Использование электронных учебников, компьютерных тестов в повышении качества знаний учащихся
статья по географии на тему
Предварительный просмотр:
МКОУ «Мухановская средняя общеобразовательная школа»
Выступление учителя географии Смирновой Г.И. на методическом объединении учителей естественного цикла
Тема: «Использование электронных учебников, компьютерных тестов в повышении качества знаний учащихся»
2013 год
Использование электронных учебников, компьютерных тестов в повышении качества знаний учащихся.
Использование методов обученияс использованием ИКТ ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.
Одними из таких методов нетрадиционного обучения является использование электронных мультимедийных учебников, компьютерных тестов и пр.
Мультимедийные учебники - это учебники нового поколения, которые выполняют следующие функции:
- информационная, обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного предмета;
- углубление изучения географии, использование материалов справочника, выход в Интернет не только для получения нужной информации, но и для работы в режиме дистанционного обучения;
- организация самостоятельной учебной деятельности школьников;
- контролирующая, разделы "Тесты" и "Практика" - задания для проверки знаний и умений в разной форме, разного уровня сложности, с оцениванием результата.
Обозначим мультимедийные учебники и наглядные пособия, используемые в процессе обучения географии:
6 класс - Уроки географии Кирилла и Мефодия (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, разработан в соответствии с Государственным стандартом образования РФ. 2008год);
7 класс - учебник по курсу "География. Наш дом - Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны." (авторы:Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А.);
8 класс - учебник по курсу "География. Природа и население" (авторы:Дронов В.П., Савельева Л.Е., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А.);
9 класс - "География России. Хозяйство и регионы" (авторы: Дронов В.П., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А., Роготень Н.Н.);
10 класс -"Экономическая и социальная география мира" (В.П. Максаковский, Д.В. Заяц, Н.Н. Роготень, Е.А. Таможняя, С.А. Горохов)
Библиотека наглядных пособий: "География.6-10 классы" (Республиканский мультимедиа центр, 2005 г);
Интерактивный атлас Activmap "Физические карты мира, материков, России" (МедиаХаус, 2008г).
В процессе использования мультимедиа - учебников выделяются следующие положительные стороны:
- учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающих, тренировочных, итоговых) и тестовых заданий;
- создается ситуация успеха: при неудачном выполнении задания имеется возможность повторить его несколько раз, выбирая индивидуальный темп работы, не боясь отстать от других одноклассников, или ответить хуже их. Часть практических заданий имеет игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения;
- создана возможность нелинейного перемещения по курсу (очень быстро можно найти нужный материал из любой темы в случае, если он забыт);
- демонстрация анимационных схем, видеофильмов, раскрывающих сущность изучаемого явления и его динамичность в случае, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер;
- имеются широкие функциональные возможности работы с интерактивными картами: работа со слоями карты( физические, тектонические, климатические, карты природных зон), метод сопоставления карт путем накладывания одной карты на другую, позволяет реализовать деятельностный, практико - ориентированный подходы в обучении, формируя важнейшие географические умения -картографические.
Считаю, что использование мультимедийных учебников эффективно, так как: повышается плотность урока, появляются широкие возможности для индивидуального подхода к учащимся, для формирования ключевых компетенций, растет уровень обучаемости, изменяется роль учителя:устанавливаются партнерские отношения между субъектами учебного процесса, учитель растет профессионально, апробируя новую модель урока.
В 6 классе электронные учебники позволяют иллюстрировать изучаемый материал, расширять кругозор учащихся,мотивировать их на изучение предмета. И это притом, что на изучение практически каждой темы выделяется всего один урок и за отведенное время необходимо освоить новые понятия и термины,понять суть изучаемого материала и закрепить материал.
Изучая материки в 7 классе, используется практикум электронного учебника, закрепляются знания номенклатуры,географическое положение, взаимосвязь строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых.Например, изучая Южную Америку,предлагается« расселить» растения по природным зонам. Это групповая работа. Учащиеся заранее получают алгоритм работы на карточках, а один ученик выполняет задание на компьютере.Успешность выполнения проверяется сравнением работ. Электронный учебник дает мне возможность в составлении логических опорных конспектов,которые учат выделять главное и основное,приучают находить и устанавливать логические связи. Кроме того, они развивают умение творческой работы. Широко использую логические опорные конспекты при изучении таких тем, как«Географическое положение»,«Природные зоны», «Океаны».
В 9 классе используя готовые практические задания электронного учебника заполняются схемы, таблицы, устанавливается соответствие между центрами и их специализацией.
Таким образом, практикум электронных учебников позволяет учащимся успешно изучать новый материал, формировать факты – понятия – явления -процессы.
Введение новых информационных технологий в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему обучения,вносить естественным путем совершенно новые компоненты содержания образования,необходимые для подготовки«жителя информационного века».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.
Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее ...
Выступление на МО естественнонаучного цикла "Использование электронных учебников, компьютерных тестов в повышении качества знаний учащихся"
Выступление на МО естественнонаучного цикла по теме "Использование электронных учебников, компьютерных тестов в повышении качества знаний учащихся"...
Выступление директора школы Галустян Светланы Леоновны на заседании педагогического совета от: 14.01. 2019г «Качество знаний учащихся – залог успеха школы. Применение элементов инновационных технологий с целью повышения качества знаний учащихся»
Выступление директора школы Галустян Светланы Леоновны на заседании педагогического совета от: 14.01. 2019г по теме:«Качество знаний учащихся – залог успеха ш...
Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.
выступление из опыта работы о современных методах преподавания математики, позволяющих повысить качество знаний учащихся...
Доклад на тему: Технология работы с электронным ресурсом "Kahoot" - как способ повышения качества знаний и учебной мотивации учащихся
В современном мире все большую и большую популярность получает использование различных технологий, в том числе мобильных приложений, для обучения, как среди взрослых, так и среди детей.Сегодня мне хот...
Использование реестров затруднений диагностических работ учащихся по английскому языку в развитии профессионального уровня педагога для повышения качества знаний учащихся
Анализ проведения окружных мониторингов внешней оценки образовательных достижений обучающихся в освоении английского языка в соответствии с ФГОС: в 2017 году в 5 классе, в 2018 году в 8 классе. ...