Рабочая программа по географии, 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) по теме
Рабочая программа по географии, Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass.docx | 110.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО _____ /______________ / ФИО Протокол № 1 от «28» августа 2013г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по НМР МОУ «СОСОШ № 2» _____ /Л.Д.Аюрова/ ФИО «29» августа 2013г. | «Согласовано» Руководитель МОУ «СОСОШ№2» _____ / В.Д.Иочис / ФИО Приказ № _______ от «30» августа 2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
ФИО____________________________________
Категория________________________________
Предмет _________________________________
Класс____________________________________
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 1 от
«30» августа 2013 г.
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе:
- ФГОС ООО (второго поколения) (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373);
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- с примерной программой, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- идеями и положениями концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
- развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;
- включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.
- Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
- Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Общая характеристика учебного предмета
«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Начальный курс для учащихся основной школы — первый по географии. Поэтому в "Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже — объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требования, если учащиеся подготовлены к этому.
Рабочая программа разработана к УМК:
Базовый учебник | Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2007. |
Методическое пособие для ученика | География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010. |
Специфика предмета:
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.
При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.
Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.
Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю. Резервное время, при этом, составляет 2 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования- формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.
Результаты изучения предмета география
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты:
- осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
- использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
- понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Содержание программы
ВВЕДЕНИЕ (3 часа)
География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса.
Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна — спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.
Практические работы.
На местности: Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.
На контурной карте: Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба.
Раздел I. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ
Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса.
Тема 1. План местности (7 часов)
Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.
Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы.
Использование планов местности в практической деятельности человека.
Практические работы.
Ориентирование на местности. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов). Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними. Топографический диктант.
Тема 2. Географическая карта (10 часов)
Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государство на карте мира.
Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.
Использование географических карт в практической деятельности человека.
Практические работы.
Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность). Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через вашу местность. Характеристика карты (или ее части) своей местности.
Раздел II. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ.
Тема 1. Литосфера (4 часа)
Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые Бурятии. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.
Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.
Тема 2. Формы рельефа земной коры
Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.
Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.
Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.
Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.
Особенности рельефа своей местности.
Практические работы.
Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам). Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. Изучение рельефа своей местности. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.
Тема 3. Мировой океан (6 часов)
Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.
Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана.
Тема4. Воды суши (9 часов)
Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.
Практические работы.
Описание путешествия капельки по большому круговороту воды из своего населенного пункта. Характеристика карты океанов. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.
Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе.
Тема 5. Атмосфера (12 часов)
Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).
Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды.
Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.
Практические работы.
Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). Описание погоды и климата своей местности.
Тема 6. Разнообразие и распространение организмов на Земле. Биосфера (4 часа)
Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.
Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.
Практическая работа. Описание растительного и животного мира, почв своей местности.
Тема 7. Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы (3 часа)
Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой оболочки: географической, ее границы. Биосфера — часть географической оболочки.
Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов.
Природные комплексы своей местности.
Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе.
Практические работы.
Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.
Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ
Тема 1. Численность населения Земли. Расовый состав (3 часа)
Общая численность населения Земли (приблизительно).
Основные человеческие расы; равенство рас.
Исследования Н. Н. Миклухо-Маклая, его вклад в науку.
Тема 2. Человек и природа (3часа)
Человек как часть природы; его хозяйственная деятельность.
Мировые религии. Народы мира.
Основные типы населенных пунктов: городские поселения и сельские.
Государства на карте мира.
Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своем населенном пункте.
Практическая работа. Составление полного описания географического комплекса своей местности.
Учебно-тематический план (70 часов)
В структурном соотношении курс состоит из Введения и четырех разделов: «Изображения земной поверхности», «Оболочки Земли», «Население Земли".
№ раздела | Наименование разделов | Всего часов | Практические работы |
Введение. | 3 | 2 | |
1. | Изображения земной поверхности. | 17 | 4 |
2. | Оболочки Земли. | 43 | 6 |
3. | Население Земли | 7 | 1 |
ИТОГО | 70 | 13 |
* Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.
Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.
