Развитие игровых технологий на уроках географии
статья (география) по теме
Выступление на РМО учителей географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_igorvykh_tekhnologiy_na_urokakh_geografii.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление РМО учителей географии.
Учитель Смирнова Галина Ивановна, учитель географии 1 квалификационной категория
Особенности развития познавательных интересов учащихся к изучению географии в малочисленной сельской школе
В последние годы проблема развития познавательного интереса учащихся к изучению учебных предметов, к учёбе приобрела значительную актуальность. В силу ряда причин эта острота особенно ощущается в сельской школе. Одним из факторов снижения познавательного интереса к школьной географии является усиление роли внеучебных источников географической информации и, прежде всего телевидения. Увеличилось количество статей с географическим содержанием в газетах, в том числе местных, появились новые журналы географического профиля.
Любое исследование начинается с постановки проблемы. Потребовалось выявить уровень развития познавательных интересов учащихся к изучению географии, те реальные факторы, которые влияют на этот уровень, и определить, какие резервы учебного процесса используются пока ещё недостаточно. Всё это позволит наметить хотя бы некоторые ориентиры, которые следует учитывать в условиях сельской школы.
Для изучения динамики познавательных интересов использовалось анкетирование учащихся. Им было предложено указать учебные предметы, которые вызывают у школьников наибольший интерес. Выяснилось, что количество таких предметов составляет 2,4. Из 6 учебных предметов (русский язык, литература, математика, география, биология, история) география занимает последнее место. В анкете были названы возможные мотивы изучения географии или фиксировалось отсутствие интереса к предмету.
Учащиеся отвечали на вопрос: Зачем, по вашему мнению, нужно изучать географию? Необходимо было подчеркнуть соответствующие мотивы. Всего их было предложено 14, объединённых в две большие группы: а) познавательные мотивы, связанные с учебной деятельностью и процессом её выполнения; б) социальные мотивы, относящиеся к различным взаимодействиям ученика с другими людьми – родителями, товарищами по классу, формированием гражданских качеств, профессиональных интересов и др. Для более подробного анализа мотивационной сферы возможные ответы были разделены на подгруппы: познавательные мотивы – на широкие познавательные и учебно-познавательные, а социальные – на широкие и узкие.
Выяснилось, что мотивы изучения географии постепенно изменяются от класса к классу. Если в VI-VII классах преобладают широкие познавательные мотивы, связанные со стремлением узнать новое, с интересом к географии, к изучению природы, познанию разнообразных фактов, то в более старших классах чаще всего эти мотивы уступают место социальным.
Таблица 1
Количество учащихся, интересующихся географией (в %)
Класс | |
6 7 8 9 В среднем | 80 66,6 40 20 51.6 |
Как видно, наибольший интерес к предмету проявляется в 6-7-х классах, где изучают курсы физической географии, в 8-м классе происходит резкий спад интереса к ней, и к 9-му классу по всем школам показатели интереса становятся весьма низкими. Какие же факторы влияют на развитие познавательного интереса? Ведущий среди них – уровень педагогической квалификации учителя. Анализ подтвердил это известное из педагогической теории положение.
Одним из факторов, оказывающих заметное влияние на познавательный интерес, является мотивация учебного процесса. Учебные предметы могут интересовать учащихся по-разному, и этот интерес зависит от мотивов, сообщающих смысл учению.
Таблица 2
Характер мотивов изучения географии (в %)
класс | Количество познавательных мотивов в % к общему числу мотивов | Количество социальных мотивов в % к общему числу мотивов |
6 7 8 | 78,3 72,7 67,7 | 21,7 27,3 32,3 |
Обращает внимание преобладание познавательных мотивов над социальными, что свидетельствует о слабой связи географии с жизненными планами учащихся, их будущим. Как уже отмечалось, в старших классах социальные мотивы становятся ведущими. Они связаны с ростом социальной зрелости, становлением гражданских качеств личности, с жизненными планами учащихся. Как видно, перевод интересов учащихся с первичных, познавательных мотивов на широкие социальные – один из путей развития познавательных интересов.
