Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Рабочая программа для проведения уроков по географии в 6 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_klass.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

      6 класс                      Рабочие программы учителя географии Носова В.В.                        6 класс

  1. Пояснительная записка.

Данную рабочую программу составил учитель географии Носов В.В.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы обще  го образования.

                                      Программно - методическое обеспечение:

1. Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (6 – 7 классы) из сборника нормативных документов «География». – М.: Дрофа, 2007.

2. Авторская программа по географии. 6 – 10 классы. / Под редакцией И.В.Душиной. – М.: Дрофа, 2006.

    Изучение географии в 6 классе школы направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи, решаемые в начальном курсе физической географии  можно сформулировать следующим образом:

показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;

а самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета

1 учебного часа в неделю.

                                                Формы и виды контроля.

Тестовый контроль, проверочные работы, цифровые, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

                          Планируемый уровень подготовки обучающихся.

Обучающийся должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

                           2. Содержание рабочей программы.

Тема 1. Введение (2 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования.


Практическая работа № 1.«Путешествия и открытия».

Предмет изучения географии.

Называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.

Тема 2. План местности (3 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.


Практическая работа № 2. «Работа с компасом по ориентированию».

Содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности.

Определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности.

Тема 3. Географическая карта (5 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Изображения поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.


Практическая работа № 3. «Градусная сеть и географические координаты».

Форму и размеры Земли. Определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт.

Определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор. Определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; определять географические координаты, абсолютные высоты и глубины.

Тема 4. Литосфера (4 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

Обучающихся

Знать

Уметь

Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора.


Практическая работа № 4. «Определение горных пород по образцам (осадочных, магматических, метаморфических)».

Практическая работа № 5. «Определение по карте географического положения, высоты гор (равнин), географических координат и высот отдельных вершин».

Практическая работа № 6. «Описание равнин (гор) по физической карте по типовому плану».

Основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара,

Основные понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые.

Объяснять образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.

Описывать горы, равнины земного шара по типовому плану.

Работать с контурной картой.

Тема 5. Гидросфера (7 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

Обучающихся

Знать

Уметь

Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.


Практическая работа № 7. «Мировой океан. Течения в океане».

Практическая работа № 8. «Характеристика реки (озера) по типовому плану».

Состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.

Определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме  озерной котловины  ее происхождение.

Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера.

Тема 6. Атмосфера (6 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.


Практическая работа № 9. «Обработка метеорологических наблюдений: составление графика температуры, розы ветров».

Пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы)

Объяснять распределение солнечного света и тепла на Земле, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков.

Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки, месяц, годовые амплитуды температуры.

Тема 7. Биосфера (2 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания.


Практическая работа № 10. «Биосфера».

Разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

Объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры.

Объяснять воздействие организмов на земные оболочки.

Тема 8. Взаимосвязи компонентов природы (1 час)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность – важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.

Понятие «природный комплекс».

Объяснять взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах.

Тема 9. Население Земли (3 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы.


Практическая работа № 11. «Страны самые большие и самые населенные».

Численность населения Земли, основные расы.

Приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенные языков, религий, крупнейших по численности населения стран мира.

Тема 10. Влияние природы на жизнь и здоровье человека (2 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы.


Практическая работа № 12. «Стихийные природные явления».

Называть меры по охране природы

                            3. Учебно-тематический план.

                                             

Раздел, тема

Количество часов

Практические работы

Введение.

Раздел I. Виды изображений поверхности Земли.                           Тема 1. План местности.
Тема 2. Географическая карта.
 


Раздел II. Строение Земли. Земные оболочки. 
Тема 1. Литосфера.








Тема 2. Гидросфера.



Тема 3. Атмосфера.


Тема 4. Биосфера.

Тема 5. Взаимосвязи компонентов природы.

Раздел III. Население Земли.


Раздел IV. Влияние природы на жизнь и здоровье человека.
                                                                                                                                                                                                        

        

       2

       8


       3

       5

       

      20

     

       4

   

     




     

     

       7

     


       6

     

     

       2

       1

     

       3


       2


   

№ 1.«Путешествия и открытия».



№ 2. «Работа с компасом по ориентированию».

№ 3. «Градусная сеть и географические координаты».



№ 4. «Определение горных пород по образцам (осадочных, магматических, метаморфических)».

№ 5. «Определение по карте географического положения, высоты гор (равнин), географических координат и высот отдельных вершин».

№ 6. «Описание равнин (гор) по физической карте по типовому плану».

№ 7. «Мировой океан. Течения в океане».

№ 8. «Характеристика реки (озера) по типовому плану».

№ 9. «Обработка метеорологических наблюдений: составление графика температуры, розы ветров».

№ 10. «Биосфера».



№ 11. «Страны самые большие и самые населенные».

№ 12. «Стихийные природные явления».

 

                        4. Литература и средства обучения.

Учебник:  Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.

Используемый УМК:

1. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2012.