Календарно-тематическое планирование
№ уроков | Тема (раздел) | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся/ Возможные формы контроля | Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся | Дата проведения | ||
Предметные | Метапредметные | По плану | По факту | |||||
ВВЕДЕНИЕ (3 часа) | ||||||||
1/1 | География как наука | урок изучения нового материала | Знать: понятия «география», «малая родина», значение географических знаний. | Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Формирование умений ставить вопросы, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение. | Познакомиться с особенностями наблюдения за природой, с нормами природоохранного поведения и и техникой безопасности в природе. Научиться заполнять дневник наблюдений. | Практическая работа № 1- организация наблюдения за погодой (метеорологические наблюдения). | 03.09. | |
2/2 | Путешествия и географические открытия | урок объяснительного чтения | Знать: известных путешественников - мореплавателей, внесших большой вклад в изучение планеты Земля |
| Практическая работа № 2 - обозначение на к/к маршрутов Х.Колумба, Ф. Магеллана, Ф Беллинзгаузена и М. Лазарева. | 05.09. | ||
3/3 | Земля – планета Солнечной системы. | урок – беседа | Умение объяснять: влияние космоса на жизнь на Земле; географические следствия движения Земли; особенности распределения света и тепла по поверхности Земли. Умение определять: географические координаты; особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний; географические следствия движений Земли. | планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; | Знакомство с глобусом – моделью Земли. Доказать шарообразность Земли. Доказать что Луна – естественный спутник Земли. | Проверочная работа по теме | 09.09. | |
Раздел I. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ Тема 1. План местности (8 часов) | ||||||||
1/4. | План местности | урок – практикум | Уметь: отбирать тот или иной вид изображения местности в зависимости от задания. Изображать определённую территорию с помощью условных знаков, «читать» план местности. | анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений | Изобразить в тетради топ. знаки на оценку - « 5» - 25 знаков « 4» - 20 знаков. « 3» - 15 знаков. Размеры прямоугольников 3 на 5 клеток. | 12.09. | ||
2/5. | Масштаб. Виды масштаба. | комбинированный | Уметь: объяснить понятия «масштаб», «виды масштаба». Определять по масштабу расстояние. | Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей | Научиться переводить именованный масштаб в численный и обратно. Топографический диктант по предложенн. тексту | Сам. работа – топографический диктант. | 16.09. | |
3/6. | Стороны горизонта. Ориентирование. | урок - практикум | Уметь: определять направление сторон горизонта на карте и местности по местным признакам и с помощью компаса. | ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи | В тетради отметить 8 основных направлений сторон горизонта. Научиться определять азимут по компасу и с помощью транспортира на плане местности | Практическая работа № 3 – ориентирование по сторонам горизонта. Работа с компасом. Ориентирование по Солнцу. | 19.09. | |
4/7 | Изображение на плане форм земной поверхности | комбинированный | Уметь: определять относительную высоту и глубину понижений | работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Определение относительной высоты предметов в классе и за окном. Сам. работа по определению абсолютной высоты на географической карте. | 23.09. | ||
5/8 | Построение профиля холма по горизонталям | урок – практикум | Научиться строить профиль холма и впадины, измерять крутизну склона | самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | Выработка навыков при работе с рисунками профилей местности. | 26.09. | ||
6/9 | Составление простейшего плана местности | урок – консультация | Закрепить умение определять азимут на местности, научить проводить полярную съемку местности | осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему | Закрепить навыки ориентирования плана местности, нахождения на нём точки своего положения, определение азимутов на окружающие объекты и определение расстояния до этих предметов. | 30.09. | ||
7/10 | Глазомерная съёмка местности | урок – практикум | Уметь: применять навыки работы с компасом, рулеткой; представить результаты измерений в разной форме | работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Записать в тетради основные этапы работы полярной съёмки местности. Изображение на чертеже направлений и расстояний. | Практическая работа № 4 – глазомерная съёмка небольшого участка местности одним из способов. Определение объектов местности на плане. Определение расстояний и направлений на плане. | 03.10 | |
8/11 | Урок- обобщение по теме | Контрольная работа по теме | 07.10. | |||||
Тема 2. Географическая карта (9 часов) | ||||||||
1/12 | Форма и размер Земли. Глобус. | урок изучения нового материала | Знать: внутреннее строение Земли. Уметь: пользоваться глобусом | строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | 10.10. | |||
