Рабочие программы по географии
рабочая программа по географии по теме
Рабочие программы по географии для 6-9 класса по УМК "Сфера", для 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по УМК Сфера для 6 класса | 23.23 КБ |
Рабочая программа по УМК Сфера для 7класса | 25.46 КБ |
Рабочая программа по УМК Сфера для 8 класса | 21.21 КБ |
Рабочая программа по УМК Сфера для 9 класса | 21.01 КБ |
Рабочая программа для 10 класса | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бужаниновская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
______ А.Б. Никульцев
«02» сентября 2013 г.
Рабочая программа
по географии (начальный курс).
на 2013-2014 учебный год.
Разработала:
Смирнова Галина Ивановна,
учитель географии и биологии,
1 квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
I. Изображение земной поверхности и их использование – 6 ч
II. Развитие географических знаний о Земле - 3 ч III. Земля – планета Солнечной системы - 3 ч IV. Литосфера – каменная оболочка Земли -4 ч
V. Гидросфера – водная оболочка Земли - 5ч
VI. Атмосфера – воздушная оболочка Земли - 5ч
VII. Биосфера – оболочка жизни – 3 ч.
VIII. Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс - 6 ч
Цель и задачи курса
Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
- развивать познавательный интерес учащихся 6 класса к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний, а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний;
- включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения начального курса географии ученик должен знать/понимать
- основные географические понятия: план местности, азимут, масштаб, географическая карта, абсолютная и относительная высота, литосфера, земная кора, горы, равнины, гидросфера, океан, море. Река, озеро, атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат, биосфера, природный комплекс, раса;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном уровне; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений4
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
- составлять краткую географическую характеристику разных географических объектов на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления и высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
- для ориентирования на местности и проведения съёмок её участков; чтения карт различного содержания;
- для учёта фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценка их последствий;
- для наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных и техногенных катастроф;
- для проведения самостоятельного поиска географической информации о своей местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Планета Земля
(6 класс, 35 ч)
Пояснительная записка
В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определён обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 6 класса открывает начальный блок школьной географии. В Стандарте основного образования этот содержательный блок представлен разделом «Планета Земля», что соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ».
Программа разработана для курса объёмом 35 ч. Что соответствует БУП 2004 года, по которому ведётся преподавание в МБОУ «Бужаниновская средняя общеобразовательная школа».
Тематическое планирование по географии
6 класс на 2013/2014 учебный год
35 ч (1 ч в неделю)
Учебник:
авторы - А.А. Лобжанидзе
название – Планета Земля
программа – под ред. Дронова В.П.
№ урока | Тема | Кол-во часов | Практические работы | Дата | Пар. |
I. Изображение земной поверхности и их использование | 6 ч | ||||
1 | Введение. Изображение земной поверхности | 1 | 1 | ||
2 | Условные знаки и масштаб карты | 1 | Топографический диктант | 2 | |
3 | Географические координаты | 1 | №1 «Определение по картам географических координат точек» | 3 | |
4 | Ориентирование Построение плана местности | 1 | №2 «Определение на местности направлений и расстояний» | 4,5 | |
5 | Географические карты. Методы изучения Земли | 1 | 6 | ||
6 | Обобщение темы «Изображение поверхности Земли». | 1 | |||
II. Развитие географических знаний о Земле | 3 ч | ||||
7 | География в древности География в эпоху Средневековья | 1 | 7-8 | ||
8 | Эпоха Великих географических открытий Географические открытия 17-19 вв. | 1 | 9-10 | ||
9 | Географические исследования 20 в. Обобщение темы «Развитие географических знаний о Земле». | 1 | 11 | ||
III. Земля – планета Солнечной системы | 3 ч | ||||
10 | Земля в Солнечной системе Форма и размеры Земли | 1 | 12-13 | ||
11 | Движение Земли Влияние Космоса на Землю и жизнь людей | 1 | №3 «Наблюдение за изменением высоты солнца в течение дня» | 14-15 | |
12 | Обобщение темы «Земля – планета Солнечной системы». Зачёт | 1 | |||
IV. Литосфера – каменная оболочка Земли | 4 ч. | ||||
13 | Минералы и горные породы Литосфера Земли. Строение земной коры | 1 | №4 «Описание горных пород» | 16-17 | |
14 | Рельеф Земли | 1 | №5 «Обозначение на карте крупнейших гор и равнин» | 18 | |
15 | Внутренние силы Земли Внешние силы, создающие рельеф | 1 | №6 «Составление схемы образования и разрушения гор (равнин)» | 19-20 | |
