Рабочая программа по географии 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс) по теме
Рабочая программа по географии 7 класс на 2013 - 2014 учебный год по учебнику Домогацких
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_7_klass.docx | 48.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Руководитель МО ___________/___________________/ «_____»__________________ 2013 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Лицей № 7» ____________ /Л.А. Фадеева/ «_____»____________ 2013 г. |
Рабочая программа
учебного курса по ГЕОГРАФИИ в 7 классе
Составитель: Юртаева О.Ю.
2013 г.
Пояснительная записка
Цели изучения учебного предмета:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Общая характеристика учебного предмета
География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.
Курс состоит из двух частей:
1. Планета, на которой мы живем.
2. Материки планеты Земля.
Открывает курс небольшая тема «Мировая суша». В ней дается общее представление о материках и островах, их размерах, взаимном расположении. Также разъясняется отличие понятий «материк» и «часть света».
Следующая тема «Литосфера» знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.
Тема «Атмосфера» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит как климат целых материков, так и отдельных территорий.
Тема «Мировой океан» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира и др. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг на друга.
Тема «Геосфера» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины существования этих закономерностей и формы их проявления.
Тема «Человек» дает представление о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет их деятельность на природу Земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы.
Следующая, большая часть курса включает в себя темы: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия. Каждая из тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:
- географическое положение и история исследования;
- геологическое строение и рельеф;
- климат;
- гидрография;
- разнообразие природы;
- население;
- регионы.
Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах, и, вместе с тем, выявить общее в природе всех материков.
На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089;
- примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2013-2014 уч. год.
Рабочая программа составлена на основе программы Домогацких Е.М. Программа по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МОУ «Лицей № 7» отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» в VII классе, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Результаты обучения:
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Тематическое планирование по дисциплине «География. Материки и океаны» 7 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка уч-ся, ч | Из них | |||
Теоретическое обучение, ч. | Практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | |||
I | Раздел I.Планета, на которой мы живем | 22 | 20 | 1 | 1 | - |
1 | Мировая суша | 1 | 1 | |||
2 | Поверхность Земли | 5 | 5 | |||
3 | Атмосфера | 5 | 4 | 1 | ||
4 | Мировой океан | 5 | 4 | 1 | ||
5 | Геосфера | 2 | 2 | |||
6 | Человек | 4 | 4 | |||
II | Материки планеты Земля | 46 | 33 | 7 | 5 | |
7 | Африка | 10 | 7 | 2 | 1 | |
8 | Австралия | 5 | 5 | |||
9 | Антарктида | 3 | 2 | 1 | ||
10 | Южная Америка | 9 | 6 | 2 | 1 | |
11 | Северная Америка | 8 | 6 | 1 | 1 | |
12 | Евразия | 10 | 7 | 2 | 1 | |
III | Взаимоотношения природы и человека | 2 | 1 | 1 | ||
Итого | 70 | 53 | 9 | 6 | 1 |
Содержание программы
Раздел 1. ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ (21 час)
Тема 1. Мировая суша (1 час)
Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова.
Основные понятия: материк, океан, часть света, остров.
Тема 2. Поверхность Земли (5 часов)
Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Основные понятия: геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководные желоба, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.
Персоналии: Альфред Вегенер.
Тема 3. Атмосфера (5 часов)
Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальное™ климата. Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс.
Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западный и северо-восточный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Персоналии: AM. Воейков.
Тема 4. Мировой океан (5 часов)
Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
Персоналии: Огюст Пикар.
Тема 5. Геосфера (2 часа)
Понятие о географической оболочке. Материки и океаны как крупные природные комплексы геосферы Земли. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилей.
Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии: В.В. Докучаев.
Тема 6. Человек (4 часа)
Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая
карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Взаимоотношения человека и природы и их изменения. Охрана природы. Всемирное природное наследие.
Основные понятия: миграция, раса, этнос, религия, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика.
Раздел 2. МАТЕРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ (48 часов)
Тема 1. Африка (10 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий, Великий африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.
Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира - Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.
Неравномерность размещения населения, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные понятия: саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, Сахель, Магриб, экваториальная раса.
Персоналии: Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Н.С. Гумилев, Дж. Спик.
Тема 2. Австралия (5 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз - страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания - островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены.
Персоналии: А. Тасман, Дж. Кук, Э.Дж. Эйр, Мак-Артур, Н.Н. Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т. Хейердал.
Тема 3. Антарктида (3 часа)
Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологического строения рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Отсутствие постоянного населения.
Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.
Персоналии: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Ж.С. Дюмон-Дюрвиль, Р. Амундсен, Р. Скоп.
Тема 4. Южная Америка (9 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка - самая полноводная река планеты. Реки - основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Анды - регион богатой культуры, Галапагосские острова, Мачу-Пикчу.
Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самба, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка.
Персоналии: К. Гумбольдт, Х. Колумб.
Тема 5. Северная Америка (8 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры - главный горный хребет. Аппалачи. Разнообразие типов климата, меридиональное простирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы Северной Америки. Англо-Америка, мигранты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо.
Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка.
Персоналии: к. Макензи, Дж. Кабот, Г. Гудзон.
Тема 6. Евразия (11 часов)
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия - древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия - самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Персоналии: Марко Поло, Афанасий Никитин, Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, В.К. Арсеньев.
Раздел 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА (2 часа)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.
Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.