2/13 | Географическая карта. Карта Республики Бурятия. | комбинированный | Уметь: определять особенности изображения поверхности Земли на различных видах карт. | уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; действия, так и по ходу его реализации; | Сам. работа – обучение приёмам определения направлений и расстояний на карте и глобусе, основных сторон горизонта. | 14.10. | ||
3/14 | Градусная сеть на глобусе и карте. | комбинированный | Знать: «параллель», «меридиан» Уметь: определять по параллелям и меридианам направление сторон горизонта. | адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце | 17.10. | |||
4/15 | Географические координаты. Широта. | изучение нового материала с элементами фронтального опроса | Уметь: определять географическую широту объектов. | работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | 21.10. | |||
5/16 | Географические координаты. Долгота. | комбинированный | Знать: понятие «географическая долгота», значение географической долготы; Уметь: определять географическую долготу объекта. | работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | 24.10. | |||
6/17 | Практическая работа «Определение расстояний, направлений и географических координат по карте» | Уметь: определять географические координаты, направления и расстояния по глобусу и карте. | работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Практическая работа № 5 - определение географических координат. | 28.10. | |||
7/18 | Изображение неровностей земной поверхности на физических картах. | урок изучения нового материала | Знать: сведения об особенностях изображения на карте высот и глубин. Уметь: определять по легенде карты высоты и глубины. | самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | Практическая работа № 6 - определение высот точек и их координат на глобусе и картах. | 31.10. | ||
8/19 | Значение планов и географических карт. | Комбинированный урок | Знать: значение топографических планов и географических карт | самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | Заполнить таблицу «Сравнение плана и географической карты». Закрепить знания о роли карт в различных сферах деятельности человека. | 11.11. | ||
9/20 | Обобщение и повторение по теме «План и карта» | Уметь: применять полученные знания на практике | Контрольная работа по теме | 14.11. | ||||
Раздел II. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ Тема 1. Литосфера (5 часа) | ||||||||
1/21 | Строение Земли. | Знать: внутреннее строение земли. Понятия: земная кора, мантия, ядро | самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | Прочитать текст учебника на с. 40 и выписать способы изучения земной коры. Выполнение схематического рисунка «Внутренние оболочки Земли и ее особенностей" | 18.11. | |||
2/22 | Горные породы и минералы. Полезные ископаемые Бурятии. | урок изучения нового материала | Знать: понятия «горные породы», «минералы», «полезные ископаемые». Уметь: описывать существенные признаки горных пород. | Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Формирование умений ставить вопросы, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение. | Работа с коллекциями горных пород и минералов с целью выработки умения различать их по происхождению и внешним признакам. 3. Заполнение таблицы « Горные породы и минералы» - с. 67 упр. 1 | 21.11. | ||
3/23 | Движение земной коры. | комбинированный | Уметь: определять и показывать на карте наиболее вероятные районы распространения землетрясений. | планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; | 25.11. | |||
4/24 | Вулканы, гейзеры, горячие источники. | комбинированный | Знать: строение вулканов, тип вулканов. Уметь: объяснять образование вулканов, источников. | выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели | Определить по координатам и нанести на к/к вулканы. Уметь показывать вулканы на карте, определяя их географическое положение и высоту. | Практическая работа № 7 – обозначить на к/к вулканы: Тихоокеанское огненное кольцо, Везувий, Этна, Гекла, Кракатау, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Орисаба, Котопахи. | 28.11. | |
5/25 | Обобщение и повторение по теме | Контрольная работа по теме | 02.12. | |||||
Тема 2. Формы рельефа земной коры (5 часов) | ||||||||
1/26 | Рельеф суши. Горы. Формирование рельефа Республики Бурятия. | комбинированный | Уметь: определять географическое положение гор (относительно Республики Бурятия) | Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей | Оформить в тетради схемы различия гор по высоте, по возрасту и по особенностям строения. Описание географического положения гор по плану учебника – с. 56 упр. 6 и определение координат вершин и их высоты. | Практическая работа № 7 – обозначение на к/к гейзеров - о. Исландия, о. Новая Зеландия, России (п-ов Камчатка), США (Йеллоустон). Обозначение на к/к полушарий гор - Гималаи с Джомолунгмой, Анды с Аконкагуа, Кордильеры с Мак– Кинли, Аппалачи, Альпы с Монбланом, Скандинавские, Уральские, Памир, Кавказ с Эльбрусом, Крымские, Карпаты, Верхоянский хр, Алтай. | 05.12. | |