16 | Человек и мир камня Обобщение темы «Литосфера». | 1 | 21 | ||
V. Гидросфера – водная оболочка Земли. | 5 ч | ||||
17 | Гидросфера Человек и гидросфера | 1 | 22,29 | ||
18 | Мировой океан Движения воды в океане | 1 | №7 «Обозначение на карте океанов, морей, заливов, проливов, рек и озёр» | 23,24 | |
19 | Реки Озёра и болота | 1 | №8«Составление по карте характеристик рек по плану» | 25-26 | |
20 | Подземные воды Ледники и многолетняя мерзлота | 1 | 27-28 | ||
21 | Обобщение темы «гидросфера». | 1 | |||
VI. Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 5 ч. | ||||
22 | Атмосфера Температура воздуха | 1 | №9 «Составление графика хода температуры» | 30-31 | |
23 | Влажность воздуха и атмосферные осадки Атмосферное давление и ветер | 1 | №10 «Определение направлений ветра. Составление розы ветров» | 32-33 | |
24 | Погода Климат | 1 | 34-35 | ||
25 | Оптические явления в атмосфере Человек и атмосфера | 1 | 36-37 | ||
26 | Обобщение темы «Атмосфера». | 1 | |||
VII. Биосфера – оболочка жизни | 3 ч. | ||||
27 | Биосфера Значение биосферы | 1 | 38,40 | ||
28 | Жизнь в Океане и на суше Человек – часть биосферы | 1 | № 11 «Определение по карте ареалов распространения основных рас человека» | 39,41 | |
29 | Экологические проблемы в биосфере Обобщение темы «Биосфера». | 1 | 42 | ||
VIII. Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс | 6 ч. | ||||
30 | Географическая оболочка Природные комплексы Почва | 1 | №12 «Составление схемы взаимодействия оболочек Земли» | 43-45 | |
31 | Полярные пустыни и тундры Леса | 1 | 46-47 | ||
32 | Степи и саванны Засушливые области планеты | 1 | 48-49 | ||
33 | ПК Мирового океана | 1 | 50 | ||
34 | ПК своей местности (экскурсия) | 1 | |||
35 | Обобщение темы «Географическая оболочка». | 1 |
Информационный материал:
ГЕОГРАФИЯ. Начальный курс.
Для учащихся
1. Учебник для 6 класса Авт. А.А. Лобжанидзе
2. 3. Тетрадь-тренажер для 6 класса
Авт. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г., Банников С.В.
3. Тетрадь-практикум для 6 класса
Авт. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г., Ходова Е.С.
4. Тетрадь-экзаменатор для 6 класса
Авт. Барабанов В.В., Дюкова С.Е.
5. Атлас для 6 класса Котляр О.Г
6. Контурные карты с заданиями для 7 класса
Авт. Котляр О.Г.
Для учителя.
1. Электронное приложение к учебнику для 6 класса
Под ред. Дронова В.П.
2. Методические рекомендации.
Под ред. Дронова В.П.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бужаниновская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
______ А.Б. Никульцев
«02» сентября 2013 г.
Рабочая программа
по географии материков и океанов.
на 2013-2014 учебный год.
Разработала:
Смирнова Галина Ивановна,
учитель географии и биологии,
1 квалификационная категория
Земля и люди
(7 класс, 70 ч)
Пояснительная записка
В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определён обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной географии. В Стандарте основного образования этот содержательный блок представлен разделом «Земля и люди», что соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ».
Программа разработана для курса объёмом 70 ч. Что соответствует БУП 2004 года, по которому ведётся преподавание в МБОУ «Бужаниновская средняя общеобразовательная школа».
Цели и задачи курса
Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как планеты людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности земли на разных уровнях её дифференциации;
- создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
- усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
- способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;
- на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков. Океанов и отдельных стран; формировать у школьников змоционально-целостное отношение к географической среде;
- продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба; изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
- учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.
Отбор изучаемых в курсе стран предполагается провести исходя не только из их роли в развитии мировой цивилизации, величины территории и населения, степени отражения в их природе особенностей крупных регионов материков, но и с учётом специфики этнического состава населения, образа жизни народов равнинных и горных стран, их хозяйственной деятельности и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.
В отличие от существующего курса «География материков и океанов», в новом курсе основное внимание направлено на рассмотрение ключевых особенностей территории, а главное – отдельных стран(обеспеченность их природными ресурсами, особенность природопользования, этнокультурные особенности населения, основные виды хозяйственной деятельности, экологические проблемы).
В структурном отношении курс состоит из трёх разделов: «Природа Земли: главные закономерности», «Человек на планете Земля», «Многоликая планета». Треть курса составляет общеземлеведческие разделы, на страноведение отведено две трети учебного времени.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел I.
