рабочая программа 8 класс
рабочая программа (география, 8 класс) на тему

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • Авторской программы: Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова - М., «Дрофа», 2009 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_rabochaya_programma.doc315.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Зам. директора МБОУ «СОШ №32»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

__________/_______________/

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №32» Энгельсского  муниципального района

Саратовской области

__________/С.А.Рогачева/

Приказ № ____  от ________________г.

                                

Рабочая учебная программа

                        по учебному предмету «География»

для обучающихся 8 класса МБОУ «СОШ №32»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

на 2013/2014 учебный год

                                        

                                                                                        Составитель:

                                                                Ревина Наталья Николаевна,                                                                         учитель географии

                                                                высшей квалификационной                         

Пояснительная записка

      Данная рабочая программа составлена на основании:

  • Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
  • Авторской программы: Баринова И.И., Дронов В.П. Программы  для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова - М., «Дрофа», 2009 г.

      Учебно-методический комплект:

1. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Ложбанидзе А.А. География России, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Дронова В.П. Москва: Дрофа, 2012 год.

2. Географический атлас: 8 класс. – М.: Дрофа, 2012.

3. Контурные карты по географии: 8 класс. – М.: Дрофа, 201.

     

       Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.

       В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8   классе  курса   «География   России.   Природа»,   а   в 9  классе курса  «География России.   Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь,  можно выделить две разновидности.

       Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.

       Вторая разновидность только  начинает формироваться.  Структуризация   материала  здесь  несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается   география   природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.

       Для   реализации   и   первого,   и   второго   подходов  созданы  необходимые   условия:   существуют  необходимые   комплексы   учебников   и   учебных   пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный    и    апробированный    учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление  курса  «География   России»   как страноведческого    произошло   сравнительно    недавно   —   в   конце 90-х гг. XX в.

      Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 — 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — 3-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2000).  

        Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.

        Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

        Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

 Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  •  показать  большое  практическое  значение  географического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
  • вооружить школьников необходимыми  практическими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  • развивать  представление  о  своем   географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

        

        Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

           Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

           Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит  140 часов (по 70 часов в 8кл.  и 70 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.

        В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы,  работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

           Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

           Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательского методов обучения.

           Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Учебно – тематический план

n/n

Наименование

разделов и тем

Кол – во

часов

В том числе

Сам.

рабо

та

Дата

Корректировка

уроки

пр/р

конт.

работы

8бвгд

8бвгд

Введение 1(ч)

1.(1)

Что изучает курс  «География России»

1

1

4.09

5.09

Раздел. I Россия на карте  мира 12(ч)

Тема 1.Географическое положение России 4ч

2.(1)

Географическое положение как зеркало России

1

1

9.09

9.09

3.(2)

Особенности физико – географического положения России

 Практ.работа

Обучающая

№1,2 Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран

1

1

11.09

12.09

4.(3)

Экономико – и транспортно – географическое положение России

1

1

16.09

16.09

5.(4)

Геополитическое, этнокультурное и эколого – географическое положение России

1

1

18.09

19.09

Тема 2. Границы и административно – территориальное устройство России(7)

6. (5)

Государственная территория России

1

1

23.09

26.09

7.(6)

Российские пространства: вопросы и проблемы

1

1

25.09

30.09.

8.(7)

Государственные границы. Типы и виды границ.

1

1

30.09

3.10

9.(8)

Сухопутные и морские границы России

1

1

2.10

7.10

10.(9)

Россия на карте часовых поясов

Практ.работа №3

Оценочная

Определение поясного времени для разных пунктов России

1

1

7.10

10.10

11.(10)

Этапы и методы географического изучения территории

1

1

9.10

14.10

12.(11)

Особенности административно – территориального устройства России  

1

1

14.10

17.10

13.(12)

Обобщение по разделу «Россия на карте мира»

1

1

тестирование

16.10

21.10

Раздел. II  Природа России 32(ч)

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые  (6ч)

14.(1)

