
Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания.
Тема 8. Взаимосвязи земных оболочек
Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность – важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.
Тема 9. Население Земли Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы. Тема 10. Влияние природы на жизнь и здоровье людей Влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы. Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране. Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.
Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 класса:
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема ”Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2010.
- В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2010.
- А.В. Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2010.
- Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
- Мультимедийная программа: География 6-10 класс. Начальный курс географии.
Список основной и дополнительной литературы
1.Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 кл. М. Дрофа, 1996
2.Климанов. География в таблицах. 6-10 кл. М. Дрофа, 1997
3.Мирутенко М.В. География. Краткий справочник школьника. 6-10 кл. М. Дрофа, 1997
4.Климанов В.В., Климанова О.А. География в цифрах. 6-10 кл. М. Дрофа, 1999
5.Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. Творческий Центр "Сфера". М. 2003
6.Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 6 класс. "ВАКО", 2004
7.Клюшникова Н.М. Внеклассная работа по географии 6 класс. Корифей. В.2007г.
8.Никитина Н.А.Поурочные разработки по географии 6 класс– «Вако» М. 2004г.
9.Перепечева Н.Н. «Нестандартные уроки географии» 6-7 классы. Волгоград. «Учитель - АСТ»2004г.
10.За страницами учебника географии .-М.: дрофа, 2005
11.Повторение и контроль знаний. География.6-7 класс. Интерактивные дидактические материалы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением./Авт.- сост.И.А.Кугут.-М. Планета ,2011.-128с. - (Качество обучения).
12.Контрольно-измерительные материалы. География. 6кл./ сост. Е.А.Жижина. – М.: ВАКО, 2012
13.Библиотека электронных наглядных пособий. География 6-10 классы. PC CD-ROM
14.Интернет-ресурсы:
- http: //www.gao.spb.ru/russian
- http: //www.fmm.ru
- http: //www.mchs.gov.ru
- http: //www.national-geographic.ru
- http: //www.nature.com
- http: //www.ocean.ru
- http: //www.pogoda.ru
- http: //www.sgm.ru/rus
- http: //www.unknowplanet.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...