Не надо отделять географию от личности. Познавательный интерес как мотив побуждает учащихся к деятельности придаёт учению новый смысл. Необходимо показывать географизм обыденной жизни, те сферы жизни и деятельности сельских жителей, где постоянно требуется знание географической обстановки – погодных условий и их возможного изменения, состояния почвы, её готовности к обработке, дорог, понимание сущности фенологических явлений в природе и многое другое. Учащиеся должны осознавать, что географические знания им обязательно пригодятся в жизни. Личностный аспект изучения географии каждым школьником – один из важнейших мотивов её познания. Установлено, что развитие личности идёт через овладение учебными предметами, знаниями, умениями и навыками, поэтому так важно создать действенные мотивы деятельности. Мало рассказывать о том, что изучает географическая наука, не менее важно убедить в необходимости её изучения каждым учеником и использовать свои знания и умения в быту, в сельских профессиях.
Во многих отношениях сельская школа располагает более благоприятными условиями для формирования познавательных интересов, чем школа городская. Одна из таких возможностей связана с проведением экскурсий как в природу, так и на сельскохозяйственные и промышленные предприятия.
Система знаний, усваиваемых учащимися в процессе изучения географии, должна быть адекватна современной картине мира. При опросе учащихся выявлено, что наиболее привлекают их экологические проблемы Московской области, особенности влияния водохранилища Загорской ГАЭС на природную среду, древние города нашего края. Эти вопросы – во многом объекты экскурсионного изучения. В процессе экскурсий осуществляется подлинное созидание знаний и формируется интерес к изучаемому, в том числе на экологическом материале.
Для выяснения причин низкого интереса к школьной географии обращено внимание на то, как учащиеся читают географическую литературу. Оказалось, что в школе учащиеся 8-9-х классов книги по географии после уроков не читают. В школьной библиотеке они имеются, хотя и в незначительном количестве. По опросам учащихся, такие книги есть и в домашних библиотеках. Это в основном литература по Московской области, журнал “Вокруг света”.
Многие учащиеся 6-7-х классов в послеурочное время используют дополнительную литературу – для подготовки домашних заданий, готовят рефераты и доклады, в том числе для Недели географии. В 77% семей имеется географическая литература, книги по охране природы, журналы “Юный натуралист”, “Охота”.
В школе учащиеся также вовлечены во внеклассное чтение. В основном читают дополнительную литературу члены географического кружка. Это Детская энциклопедия, словари, журнал “Вокруг света”, книги Жюля Верна. Многие ученики назвали 5 и более книг. И здесь выявлена определённая корреляция между фондом географической и экологической литературы в школьных библиотеках и состоянием познавательных интересов учащихся к предмету.
Таблица 3
Количество книг по географии и охране природы в школьных библиотеках
Количество книг в библиотеке по географии | Количество книг на 1 ученика |
37
| 6,1 |
Очевидно, что и в современных условиях финансирования школьных библиотек ещё не полностью используются имеющиеся литературные источники, и в этом отношении также сказывается педагогическая квалификация учителя.
Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Уровень развития познавательных интересов в разных школах неодинаков и зависит от ряда факторов, в том числе:
педагогической квалификации учителя;
организации учебного процесса и его соответствия новым технологиям обучения;
связи обучения географии с жизненными планами выпускников школы.
На уровень развития познавательных интересов влияет внеклассная работа, сочетание учебной и внеучебной деятельности учащихся.
В современных условиях и в сельской малочисленной школе существуют многие реальные возможности развития живого интереса к изучению географии.
Развитие игровых технологий в обучении школьной географии
В современной практике обучения географии большую популярность получили игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения.
Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая результативными, другие предпочитают классические формы учебного процесса. Для дальнейшего развития игровых технологий и более полного использования их педагогических возможностей, особенно с точки зрения развития личности учащихся, представляет интерес выявление особенностей развития игровых технологий, мнений учащихся и учителей о педагогических играх. Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении.
Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно невротизированных, слабых и неуверенных в себе.
Наблюдения при проведении некоторых игр позволяют выявить неформальную структуру класса, тип взаимоотношений между учениками, установить учащихся с явными лидерскими качествами и аутсайдеров. Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе.
Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игры необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.
Игры достаточно сильно различаются по многим параметрам: областям деятельности, игровым методикам, характеру педагогического процесса, по игровой среде, целям, существуют различные их классификации. Опираясь на исследования психологов и педагогов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ю.К Бабанский, Д.Б. Эльконин, Т.Р. Яновская), можно выделить две большие группы игр: игры с правилами (дидактические) и творческие игры.
Игры могут делиться на академические и неакадемические (обучающие). Деление академических игр на имитационные и неимитационные связано с технологией их использования. Если моделируется какой-либо изучаемый процесс или имитируется какая-то реальность, то такие игры относятся к подгруппе имитационных игр. Из них на уроках географии используются различные ролевые игры и игры - состязания. Ролевые игры предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. В основном содержанием ролевой игры становятся реальные проблемы географической науки. Ролевая игра успешна в том случае, если учащиеся в ходе её дискутируют, отстаивают свои взгляды. Так, для 7 класса наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа игр-путешествий (примеры: «Путешествие по Австралии», «Путешествие по Атлантическому океану», «Будущее Антарктиды»). В 8-10 классах ролевые игры постепенно изменяются, в них используются более сложные ситуации (пресс-конференции, уроки-ярмарки, «круглые столы»). Более эффективное использование игр в учебном процессе предполагает выявление мнений учащихся об игровой деятельности.
Среди учащихся 6-9 классов было проведено анкетирование, цель которого - выявить отношение учащихся к различным формам уроков и мотивов, определяющих этот выбор. Результаты анкетирования отражены в диаграмме 1 и табл. 1 и 2.
Диаграмма 1. Мнение учащихся о разных формах урока
Мнение учащихся о разных формах урока внутри параллелей
Таблица 1
6 | 7 | 7 | 8 | 9 | |
а | 22% | 52% | 44% | 10% | 31% |
б | 52% | 24% | 40% | 30% | 37% |
в | 100% | 66% | 64% | 70% | 94% |
г | 8,7% | 5% | 20% | 10% | 0 |
Мотивация выбора учащимися игровой формы урока
Таблица 2
Мотивы выбора | 6 | 7 | 8 | 9 | Всего |
Интересно | 12% | 18% | 18% | 15% | 63% |
Получение новых знаний | 16% | 9% | 6% | 9% | 40% |
Легче усваивается и запоминается материал | 2% | 8% | 6% | 10% | 26% |
Хорошая возможность для повторения | 10% | 5% | - | - | 15% |
Удовольствие, отдых, развлечение, азарт | 4% | 3% | 5% | 6% | 18% |
Общение, совместная работа, возможность совещаться | 2% | 1% | 3% | - | 6% |
Меньше нагрузка | - | - | - | 3% | 3% |
Хорошие оценки | - | - | 3% | 2% | 5% |
Не смогли объяснить | 6% | 7% | 2% | - | 15% |
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
1. Из предложенных форм урока наибольшее число учащихся, независимо от возраста, отдают предпочтение игровым. Максимальный выбор этой формы приходится на 6 и 9 классы.
2. Различия в выборе игровых уроков между классами различаются по уровню незначительно и составляют 10-15%.
3. Связи между выбором игровой формы и успешностью обучения данных учащихся не отмечается. Выбор игр больше связан с личностными характеристиками: общительностью, активностью, социальным статусом, занимаемым в классе.
4. Значительны различия относительно выбора других форм урока. Так, предпочтение обычному (комбинированному) уроку отдают учащиеся 7 и 9 классов. Так, в 7 классе наибольшее число учащихся выбирают комбинированную форму. В 9 классе ситуация обратная: комбинированную форму выбирают 58% учащихся.
Достаточно интересна ситуация, связанная с уроками-практикумами. Большой интерес они вызывают у учащихся 6 и 7 классов (34% и 37%), а в 8 и 9 классах он постепенно снижается. Аналогичная ситуация с уроками зачетной формы. Но между классами относительно урока-практикума существуют значительные различия. Так в 6, 7 и 8 классах эту форму урока выбирает значительное число учащихся (52%, 50%, 30). Отношение к урокам-зачетам между классами незначительно. Анализ мотивов выбора учащимися игровых форм урока показывает следующее:
1. Учащиеся разного возраста имеют сходные основные мотивы. Первые позиции во всех классах занимают следующие мотивы:
-интерес к такой форме урока;
-усвоение новых знаний;
-более лёгкое усвоение и запоминание материала.
