Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) по теме
Рабочая программа для проведения уроков по географии в 9 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_klass.doc | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс Рабочие программы учителя географии Носова В.В. 9 класс
- Пояснительная записка.
Данную рабочую программу составил учитель географии Носов В.В.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- программа регионального курса «Краеведение»;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.
Программно - методическое обеспечение:
1. Примерная программа основного общего образования по географии «География России» (7 – 9 классы) из сборника нормативных документов «География». – М.: Дрофа, 2007.
2. Авторская программа по географии. 6 – 10 классы. / Под редакцией И.В.Душиной. – М.: Дрофа, 2006.
Изучение географии в 9 классе школы направлено на достижение следующих
задач:
- приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;
- изучение природно-ресурсного потенциала России;
- анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;
- изучение отраслевой структуры экономики России;
- знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.
- изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;
- анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.
В курсе “География России. Хозяйство и экономические районы” для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Учебно-воспитательный процесс построен на сочетании урочной формы и модуля дистанционного обучения, направленного на развитие проектно-исследовательской деятельности школьников. Аттестация учащихся основана на системе тематических практических работ и защите творческих проектов, выполнение которых предусмотрено программой.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю.
Формы и виды контроля.
Тестовый контроль, проверочные работы, цифровые, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Планируемый уровень подготовки обучающихся.
ученик должен
знать/понимать
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
уметь
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.
2. Содержание рабочей программы.
Тема 1. Место России в мире. (7 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России. Практическая работа № 1. «Географическое положение России». Практическая работа № 2. «Административно-территориальное устройство России». | Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия. |
Тема 2. Население Российской Федерации. (7 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. Практическая работа № 3. «Население и религии России». | Знать: численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны; Понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунктов, зоны расселения, трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица. Уметь: стоить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП. |
Тема 3. Географические особенности экономики России. (4 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства. | Знать границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем. |
Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. (22 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры. Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам. Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения. Значение АПК в хозяйстве, состав АПК. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности. Сфера услуг, здравоохранение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры. Практическая работа № 11. «Внешние экономические и культурные связи». | Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем. Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира. Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства. |
Тема 5. Районирование России. Общественная география крупных регионов. (1 час)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования | Знать различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Объяснять проблемы экономического районирования. |
Тема 6. Западный макрорегион – европейская Россия. (20 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Практическая работа № 5. «Центральная Россия». Практическая работа № 6. «Европейский Север и Северо-Запад России». Практическая работа № 7. «Европейский Юг России». Практическая работа № 8. «Поволжье». Практическая работа № 9. «Урал». | Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем. Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира. Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
Тема 7. Восточный макрорегион – азиатская Россия. (9 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток . Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Практическая работа № 10. «Западная Сибирь». Практическая работа № 11. «Восточная Сибирь и Дальний Восток». | Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
3. Учебно-тематический план.
Раздел, тема | Количество часов | Практические работы |
Общая часть курса. Раздел 1. Место России в мире. Раздел 2. Население Российской Федерации. Раздел 3. Географические особенности экономики России. Раздел 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Тема 3. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Тема 4. Агропромышленный комплекс (АПК). Тема 5. Инфраструктурный комплекс. Региональная часть курса. Раздел 1. Районирование России. Общественная география крупных регионов. Раздел 2. Западный макрорегион – Европейская Россия. Тема 1. Центральная Россия. Тема 2. Европейский Север. Тема 3. Европейский Юг – Северный Кавказ. Тема 4. Поволжье. Тема 5. Урал. Раздел 3. Восточный макрорегион – азиатская Россия. | 40 7 7 4 22 4 3 6 3 6 30 1 20 7 3 3 3 4 9 | № 1. «Географическое положение России». № 2. «Административно-территориальное устройство России». № 3. «Население и религии России». № 4. «Внешние экономические и культурные связи». № 5. «Центральная Россия». № 6. «Европейский Север и Северо-Запад России». № 7. «Европейский Юг России». № 8. «Поволжье». № 9. «Урал». № 10. «Западная Сибирь». № 11. «Восточная Сибирь и Дальний Восток». |
4. Литература и средства обучения.