Природа Земли: главные закономерности - 10 ч
Раздел II.
Человек на планете Земля – 10 ч
Раздел III.
Многоликая планета - 46 ч
- Океаны Земли - 5 ч
- Африка – 6 ч.
- Южная Америка – 7 ч
- Австралия и Океания – 5 ч
- Антарктида – 3ч
- Северная Америка – 7ч
- Евразия – 12ч
- Общечеловеческие проблемы – 1ч
- Резервное время – 4ч
Требования к уровню подготовки к учащимся
В результате изучения курса ученик должен:
знать/понимать
- основные географические понятия: природный комплекс, географическая оболочка, природная зона, платформа, складчатая область, воздушная масса, пассаты, климатический пояс, режим реки, широтная зональность, вертикальная поясность, географическое положение материка, этнос, антропогенный ландшафт, природные ресурсы;
- различия карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- взаимосвязи компонентов природы, их изменения в результате деятельности человека; географическая зональность, высотная поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении различных территорий материков и акваторий океанов;
- связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях;
- меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации существенные признаки географических объектов и явлений на материках и в океанах;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для объяснения географических явлений на разных материках и в океанах, а также обеспеченность природными и человеческими ресурсами различных территорий материков, их хозяйственный потенциал и экологические проблемы;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияние на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткие географические описания и характеристики разных территорий на основе разнообразных источников географической информации;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
- для свободного чтения карт различного содержания;
- для оценивания последствий антропогенных воздействий на природу отдельных территорий материков, океанов, стран;
- для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников.
Тематическое планирование по географии материков и океанов
7 класс на 2013/2014учебный год
70 ч (2 ч в неделю)
Учебник:
авторы - А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов
название – Земля и люди
программа – под редакцией В.П. Дронова
№ урока | Тема | Количество часов | Практические работы | Дата | Пар. |
Природа Земли: главные закономерности | 10 ч | ||||
1 | Введение. Материки и океаны на поверхности Земли. | 1 | №1 «Материки и океаны» | 1 | |
2 | Материки и части света | 1 | 2 | ||
3 | Особенности рельефа Земли | 1 | №2 « Рельеф Земли» | 3 | |
4 | История формирования рельефа Земли | 1 | 4 | ||
5 | Климатообразующие факторы | 1 | 5 | ||
6 | Климаты Земли | 1 | №3 «Чтение климатических карт. Описание климата» | 6 | |
7 | Мировой океан | 1 | №4 «Описание рельефа дна океана» | 7 | |
8 | Размещение вод суши | 1 | 8 | ||
9 | Природная зональность | 1 | №5 «Описание природы материков по картам» | 9 | |
10 | Обобщение темы. Зачёт | 1 | |||
Человек на планете Земля | 10 ч | ||||
11 | Заселение Земли человеком. Расы | 1 | 10 | ||
12 | Численность населения Земли | 1 | 11 | ||
13 | Размещение населения на планете | 1 | 12 | ||
14 | Народы, языки и религии мира | 1 | 13 | ||
15 | Хозяйственная деятельность людей | 1 | 14 | ||
16 | Города и сельская местность | 1 | №6 «Размещение крупных городов» | 15 | |
17 | Страны мира | 1 | №7 «Обозначение на карте отдельных государств мира» | 16 | |
18-19 | Историко-культурные районы мира | 2 | 17 | ||
20 | Обобщение темы «Человек на планете Земля». Зачёт | 1 | |||
Многоликая планета | 46 ч | ||||
| 5 ч | ||||
21 | Атлантический океан | 1 | 18 | ||
22 | Тихий океан | 1 | 19 | ||
23 | Индийский океан | 1 | 20 | ||
24 | Северный Ледовитый океан | 1 | 21 | ||
25 | Семинар. Обобщение темы «Океаны» | 1 | |||
| 6 ч | ||||
26 | Особенности природы | 1 | №8 «Обозначение рельефа, внутренних вод» | 22 | |
27 | Природные районы | 1 | 23 | ||
28 | Человек на африканском пространстве | 1 | 24 | ||
29 | Страны Африки: ЮАР, Египет, Демократическая Республика Конго. | 1 | 25 | ||
31 | Семинар. Обобщение темы «Африка» | 1 | |||