2/27 | Равнины суши. | комбинированный | Уметь: определять географическое положение равнин Новосибирской области. | Уметь показывать равнины на карте, определять их географическое положение и абсолютные высоты. 3Описание географического положения равнин по плану учебника – с.62 табл. 3. | Практическая работа № 7 – обозначение на к/к полушарий равнин - Амазонской низм., Восточно – Европейской равн., Западно – Сибирской низм., Среднесибирского плос., Великой Китайской равн., Аравийского плос., Декан, Великие равнины (США), Казахский мелкосопочник, Бразильское плос., Восточно –Африканское плос .Центральные низм. Австралии. | 09.12. | ||
3/28 | Рельеф дна Мирового океана. | объяснительное чтение с элементами беседы | Знать: понятия «Мировой Океан», «желоб», «материковая отмель», «атолл, «риф», «эхолот». Уметь: объяснять рельеф дна океана.глубины, горные хребты, желоба | Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Формирование умений ставить вопросы, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение. | Знать способы изображения глубин на физических картах. Определить координаты Марианской впадины. | Самостоятельная работа "Горные породы", составление схемы | 12.12. | |
5/29 | Обобщение и повторение по теме «Литосфера» | Знать: основные понятия темы. | Проверка знаний географических терминов и номенклатуры. | Контрольная работа по теме | 16.12. | |||
Тема 3.Мировой океан (6 часов) | ||||||||
1/30 | Вода на Земле. Гидросфера. | изучение нового материала | Знать: понятия «гидросфера», «мировой круговорот воды». | Формировать умение ставить вопросы, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, умение извлекать информацию из различных источников | Обозначение водных объектов на картах. Напишите рассказ о путешествии капельки воды, испарившейся с поверхности океана | 19.12. | ||
2 /31 | Части Мирового океана. | комбинированный | Уметь: определять географическое положение моря. | выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели | Выполнить схему « Виды островов по происхождению». Определение географического положения океанов, морей. | 23.12. | ||
3/ 32 | Свойства океанических вод. | комб. урок с элементами объяснительного чтения | Знать: свойства морской воды. | в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки | Выполнить схему «Свойства вод Мирового океана». . | 26.12. | ||
4 /33 | Волны и океаны. | Знать: понятия «высота волны», «длина волны», «зыбь», «прибой», «цунами», «приливы», «отливы». | Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей | Составить в тетради схему « Движение вод Мирового океана» | 13.01. | |||
5/ 34 | Океанические течения. | урок изучения нового материала | Знать: причины образования течений, теплые и холодные течения. | планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений | 16.01. | |||
6 /35 | Изучение Мирового океана. | комбинированный | Знать: об основных способах изучения, о значении и охране вод Мирового океана. | Объяснить роль богатств Мирового океана в решении продовольственной проблемы в мире. | Практическая работа № 8 – характеристика моря или океана по плану. | 20.01. | ||
7/36 | Обобщение и повторение по теме | Контрольная работа по теме | 23.01. | |||||
Тема 4. Воды суши (8 часов) | ||||||||
1/37 | Подземные воды. | урок изучения нового материала с элементами объяснительного чтения | Знать: о подземных водах, их особенностях, видах, значении, охране от загрязнений. | Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Формирование умений ставить вопросы, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение. | Прочитав часть 1 § 29 выделить три условия образования подземных вод. Записать результат работы в тетрадь | 27.01. | ||
2/38 | Понятие «реки». Крупные реки Республики Бурятия. | комбинированный | Знать: понятия «реки», «долина», «пойма», «устье» и др. | работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Начертить в тетради схему речной системы с указанием элементов реки. На к/к отметить крупнейшие реки мира и России | 30.01. | ||
3/39 | Особенности рек. Характер их течения и питания. Режим рек | комбинированный | Знать: с типами питания и режима рек. Уметь: составлять характеристику реки по типовому плану. | Выполнить упр. 8 с. 95 по описанию реки. Раскрыть взаимосвязь между рельефом, горными породами, климатом и речным потоком ( устно). | Подготовить материал об интересных озёрах планеты | 03.02. | ||
4/40 | Понятие «озеро». Крупные озёра Республики Бурятия. Озеро Байкал. | комбинированный | Знать: понятие «озеро», причины образования, виды озёр и озёрных котловин. Уметь: описывать озеро своей местности по плану, показывать на карте России (Новосибирской области) крупные озёра. | выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели | В тетради нарисовать схемы озер так, чтобы одно было сточным и пресным, а другое - бессточным и солёным. Подписать на к/к озёра, указанные в тексте параграфа | Подготовить материал об озёрах – Байкале, Ладожском, | 06.02. | |
5/41 | Ледники. | комбинированный | Знать: понятия «снеговая граница», «морена», «айсберги». | Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей | Составить проект будущего использования ледников Подготовить материал об айсберге, потопившем Титаник | 10.02. | ||
6/42 | Искусственные водоемы. | комбинированный | Уметь: показывать на карте России искусственные водоёмы. | работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | На к/к отметить крупнейшие водохранилища и каналы мира, а также России. Описание искусственного водоёма расположенного в родном крае. Экологические проблемы водоёма и мероприятия по его охране. | 13.02. | ||
