Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа (география, 8 класс) на тему
Рабочая программа для проведения уроков по географии в 8 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_klass.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс Рабочие программы учителя географии Носова В.В. 8 класс
- Пояснительная записка.
Данную рабочую программу составил учитель географии Носов В.В.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Программно - методическое обеспечение:
1. Примерная программа основного общего образования по географии «География России» (7 – 9 классы) из сборника нормативных документов «География». – М.: Дрофа, 2007.
2. Авторская программа по географии. 6 – 10 классы. / Под редакцией И.В.Душиной. – М.: Дрофа, 2006.
Изучение географии в 8 классе школы направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:
- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);
- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;
- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю.
Формы и виды контроля.
Тестовый контроль, проверочные работы, цифровые, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Планируемый уровень подготовки обучающихся.
Обучающийся должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
особенности природы Российской Федерации, природных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучния географических объектов и явлений;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.
2. Содержание рабочей программы.
Тема 1. Введение (7 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Источники географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности географического положения России. Часовые пояса. Практическая работа № 1. «Географическое положение России». | Уметь использовать различные источники географической информации. Уметь показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; определять разницу во времени по карте часовых поясов, проводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ. |
Тема 2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (6 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы и проблемы их рационального использования. Практическая работа № 2. «Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые». | Уметь читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных ископаемых; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи. |
Тема 3. Климат и климатические ресурсы (6 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Факторы формирования климата. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Сезонность климата, чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий. Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические условия. Практическая работа № 3. «Климатические пояса и области России». | Знать закономерности распределения суммарной солнечной радиации. Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и пе6ременных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей. |
Тема 4. Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота. Практическая работа № 4. «Стихийные природные явления». | Уметь показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях; показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристику крупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ. |
Тема 5. Почвы и почвенные ресурсы (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения. Практическая работа № 5. «Почвы России». | Уметь объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель. |
Тема 6. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Практическая работа № 6. «Растительный и животный мир России». | Уметь приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозировать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека. |
Тема 7. Природное районирование (8 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Природные и антропогенные ПТК. Природная зона как природный комплекс; взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов. Практическая работа № 7. Природные зоны России». | Уметь описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах. |
Тема 8. Природа регионов России (22 час)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Природные регионы России. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав природных районов России. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие районов. Историко-географические этапы развития районов. Специфика природы районов, природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь, и хозяйственную деятельность населения. Практическая работа № 8. «Природа регионов Европейской России». Практическая работа № 9. «Природа регионов Азиатской России». | Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов России. Объяснять зависимость природы района от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека |
Тема 9. Человек и природа (6 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Экологическая ситуация в России. Практическая работа № 10. «Экологическая карта». | Знать законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы. |
3. Учебно-тематический план.
Раздел, тема | Количество часов | Практические работы |
Введение. Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России. Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Тема 2. Климат и климатические ресурсы. Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы. Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы. Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Раздел II. Природные комплексы России. Тема 1. Природное районирование. Тема 2. Природа регионов России. Раздел III. Человек и природа
| 7 27 6 6 5 5 5 30 8 22 6 | № 1. «Географическое положение России». № 2. «Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые». № 3. «Климатические пояса и области России». № 4. «Стихийные природные явления». № 5. «Почвы России». № 6. «Растительный и животный мир России». № 7. Природные зоны России». № 8. «Природа регионов Европейской России». № 9. «Природа регионов Азиатской России». № 10. «Экологическая карта». |
4. Литература и средства обучения.
Учебник: Баринова И. И. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2012.
Используемый УМК:
1. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа,2012.
2. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 8 класс. – М.: Дрофа, 2007.
Дополнительная литература:
1.Алексеев А. И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2007.
2.Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2004.
3. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2007.
4. Интернет – ресурсы.
5. Мультимедийные обучающие программы:
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003
Репетитор по географии Кирилла и Мефодия, 2006
5. Календарно-тематическое планирование за 8 класс по курсу географии.