Геологическая история и геологическое строение территории России

1

1

21.10

24.10

15(2)

Рельеф России

1

1

23.10

28.10

16(3)

Как и почему изменяется рельеф России

1

1

28.10

31.10

17(4)

Стихийные природные явления в литосфере

1

1

30.10

11.11

18(5)

Человек и литосфера

Практическая работа№4

Оценочная

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых

1

1

11.11

14.11

19(6)

Обобщение по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»

1

1

тестирование

13.11

18.11

Тема 2. Климат и климатические ресурсы (7ч)

20.(7)

21.(8)

Факторы, определяющие климат России

2

2

18.11

21.11

22.(9)

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России

Практическая работа№5

Тренировочная

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

1

1

1

20.11

25.11

23.(10)

Типы климатов России

Практическая работа №6

Оценочная

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

1

1

1

25.11

28.11

24.(11)

Комфортность (дискомфортность) климатических условий

Практическая работа№7

Обучающая

 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения

1

1

1

27.11

2.12

25.(12)

Климат и человек

1

1

2.12

5.12

26.(13)

Обобщение по теме «Климат и климатические ресурсы»

1

1

тестирование

4.12

9.12

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (5ч)

27.(14)

28.(15)

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Практическая работа №8

Оценочная

Составление хар – ки одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования

2

2

1

9.12

12.12

29.(16)

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

Практическая работа №9

Тренировочная

 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата

1

1

1

11.12

16.12

30.(17)

Водные ресурсы и человек

Практическая работа №10

 Обучающая

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России

1

1

1

16.12

19.12

31.(18)

Обобщение по теме «Внутренние воды»

1

1

тестирование

18.12

23.12

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (4ч)

32.(19)

Образование почв и их разнообразие

1

1

23.12

26.12

33.(20)

Закономерности распространения почв

Практическая работа №11

Обучающая

 Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования

1

1

1

25.12

9.01

34.(21)

Почвенные ресурсы России

1

1

13.01

13.01

35.(22)

Обобщение по теме «Почвы и почвенные ресурсы России»

1

1

тестирование

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (2ч)

36.(23)

Растительный и животный мир России

1

1

15.01

16.09

37.(24)

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

Практическая работа №12

Тренировочная

 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса

1

1

1

20.01

20.01

Тема 5. Природное районирование (8ч)

38.(25)

Разнообразие природных комплексов

1

1

22.01

23.01

39.(26)

Природно – хозяйственные зоны России

1

1

27.01

27.01

40.(27)

Арктические пустыни, тундра, лесотундра

Практическая работа №13

Обучающая

 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах

1

1

1

29.01

30.01

41.(28)

Леса

1

1

3.02

3.02

42.(29)

Лесостепи, степи и полупустыни

Практическая работа №14

Оценочная

 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах

1

1

1

5.02

6.02

43.(30)

Высотная поясность

1

1

10.02

10.02

44.(31)

Особо охраняемые природные территории

1

1

12.02

13.02

45.(32)

Обобщающее повторение по разделу «Природа России»

1

1

тестирование

17.02

17.02

Раздел. III Население России 9(ч)

46.(1)

Численность населения России

1

1

19.02

20.02

47.(2)

Мужчины и женщины.

1

1

24.02

24.02

48.(3)

49.(4)

Этнический, языковый и религиозный состав населения

Практическая работа №15

Обучающая

 Анализ карт населения

1

1

1

26.02

27.02

50.(5)

Городское и сельское население

1

1

3.03

3.03

51.(6)

Размещение населения России

1

1

5.03

6.03

52.(7)

Миграция населения в России

Практическая работа №16

Оценочная

  Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и её отдельных территорий

1

1

1

10.03

10.03

53.(8)

Люди и труд

1

1

12.03

13.03

54.(9)

Обобщение по теме «Население России»

1

1

тестирование

17.03

17.03

Раздел. IV Хозяйство (12ч)

55.(1)

Что такое хозяйство страны? Как география изучает хозяйство страны?