7/43 | Загрязнение гидросферы. | комбинированный | Знать: значение, необходимость охраны и рационального использования вод суши. Уметь: показывать на карте мира, России (Республики Бурятия) реки, озёра, искусственные водоёмы, районы распространения ледников. | выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели | Примеры о состоянии вод в нашей местности, а также о необходимости их охраны. Примеры экологических катастроф | Практическая работа № 9 – характеристика реки или озера по плану. | 17.02. | |
8/44 | Обобщение и повторение по теме «Гидросфера» | Обобщение знаний о водах планеты. | Контрольная работа по теме | 20.02. | ||||
Тема 5. Атмосфера (12 часов) | ||||||||
1/45 | Атмосфера. Строение, значение, изучение. | урок изучения нового материала | Знать: необходимость охраны атмосферного воздуха. | Формировать умение ставить вопросы, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, умение извлекать информацию из различных источников | В тетради зафиксировать 4 момента, раскрывающих значение атмосферы. В тетради выполнить схематичный рисунок «Строение атмосферы». | Практическая работа № 1о – наблюдение за погодой в течение месяца и обработка собранного материала (вычисление средних температур, построение графиков, оформление диаграмм, описание погоды за день и месяц). | 24.02. | |
2/46 | Температура воздуха. | комбинированный | Уметь: проводить простейшие наблюдения с помощью термометра, определять среднюю температуру и амплитуду. | Краткая запись в тетради основных свойств воздуха. Вычисление максимальных, минимальных и среднесуточных температур воздуха, определение амплитуды колебаний | 27.02. | |||
3/47 | Годовой ход температуры воздуха. построение графика годового хода температуры. | урок – практикум | Знать: о причинах и особенностях колебания температуры в течение года Уметь: строить графики колебания температуры. | работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Практическая работа № 11 – вычисление средних годовых t ˚ и вычерчивание годового графика хода t ˚ для разных городов на Земле.. | 03.03. | ||
4/48 | Атмосферное давление | урок изучения нового материала | Уметь: проводить простейшие наблюдения с помощью барометра. | Формировать умение ставить вопросы, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, умение извлекать информацию из различных источников | Решение задач на определение атмосферного давления и абсолютных высот в зависимости от давления | 06.03. | ||
5/49 | Ветер. Роза ветров | беседа | Уметь: строить розу ветров, определять направление и скорость ветра. | Выписать виды ветров. Построение розы ветров в тетради на основе краеведческого материала | 10.03. | |||
6/50 | Водяной пар в атмосфере. Облака. | комбинированный | Уметь: определять абсолютную и относительную влажность воздуха. | планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; | Начертить два квадрата с указанием в них температуры и влажности. Отметить степень насыщенности воздуха водяными парами. Выполнить схему трёх основных видов облаков. | Самостоятельная работа "Построить диаграмму облачности с использованием краеведческого материала" | 13.03. | |
7/51 | Атмосферные осадки. | комбинированный | Уметь: анализировать и строить диаграммы количество осадков. | Используя краеведческий материал построить круговую диаграмму осадков за месяц и годовую столбчатую диаграмму выпавших осадков по месяцам | 17.03. | |||
8/52 | Погода | комбинированный | Знать: Понятие «погода» Уметь: Описывать по условным знакам погоду своей местности | работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Составить описание погоды за день, используя свой календарь погоды. Заполнение таблицы « Народные приметы ясной и пасмурной погоды». | Практическая работа № 12 – обработка метео- рологических данных за период наблюдений | 20.03. | |
9/53 | Климат. Климат Бурятии | комбинированный | Назвать основные характеристики климата, описывать климат различных территорий | работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | . Подготовить сообщения в группах о влиянии климата на жизнь и деятельность людей в районах Крайнего Севера, в пустыне Сахаре, в зоне смешанных лесов и степях | Самостоятельная работа "Составить характеристику климата своей местности" – с. 131 упр. 2 | 31.03. | |
10/54 | Распределение света и тепла на Земле | пояса освещенности, распределение солнечного тепла | Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей | На к/к выделить красным цветом – тропики, синим – полярные круги. Закрасить тепловые пояса: тропический – красным, умеренный – жёлтым, полярные – зелёным. Определить положение своей местности в поясах солнечного освещения | Доказать взаимозависимость изменения высоты Солнца над горизонтом и изменения температуры по временам года. | 03.04. | ||
11/55 | Причины, влияющие на климат. Подготовка к тестированию по теме «Атмосфера» | комбинированный | Закрепление пройденного материала, выявление причин, влияющих на климат | планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений | Записать в тетради 5 климато -образующих факторов. Заполнить таблицу « Влияние климатообразующих факторов на климат нашей местности» | Описание климата своей местности по плану – с. 141 упр. 5. Показать взаимосвязь элементов погоды | 04.04. | |