Персоналии: Н.И. Вавилов, В.И. Вернадский.
В результате изучения географиив 7 классе ученик должен:
1. Знать (понимать):
- географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
- причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
- основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными
особенностями отдельных стран и регионов;
- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и
предотвращению;
- географию крупнейших народов Земли.
2. Уметь:
Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
Определять (измерять):
-географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
Называть и показывать:
-важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
- давать характеристики материков и океанов;
- характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;
- приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального
природопользования и др.;
- определять географическое положение природных объектов.
Материально-техническое обеспечение курса:
Библиотечный фонд:
УМК ученика
- Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Материки и океаны: В 2 ч. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
- Географический атлас. 7 класс. – М. : Дрофа, 2012.
- Сиротин В.И. Материки и океаны. 7 кл.: Рабочая тетрадь с комплектов контурных карт. – М.: Дрофа, Издательство ДИК, 2012.
УМК учителя
- Е.М. Домогацких Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС », 2010.
- Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии 6-10 классы. Москва, изд. «Школа – Пресс», 2005.
- Дюкова С.Е. Тематический контроль по географии. География материков и океанов. 7 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2000.
Наглядные пособия:
Глобус Д 320, М:б 1:40000000 (физический),
Глобус Д 210, М:б 1:60000000 (физический),
Глобус Д 210, М:б 1:60000000 (политический)
Слайдальбом «Население мира»
Слайдальбом «Ландшафты Земли»
Слайдальбом «Стихии Земли»
Шк. Коллекция «Полезные ископаемые» 1, 2
Шк. Коллекция «Поделочные Камни»
Шк. Коллекция «Минералы и гор.породы» 1, 2
- Карта «Карта «Физическая карта мира»»
- Карта «Карта физическая «Европа»»
- « Карта Океанов»
- Карта «Карта физическая «Южная Америка»»
- Карта «Карта физическая «Африка»»
- Карта «Почвенная карта мира»
- Карта физическая «Карта полушарий»»
- Карта «Строение земной коры и пол. ископ. мира»»
- Карта «Климатическая карта Мира»
- Карта «Важн.геогр. открытия и колон. захваты»
- Карта «Евразия. Физическая карта»
- Плакат Антарктида. Комплексная карта.
- Плакат Антарктида. Физическая карта
- Плакат Арктика. Физическая карта
- Плакат Крупнейшие озера мира
- Плакат Вулканизм и землетрясения
- Плакат Удивительные растения и животные мира
- Плакат Постоянные ветры земли
- Плакат Поверхностные воды суши
- Плакат Движение воды в Мировом океане
- Плакат Строение Земли и земной коры
- Плакат Воздушные массы и климаты Земли
- Плакат Эволюция континентов и океанов
- Плакат Структура земной коры
- Плакат Поверхность континентов и океанического дна
- Таблицы по географии материков - 7 класс
ТСО:
Мультимедийный компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, средства коммуникации (выход в Интернет)
Дополнительная литература
- Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.
- Блон Ж. - Великий час океанов - М.: Мысль, 1980.
- Вагнер Б.Б. - По океанам и континентам, Хрестоматия - М.: Московский Лицей, Душина И.В. - География материков и океанов: Рабочая тетрадь к учебнику В. А. Коринской и др. - М: Дрофа, 2001.
- Душина И.В. –География материков и океанов. Рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2008.
- Душина И.В. - Школьный практикум. География материков и океанов. - М.: Дрофа, 1998.
- В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.
- Гвоздецкий И.А. и др. - Хрест. по физической географии (Афр., Амер., Австр., Ант.) -М.: Просвещение, 1967.
- Душина И.В. - География материков и океанов. Рекомендации к планированию - М.: Дрофа, 2003.
- Евдокимов В.И. Сборник заданий и упражнений по географии – М.: Экзамен, 2010
- Емельянов А.С. 300 вопросов по странам и континентам – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Залогин Б.С - Океаны: Кн. Для учащихся - М.: Просвещение, 1996.
- Иванова О.Ю. Величайшие чудеса света. – Смоленск: Русич, 2004.
- Костина С.А. География материков и океанов. Поурочные планы – Волгоград: Учитель, 2007
- Крылова О.В. - Уроки географии: 7 кл.: Из опыта работы - М.: Просвещение, 1990.
- Крылова О.В. -Дидактические материалы по географии материков и океанов: 7 кл.: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1996. (2 шт.)
- Махов С.И., Махова И.П. – Поурочные разработки: пособие для учителей ОУ, 7 класс. – М.: Просвещение, 2009 (Сфера)
- Нагорная И.И. - Поурочные планы (по учебнику Коринской В.А. и др.) - Волгоград: Учитель, 2004.
- Никитина Н.А. – Поурочные разработки , 7 класс. – М.: Вако, 2005.
- Перлов Л.Е. Дидактические карточки – задания по географии – М.: Экзамен , 2007
- Петрова Н.Н. – Настольная книга учителя географии.6-11 кл. – М.: Эксмо, 2008.
- Соколова Д.Ю. - Сборник кроссвордов по географии материков и океанов - М.: Новая школа, 1996.
- Спрялин А.Н., Ерёмина В.А. - Океаны - М: Московский Лицей, 1997.
Основные Интернет-ресурсы:
http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»;
http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена;
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «География»;
http://www.1september.ru – газета «География», издательство «Первое сентября»;
http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов;
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта «Сеть творческих учителей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...