№17 Группировка отраслей по различным показателя

1

1

1

19.03

20.03

56.(2)

Как география изучает хозяйство страны?

1

1

2.04

3.04

Тема 1. Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу (10ч)

57.(3)

Состав первичного сектора экономики

1

1

7.04

7.04

58.(4)

Природно – ресурсный потенциал России

1

1

9.04

10.04

59.(5)

Богата ли Россия ресурсами?

1

1

14.04

14.04

60.(6)

Сельское хозяйство

1

1

16.04

17.04

61.(7)

Земледелие
Практическая работа №18

Оценочная

 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур.

1

1

1

21.04

21.04

62.(8)

Животноводство

1

1

23.04

24.04

63.(9)

Лесное хозяйство

1

1

28.04

28.04

64.(10)

Рыбное хозяйство

1

1

30.04

5.05

65. (11)

Географический   фактор в развитии общества

1

1

5.05

8.05

66.(12)

Обобщение знаний по теме «Первичный сектор экономики»

1

1

тестирование

7.05

12.05

67.

Повторение по разделу I

«Россия на карте мира»

1

1

12.05

15.05

68.

Повторение по разделу II

«Природа России»

1

1

14.05

19.05

69.

Повторение по разделу III

«Население России»

1

1

19.05

22.05

70.

Итоговое повторение материалов учебного курса

1

1

21.05

26.05

Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ (1ч)

Что изучает география России. Источники географических знаний.

Часть I

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (12ч)

Тема 1: Географическое положение России

Виды  географического  положения  России:   физико-географическое,   математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения.  Сравнение географического  положения России и положения других государств.

Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория

Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Этапы и методы географического изучения территории России.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Часть II ПРИРОДА (32 ч)

Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования,   землетрясений  и  вулканизма.   Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера.  Закономерности размещения месторождений   полезных   ископаемых.   Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Тема 2: Климат и климатические ресурсы

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.

Типы  климатов  России.   Комфортность  (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье.   Опасные  и  неблагоприятные  климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод  суши на территории страны. Главные речные системы,  водоразделы,   бассейны.   Распределение  рек   по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Тема 4: Почва и почвенные ресурсы

Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.

Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Тема 6: Природное районирование

Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

Часть III

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (9 ч)

Тема 1: Численность населения

Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.

Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Тема 2: Национальный состав

Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Тема 3: Городское и сельское население страны

 Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Тема 4: Миграции населения

Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Тема 5: Трудовые ресурсы

Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость,   изменения   структуры   занятости   населения. Проблемы безработицы.

Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.

Часть IV

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (12 ч)

Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие — первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.

Тема 1: Первичный сектор экономики — отрасли, эксплуатирующие природу

Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского  хозяйства  страны.   Понятие   об   агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.

Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География •лесов эксплуатационного назначения.

Охота. Заготовка пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.

Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Называть и (или) показывать:
  • предмет изучения географии России;
  • основные средства и методы получения географической информации:
  • субъекты Российской Федерации;
  • пограничные государств;
  • особенности   географического  положения,   размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
  • границы часовых поясов:
  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
  • климатообразующие факторы, особенности  погоды в циклонах и антициклонах;
  • распределение рек страны  по бассейнам  океанов;
  • основные  области  современного  оледенения  и крупные ледники:
  • зональные   типы   почв,   их   главные   свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
  • важнейшие   природно-хозяйственные   объекты страны,    в   том   числе   центры:    промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические,   районы   нового  освоения,   старопромышленные и депрессивные:
  • народы, наиболее распространенные языки, религии;
  •  примеры рационального и нерационального размещения производства;
  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
  • районы, подверженные воздействию стихийных природных   явлений   (засухи,   наводнения,   сели, землетрясения и т. д.);
  • экологически неблагополучные районы России:
  • маршруты и территории  первооткрывателей и исследователей территории России.

