Курс по выбору для 9 кл. Карты и география
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Солодова Лидия Михайловна

Курс по выбору для 9 кл. Карты и география

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Пояснительная записка

В современных условиях географическое образование должно быть необходимым, и вместе с тем иметь предпосылки, ориентирующие на сознательный выбор жизненного пути. Самое важное для каждого человека найти свое место в жизни. География имеет единый объект изучения – территорию со всем ее «наполнением»: природой, хозяйством, населением. Изучить любую территорию помогает карта. Карта – это «второй язык географии». Методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят широкое применение во многих естественных и общественных науках, таких как геология, история, социология, экономика.

Вопросы по картографии  включены в основную программу изучения географии в основной школе в недостаточном объеме. Материал является достаточно сложным для учащихся, но в тоже время и очень интересным. Программа курса «Карта и география» позволяет расширить знания учащихся об истории создания карт, методах их составления и использования.  В основе курса положены знания по картографии, позволяющие учащимся восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу.

Программа курса «Карта и география» предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 17 часов. (1-полугодие, режим – во внеурочное время).

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации, расширяющую сведения по географии, и знакомит учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы и способствующие самоопределению относительно профиля обучения в старшей школе. Курс ориентирован на современные образовательные технологии, соответствие  учебной нагрузке учащихся нормативам, создание условий для дифференциации. Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. Программа ориентирована на работу с одаренными детьми, поэтому текст, программы один для всех. Программа одобрена ШМО, утверждена на педагогическом совете. При составлении программы учитывался интерес ребенка, мотивация учения, ибо оно становится личностно – значимым и приводит учащегося к успеху. После изучения каждой темы, проводится контроль знаний и умений.

Цели курса:

- формирование географического мышление через изучение карты как второго языка географии;

- создания условий для дифференциации содержания обучения учащихся с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- воспитание культуры труда при работе с географическими картами.

Задачи:

 - углубление и расширение знаний учащихся по географии как науки, которая является ориентиром для многих профессий;

- формирование умения осуществлять различные виды деятельности, развивать творческий потенциал учащихся, умение самостоятельно добывать знания, решать проблемные вопросы;

- способствовать развитию самоконтроля и самооценки с помощью различных форм контроля.

- способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся.

Функции курса по выбору:

Курс ориентирован на  формирование активного географического мышления; развитие свободно и творчески мыслящей личности и способствует созданию положительной мотивации обучения. Курс окажет помощь для подготовки к экзамену и при поступлении в туристический колледж.

Методы и формы обучения

Занятия проводятся в форме теоретических лекций, практических занятий, самостоятельных и творческих работ. Занятия способствуют самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Дают возможность реализовать свой познавательный интерес к предмету. Форма занятий индивидуальная, фронтальная, групповая.

Ведущие методы:

  • словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
  • наглядный (демонстрация натуральных объектов, видеофильмов,  фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
  • частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
  • практический.

Формы обучения:

  • коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
  • групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
  • индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).

Основные средства обучения:

  • электронные учебные пособия;
  • теоретические материалы в электронном и печатном формате;
  • видеофильмы, таблицы, схемы, географические карты.

Формы контроля: 

Промежуточный контроль - работа учащихся с картой, участие в коллективной творческой деятельности.

 Итоговое занятие – выполнение творческого проекта. Критерием оценки является участие детей.

Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.

Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.

Ожидаемые результаты.

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся, достигнут следующих результатов:

- познакомятся с новыми понятиями: картографическая генерализация, ортодромия и др.;

-  освоят приемы работы с картой;

- овладеют умениями  анализировать  карты, составлять задания по карте.

- овладеют ключевыми компетенциями, (включающей, элементы логической, методологической, общеучебной деятельности).

Учащиеся должны знать:

- правила работы с источниками информации;

- географические определения (топографическая карта, план местности и т д).

- географические понятия (бергштрихи, генерализация, искажения итд).

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться по карте;

- измерять расстояния, площадь объектов,

- строить профиль местности.

Содержание курса.

Тема №1. Введение. Значение карты в современном обществе. История создания карт. Использования карт в различных видах деятельности современного человека.(Лекция).

Тема №2. Топографическая карта. Особенности  карты. Сходство и отличие от плана местности, географической карты. Разграфка карты, номенклатура. Многолистовые топографические карты.

Тема №3.Картографические проекции. История создания картографических проекций. Проекция Гаусса. Виды картографических проекций. Искажения, связанные с разными видами проекций.

Тема №4-6. Практические работы по топографической карте:

- измерение расстояний, измерение площадей, определение координат;

- чтение рельефа, бергштрихи, заложение склона;

- построение профиля.

Тема № 7.Виды искажений  на географических картах. Искажения длин, площадей, углов и форм.

Тема №8-9.Системы условных знаков. Масштабные и внемасштабные условные обозначения. Картографические способы изображения.

Тема № 10.Практическая работа по картам атласа.

Тема № 11.Картографическая генерализация. Виды генерализации.