2. Существуют некоторые возрастные различия. Так, учащиеся 6 и 7 классов выделяют возможность повторения материала, а в 8 и 9 классах этот мотив отсутствует. Объяснить это, очевидно, можно тем, что в 6 и 7 классах доминируют игры-состязания, большая часть которых используется на уроках обобщающего повторения. А в 8 и 9 классах эти игры постепенно замещаются имитационными, которые применяются на других этапах обучения. Мотивы отдыха, развлечения, получения удовольствия занимают незначительное место среди других мотивов, но количество учащихся, указывающих их, несколько увеличивается с возрастом.
В 6 и 7 классах несколько человек свой выбор этой формы урока объясняют возможностью общения. В 8 и 9 классах для 5 человек значимым является получение хороших оценок.
Процесс развития игровых способов обучения географии можно проследить по публикациям в методическом журнале «География в школе». Анализ статей журнала за последние 18 лет (период наиболее активного освоения игровых технологий), с 1985 по 2002 гг., выявил следующие тенденции:
1. На протяжении всего этого периода наблюдается постепенное повышение интереса учителей географии к игровым формам и методам, которое проявляется в росте количества публикаций.
2. Постепенно меняется выбор игровых сюжетов учителями географии, существуют значительные отличия в разработках разных лет.
В 80-е годы чаще используются настольные игры типа кроссвордов, ребусов, лото, игровых кубиков, почты. В этот же период появляются описания игр-состязаний и ролевых игр, но большинство из них предлагается для 6-7 классов, они достаточно однотипны и с нечетко прописанными правилами. В 90-е годы заметно увеличивается количество публикаций с описанием игр-творческого содержания - соревнований и ролевых игр, причем их формы становятся более разнообразными (Игры-соревнования «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Лего-го», «Звёздный час», «Геобизнес», «Геошанс», «По следам Робинзона», «Морской бой», «Австралийский серпантин», «Роза ветров»,
«Остров сокровищ». Ролевые игры: «Юный менеджер», урок-ярмарка, пресс-конференция, урок-суд, урок-путешествие, урок-сказка, урок-инсценировка, урок-совещание и т. д.). Практически все разработки имеют четко оформленные правила, их легко использовать в педагогической практике или, при необходимости, адаптировать к другой теме или курсу географии. В 1991 г. Г.С. Кулинич и В.В. Николина разделяют игры на группы и дают их описание, а в 1996 г. С.П. Спичак и С.В. Тесленко расширяют это описание. Но и в том, и в другом случае это только достаточно разнообразные наборы дидактических игр, которые еще не образуют единую систему.
3. Во второй половине 90-х годов начинается разработка игровых систем. В 1996 году О.О. Жебровская предлагает первый игровой комплекс для 6 класса, в который включены игровые методы по всем темам курса, логически связанные между собой. В эти же годы появляются игры для 9-10 классов. В 2001 году В.В.Мартемьянов предлагает игроси-стему для 6-8 классов.
4. За период 2000-2002 гг. в журнале описывается наибольшее число разработок игр. Они становятся еще более разнообразными. Л.М.Дмитриева («Дидактические игры по теме «Природные зоны мира». 2000. №7) предлагает описание 6 вариантов игр, направленных на тренировку памяти, внимания, воображения, мышления.
Как видно, развитие игровых методов продолжается и идёт от описания отдельных разрозненных игр к постепенному созданию целых комплексов и систем игр, которые связаны между собой едиными дидактическими целями и задачами (график 1).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Диаграмма 2. Количество публикаций с описанием игр по классам
Исследование тенденций развития игровых технологий и практики их использования помогает совершенствованию собственного педагогического опыта. В первые годы своей работы я основной целью ставила повышение интереса к учению и активности учащихся с помощью игр, стимулирование деятельности школьников, игры носили эпизодический характер и использовались только на этапе повторения. Постепенно накапливалось количество игровых моделей, описанных в методической литературе и адаптированных мною к определённым темам и курсам, собственных разработок.