32 | Зачёт по теме «Африка» | 1 | |||
| 6 ч. | ||||
33 | Особенности природы | 1 | №9 «Обозначение рельефа, внутренних вод» | 26 | |
34 | Равнинный Восток | 1 | 27 | ||
35 | Анды | 1 | 28 | ||
36 | Человек на южноамериканском пространстве | 1 | 29 | ||
37 | Страны южной Америки: Венесуэла, Бразилия, Перу | 1 | 30 | ||
38 | Обобщение темы «Южная Америка». Зачёт | 1 | |||
| 6 ч | ||||
39 | Природа Австралии | 1 | №10 «Обозначение рельефа, внутренних вод» | 31 | |
40 | Природа Океании | 1 | 32 | ||
41 | Органический мир Австралии и Океании. Питание животных | 1 | 31,32 | ||
42 | Человек в Австралии и Океании | 1 | 33 | ||
43 | Австралийский Союз | 1 | 34 | ||
44 | Самоа | 1 | 35 | ||
| 3 ч | ||||
45 | Особенности природы | 1 | №11 «Обозначение рельефа, научных станций» | 36 | |
46 | Человек на южном материке | 1 | 37 | ||
47 | Обобщение темы: «Австралия и Океания, Антарктида». Зачёт | 1 | |||
| 7 ч | ||||
48 | Особенности природы | 1 | №12 «Обозначение рельефа, внутренних вод» | 38 | |
Равнины Северной Америки | 1 | 39 | |||
49 | Горы Северной Америки | 1 | 40 | ||
50 | Человек на североамериканском пространстве | 1 | 41 | ||
51 | Страны Северной Америки: США, Канада, Мексика | 1 | 42 | ||
52 | Семинар. Обобщение темы»Северная Америка» | 1 | |||
53 | Зачёт | 1 | |||
| 12 ч. | ||||
54 | Особенности природы | 1 | №13 «Обозначение рельефа, внутренних вод» | 43 | |
55 | Западная часть Европы | 1 | 44 | ||
56 | Северная Евразия, Северо-восточная и Восточная Азия | 1 | 45 | ||
57 | Южная, Юго-западная и Центральная Азия | 1 | 46 | ||
58 | Человек на евразийском пространстве | 1 | №14 «Хозяйственная деятельность населения» | 47 | |
59-60 | Страны Европы: Норвегия, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Чехия | 2 | 48 | ||
61 | Семинар по теме: «Страны Европы» | 1 | |||
62-63 | Страны Азии: Индия, Китай, Япония, республика Корея, Турция, Казахстан | 2 | 49 | ||
64 | Семинар по теме: «Страны Азии» | 1 | |||
65 | Обобщение темы «Евразия». Зачёт | 1 | |||
| 1 ч | ||||
66 | Общечеловеческие проблемы | 1 | 50 | ||
| 4ч | ||||
67-69 | Обобщение изученного материала по курсу «География. Земля и люди» | 3 | |||
70 | Подведение итогов | 1 |
Информационный материал:
ГЕОГРАФИЯ. Земля и люди.
Для учащихся
1. Учебник для 7 класса Авт. Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П.
2. Тетрадь-тренажер для 7 класса
Авт. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г., Банников С.В.
3. Тетрадь-практикум для 7 класса
Авт. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г., Ходова Е.С.
4. Тетрадь-экзаменатор для 7 класса
Авт. Барабанов В.В., Дюкова С.Е.
5. Атлас для 7 класса
Авт. Кузнецов А.П.
6. Контурные карты с заданиями для 7 класса
Авт. Кузнецов А.П., Котляр О.Г.
Для учителя
1. Электронное приложение к учебнику для 7 класса
Под ред. Дронова В.П.
2. Методические рекомендации.
Под ред. Дронова В.П.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бужаниновская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
______ А.Б. Никульцев
«02» сентября 2013 г.
Рабочая программа
по географии России.
на 2013-2014 учебный год.
Разработала:
Смирнова Галина Ивановна,
учитель географии и биологии,
1 квалификационная категория
Курс география России
(8 класс, 70 ч)
Пояснительная записка
В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определён обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» продолжает страноведческий компонент базового географического образования изучением природы самой большой страны материка Евразии — России. Данный курс опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении курса «География. Земля и люди» (особенно темы «Евразия»), что позволяет акцентировать внимание на специфике проявления общих географических закономерностей на территории нашей страны.
Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. На основе формирования представлений у учащихся о каждом компоненте природы страны, их взаимосвязей рассматриваются комплексы «природа — население».
Программа разработана для курса объёмом 70 ч. Что соответствует БУП 2004 года, по которому ведётся преподавание в МБОУ «Бужаниновская средняя общеобразовательная школа».
