Рабочая программа по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) по теме
Рабочая программа для проведения уроков по географии в 10 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_10_klass.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс Рабочие программы учителя географии Носова В.В. 10 класс
- Пояснительная записка.
Данную рабочую программу составил учитель географии Носов В.В.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда
труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих цел
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 35 часов за один год обучения в старшей школе, т. е. в 10-м классе.
2. Содержание рабочей программы.
Тема 1. Современная политическая карта мира (3 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира. Государство – главный объект политической карты. Территория и границы государства. Форма правления. Государственный строй. Типы государств. Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН – массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики. | Этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира. | Составлять развернутый план доклада, сообщения, строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять презентации; участвовать в обсуждении проблемных вопросов. |
Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человека с природной средой на протяжении его истории. Сельскохозяйственная и промышленная революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду. Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология. Различные виды природных ресурсов их характеристика. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. | Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. | Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира. |
Тема 3. География населения мира (6 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв. Теория и фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Языковой состав. Возрастной и половой состав населения мира. Половозрастная пирамида. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Средняя плотность населения Земли. Города – главная форма расселения людей. Урбанизация, агломерация, Мегалополис. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. География международных миграций. | Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации. | Определять и сравнивать по разным источникаминформации географические тенденции развития природных, социально - экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения. |
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (6 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Основное содержание научно-технической революции на современном этапе. Международное разделение труда - высшая форма географического разделения труда. Факторы, определяющие размещение экономики. | Мировое хозяйство, его отраслевую и территориальную структуру;, отрасли международной специализации стран и регионов мира; крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. | Определять страны – экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районы международного туризма и отдыха, страны, предоставляющие банковские и другие виды международных услуг. |
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (10 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Промышленность мира. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности. Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Мировая транспортная система. Сфера услуг. Структура сферы услуг. Мировые экономические связи. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия. | Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей. | Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. |
Тема 6. Зарубежная Европа (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Оценивать и объяснять | составлять | |
Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Зарубежной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма. | Ресурсообеспеченность отдельных стран Зарубежной Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. | Комплексную географическую характеристику стран Зарубежной Европы: таблицы, картосхемы. |
3. Учебно-тематический план.
Раздел, тема | Количество часов | Практические работы |
Часть 1. Общая характеристика мира. Тема 1. Современная политическая карта мира. Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды. Тема 3. География населения мира. Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство. Тема 5. География отраслей мирового хозяйства. Часть 2. Региональная характеристика мира. Тема 6. Зарубежная Европа. | 30 3 5 6 6 10 5 5 | № 1. «Карта мира». № 2. «География мировых природных ресурсов». № 3. «География населения мира». № 4. «НТР и мировое хозяйство». № 5. «География отраслей мирового хозяйства». |
4. Литература и средства обучения.
Учебник: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2012 г.
Используемый УМК:
Географический атлас. 10 класс. – М.:Дрофа,2012.
Дополнительная литература
Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. Современный мир. 10 – 11 кл. Учебник. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2008.
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.
Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.
Сиротин В. И. Тематический тестовый контроль. 10 – 11 классы. – М.:Дрофа 2005.
Сиротин В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. - М.:Дрофа, 2004.
Мультимедийные обучающие программы:
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003
Репетитор по географии Кирилла и Мефодия, 2006
5. Календарно-тематическое планирование за 10 класс по курсу географии.
№ урока | Тема урока | Количест во часов | Дата проведения 10а/10б | Виды, формы контроля |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. | Часть 1. Общая характеристика мира. Тема 1. Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира. (§ 1, стр.9-13) Международные отношения и политическая карта мира. (§ 2, стр.13-16) Государственный строй стран мира. Политическая карта мира. (§ 3,4, стр.16-19) Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды. Взаимодействие общества и природы. Оценка мировых природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности. (§ 1,2, стр.23-26) Минеральные и земельные ресурсы. (§ 2, стр.26-32) Водные ресурсы суши, биологические ресурсы. (§ 2, стр.32-35) Ресурсы Мирового океана, климатические и космические ресурсы, рекреационные ресурсы. (§ 2, стр.35-37) Загрязнение и охрана окружающей среды. (§ 3,4, стр.38-43) Тема 3. География населения мира. Численность и воспроизводство населения. Первый тип воспроизводства. (§ 1, стр.51-55) Второй тип воспроизводства. Демографическая политика. (§ 1, стр.55-60) Состав населения. (§ 2, стр.60-64) Размещение и миграции населения. (§ 3, стр.64-67) Городское и сельское население. Городское население, урбанизация. (§ 4, стр.67-70) Уровни и темпы урбанизации. Сельское население. Население и окружающая среда. (§ 4, стр.70-73) Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство. Научно-техническая революция. Характерные черты и составные части НТР, наука, техника и технология. (§ 1, стр.83-85) Производство, управление. (§ 1, стр.85-88) Мировое хозяйство. (§ 2, стр.88-92) Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Три типа структуры. Структура материального производства. (§ 3, стр.92-95) Основные модели мирового хозяйства. Территориальная структура хозяйства и региональная политика. (§ 3, стр.95-99) Факторы размещения хозяйства. (§ 4, стр.99-103) Тема 5. География отраслей мирового хозяйства. География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность, нефтяная, газовая и угольная промышленность. (§ 1, стр.111-117) Электроэнергетика, нетрадиционные источники энергии, горнодобывающая промышленность. (§ 1, стр.117-120) Металлургическая промышленность, машиностроение, химическая промышленность. (§ 1, стр.120-125) Лесная и деревообрабатывающая промышленность, легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда. (§ 1, стр.125-126) География сельского хозяйства и рыболовства. «Зеленая революция». (§ 2, стр.126-128) Растениеводство. Зерновые культуры, другие продовольственные культуры, непродовольственные культуры. (§ 2, стр.128-134) Животноводство. Сельское хозяйство и окружающая среда. Рыболовство. (§ 2, стр.134-136) География транспорта. Региональные транспортные системы, сухопутный транспорт. (§ 3, стр.136-138) Водный транспорт, воздушный транспорт. Транспорт и окружающая среда. (§ 3, стр.138-143) Международные экономические отношения. (§ 4, стр.143-149) Часть 2. Региональная характеристика мира. Тема 6. Зарубежная Европа. Общая характеристика. Территория, границы, положение; природные условия и ресурсы. (§ 1, стр.161-163) Население. Хозяйство. (§ 1, стр.163-167) Промышленность: машиностроение, химическая промышленность и топливно-энергетическое хозяйство. (§ 1, стр.167-169) Промышленность: металлургическая, лесная и легкая. (§ 1, стр.169-173) Обобщение и систематизация знаний по всему курсу. | 30 3 5 6 6 10 5 5 | Индивидуальный опрос. Повторение терминов. Тест «Политическая карта мира». Фронтальный опрос. Тест «Минеральные и земельные ресурсы» Индивидуальный опрос. Зачет по теме «Природные ресурсы». Тест «Мировые природные ресурсы и окружающая среда». Фронтальный опрос. Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос. Фронтальный опрос. Зачет по теме «Население». Тест «Население мира». Индивидуальный опрос. Индивидуальный опрос. Географический диктант. Индивидуальный опрос. Фронтальный опрос. Тест «Мировое хозяйство и научно-техническая революция». Задания на понимание причинно-следственных связей. Фронтальный опрос. Тест «Черная металлургия». Индивидуальный опрос. Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос. Тест « Сельское хозяйство мира» Индивидуальный опрос. Зачет по теме «Мировое хозяйство». Тест «География отраслей мирового хозяйства». Индивидуальный опрос. Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...