 2. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;
  • разницу в поясном времени территорий;
  • погоду по синоптической карте;
  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

3. Описывать:

  • географическое  положение   страны,   отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
  • образы    природно-хозяйственных   объектов,    в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
  • особенности быта и религии отдельных народов.

4. Объяснять:

  • роль   географических   знаний   в   решении   социально-экономических,   экологических   проблем
  • страны;
  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
  • как составляют прогноз погоды;
  • распространение    многолетней    мерзлоты,    ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
  • почвообразовательные    процессы,    особенности растительного и животного мира природных зон;
  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
  • разнообразие природных комплексов на территории страны;
  • различия  в  естественном  приросте  населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории,  направления  миграций, образование и развитие разных форм  городского  и сельского расселения;
  • изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов,  факторы  и условия  размещения предприятий;
  • особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
  • причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
  • особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
  • объяснять   причины   географических   явлений на  основе   применения   понятий:   «геологическое летоисчисление»;  «циклон», «антициклон»,  «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ":       «агломерация»;       «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»;     «кооперирование';     «комбинирование»; «топливно-энергетический   баланс»;    «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.

  1. Оценивать и прогнозировать:
  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;
  • экологическую ситуацию в стране, регионе
  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

Учебно – методическое обеспечение

Методические и учебные пособия

  • Баринова И.И. и др. - Дидактич. материалы по геогр. России. 8-9кл. -М.:    Просвещение, 1996.
  • Барабанов В.В. и др. – ГИА 9кл. в новой форме, 2009/ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2009.
  • Баринова И.И, Дронов В.П. - Методическое пособие, 8-9 кл. - М.: Дрофа, 2003.
  • Баринова И.И. - Современный урок географии: 4.5, 8 кл. - М.: Школьная пресса, 2003.
  • Бенькович Т.М. - Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл. - М.: Просвещение, 1997.
  • Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2008.
  • Воробцова Т.Н. -Поурочные планы: 8кл. - Волгоград: Учитель-АСТ, 1999.
  • Воробцова Т.П. - Поурочные планы 9 кл. (по уч. В.Л. Дронова) - Волгоград: Учитель-АСТ, 1999.
  • Дюкова С.Е. – Программы элективных курсов, 9 кл. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2006.
  • Лисенкова Г.Я. -Разноуровневые практич. работы: 9 кл.-М.: Просвещение. 1997.
  • Монакова Г.Г., Яковлева Н.В. – Олимпиадные задания по географии. 9-11 кл. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Моргунова А.Б. – Олимпиадные задания по географии, 9 кл. – Волгоград: Учитель, 2006.
  • Перепечеева Н.Н. – Нестандартные уроки, 8 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.
  • Раковская Э.М. -Методическое пособие: 8кл. - М.: Просвещение. 1999.
  • Элькин Г.Н. - Поурочное планирование, 9кл. - СПб.: Паритет, 2001, 2002.
  • Элькин Г.Н. - Поурочное планирование: 8кл. - СПб.: Паритет, 2001. (2шт.)

Интерактивные наглядные пособия 

1. Географическое положение России (демонстрационный материал)

2. Политико – административная карта России

3. Физическая карта России

4. Климатическая карта России

5. Агроклиматические ресурсы России

6. Природные зоны и биологические ресурсы России

7. Растительность России

8. Социально – экономическая карта России

9. Плотность населения России

Таблица

1.Циклоны и антициклоны

2. Административно - территориальное устройство Российской Федерации

3.Классификация природных ресурсов

4. Геохронологическая таблица

5. Отраслевая структура хозяйства России

Карты

1.Физическая карта России                                                                                    

2.Федеративное устройство России

3.Агроклиматическая карта России

4.Геологическая карта России

6. Водные ресурсы России

7. Земельные ресурсы России

8. Климатическая карта России

9. Природные зоны России

10. Почвенная карта России

11. Растительность России

12 Тектоника и минеральные ресурсы

13. Религии народов России

14. Плотность населения России

15. Социально – экономическая карта

16. Агропромышленный комплекс России

КОЛЛЕКЦИИ:

Коллекции горных пород и минералов.