Содержание курса:
I. Географическое пространство России -10 ч
II. Природа России-46 ч
- Рельеф и недра -9
- Климат - 11
- Внутренние воды и моря -8
- Растительный и животный мир - 3
- Почвы - 4
- Природно-хозяйственные зоны - 11
III. Население России – 13ч
Резерв -1ч
Тематическое планирование по географии России
8 класс на 2013/2014 учебный год
70 ч (2 ч в неделю)
Учебник:
авторы - В.П. Дронов, Л.Е. Савельева
название – Россия: природа, население, хозяйство
программа – под ред. В.П. Дронова
№ урока | Тема | Кол-во часов | Практические работы | Дата | Пар. |
I. Географическое пространство России | 10 | ||||
1 | Границы России | 1 | П/р №1 «Россия на карте мира» | 1 | |
2 | Размеры территории. Часовые пояса | 1 | П/р№2 «Формирование территории России» | 2 | |
3 | Географическое положение | 1 | П/р №3 «Обозначение на карте географического положения России» | 3 | |
4 | Россия в мире | 1 | 4 | ||
5-7 | Освоение и изучение территории России: - до 18 века; -18-19 века -20-21 века | 3 | 5 | ||
8 | Районирование – основной метод географических исследований | 1 | 6 | ||
9 | Административно-территориальное устройство России | 1 | 7 | ||
10 | Подведение итогов. Зачёт | 1 | |||
II. Природа России | 46 ч | ||||
11 | Природные условия и ресурсы | 1 | 8 | ||
| 9 ч | ||||
12-13 | Формирование земной коры на территории России | 2 | 9 | ||
14 | Рельеф | 1 | №4 «Рельеф России» | 10 | |
15 | Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов | 1 | 11 | ||
16-17 | Изменение рельефа под воздействием внешних процессов | 2 | 12 | ||
18 | Минеральные ресурсы и их использование | 1 | П/р№5 «Тектоника и полезные ископаемые | 13 | |
19 | Земная кора и человек | 1 | 14 | ||
20 | Подведение итогов. | 1 | |||
| 11 ч | ||||
21 | Географическое положение и климат | 1 | 15 | ||
22 | Солнечное излучение и климат | 1 | 16 | ||
23 | Земная поверхность и климат | 1 | 17 | ||
24 | Воздушные массы и их циркуляция | 1 | 18 | ||
25 | Атмосферные фронты | 1 | 19 | ||
26 | Циклоны и антициклоны | 1 | 20 | ||
27 | Распределение температуры воздуха по территории России | 1 | 21 | ||
28 | Распределение осадков и увлажнение | 1 | 22 | ||
29 | Климатические пояса и области | 1 | П/р№6 «Климатические пояса и области» | 23 | |
30 | Климат и человек | 1 | 24 | ||
31 | Подведение итогов. | 1 | |||
| 8 ч | ||||
32 | Моря | 1 | 25 | ||
33 | Особенности природы морей | 1 | 26 | ||
34-35 | Внутренние воды России. Реки | 2 | П/р №7 «Внутренние воды России» | 27 | |
36 | Озёра, болота | 1 | 28 | ||
37 | Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота | 1 | 29 | ||
38 | Вода и человек | 1 | 30 | ||
Подведение итогов. | 1 | ||||
| 3 ч | ||||
39 | Растительный мир | 1 | 31 | ||
40 | Животный мир | 1 | 32 | ||
41 | Биологические ресурсы и человек | 1 | 33 | ||
| 4 ч | ||||
42-43 | Почвы и факторы их образования | 2 | 34 | ||
44 | Основные типы почв России | 1 | 35 | ||
45 | Почвы и человек | 1 | 36 | ||
| 11 ч | ||||
46 | Природные районы и природо-хозяйственные зоны | 1 | П/р №8 «Природные зоны России» | 37 | |
47 | Арктические пустыни, тундры | 1 | 38 | ||
48 | Население и хозяйство в Арктике и тундре | 1 | 39 | ||
49 | Природа лесных зон | 1 | 40 | ||
50 | Население и хозяйство лесных зон | 1 | 41 | ||
51 | Природа лесостепей и степей | 1 | 42 | ||
52 | Население и хозяйство лесостепной и степной зон | 1 | 43 | ||
53 | Засушливые территории России | 1 | 44 | ||
54 | Горные области | 1 | 45 | ||
55 | Охрана природы и особо охраняемые территории | 1 | П/р №9 «Выявление и составление ха-ки особо охраняемых территорий» | 46 | |
56 | Подведение итогов | 1 | |||
III. Население России | 13 ч | ||||
57 | Численность населения | 1 | 47 | ||
58 | Снижение численности России, причины | 1 | 48 | ||
59 | Мужчины и женщины | 1 | 49 | ||
60 | Молодые и старые | 1 | 50 | ||
61 | Народы | 1 | 51 | ||
62 | Языки | 1 | 52 | ||
63 | Религии | 1 | 53 | ||
64 | Размещение населения | 1 | 54 | ||
65 | Города России. Урбанизация | 1 | П/р №10«Города России» | 55 | |
66 | Сельские поселения | 1 | 56 | ||
67 | Миграции населения | 1 | П/р№11 «Миграции населения России» | 57 | |
68 | География миграций | 1 |
| 58 | |
69 | Подведение итогов | 1 | |||
70 | Резервное время | 1 |
Информационный материал:
ГЕОГРАФИЯ. Россия: природа, население, хозяйство. Часть I.
