рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Пискарева Валентина Анатольевна

программа предназначена для изучения начального курса географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_geo_6_klass_2013-2014.docx47.75 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Рабочая  программа  составлена на основе:

  • федерального  компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • примерной  программы основного общего образовании по географии «География Земли» (6-7 классы);
  • авторской программы по географии 6-10 классы /Под редакцией И.В. Душиной/.-М.: Дрофа, 2006;
  • базисного  учебного  плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного  приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  • федерального  перечня  учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.
  • образовательной программы МБОУ-СОШ с. Новосельское.

Рабочая программа ориентирована на использовании учебника Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии – М.: Дрофа, 2007

Цели:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи, решаемые в начальном курсе физической географии:

-показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

-приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

-познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

-научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;

-а самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся
комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества по средством знакомства с особенностями жизни и хозяйства,
целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Начальный  курс географии служит основой для формирования географических знаний, умений и навыков.

       Контроль знаний, умений, навыков осуществляется следующим образом:

 Оценочные практические работы:

1.Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдению над погодой, фенологическими явлениями; измерению высоты Солнца над горизонтом, ориентированию по Солнцу.

2.Топографический диктант.

3.Ориентирование на местности.

4.Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

5. Определение направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе на своей местности).

6.Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.

7.Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, водохранилища  (по выбору).

    Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.

    Для реализации данной учебной программы используются следующие методы и формы поставленных задач: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые.

     

     В учебном плане МБОУ-СОШ с. Новосельское в 2013-2014 уч. году на изучение географии в 6 классе предусмотрено 35 часов.

Практических работ – 7.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

Практические работы

1.

Введение

2

1

2.

Изображение поверхности Земли.

7

4

3.

Строение земли. Земные оболочки.

21

2

4.

Взаимосвязи компонентов природы.

1

5.

Население Земли.

2

6.

Влияние природы на жизнь и здоровье человека.

2

Итого:

35

                    7



Календарно-тематическое планирование

 № п/п

Название раздела и темы урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Использование ИКТ

Дата

План

Дата             Факт

1.

Введение.                                               География – как наука. Путешествия и географические открытия.

2

1

Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в

древности.

Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные географические

2.

Земля – планета Солнечной Системы.

Пр. р. №1 Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдению за погодой, фенологическими явлениями; измерению высоты солнца над горизонтом, ориентирование по солнцу.

1

Вселенная. Галактика. Строение Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты. Астероиды. Спутники планет.

3.

  Изображение  поверхности Земли.                                                        План местности.

План местности. Масштаб.

Пр. р. №2 Топографический диктант.

7

3

1

Виды изображений земной поверхности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Значение.

4.

Стороны горизонта. Ориентирование. Азимут.

Пр. р. №3.Ориентирование на местности.

1

Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование на местности.

5.

Изображение на плане местности неровностей земной поверхности. Составление простейших планов местности.

Пр. р. №3.Ориентирование на местности.

1

Изображение земной поверхности на плане.

Способы картографического изображения.

6.

Географическая карта.                  

Форма и размер Земли. Географическая карта. Градусная сеть на глобусе и картах

4

1

Изображение поверхности Земли на глобусе

Географическая карта. Классификация карт. Чтение и использование карт.

7.

Географические координаты.

Пр. р. №4 Определение направлений по карте; определение географических координат по глобусу и карте.

1

Градусная сеть. Параллели и меридианы.

Географические координаты.

 

8.

Изображение на физических картах высот и глубин.

1

Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин.

Значение планов местности и географических карт. Современные географические карты.

9.

Обобщение по теме «Изображение поверхности Земли».

Пр. р. №5 Определение объектов местности по плану, направлений, расстояний между ними.

1

Разноуровневый дифференцированный контроль знаний, умений и навыков.

10.

Строение Земли. Земные оболочки.  Литосфера.                                 

Строение Земли. Горные породы и минералы.

4

1

Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной.

11.

Движения земной коры. Землетрясения. Вулканы, горячие источники, гейзеры.

1

Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности.

12.

Рельеф суши. Горы. Равнины суши

.

1

Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте.

13.

Рельеф дна Мирового океана.

Пр. р. №6Обозначение на конкурной карте объектов рельефа.

1

Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин.

14.

Гидросфера.                                             Вода на земле. Части Мирового Океана

8

1

Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот

воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли. Заливы, полуострова, острова.

  15.

Свойства вод Мирового океана. Волны в океане

1

Соленость, температура. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности.

16.

Океанические течения. Изучение и охрана Мирового океана.

1

Движение воды в океане. Теплые и холодные течения. Значение течений в формировании климата Земли.

17.

Воды суши. Подземные воды

1

Источники пресной воды на Земле. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды.

18.

Реки.

1

Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов.

19.

Озера.

1

Виды озер по происхождению.

20.

Ледники. Искусственные водоемы. Загрязнения гидросферы.

1

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Пруды. Водохранилища. Их роль и значение в жизни человека.

21.

Обобщение по теме « Гидросфера».