Учебник: Дронов В. П., Ром В, Я. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2012.
Используемый УМК:
1. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа,2012.
2. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 9 класс. – М.: Дрофа, 2007
Дополнительная литература:
1. Алексеев А. А. География России. Природа и население – М.: Дрофа, 2007.
2.Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2004.
3. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2007.
4. Родионова И. А. Экономическая география России. – М.: Московский лицей, 2001.
5. Маерова Н. Ю. Уроки географии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2004.
6. Интернет – ресурсы.
7. Мультимедийные обучающие программы:
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003
Репетитор по географии Кирилла и Мефодия, 2006
5. Календарно-тематическое планирование за 9 класс по курсу географии.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения 9а/9б | Виды, формы контроля |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. | Общая часть курса Раздел 1. Место России в мире. Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации (§ 1) Географическое положение и границы России. (§ 2) Практическая работа 1. «Географическое положение России». (повторить § 2) Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. (§ 3) Государственная территория России. (§ 4) Практическая работа 2. «Административно-территориальное устройство России». (Повторить раздел 1) Урок обобщения по разделу 1. (§ 4, повторить) Раздел 2. Население Российской Федерации. Исторические особенности заселения и освоения территории России. (§ 5) Численность и естественный прирост населения. (§ 6) Национальный состав населения России. (§ 7) Миграции населения. (§ 8) Урок обобщения по разделу 2. (§ 9, повторить) Раздел 3. Географические особенности экономики России. География основных типов экономики на территории России (§ 10) Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. (§ 11) Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. (§ 12, повторить раздел 3) Урок обобщения по разделу 3. (§ 12, повторить) Раздел 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. Тема 1. Машиностроительный комплекс. Научный комплекс. (§ 13) Роль, значение и проблемы развития машиностроения. (§ 14) Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. (§ 15, 16) Военно-промышленный комплекс (ВПК). (§ 17) Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Роль, значение и проблемы ТЭК. (§ 18) Топливная промышленность. (§ 19) Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс. (§ 21,22) Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. (§ 23) Цветная металлургия. (§ 24) Практическая работа 4. «Внешние экономические и культурные связи». (повторить раздел 4) Раздел 1. Районирование России. Общественная география крупных регионов. Географические особенности областей Центрального района. (§ 40) Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. (§ 41) Северо-Западный район. (§ 42) Практическая работа 5. «Центральная Россия». (повторить § 42) Тема 2. Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. (§ 43,44) Хозяйство. (§ 45) Практическая работа 6. «Европейский Север и Северо-Запад России». (повторить § 45) Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. (§ 46,47) Практическая работа 7. «Европейский Юг России». (повторить § 48) Практическая работа 8. «Поволжье». (повторить § 51) Тема 5. Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. (§ 52,53) Хозяйство. (§ 54) Практическая работа 9. «Урал». (повторить раздел 2) Урок обобщения по разделу 2. (§ 54, повторить) Раздел 3. Восточный макрорегион – азиатская Россия. Общая характеристика. (§ 55) Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. (§ 56) Практическая работа 10. «Западная Сибирь». (повторить § 57) Восточная Сибирь. (§ 58) Дальний Восток. (§ 59) Практическая работа 11. «Восточная Сибирь и Дальний Восток». (повторить раздел 3) Обобщение и систематизация знаний по всему курсу. Резервный урок. | 38 7 7 4 22 4 3 6 3 6 24 1 15 7 3 3 3 4 9 | | Кроссворд «Население России». Тест «Население». Кроссворд «Экономика России». Тест «Машиностроительный комплекс». Тест «Топливно-энергетический комплекс». Тест «Металлургический комплекс». Тест «Химико-лесной комплекс». Тест «Агропромышленный комплекс». Тест «Транспортный комплекс». Кроссворд «Межотраслевые комплексы» Тест «Центральная и Северо-Западная Россия». Тест «Европейский Север». Тест «Европейский Юг». Тест «Поволжский район». Тест «Урал». Тест «Западная Сибирь». Тест «Восточная Сибирь и Дальний Восток». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...