Для учащихся
1. Учебник для 8 класса
Авт. Дронов В.П., Савельева Л.Е.
2. Тетрадь-тренажер для 8 класса
Авт. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г., Банников С.В.
3. Тетрадь-практикум для 8 класса
Авт. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г., Ходова Е.С.
4. Тетрадь-экзаменатор для 8 класса
Авт. Дронов В.П., Барабанов В.В.
5. Атлас для 8-9 классов
Авт. Дронов В.П.
6. Контурные карты для 8—9 классов
Авт. Дронов В.П., Котляр О.Г.
Для учителя
1. Электронное приложение к учебнику для 8 класса
Под ред. Дронова В.П.
2. Методические рекомендации.
Под ред. Дронова В.П.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бужаниновская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
______ А.Б. Никульцев
«02» сентября 2013 г.
Рабочая программа
по географии России.
на 2013-2014 учебный год.
Разработала:
Смирнова Галина Ивановна,
учитель географии и биологии,
1 квалификационная категория
Курс география России
(9 класс, 70 ч)
Пояснительная записка
Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» завершает страноведческий компонент базового географического образования изучением природы и хозяйства самой большой страны материка Евразии — России. Данный курс опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении курса «География. Земля и люди» (особенно темы «Евразия»), что позволяет акцентировать внимание на специфике проявления общих географических закономерностей на территории нашей страны. Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Основная часть данного курса — комплексная географическая характеристика России. На основе формирования представлений у учащихся о каждом компоненте природы страны, их взаимосвязей рассматриваются комплексы «природа — население — хозяйство» в пределах выделенных природно-хозяйственных зон. Программа разработана для курса объёмом 70 ч. Что соответствует БУП 2004 года, по которому ведётся преподавание в МБОУ «Бужаниновская средняя общеобразовательная школа».
Содержание курса:
- Хозяйство России -24 ч. 1. Общая характеристика хозяйства-6 ч. 2. Промышленность-9ч. 3. Сельское хозяйство и АПК -4 ч 4. Сфера услуг – 4 ч.
- Районы России – 38 ч. 1. Европейский Север- 4 ч. 2. Европейский Северо-Запад- 4 ч
3. Центральная Россия – 4ч. 4. Европейский Юг – 4ч. 5. Поволжье – 4ч. 6. Урал – 4ч. 7. Западная Сибирь – 4ч. 8. Восточная Сибирь – 4 ч. 9. Дальний Восток – 4 ч.
- Россия в мире - 3 ч.
- Резерв - 5 ч
Тематическое планирование по географии России
9 класс на 2013/2014 учебный год
70 ч (2 ч в неделю)
Учебник: авторы - В.П. Дронов, Л.Е. Савельева название – Россия: природа, население, хозяйство программа – под ред. В.П. Дронова
№ урока | Тема | Кол-во часов | Практические работы | Дата | Пар. |
I. Хозяйство России - 24 ч. | |||||
| 6 ч. | ||||
1 | Особенности хозяйства России | 1 | 1 | ||
2 | Географическое положение как фактор развития хозяйства | 1 | 2 | ||
3 | Человеческий капитал и качество населения | 1 | 3 | ||
4 | Трудовые ресурсы | 1 | 4 | ||
5 | Природно-ресурсный капитал | 1 | 5 | ||
6 | Производственный капитал | 1 | 6 | ||
| 9ч. | ||||
7 | ТЭК. Газовая промышленность | 1 | 7 | ||
8 | Нефтяная промышленность | 1 | №1 | 8 | |
9 | Угольная промышленность | 1 | №2 | 9 | |
10 | Электроэнергетика | 1 | №3 | 10 | |
11 | Машиностроение | 1 | №4 | 11 | |
12 | Чёрная металлургия | 1 | 12 | ||
13 | Цветная металлургия | 1 | №5 | 13 | |
14 | Химическая промышленность | 1 | 14 | ||