2. Шатных А. В. Рабочая тетрадь по географии, 6 класс. – М.:Дрофа, 2007.

Дополнительная литература:

1. В. П. Дронов. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2007.

2. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.

3. Интернет – ресурсы.

4. Мультимедийные обучающие программы:

    География 6 класс. Начальный курс.

    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003

    Репетитор по географии Кирилла и Мефодия, 2006

5. Календарно-тематическое планирование за 6 класс по курсу географии.

№ урока

                 Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Виды, формы контроля


  1.

  2.

 





  3.


  4.


  5.





  6.


  7.


  8.

  9.



10.







11.


12.



13.


14.




15.


16.


17.


18.


19.

20.

21.





22.


23.



24.


25.


26.

27.





28.



29.






30.


31.


32.



33.





34.


35.

Введение.

География как наука. (§ 1)

Путешествия и географические открытия. Земля - планета солнечной системы. (§ 2,3)    

Раздел I. Виды изображений поверхности Земли.

Тема 1. План местности. 
Понятие о плане местности. Масштаб. (§ 4,5)
Стороны горизонта. Ориентирование. (§ 6, повторить тему)

Изображение на плане неровностей земной поверхности. Составление простейших планов местности. Обобщение. (§ 7,8)  

Тема 2. Географическая карта.

 Форма и размеры Земли. Географическая карта. (§ 9,10)

Градусная сеть на глобусе и картах. (§ 11)

Географическая широта. (§ 12)                                                                                                                      
Географическая долгота. Географические координаты.  (§ 13, повторить тему)  

Изображение на физических картах  высот и глубин. Значение планов местности и географических карт. Обобщение. (§ 14,15)  

 Раздел II. Строение Земли. Земные оболочки. 
Тема 1. Литосфера. 

Земля и ее строение. Горные породы и минералы. (§ 16, 17)
Движения земной коры. Вулканы, горячие источники, гейзеры. (§ 18,19)                                                                                                                            Рельеф суши. Горы. Равнины. (§ 20,21, повторить тему)                                                                                      
Рельеф дна Мирового океана. Обобщение. (§ 22)

Тема 2. Гидросфера. 


Вода на Земле. Части Мирового океана. (§ 23,24)
Некоторые свойства океанической воды. Волны в океане. (§ 25,26)                                                                                                                        Океанические течения. (§ 27)    

                                                                                                  Изучение Мирового океана. Подземные воды. (§ 28,29)
Реки.
 (§ 30)
Озера.
 Ледники. (§ 31,32)
Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы. Обобщение. (§ 33,34)
Тема 3. Атмосфера.


Атмосфера: строение, значение, изучение. (§ 35)                                                                                       Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха. (§ 36,37)
Атмосферное давление. Ветер. (§38,39)
Водяной пар в атмосфере. Облака.
Атмосферные осадки. (§ 40,41)
Погода. Климат. (§ 42,43)                                                      
Распределение солнечного света и тепла на Земле. Причины, влияющие на климат. Обобщение. (§ 44,45)
Тема 4. Биосфера.
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Природные зоны Земли. (§ 46,47)                                                                                                          Организмы в Мировом океане. Воздействие организмов на земные оболочки. Обобщение. (§ 48,49)                            
Тема 5. Взаимосвязи компонентов природы. 

Природный комплекс. (§ 50)
Раздел III. Население Земли.

Человечество – единый биологический вид. (§ 51)                                                                                Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. (§ 52,53)
Население и природа Земли. Человек – часть биосферы. Обобщение по разделу III. (§ 53,54)  

Раздел IV. Влияние природы на жизнь и здоровье человека

Стихийные природные явления. (§ 55)                  

Урок обобщения и контроля знаний по всему курсу.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

    2

   




    8


    3



   






    5













   20


    4










    7














   

    6














 


    2








     1



     3









     2



Фронтальный опрос

Цифровой диктант «Знаешь ли ты?».






Задания «Условные знаки»

Задания «Масштаб плана».

Цифровой диктант «Рельеф местности».

Кроссворд «Рельеф местности».




Задание «Определение расстояний по карте»

Задания №1,2 «Географическая широта».



Цифровой диктант «Изображение поверхности Земли на глобусе и картах».

Кроссворд «Географическая карта».



Фронтальный опрос.


Цифровой диктант «Горные породы».


Задание «Описание гор по плану».

Задание «Описание равнин по плану».

Кроссворд «Литосфера».


Индивидуальный опрос.


Цифровой диктант «Океаны и моря».

Фронтальный опрос.




Кроссворд «Мировой океан».

Цифровой диктант «Реки».

Цифровой диктант «Воды суши».






Задание №1,2,3 «Атмосфера».


Задание №4,5,6 «Атмосфера».




Цифровой диктант «Воздушная оболочка Земли».

Кроссворд «Атмосфера».



Индивидуальный опрос.



Фронтальный опрос.

Цифровой диктант «Оболочки Земли».






Фронтальный опрос





Индивидуальный опрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...