12/ 56 | Обобщение и повторение по теме «Атмосфера» | Обобщить и повторить знания активизировать познавательную деятельность | Контрольная работа | 10.04. | ||||
Тема 6. Биосфера (4 часа) | ||||||||
1/57 | Разнообразие и распространение организмов | комбинированный | Называть царства организмов, их основные характеристики, широтная зональность | Заполнить схему «Биосфера» в тетради. | Подготовить сообщение об основоположнике учения о биосфере В.И. Вернадском | 14.04. | ||
2/58 | Природные зоны Земли | комбинированный | Называть природные зоны, их распространение | работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Характеристика природных зон и заполнение таблицы – работа в группах. | 17.04. | ||
3/59 | Организмы в Мировом океане | комбинированный | Называть основные сообщества организмов океана, примеры приспособленности к окружающей среде | Выписать в тетрадь представителей трёх основных групп живых организмов, обитающих в морях – планктона, бентос, нектона | Подготовить сообщение об обитателях моря. | 21.04. | ||
4/69 | Воздействие организмов на земные оболочки | комбинированный | Называть оболочки Земли, понятие «почва», определять различия почв, приводить примеры взаимодействия биосферы с другими оболочками | Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей | В тетради составить простейшую схему состава почв, указав влияние на её литосферы, биосферы, гидросферы и атмосферы | Подготовить материал об основоположнике почвоведения В.В.Докучаеве. Проверочная работа | 24.04. | |
Тема 7. Взаимосвязи компонентов природы (3 часа) | ||||||||
1/61 | Природный комплекс | Называть и показать компоненты ПТК, описание ПТК | выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели | Доказать, используя приём схем, взаимосвязь природных компонентов в любом природном комплексе нашей местности. | 28.04. | |||
2/62 | Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс Земли | Комбинированный урок | Знать: что географическая оболочка – это самый крупный природный комплекс Земли, отдельные закономерностями географической оболочки | выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели | Нарисовать в тетради элементарную схему географической оболочки | 30.04. | ||
3/63 | Воздействие человека на географическую оболочку. Ноосфера | Комбинированный урок | Уметь: Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на окружающую среду и географическую оболочку в целом | составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта) | Проверочная работа по теме | 05.05. | ||
Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (4 часа) | ||||||||
1/64 | Человечество – единый биологический вид | комбинированный | Называть и показать три расы людей, численность и плотность населения, миграции | строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | 08.05. | |||
2/65 | Численность населения земли. Страны мира | комбинированный | Сформировать представления о численности населения Земли и ее изменении, формировать представление о политической карте, учить определять географическое положение стран и их столиц. | Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей | В тетради выписать самые крупные народы мира и самые многонаселённые государства мира. | 12.05. | ||
3/66 | Основные типы населенных пунктов. Путешествие по городам мира. | комбинированный | Называть и показывать основные типы населенных пунктов. Поведение человека в природе | планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; | Составить характеристику своего населённого пункта по плану – с. 160 упр. 2 На к/к нанести крупнейшие города мира и России. | Пр. работа № 13 – обозначение на к/к крупнейших государств мира и их столиц. | 15.05. | |
4/67 | Человек-часть биосферы | Урок-беседа | Знать: понятие "ноосфера" | выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат | Небольшое сообщение о Вернадском В.И. Проверочная работа по теме | 19.05. | ||
Раздел IV. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (3 часа) | ||||||||
1/68 | Стихийные природные явления | комбинированный | Называть природные явления, определять влияние природы на жизнь и здоровье человека | выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели | Записать в тетрадь правила поведения при пожаре и сильном морозе. | 22.05. | ||
2/69 | Весенняя экскурсия по изучению природных комплексов | Составить описание природного комплекса своей местности | работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Начертить план маршрута весенней экскурсии. Составить описание природного комплекса своей местности. Закрепление норм поведения в природе. Охрана природы. Техника безопасности. | 26.05. | |||
3/70 | Итоговой урок по теме «Физическая география» | урок обобщения знаний | Закрепить полученные знания и умения учащихся, используя игровую форму | Итоговая контрольная работа | 29.05. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
ПРИЛОЖЕНИЕ
Итоговая контрольная работа за курс "География. Начальный курс".