15 | Лесная промышленность | 1 | 15 | ||
| 4 ч. | ||||
16 | Сельское хозяйство | 1 | 16 | ||
17 | Растениеводство | 1 | 17 | ||
18 | Животноводство | 1 | 18 | ||
19 | Пищевая и лёгкая промышленность. АПК. | 1 | №6 | 19 | |
| 4ч. | ||||
20 | Транспорт | 1 | 20 | ||
21 | Связь | 1 | 21 | ||
22 | Наука и образование | 1 | 22 | ||
23 | Жилищное хозяйство | 1 | 23 | ||
24 | Обобщение темы I. зачёт | 1 | |||
| |||||
| |||||
25 | Европейская и Азиатская части России | 24 | |||
26 | Географическое положение | 1 | 25 | ||
27 | Особенности природы | 1 | 26 | ||
28 | Население | 1 | 27 | ||
29 | Хозяйство | 1 | №7 | 28 | |
| 4 ч | ||||
30 | Географическое положение | 1 | 29 | ||
31 | Особенности природы | 1 | 30 | ||
32 | Население | 1 | 31 | ||
33 | Хозяйство | 1 | №8 | 32 | |
| 4ч. | ||||
34 | Географическое положение | 1 | 33 | ||
35 | Особенности природы | 1 | 34 | ||
36 | Население | 1 | 35 | ||
37 | Хозяйство | 1 | №9 | 36 | |
| 4ч. | ||||
38 | Географическое положение | 1 | 37 | ||
39 | Особенности природы | 1 | 38 | ||
40 | Население | 1 | 39 | ||
41 | Хозяйство | 1 | №10 | 40 | |
| 4ч. | ||||
42 | Географическое положение | 1 | 41 | ||
43 | Особенности природы | 1 | 42 | ||
44 | Население | 1 | 43 | ||
45 | Хозяйство | 1 | №11 | 44 | |
| 4ч. | ||||
46 | Географическое положение | 1 | 45 | ||
47 | Особенности природы | 1 | 46 | ||
48 | Население | 1 | 47 | ||
49 | Хозяйство | 1 | №12 | 48 | |
| 4ч. | ||||
50 | Географическое положение | 1 | 49 | ||
51 | Особенности природы | 1 | 50 | ||
52 | Население | 1 | 51 | ||
53 | Хозяйство | 1 | №13 | 52 | |
| 4 ч. | ||||
54 | Географическое положение | 1 | 53 | ||
55 | Особенности природы | 1 | 54 | ||
56 | Население | 1 | 55 | ||
57 | Хозяйство | 1 | 56 | ||
| 4 ч. | ||||
58 | Географическое положение | 1 | 57 | ||
59 | Особенности природы | 1 | 58 | ||
60 | Население | 1 | 59 | ||
61 | Хозяйство | 1 | №14 | 60 | |
62 | Обобщение темы II. зачёт | 1 | |||
| |||||
63 | Россия и мировое хозяйство | 61 | |||
64 | Россия в системе мировых транспортных коридоров | 62 | |||
65 | Обобщение изученного курса Итоговая проверочная работа | ||||
66-70 | Резерв |
Информационный материал:
ГЕОГРАФИЯ. Россия: природа, население, хозяйство. Часть II.
9 класс
Для учащихся
1. Учебник для 9 класса
Авт. Дронов В.П., Савельева Л.Е.
2. Тетрадь-тренажер для 9 класса
Авт. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г.
3. Тетрадь-практикум для 9 класса
Авт. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г.
4. Тетрадь-экзаменатор для 9 класса
Авт. Дронов В.П., Барабанов В.В.
5. Атлас для 8-9 классов
Авт. Дронов В.П.
6. Контурные карты для 8-9 классов
Авт. Дронов В.П., Котляр О.Г.
Для учителя.
1. Методические рекомендации.
Под ред. Дронова В.П.
2.Электронное приложение к учебнику для 9 класса
Под ред. Дронова В.П.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бужаниновская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
______ А.Б. Никульцев
«02» сентября 2013 г.
Рабочая программа
по географии мира.
на 2013-2014 учебный год.
Разработала:
Смирнова Галина Ивановна,
учитель географии и биологии,
1 квалификационная категория
Курс география Мира
(10 класс, 35 ч)
Пояснительная записка
Курс «География мира» незаменимый школьный предмет, дающий современное видение целостного и неделимого мира, представление его о природе, странах и народах, их культуре и экономике, понимание наиболее жгучих глобальных проблем человечества.
