Курс по выбору "За страницами учебника географии"
рабочая программа по географии (5 класс)
Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Хорошо организованные и интересно проведённые занятия курса ««За страницами учебника географии»» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
za_stran_ucheb_5.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «За страницами учебника географии»
для обучающихся 5 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Разработчик:
Щетинина Елена Михайловна,
учитель географии
пос. Маршальское
- Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
-федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- основной общеобразовательной программой основного общего образования (ФГОС ООО 5- 8 классы) МБОУ «Маршальская СОШ» на 2018-2019 учебный год, утвержденной С.Е. Корниенко, директором МБОУ «Маршальская СОШ», от 09.06.2018 г., приказ № 52
-федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
- программа основного общего образования по географии: 5-6 классы Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина - Москва: издательство «Просвещение», 2012 г.
Цели:
Основная цель курса «За страницами учебника географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Формирование основ патриотизма: воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
- формировать у учащихся представление о «замечательных» объектах своей страны и мира;
- развивать умение работать с различными источниками информации;
- развивать умение работать в группе;
- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.
- развитие интереса к изучению географии;
- расширение кругозора учащихся в области географии;
- совершенствовать ораторское мастерство.
- Общая характеристика курса.
Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Хорошо организованные и интересно проведённые занятия курса ««За страницами учебника географии»» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. Участие школьников на занятиях открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации. Важным моментом этой деятельности является формирование настоящего коллектива единомышленников. Занятия курса можно проводить в разнообразных формах, это может быть игра, конференция, небольшие по объёму сообщения новых занимательных знаний. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы. В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
- Описание места курса в учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение курса «За страницами учебника географии» в 5 классе отводится 17 часов учебного времени.
«За страницами учебника географии» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях материков и океанов. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Формы и методы обучения.
В процессе занятий используются различные формы:
- традиционные (беседы);
- комбинированные (урок– исследование, урок – дискуссия, компьютерные презентации);
- практические занятия (участие в моделированиях, ролевых игр, анализа ситуации, коллективного и индивидуального).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной
деятельности.
В соответствии с ФГОС, личностными результатами обучения курса «За страницами учебника географии» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Формирование личностных результатов выражает:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения внеурочной деятельности «Занимательная география» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД выражаются в способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умении управлять своей познавательной деятельностью; умении организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Предметными результатами изучения внеурочной деятельности «За страницами учебника географии» являются следующие умения:
– осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять роль различных источников географической информации.
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
– использование географических умений:
– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
– использование карт как моделей:
– определять на карте местоположение географических объектов.
– понимание смысла собственной действительности:
– определять роль результатов выдающихся географических открытий;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
5. Содержание курса.
Что изучает география - 1 час
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Основоположники географии Эратосфен. Древняя и современная география. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Практические работы: составление перечня источников географической информации, организация наблюдений за погодой.
Земля и её изображение – 3 часа
Форма и размеры Земли. Эволюция знаний о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Движения Земли: суточное и орбитальное. Полюса Земли. Экватор. Глобус и карта. Ориентирование. Горизонт. Стороны горизонта. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
Практические работы: Определение с помощью компаса сторон горизонта.
История географических открытий – 6 часов
Географические открытия древности. Плавания финикийцев, викингов. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы: Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в текстах параграфов, обозначение на контурной карте маршрутов путешествий Х.Колумба и Ф. Магеллана с обозначением географических объектов.
Путешествие по планете Земля -5 часов
Мировой океан и его части. Значение Мирового океана для природы и человека. Путешествие по материкам: Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.
Практические работы: обозначение на контурной карте материков и океанов, крупнейших по площади государств мира, океанов и морей, омывающих Австралию, составление перечня научно исследовательских станций Антарктиды.
Природа Земли - 1 час
Что такое природа. Объекты природы. Оболочки Земли. Атмосфера. Гидросфера. Литосфера. Биосфера.
Обобщение и контроль знаний по курсу «За страницами учебника географии» - 1 час
6. Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Что изучает география | 1 | Организация занятий кружка. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы кружк давать определение науки географии. Знать основные методы исследований, наблюдений, опытов. |
2-4 | Земля и её изображение | 3 | формирование представлений о Солнечной системе, уметь описывать особенности вращения Земли; различать движение Земли осевое и орбитальное. Как влияет движение земли на смену сезонов и суток. |
5-10 | История географических открытий | 6 | Географические открытия древности. Плавания финикийцев, викингов. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. |
11-15 | Путешествие по планете Земля | 5 | Определять по карте географическое положение материков и океанов. Разделять понятие южных и северных материков. Понятие Мировой океан. |
16 | Природа Земли | 1 | составление прогноза погоды, самостоятельный поиск информации об опасных явлениях погоды в мире, в России; Изучение опасных явлений, связанный с изменением погоды, его последствиях и мерах безопасности. |
17 | Резерв | 1 |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
1. Программа курса «География. 5–9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких.
2. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
3. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».
4. Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».
5. Касьянова Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию.5 класс»: дидактические материалы.
6. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5–6 классы.
7. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.
8. Планируемые результаты изучения курса.
В ходе реализации программы учащиеся
Должны знать/понимать:
Основные понятия курса.
Основные методики проведения наблюдений.
Основные географические понятия и термины
Различия плана, глобуса и географических карт
Результаты выдающихся географических открытий и путешествий
Географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека
Воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и человека
Должны уметь:
Проводить самостоятельный поиск информации
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);
Выделять и описывать по типовым планам существенные признаки географических объектов;
Находить в разных источниках географическую информацию;
Приводить примеры, используя основные источники географической информации;
Определять расстояния и направления на местности и по плану
Чертить простейший план местности
Применять приборы и инструменты (по темам разделов);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
ориентирования на местности
чтения планов местности и географических карт
проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, геоинформационных и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по географии, истории и искусству на тему "Население Южной Америки. За страницами учебника географии", 7 класс
Большой красочный урок для учащихся 7-х классов. Снабжен авторской презентацией. Содержит шуточные вопросы. Спроектирован для повышения мотивации учащихся к изучению предмета....
Курс "За страницами учебника географии" 6класс
Данный курс предназначен для внеурочной деятельности учащихся 6 классов. Цель курса: обобщить и систематизировать знания по основам географического образования учащихся. Данный курс формирует у учащих...
Методические рекомендации по географии к элективному курсу «За страницами учебника географии: экономика, культура, политика» 10 11 класс
Актуальность изучения данного курса, лежащего на стыке социально - экономической географии и социальной экономики, диктуется логикой развития общества и потребностью современного образования,...
Элективный курс по географии "За страницами учебника географии"
Элективный курс проводится в 7-9 классах...
программа элективного курса по географии "За страницами учебника географии" 5 класс
Программа курса рассчитана на 17 часов, включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Программа содержит темы, изучение которых, вызывают познавательный интерес у учащихся ...
Рабочая программа учебного курса по географии для 6 класса «За страницами учебника географии»
Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению у...
Рабочая программа курса За страницами учебника географии 7 класс
Аннотацияк элективному курсу «За страницами учебника географии» Общая характеристика курсаШкольное географическое образование является важной составляющей развития личности. Уникальн...