Вариант 1
- Съёмка местности из одной точки называется:
А) полярной; Б) буссольная; В) инструментальной; Г) технической; Д) маршрутной.
2. Низкие горы высотой до:
А) 1000 м; Б) 1200 м; В) 1500 м; Г) 2000 м; Д) 3000 м.
3. Оболочка жизни:
А) гидросфера; Б) литосфера; В) географическая оболочка; Г) атмосфера; Д) биосфера.
4. Азимут – это угол между направлением на
А) запад и какой-нибудь предмет; Б) юг и какой-нибудь предмет; В) север и какой-нибудь предмет; Г) северо-восток и какой-нибудь предмет.
5. Водная оболочка Земли:
А) Атмосфера; Б) стратосфера; В) гидросфера; Г) литосфера; Д) биосфера.
6. Состояние тропосферы в данном месте в данный момент называется
А) тайфуном; Б) погодой; В) бризом; Г) климатом; Д) ураганом.
7. Параллель, разделяющая земной шар на северное и южное полушарие называется
А) северным полярным кругом; Б) южным тропиком; В) южным полярным кругом; Г) северным тропиком; Д) экватором.
8. Движение воздуха в горизонтальном направлении называется
А) испарение; Б) амплитуда; В) течения; Г) ветер; Д) цунами.
9. Часть географической оболочки, заселённая и изменённая организмами – это
А) гидросфера; Б) атмосфера; В) литосфера; Г) стратосфера; Д) биосфера.
10. Накопитель тепла и основной источник влаги на Земле
А) впадины; Б) мировой океан; В) горы; Г) возвышенности; Д) равнины.
11. Точки, через которые проходят все меридианы Земли, называется:
А) точками высот; Б) географическими полюсами; В) азимутальными точками; Г) точками пересечения; Д) географическими центрами.
12. Физическая география занимается изучением:
А) только рельефа; Б) только климата; В) только океана; Г) всей природы; Д) только почв.
13. Количество водяного пара в граммах в 1 м3 называется
А) абсолютной влажностью; Б) ненасыщенным воздухом; В) сухим воздухом; Г) относительной влажностью; Д) насыщенным воздухом
14. Циклон приносит:
А) заморозки; Б) пасмурную, дождливую ветреную погоду; В) сухую жаркую погоду; Г) суховеи, понижение температур; Д) грозы, повышение давления
15. С 1519 по 1522 годы совершено кругосветное путешествие:
А) Ф. Магелланом; Б) М. Лазаревым; В) М. Бехаймом; Г) Х. Колумбом.
16. Земная кора и верхняя часть мантии называется
А) атмосфера; Б) биосфера; В) гидросфера; Г) литосфера; Д) тропосфера.
17. Все неровности земной поверхности – это
А) плоскогорья и низменности; Б) впадины и горы; В) рельеф; Г) горные породы; Д) нагорья.
18. Шельф – это
А) впадины в океане; Б) переходные области в океане; В) желоба в океане; Г) материковые склоны в океане; Д) материковая отмель.
19.План местности изображает:
А) материк; Б) территорию всей страны; В) природную зону; Г) обширную часть земной поверхности; Д) небольшую часть земной поверхности.
20. Горная порода магматического происхождения:
А) известняк; Б) гранит; В) песок; Г) ракушечник; Д) поваренная соль.
21. Воздушная оболочка Земли:
А) географическая оболочка; Б) Биосфера; В) Атмосфера; Г) Гидросфера; Д) Литосфера.
22. Столица Республики Казахстан – город
А) Уральск; Б) Алматы; В) Петропавловск; Г) Кзылорда; Д) Астана.
23. Слово «география» в переводе означает:
А) Образ Земли; Б) Описание Земли; В) Рисунок Земли; Г) Вид Земли; Д) Путешествие.
24. Ветер, меняющий своё направление 2 раза в год
А) горный; Б) бриз; В) пассат; Г) западные; Д) муссон.
25. Место разрыва и смещения горных пород на глубине, при землетрясении называют –
А) жерлом; Б) эпицентром; В) котловиной; Г) районом; Д) очагом.
2 вариант
1. Слово «география» в переводе означает:
А) образ Земли; Б) Описание Земли; В) Рисунок Земли; Г) Вид Земли; Д) Путешествие.
2. Водная оболочка Земли:
А) Литосфера; Б) географическая оболочка; В) Гидросфера; Г) Биосфера; Д) Атмосфера.
