Конспект урока "Почвы, их образование и свойства". 8 класс. Автор- Утропова Е.В
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Утропова Елена Владимировна

   План-конспект урока по теме "Почвы,их образование и свойства" 8 класс составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, с использованием электронно-образовательных ресурсов. Учебник авторов: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе   "География России. Природа. Население. Хозяйство".- М.: Дрофа, 2010.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Почвы, их образование и свойства 

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Утропова Елена Владимировна

Место работы

МКОУ «Савинская СОШ» Палласовского района

Должность

учитель географии

Предмет

география

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Почвы, их образование и свойства

Базовый учебник

В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе   География России. Природа. Население. Хозяйство.- М.: Дрофа, 2010.

 Цель  урока: сформировать новые знания и умения по теме «Почвы, их образование и свойства»

  1. Тип урока -  комбинированный.
  2. Формы работы учащихся – индивидуальная, фронтальная, групповая.
  3. Необходимое техническое оборудование - оборудование для демонстрации и выполнения опытов,

 почвенная карта России, компьютер, медиопроектор, интерактивная доска.

  1. Дидактические средства: собственная презентация, ЦК ЭОР, ФЦИОР.

                           Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  •  углубят  знания о понятие «почва» и ее свойствах,  как компонента системы географической оболочки;
  •  опишут основные свойства почв,
  • усвоят понятие о почвообразующих факторах,
  • ознакомятся с основателем почвоведения В.В. Докучаевым.

Метапредметные

Познавательные: 

  • смогут находить в учебнике достоверную информацию,
  • анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать,
  • устанавливать причинно-следственные связи.
  • делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.  

Регулятивные:

  • определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической,
  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в паре и индивидуально ,
  • работать по плану , сверяясь с целью,
  • оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные: 

  • излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии,
  • понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде ,
  • различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории
  • корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность,
  • создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно,
  • осознанно использовать речевые средства  в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей ,
  • организовывать работу в паре (самостоятельно),
  • преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого

Личностные: 

  • аргументированно оценивать свои и чужие поступки ,
  • осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей,
  • осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий  выбор,
  • осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества,

Решаемая учебная проблема:  Почва биотический или абиотический компонент природы?

Основные понятия, изучаемые на уроке:  почва, плодородие, гумус, почвообразующие факторы, структура почвы, материнская порода, почвенный профиль.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

•  развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

•  формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность учителя

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

  1. Актуализация знаний

 Хочу начать наш урок с пословицы  написанной на доске «Добра мать для своих детей, а земля для всех людей».

Прочитайте её и объясните содержание.

  • что подразумевается под словом «земля»?
  • какой природный объект мы начинаем сегодня изучать?

Наш разговор пойдет о почве – синоним земля

Запишем тему урока в тетрадь «ПОЧВЫ»

- А что вам уже известно об этом природном компоненте?

Судя по вашим ответам,  вы знаете не так уж много, а данные вопросы содержатся в заданиях ЕГЭ и ГИА, поэтому на сегодняшнем уроке вы сможете пополнить знания по теме.

Давайте с вами вспомним

1. Что такое почва? -Ребята давайте сформулируем понятие почва.

А теперь обратимся учебнику и прочитаем более полную формулировку понятия стр.125

«Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием» Это понятие результат работы русского ученого Василия Васильевича Докучаева.

Дополнительную информацию о нем нам подготовила Гордеева Юлия    

Деятельность обучающихся

Вспоминают соответствующие учебные задачи,

делают содержательные обобщения

- Один из учащихся читает её вслух.

Работают индивидуально, высказывают каждый свое мнение,

отвечают на поставленные вопросы

(В пословице говориться о земле, её значении для человека.

Под словом земля подразумевается почва.  Мы начинаем изучать почвы).

- Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть)

 Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты)

которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)

Записывают в тетрадь.

Ученица демонстрирует презентацию о Докучаеве В.В..

Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):

 Проблемный вопрос:  :  «Почва биотический или абиотический компонент природы?» В течении урока вы должны найти ответ на  этот вопрос (В конце урока должно прозвучать “Почва – это особое природное тело, образованное в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неорганической) природы ”.)

_ Скажите, что необходимо знать чтобы ответить на этот вопрос?

   http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b4d60cf5-faa0-4d7c-a3cb-70828bbc4bbf/009.swf                           

Деятельность обучающихся 

-  Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие

– проговаривают и осознают его

Ответы учащихся. (Состав, структуру почвы)

Самостоятельная работа. Результаты фиксируют в тетрадь.

Целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

•   овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы,

 формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

•   формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность учителя

Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

   http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b4d60cf5-faa0-4d7c-a3cb-70828bbc4bbf/009.swf

Деятельность обучающихся

Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание

возникшего интеллектуального затруднения, противоречия,

дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий.

Осознание цели предстоящей деятельности.

 ЭТАП планирования.

Основные задачи учителя.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

•   определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

•   воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Деятельность учителя

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного I объекта, предложение учащимся самим составить план.

Деятельность учащихся

Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.

Деятельность учителя

Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок. 

-Подумайте, как происходило образование почвы. Какие компоненты и факторы повлияли на образование почв. От чего зависит образование почвы.

 Игра «Мозговой штурм»

Гипотезы фиксируются на доске.

-Ознакомьтесь самостоятельно с компонентами почвообразования.

Вывод: составляется в виде схемы – кластера  на доске

Схема - почвообразующие факторы: климат, рельеф, деятельность человека,  растения, животные, время, материнская порода.

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b4d60cf5-faa0-4d7c-a3cb-70828bbc4bbf/009.swf -

--  Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Деятельность обучающихся

- Вступают в диалог .

- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме

Учащиеся выдвигают гипотезы.

Две группы обсуждают гипотезы и выделяются главные.

Итоги записываются в виде схемы. Версии доказывают примерами.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b4d60cf5-faa0-4d7c-a3cb-70828bbc4bbf/009.swf -

Учащиеся дополняют кластер

Вывод о почвообразующих факторах (компоненты

почвообразования –биотические и абиотические)

ЭТАП" Открытие" нового знании.

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

•     воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

•     формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

•     формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

•     овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

•     формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

•     воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

 -Какие из почв будут легко  промываться водой, а какие тяжело?

    - Какие почвы будут легко заболачиваться и засолятся, а какие плохо удерживают влагу и требуют в сухую погоду обильного полива?

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b4d60cf5-faa0-4d7c-a3cb-70828bbc4bbf/009.swf

Деятельность учащихся

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп.

Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".

 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

-  Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Деятельность учащихся

- Выполняют задания на новый материал (всем классом)

Практикум. Определение механического состава и структуры почвенных образцов  (работа в парах).

- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме

        ЭТАП Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать

меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с проблемой, записанной на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом 

  -Вернемся к проблемному вопросу  - Почва биотический или абиотический компонент природы?

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? (В конце урока должно прозвучать “Почва – это особое природное тело, образованное в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неорганической) природы ”.) Не зря основатель почвоведения Докучаев сделал вывод – почва «зеркало» природы.

- Используя свои новые знания оцените почвы нашего района.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b4d60cf5-faa0-4d7c-a3cb-70828bbc4bbf/009.swf

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика

http://fcior.edu.ru/card/22389/pochva-i-pochvennye-resursy-rossii-kontrolnye-zadaniya-so-specialnymi-vozmozhnostyami-dlya-slabovidy. контроль

ЭТАП Домашнее задание

№ 26 читать и пересказывать, ответить на вопросы. Творческое задание составить кроссворд по теме «ПОЧВЫ».  Сообщение «Почвы родного края».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планы-конспекты по немецкому языку для 2 класса Автор И.Л.Бим

уроки немецкого языка для 2 классов. Раздел 1 "Немецкий алфавит"...

планы-конспекты по немецкому языку для 2 класса Автор И.Л.Бим

уроки немецкого языка для 2 классов. Раздел 1 "Немецкий алфавит"...

планы-конспекты по немецкому языку для 2 класса Автор И.Л.Бим

уроки немецкого языка для 2 классов. Раздел 1 "Немецкий алфавит" 1-2 уроки...

планы-конспекты по немецкому языку для 2 класса Автор И.Л.Бим

уроки немецкого языка для 2 классов. Раздел 1 "Немецкий алфавит" 3-5  уроки...

Авторская программа краеведческой направленности "География родного края" 8-9 класс. Автор- Утропова Е.В.

 Вопросы изучения природы родного края становятся все более актуальными для современного географического образования. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном кр...

Урок по теме: Атмосфера и ее строение, 6 класс. Автор- Утропова Е.В.

Урок по теме "Атмосфера и ее строение" для 6 класса, по учебнику Е.М Домогатских и Н.И Алексеевский. Он постоен в форме технологической карты конструирования урока. Материал разработан по требо...