Коллекция полезных ископаемых различных типов.

Гербарий растений по природным зонам России

Список литературы

Список литературы для учителя

1.Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. - М., 1990.

2.Берлянт А.М. Карта - второй язык географии. - М., 1985.

3. Вагнер Б.Б. Семь рек России. Семь озер России.

4. Л.М.Грачева, Т.Н.Оноприенко. Организационная деятельность учащихся при работе над проектом // География в школе, №6, 2002 г.

5. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей.- СПб.: КАРО, 2006 г.

6. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. - М., 2002.

7.Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. - М.,1978

8. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006 г.

9. Н.В.Лысова. Проектная деятельность в обучении географии // География в школе, №2, 2005 г.

10.Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий

11. В.В.Николина. Метод проектов в географическом образовании // География в школе,

№ 6¸2002 г.

12.Понурова Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. - М., 1991. 13. Cмирнова М.С. Сборник задания для проведения промежуточной аттестации. М., Просвещение, 2010

14. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен учебно-методическое пособие – СПб: КАРО, 2008 г.

Список литературы для учащихся

1.АксеновА., ЧерновА. Человек и океан. - М.: Просвещение, 1999г

2. Арсеев Г.Т. Водопады. – М.:, 1990г

3.Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. – С-П.: Гидрометеоиздат, 2003г

4.Ефремов Ю.К. Природа моей страны.- М: Мысль, 1995г

5.Магидович И.П, Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий.- М: Просвещение, 1996г

6.Кашапов Р.Ш. Живая оболочка Земли.- М.: Просвещение, 2008г

7. Коняев Н.М. От Ермака до Беринга.- М., Просвещение, 2006г

8. Козлов И.В. Петр Петрович Семенов Тян Шанский.- М.: Просвещение, 2000г96.Куприн 9. А.М. Занимательно об ориентировании.- М.: Просвещение, 1999г

10. Леонтьев Н.Ф. Тематическая картография. – М.: Наука, 1989г

11.Малоев В.И. Затерянные экспедиции. – М.:Просвещение, 1999г

12.Новиков Э.А. Планета загадок. – М.: Недра, 2001г

13. Поспелов Е.М. Школьный топонический словарь. – М.: Просвещение, 2001г

14. Юдасин Л.С. Путешествие в глубь Земли. – М.: Просвещение, 1990г

15. Юсов Б.Ю. Н.М. Пржевальский. – М.: Просвещение, 1991г

При ведении курса в 8 классе используется серия мультимедийных уроков и презентаций и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов)  (http://school-collection.edu.ru/) .

 

ЭОР

www.bio.1september.ru – газета «География» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости географии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилла и Мефодия»

Коллекции сайтов:

http://www.fcior.edu.ru  (И,П,К) и www.school-collection.edu.ru

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4f77fbe6-cc6e-4757-bf64-5b1bae63a095/?

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8688bf5f-4c66-4d59-8551-f8f75ce913fc/?  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6ecbe5be-3b05-4a30-a1ad-f6055861595c/files/059b.swf

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dfa7e357-2ffb-410f-b66c-21dd98d59b2d/?interface=catalog

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f0a69b21-52a5-471a-8721-8059ec212035/?interface=catalog

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ebac3fe6-6a89-4f61-bca2-c06937021d83/?interface=catalog

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7db6fdea-19c3-4f73-8261-18f52f418734/?interface=teacher

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000009f0-1000-4ddd-d25c-110047fe0aa9/?interface=teacher

http://www.fcior.edu.ru/card/9104/kontrol-klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-ch-1-uglublennoe-izuchenie.html

Приложения

Основные понятия

Часть I

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (12ч)

Тема 1: Географическое положение России

Физико-географическое,   математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения.

Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России

Государственная территория России. Экономически эффективная территория

Местное, поясное, декретное, летнее время. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Часть II ПРИРОДА (32 ч)

Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Платформа, складчатая область, щит, плита. Геохронологическая таблица.