Тема №12-14.Приемы самостоятельной работы с картой. Ориентирование. Картометрические приемы. Ортодромия.

Тема №15. «Круглый стол» - обсуждаем проблему

Тема № 16. Игра «Клуб юных знатоков географической карты»

Тема №17. Итоговое занятие. Выполнение творческого проекта.  

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Название тем курса

Всего

часов

Лекции

Практические

Работы

Самостоятельные работы

Срок

 выполнения

1

Введение

1

1

1

сентябрь

2

Топографическая карта

1

1

сентябрь

3

Картографические проекции

1

1

1

сентябрь

4-6

Практические работы по т\к

3

3

октябрь

7

Виды искажений на г\к

1

1

октябрь

8,9

Система условных знаков

Картографические способы изображения

2

1

1

октябрь

10

Практическая работа

1

1

октябрь

11

Картографическая генерализация

1

1

ноябрь

12-14

Приемы самостоятельной работы с картой

3

3

1

ноябрь

15

«Круглый стол» обсуждаем проблему.

1

1

ноябрь

16

Игра «Клуб юных знатоков г\к»

1

1

декабрь

17

Итоговое занятие

1

1

декабрь

Итого:

17

4

8

8

Приложение. Темы творческих работ.

1. Построить комплексный профиль, используя карты атласа.

2.Дать комплексное описание территории по физическим и экономическим картам атласа.

3.Составить описание местности по топографической карте.

4.По выбору учащегося.

Критерии эффективности реализации программы.

1.Степень новизны для учащихся (материал не содержится в базовых программах).

2.Мотивирующий потенциал (содержание вызывает интерес у учащихся)

3.Развивающий потенциал программы (содержание программы способствует интеллектуальному, творческому развитию школьников)

4.Полнота и завершенность содержания программы в соответствии с поставленными целями.

5. Системность изложения материала

6.Методы обучения (активные)

7. Инвариантность содержания (содержание одно для всех, а задания для разных учащихся разные)

7. Структура программы (разделы программы)

Формирование ключевых компетенций учащихся

Компетенции

Критерии уровня сформированности компетенции

Методы оценивания

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

Учебно - познавательная

-уровень развития познавательной активности

-уровень сформированности интеллектуальных умений

Наблюдение

Тестирование

Участие в работе курса

Положительная динамика

Оргдеятельностная

- уровень сформированности УУН

-способность к самоанализу

наблюдение

Деятельностный характер

Положительная динамика

Креативная

-способность к творчеству

наблюдение

Участие в работе курса

Творческая работа

Коммуникативная

-способность к социализации

наблюдение

Работа в группах

100% адаптация

Список литературы.

1. География: Справ. материалы: Кн. для учащихся сред. и ст. возраста/ А. М. Берлянт, В. П. Дронов, И. В. Душина и др.; Под. Ред. В. П. Максаковского. -  М.: Просвещение. 1989.

2.Аксакалова, Г.П. и др. Факультативные занятия по географии  Г.П. Аксакалова, Н.В. Андреев, В.П. Голов. – М.: Просвещение,1985.

3.Андреев Н.В. Топография и картография: Факультатив. Курс. – 2 –е изд, перераб.  -  М.:  Просвещение, 1985.

4.Военно – морской словарь для юношенства. (Буквы А-М) / Под общ. ред.П. А. Грищука. – М.: ДОСААФ, 1985.

5.Куприн А.М. Занимательная картография: Кн. для учащихся 6 – 8 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.

6.Клименко А.И. Карта и компас – мои друзья. Научно – популярная литература. М., «Дет. лит.», 1975.

7.География. 9класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов / авт. – сост. Н.В. Болотникова. - Волгоград: Учитель, 2007

8.Сиротин, В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): пособие для учителя. – М.: АРКТИ,1998.

9.   Эртель А.Б. География. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2012: учебно – методическое пособие /А. Б. Эртель. – Ростов н\Д: Легион, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс по выбору "Лес и человек" (География) 9 класс

Актуальность введения курса «Лес и человек» в учебные планы связана с тем, что лес является одним из основных типов растительного покрова Земли, оказывает огромное влияние на окружающую среду, имеет ц...

Курс по выбору «Рекреационная география» предназначена для учащихся 8- 9-х классов.

Цели курса: усвоение учащимися системы знаний в области рекреационной географии как элемента общей культуры современного человека; развитие основ пространственного мышления, предполагающего...

Курс по выбору "Мир географических карт"

Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации ГИА и ЕГЭ по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах ГИА и ЕГЭ предлагаются задания, в которых необхо...

Курс по выбору "За страницами учебника географии"

Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Хорошо организованные и интересно проведённые занятия курса ««За страницами учебник...

Рабочая программа курса по выбору "Занимательная география" 5-7 класс

Рабочая программа курса по выбору "Занимательная география" 5-7 класс...

Аннотация к рабочей программе курса по выбору "Занимательная география" 5-7 класс

Аннотация к рабочей программе курса по выбору "Занимательная география" 5-7 класс...