№ урока | Тема урока | Количест во часов | Дата проведения 8а/8б/8в | Виды, формы контроля |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. | Введение. Что изучает физическая география России. Источники географической информации. (Стр.3-4, записи) Географическое положение России. (§ 1) Моря, омывающие берега России. (§ 2) Россия на карте часовых поясов. (§ 3) Как осваивали и изучали территорию России. (§ 4) Практическая работа 1 . «Географическое положение России». (Повторить тему) Обобщение и систематизация знаний по теме. (§ 4, повторить) Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России. Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Особенности рельефа России. (§ 5) Геологическое строение территории России. (§ 6) Минеральные ресурсы России. (§ 7) Развитие форм рельефа. (§ 8) Практическая работа 2. «Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые». (Повторить тему) Обобщение и систематизация знаний по теме. (§ 8, повторить) Тема 2. Климат и климатические ресурсы. От чего зависит климат нашей страны. (§ 9) Типы климатов России. (§ 10, стр.60-63) Типы климатов России (продолжение). (§ 10, стр.63-67) Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. (§ 11) Практическая работа 3. «Климатические пояса и области России». (Повторить тему) Обобщение и систематизация знаний по теме. (§ 11, повторить) Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы. Разнообразие внутренних вод России. Реки. (§ 12) Озера, болота, подземные воды, многолетняя мерзлота. (§ 13) Водные ресурсы. (§ 14) Практическая работа 4. «Стихийные природные явления». (Повторить тему) Обобщение и систематизация знаний по теме. (§ 14, повторить) Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы. Образование почв и их разнообразие. (§ 15) Закономерности распространения почв. (§ 16) Почвенные ресурсы России. (§ 17) Практическая работа 5. «Почвы России». (Повторить тему) Обобщение и систематизация знаний по теме. (§ 17, повторить) Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России. (§ 18) Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. (§ 19) Природно-ресурсный потенциал России. (§ 20) Практическая работа 6. «Растительный и животный мир России». (Повторить раздел I) Обобщение и систематизация знаний по разделу I . (§ 20, повторить) Раздел II. Природные комплексы России. Тема 1. Природное районирование. Разнообразие природных комплексов России. (§ 21) Моря как крупные природные комплексы. (§ 22) Природные зоны России. (§ 23) Разнообразие лесов России. (§ 24) Безлесные зоны на юге России. (§ 25) Высотная поясность. (§ 26) Практическая работа 7. Природные зоны России». (Повторить тему) Обобщение и систематизация знаний по теме. (§ 26, повторить) Тема 2. Природа регионов России. Русская (Восточно-Европейская) равнина. (§ 27, записи) Русская (Восточно-Европейская) равнина (продолжение). (§ 27) Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы. (§ 28) Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. (§ 29) Северный Кавказ – самые высокие горы России. (§ 30) Природные комплексы Северного Кавказа. (§ 31) Урал – «каменный пояс Русской земли». (§ 32) Своеобразие природы Урала. (§ 33) Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. (§ 34) Практическая работа 8. «Природа регионов Европейской России». (§ 34, повторить) Западно-Сибирская равнина: особенности природы. (§ 35) Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения. (§ 36) Восточная Сибирь: величие и суровость природы. (§ 37) Природные районы Восточной Сибири. (§ 38, стр.206-210) Природные районы Восточной Сибири (продолжение). (§ 38, стр.210-216) Жемчужина Сибири - Байкал. (§ 39) Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. (§ 40) Дальний Восток – край контрастов. (§ 41) Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. (§ 42) Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. (§ 43) Практическая работа 9. «Природа регионов Азиатской России». (Повторить раздел II) Обобщение и систематизация знаний по разделу II . (§ 43, повторить) Раздел III. Человек и природа Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. (§ 44) Антропогенные воздействия на природу. (§ 45) Рациональное природопользование. (§ 46) Экологическая ситуация в России. Практическая работа 10. «Экологическая карта». (§ 47) Обобщение и систематизация знаний по всему курсу. Резервный урок. | 7 27 6 6 5 5 5 30 8 22 6 | Фронтальный опрос. Диктант на проверку терминов. Цифровой диктант «Тип моря». Мини-тест «Время». Тест «Географическое положение России». Тест «Моря. Часовые пояса». Индивидуальный опрос, карточки-задания. Индивидуальный опрос. Тест на проверку терминов Задания по теме «Рельеф». Тест «Рельеф». Индивидуальный опрос. Географический диктант. Фронтальный опрос. Кроссворд «Рельеф и климат России». Тест «Климат». Индивидуальный опрос, карточки-задания. Цифровой диктант «Реки России». Географический диктант. Тест «Внутренние воды и водные ресурсы». Индивидуальный опрос. Цифровой диктант «Почвы». Кроссворд «Внутренние воды и почвы». Индивидуальный опрос. Фронтальный опрос. Работа по карточкам. Диктант на термины и понятия, фронтальный опрос. Тест «Почвенно-растительный покров, животный мир». Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос. Фронтальный опрос. Географический диктант. Цифровой диктант «Природные зоны». Диктант на проверку терминов и понятий. Тест «Леса, степи и полупустыни». Географический диктант. Индивидуальный опрос. Тест «Восточно-Европейская равнина». Индивидуальный опрос. Фронтальный опрос. Географический диктант, работа по карточкам. Индивидуальный опрос. Тест «Урал». Индивидуальный опрос. Тест «Западная Сибирь». Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос. Географический диктант. Тест «Восточная Сибирь». Фронтальный опрос. Географический диктант. Задания «Узнай меня». Тест «Дальний Восток». Индивидуальный опрос. Индивидуальный опрос. Фронтальный опрос. Фронтальный опрос по всему курсу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...