Программа для 10 класса «Социально-экономическая география мира», авторы: Гладкий Ю. Н., Лаврова С.Б, отличается универсальностью. Программа в полной мере соответствует базовому учебнику для средней школы, а сам учебник практически полностью обеспечивает обязательный минимум содержания географического образования. Последовательность разделов и тем в программе обусловлена историко-географической целесообразностью и эффективностью оправдавшей себя дидактической конструкции «общее-частное-общее». Курс открывается разделом «Природа и цивилизация», в котором речь идет о том, какой была наша планета на заре человеческой цивилизации и какой она стала сегодня, как расширялись географические границы обитания человека и как строились его взаимоотношения с природой. От этого раздела логичен переход к изучению разделов «Природные ресурсы» и «Население», «Мировое хозяйство».
Программа разработана для курса объёмом 35 ч. Что соответствует БУП 2004 года, по которому ведётся преподавание в МБОУ «Бужаниновская средняя общеобразовательная школа».
Содержание курса:
I. Освоение человеком планеты Земля- 2 ч
II. Природные ресурсы – 8 ч
- Население – 5 ч
- География культуры, религий, цивилизаций.- 4 ч
- Политическая карта мира – 6 ч
- Мировое хозяйство – 10 ч
Тематическое планирование по географии России
10 класс на 2013/2014 учебный год
35 ч (1 ч в неделю)
Учебник:
авторы - Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров
название – География. Современный мир.
программа – под ред. Алексеев А.И.
№ урока | Тема | Кол-во часов | Практические работы | Дата | Пар. |
I. Освоение человеком планеты Земля -2ч | |||||
1 | От древности до наших дней | 1 | 1 | ||
2 | Современные масштабы освоения планеты | 1 | 2 | ||
II. Природные ресурсы -8 ч | |||||
3 | Природные ресурсы и экономическое развитие | 1 | 3 | ||
4 | Минеральные ресурсы | 1 | П/Р №1 | 4 | |
5 | Земельные ресурсы | 1 | 5 | ||
6 | Ресурсы пресной воды | 1 | 6 | ||
7 | Лесные ресурсы | 1 | 7 | ||
8 | Ресурсы Мирового океана | 1 | 8 | ||
9 | Другие виды ресурсов | 1 | П/Р №2 | 9 | |
10 | Обобщение темы «Природные ресурсы» | 1 | |||
| |||||
11 | Численность населения и его воспроизводство | 1 | 10 | ||
12 | Расовый и этнический состав | 1 | 11 | ||
13 | Трудовые ресурсы и занятость | 1 | П/Р №3 | 12 | |
14 | Размещение населения и формы расселения | 1 | 13 | ||
15 | Миграции населения | 1 | 14 | ||
| |||||
16 | От культуры цивилизации | 1 | 15 | ||
17 | Религии | 1 | П/Р №4 | 16 | |
18 | Цивилизации Востока | 1 | 17 | ||
19 | Цивилизации Запада | 1 | 18 | ||
| |||||
20 | Формирование политической карты мира | 1 | П/Р №5 | 19 | |
21 | Типология стран | 1 | 20 | ||
22 | Территория государства и государственный строй | 1 | П/Р №6 | 21 | |
23 | Международные организации | 1 | 21 | ||
24 | Политическая география и геополитика | 1 | 22 | ||
25 | Обобщение тем: Население, Религии, политическая карта мира | 1 | |||
| |||||
26 | Международное разделение труда и мировое хозяйство | 1 | 23 | ||
27 | НТР и размещение производительных сил. | 1 | 24 | ||
28 | Энергетика | 1 | 25 | ||
29 | Обрабатывающая промышленность | 1 | П/Р №7 | 26 | |
30 | Сельское хозяйство | 1 | П/Р №8 | 27 | |
31 | Транспорт | 1 | П/Р №9 | 28 | |
32 | Международные экономические связи | 1 | 29 | ||
33 | Семинар | 1 | |||
34 | Обобщение изученной темы Мировое хозяйство | 1 | |||
35 | Итоговая проверочная работа | 1 |
Информационный материал
по курсу География мира. 10 класс
Для учащихся
1. Ю.Н.Гладких, С.Б.Лавров. Экономическая и социальная география мира. Просвещение.
2. Атлас ”Экономическая и социальная география мира. 10 класс”, М., Федеральная служба геодезии и картографии, 2009.
3. Контурные карты ”Экономическая и социальная география мира. 10 класс”, М., Федеральная служба геодезии и картографии, 2009.
4. Фромберг А.Э. ”Готовимся к экзамену. Экономическая и социальная география. 9 - 11 классы”, М., ”ОЛМА-Пресс”, 2009
Для учителя
5. Пятунин В.Б. ”Контрольные и проверочные работы по географии. 6 - 10 классы”, М., ”Дрофа”, 2008.
6. Фромберг А.Э. ”Практические и проверочные работы по географии. 10 класс”, М., ”Просвещение”, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...