Движения земной коры. Внутренние силы Земли. Внутренние рельефообразующие факторы. Глыбовые, складчато – глыбовые горы. Подвижные складчатые пояса. Внешние силы Земли. Выветривание. Балка. Овраг. Карст. Морена. Эрозия. Сели. Обвалы. Оползень. Месторождения. Полезные ископаемые. Природные ресурсы. Природопользование. Рекультивация.

Тема 2: Климат и климатические ресурсы

Солнечная радиация. Амплитуда температур. Циклоны и антициклоны. Западный перенос воздушных масс. Трансформация. Атмосферный фронт. Фены. Испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения. Сезонность климата. Агроклиматические ресурсы.  Комфортность  (дискомфортность) климатических условий. Опасные  и  неблагоприятные  климатические явления.

Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы

 Питание, режим, расход, годовой сток рек, годовой сток, ледовый режим. Эстуарий. Твёрдый сток реки. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели). Старица. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы.

Тема 4: Почва и почвенные ресурсы

Почва. Тип почвы. Гумус, почвенный профиль, плодородие. Почвенный горизонт. Мелиорация. Агротехнические мероприятия. Почвенные ресурсы России.

Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Флора, фауна. Биологические ресурсы.

Тема 6: Природное районирование

Закон географической зональности.  Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Природно-хозяйственные зоны России. Высотная поясность. Заповедники. Заказник. Памятники всемирного природного наследия. Национальный парк.

Часть III

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (9 ч)

Тема 1: Численность населения

Демографический кризис. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Естественное движение населения. Половозрастная пирамида. Главная полоса расселения в России. Плотность населения.

Тема 2: Национальный состав

Этнос. Этнический состав населения. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность.

Тема 3: Городское и сельское население страны

Город. Урбанизации в России. Городские агломерации. Зоны расселения.

Тема 4: Миграции населения

Миграция. Внешние и внутренние миграции. Сальдо миграций.

Тема 5: Трудовые ресурсы

Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Проблемы безработицы.

Часть IV

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (12 ч)

Хозяйство страны. Предприятие. Отрасль хозяйства. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства. Условия размещения. Факторы размещения. Ресурсная база.

Тема 1: Первичный сектор экономики — отрасли, эксплуатирующие природу

 Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России. Ресурсная база.

Сельское хозяйство. Сельскохозяйственные угодья.  Понятие   об   агропромышленном комплексе (АПК). Земледелие. Животноводство. Лесное хозяйство.

Рыбное хозяйство.

Проекты

1.Территориальные споры и границы России

2.История заселения, освоения и исследования территории России

3.Полезные ископаемые России

4.География стихийных бедствий на территории России

5.Климат и человек. Глобальное потепление

6. Реки России

7.Байкал-жемчужина России

8.Экологические проблемы внутренних вод Саратовской области

9. Животный мир России

10.Растительный мир России

11.Мелиорация почв

12.Моря России

13.Природные зоны России

14. Горы России

15. Демографические проблемы России

16. Народы России

17. Города – миллионеры

Рефераты

1. Путешественники исследователи территории России (Семён Дежнёв, Ерофей Хабаров, Иван Атласов.)

2. Способы добычи нефти, угля.

3. Стихийные бедствия на территории России

4. Исследование и заселение территории России на примере одной из рек Восточно-Европейской равнинны

5. Древнерусские пахотные орудия.

6. Видовой состав растений и животных по природным зонам России.

7. Горы – колыбель человечества.

8. Красная книга животных и растений.

9. Пушные животные России

10. Заповедники России

11. Культуры, традиции и обычаи народов России.

12. Культовые здания разных религий народов России.

13. Города – порты

14.Города – курорты.

15. Города – научные центры.

16. Российский сектор Арктики

17. Северный морской путь. История освоения, современное значение.

18. Озеро Байкал

19. Метеослужба в России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...