Пр. р.№7  Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова,  реки, озера, водохранилища (по выбору).

1

Разноуровневый дифференцированный контроль знаний, умений и навыков.

22.

Атмосфера.                                      Строение, значение, изучение.

7

Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура.

23.

Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха

1

Суточные колебания температуры воздуха. Годовые колебания температуры . Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой

24.

Атмосферное давление. Ветер.

1

Зоны высокого и низкого давления в атмосфере Земли. Их роль в формировании климата Земли. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров.

25.

Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки.

1

Относительная и абсолютная влажность воздуха. Виды облаков. Перистые, кучевые и слоистые облака. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды.

26.

Погода. Климат.

1

Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Климат. Зависимость климата от географической  широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров.

27.

Распределение света и тепла на Земле. Причины, влияющие на климат.

1

Тепловые пояса Земли. Зависимость распределения солнечного тепла и света от угла падения солнечных лучей.

28.

Обобщение по теме «Атмосфера»

1

Разноуровневый дифференцированный контроль знаний, умений и навыков.

29.

Биосфера.                                Разнообразие и распространение организмов на Земле. Природные зоны Земли

2

1

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Биосфера. Почвенный покров. Почва как особое природное образование.

30.

Организмы в Мировом океане. Воздействие организмов на земные оболочки. Охрана органического мира.

1

Планктон, нектон, бентос. Воздействие организмов на оболочки Земли.

31.

Взаимосвязи компонентов природы.                                         Природный комплекс.

1

1

Что такое Территориальный Природный Комплекс. Состав и структура ПТК. Виды ПТК.

32.

Население Земли.                     Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли.

2

1

Расы: европейская, африканская, азиатско-американская. Особенности внешнего вида. Нация, национальность, этнос. Перепись населения. Численность населения Земли, тенденции и причины ее изменения.

33.

Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы.

1

Городски и сельские поселения. Поселки городского типа. Урбанизация.

34.

Влияние природы на жизнь и здоровье человека.                                              Стихийные природные явления.

2

1

Смерчи, ураганы, торнадо, вулканизм, землетрясения. Сейсмически опасны районы Земли.

35.

Обобщение изученных тем.

1

Разноуровневый дифференцированный контроль знаний, умений и навыков


Содержание тем  учебного курса

Тема 1. Введение

Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные  научные  исследования.

Тема 2. План местности

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.

Тема 3. Географическая карта

Изображения поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.

Тема 4. Литосфера

Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора.

Тема 5. Гидросфера

Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли                                                                                                                                                                                                          Тема 6. Атмосфера

Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.

Тема 7. Биосфера

Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания.

Тема 8. Взаимосвязи земных оболочек

Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность – важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.

Тема 9. Население Земли                                                                                                                                                                                                        Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы.                                                                                                                                                                                                                     Тема 10. Влияние природы на жизнь и здоровье людей                                                                                                                                                              Влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы.  Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств  для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране. Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.

  Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 класса: 

Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий. 

Тема ”Литосфера”

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида. 

Тема ”Гидросфера”

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер. 

Тема ”Человечество на Земле”

Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.

Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.

                                   Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать:

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь:

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2010.
  2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2010.
  3. А.В. Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2010.
  4. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
  5. Мультимедийная программа: География 6-10 класс. Начальный курс географии.

                            Список основной и  дополнительной литературы

1.Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 кл. М. Дрофа, 1996

2.Климанов.  География в таблицах. 6-10 кл. М. Дрофа, 1997

3.Мирутенко М.В. География. Краткий справочник школьника. 6-10 кл. М. Дрофа, 1997

4.Климанов В.В., Климанова О.А. География в цифрах. 6-10 кл. М. Дрофа, 1999

5.Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. Творческий Центр "Сфера". М. 2003

6.Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 6 класс. "ВАКО", 2004

 7.Клюшникова Н.М. Внеклассная работа по географии 6 класс. Корифей. В.2007г.

 8.Никитина Н.А.Поурочные разработки по географии 6 класс– «Вако» М. 2004г.

 9.Перепечева Н.Н. «Нестандартные уроки географии» 6-7 классы. Волгоград. «Учитель - АСТ»2004г.

10.За страницами учебника географии .-М.: дрофа, 2005

11.Повторение и контроль знаний. География.6-7 класс. Интерактивные дидактические материалы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением./Авт.- сост.И.А.Кугут.-М. Планета ,2011.-128с. - (Качество обучения).

12.Контрольно-измерительные материалы. География. 6кл./ сост. Е.А.Жижина. – М.: ВАКО, 2012

13.Библиотека электронных наглядных пособий. География 6-10 классы. PC CD-ROM

14.Интернет-ресурсы:

  1. http: //www.gao.spb.ru/russian
  2. http: //www.fmm.ru
  3. http: //www.mchs.gov.ru
  4. http: //www.national-geographic.ru
  5. http: //www.nature.com
  6. http: //www.ocean.ru
  7. http: //www.pogoda.ru
  8. http: //www.sgm.ru/rus
  9. http: //www.unknowplanet.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...