График 1. Изменение числа публикаций об игровых технологиях в журнале «География в школе»
Появились возможности для расширения их использования и создания небольших игровых комплексов по некоторым курсам. Применение уже созданных и описанных в литературе систем затруднительно. Каждый учитель должен сам решать, что включать в такой комплекс, учитывая содержание программ и учебников, которые он использует, особенности классов, с которыми работает. Модели, описанные в литературе, могут служить основой для создания собственных комплексов.
Большая часть игр в моей практике по-прежнему приходится на обобщение и контроль знаний. Но я стараюсь их включать и в процесс изучения нового материала и закрепления умений и навыков. Чаще использую игры в 6-х - 8-х классах, но ощущаю необходимость в их использовании и в старших классах.
Есть потребность в исследовании влияния игровых технологий на развитие личностных качеств учащихся. Представляло интерес выяснить, насколько активно используют в своей практике накопленный опыт работающие учителя; от каких факторов зависит выбор учителем форм урока; в чем он видит достоинства и недостатки игровых технологий; какие проблемы существуют в развитии игровых технологий в настоящее время.
Учителя отмечают как достоинства игровых технологий, так и трудности в их использовании. По мнению учителей, они заключаются в следующем:
Таблица 3 Достоинства и недостатки игровых форм обучения с точки зрения учителей
Достоинства | Недостатки | Этапы обучения, на которых используются игры |
1. Повышение интереса | 1. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной | 1. Обобщение-повторение |
2. Активизация учащихся | 2. Занимают много времени | 2. Закрепление |
3. Лучшее усвоение | 3. Не для любого материала | 3. На любом этапе |
4. Объединение коллектива | 4. Требуют много подготовки | 4. Контроль знаний |
5. Развитие мышления | 5. Сложности в оценке учащихся | 5. Изучение нового материала |
6. Разрядка напряжения, смена деятельности | 6. Не позволяет формировать систему знаний | 6. Постановка цели, проблемы |
7. Соревновательность, доступность | 7. Работа одних и тех же учащихся | |
8. Развитие творческих способностей | ||
9. Формирование ответственности | ||
10. Хороший способ закрепления |
Из анализа анкет можно сделать следующие выводы:
1.Учителей, совсем не использующих в своей практике игровых методик, не выявлено.
2. Активность использования игровых технологий от преподаваемого предмета зависит незначительно.
3. Большая зависимость существует от личностных особенностей учителя, частично от его возраста (чаще используют молодые) и от возраста учащихся (чаще в 6-7 классах).
4. Большинство учителей главными целями использования игровых технологий выделяют повышение интереса и активизацию учащихся, и только небольшой процент учителей отмечают обучающие и развивающие возможности игр.
5. Среди недостатков называют более сложную организацию урока, большие затраты времени на подготовку и проведение урока.
Влияние недостатков, на которые указывают учителя, можно снизить созданием каждым учителем своего игрового комплекса, связанного едиными целями с планированием. Таким образом, современными проблемами, существующими в развитии игровых технологий, можно считать более полное осознание познавательных возможностей игры и формирования личностных качеств. Необходимо продолжать развитие системного подхода к игровой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии на уроках географии. Из личного опыта.
В данной статье рассмотрен ряд игровых технологий, применяемых мною на уроках географии в 9,10,11 классах....
Статья по географии по теме: "Система компьютерного контроля и игровых технологий на уроке географии".
Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобыкаждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.Поэтому принципиально важны при формировании географическойграмотности опти...
Применение игровой технологии на уроке географии
Статья с разработкой урока по теме "Рекреационные ресурсы мира (международный туризм)" 10-й класс...
игровые технологии на уроках географии
Использование игровых технологий на уроках географииСегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и ме...
Применение игровых технологий на уроках географии
Применение игровых технологий на уроках географии способствует повышению познавательной активности учащихся и повышает интерес к предмету.Презентации состоит из 22 слайдов....
Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"
Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...