3. Место разрыва и смещения пород на глубине, при землетрясении называют –
А) жерлом; Б) эпицентром; В) котловиной; Г) районом; Д) очагом.
4. Прибор, измеряющий атмосферное давление
А) флюгер; Б) барометр; В) сейсмограф; Г) гигрометр; Д) анемометр.
5. Условная линия на карте, соединяющая точки с одинаковой абсолютной высотой
А) изохора; Б) изобара; В) горизонталь; Г) изотерма; Д) бергштрих.
6. Наиболее устойчивые участки суши
А) грабены; Б) складчатые области; В) геосенклинали; Г) платформы; Д) горсты.
7. Азимут 900 показывает на
А) север; Б) северо-восток; В) юг; Г) запад; Д) восток.
8. Самый нижний слой атмосферы
А) ионосфера; Б) мезосфера; В) мегасфера; Г) тропосфера; Д) стратосфера.
9. Состав географической оболочки:
А) гидросфера, биосфера, часть атмосферы, часть литосферы; Б) мантия, ядро, ионосфера, магносфера; В) ядро, Мантия, гидросфера, литосфера;
Г) атмосфера, мантия, ядро, биосфера; Д) биосфера, литосфера, ядро, мантия.
10. Море, уровень абсолютной высоты которого принят за ноль:
А) Чёрное; Б) Балтийское; В) Каспийское; Г) Карское; Д) Баренцево;
11. Оболочка жизни на Земле:
А) Биосфера; Б) часть атмосферы и часть литосферы; В) литосфера; Г) часть литосферы и часть гидросферы; Д) гидросфера.
12. Группы людей со сходными внешними признаками называются
А) этносами; Б) горожанами; В) сельчанами; Г) горцами; Д) расами.
13. Длина экватора составляет
А) 20 000 км; Б) 10 000 км; В) 30 000 км; Г) 40 000 км; Д) 50 000 км.
14. Волны, вызываемые подводными землетрясениями или вулканами:
А) отливы; Б) приливы; В) ветровые; Г) прибой; Д) цунами.
15. Целостность географической оболочки – это
А) периодичность и повторяемость одних и тех же явлений во времени; Б) хозяйственная деятельность человека; В) история формирования природного комплекса; Г)изменение всех компонентов природы и природных комплексов от экватора к полюсам; Д) взаимосвязь и взаимозависимость компонентов природы.
16. Расстояние уменьшено в 100 раз при масштабе
А) 1:100; Б)1: 00000; В) 1: 1000; Г) 1: 10000; Д) 1: 10.
17. Место, где начинается река, называют:
А) паводком; Б) меженью; В) руслом; Г) истоком; Д) устьем.
18. Условная линия, соединяющая точки земной поверхности с одинаковой высотой – это
А) меридиан; Б) изотерма; В) горизонталь; Г) бергштрих; Д) параллель.
19. Человек – часть
А) литосферы; Б) природного комплекса; В) биосферы; Г) атмосферы; Д) гидросферы.
20. Направления запад-восток на карте показаны
А) параллелями; Б) меридианами; В) горизонталями; Г) абсолютной высотой; Д) относительной высотой.
21. Самая низкая температура воздуха бывает
А) после заходя солнца; Б) перед восходом солнца; В) в полдень; Г) ночью; Д) вечером.
22. Наиболее низкие температуры воздуха наблюдаются в районе:
А) полюсов; Б) умеренных широт; В) северного тропика; Г) южного тропика; Д) экватора.
23. Цунами – это
А) волны, вызываемые морскими приливами; Б) притяжение луны; В) волны, образующиеся при извержении подводных вулканов и землетрясениях
Г) причудливые формы рельефа; Д) ветры степной зоны.
24. Основные стороны горизонта:
А) север, юг, юго-восток, северо-запад; Б) запад, восток, юго-запад, юго-восток; В) север, юг, запад, восток; Г) юго-запад, северо-запад, юго-восток, северо-восток.
25. Оболочка жизни
А) атмосфера; Б) литосфера; В) биосфера; Г) географическая оболочка; Д) гидросфера.
Контроль знаний
Четверть Формы контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
количество | |||||
Самостоятельная работа | 2 | 1 | 2 | 1 | 6 |
Проверочная работа | 1 | - | - | 3 | 4 |
Контрольная работа | 1 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Практическая работа | 5 | 2 | 5 | 1 | 13 |
Проект | - | - | 1 | - | 1 |
Перечень обязательной географической номенклатуры:
6 класс
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема ”Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...