Рабочая программа по географии, 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) по теме
Рабочая программа по географии за 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass.doc | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО _____ /______________ / ФИО Протокол № 1 от «28» августа 2013г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по НМР МОУ «СОСОШ № 2» _____ /Л.Д.Аюрова/ ФИО «29» августа 2013г. | «Согласовано» Руководитель МОУ «СОСОШ№2» _____ / В.Д.Иочис / ФИО Приказ № _______ от «30» августа 2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
ФИО____________________________________
Категория________________________________
Предмет _________________________________
Класс____________________________________
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 1 от
«30» августа 2013 г.
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основе:
- ФГОС ООО (второго поколения) (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373);
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- примерной рабочей программы основного общего образования по географии 5-9 классы авторы Летягин А.А., Душина И.В.,Пятунин В.В., Бахчиева А.В..-М.:Вентана-Граф,2012.
- с программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
- идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Цели и задачи курса:
- ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
- формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
- формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Общая характеристика учебного предмета
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно - -общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
Особенности курса – формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую. Деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи и т.д. обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды как умение точно и полно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, представлять информацию в письменной и устной форме.
При рассмотрении проблемы взаимодействия учителя и учеников, исходя из новых целей и задач, следует особо выделить, что учитель не навязывает ученикам учебные цели, не ставит учеников в ситуацию соревнования и избегает временных ограничений. Задания должны соответствовать возрастным особенностям и иметь оптимальный уровень сложности. В работе учителя важное место должно занять обучение школьников оценочной деятельности, научить учеников оценивать изучаемый материал. В процессе оценочной деятельности у учащихся происходит осмысление изучаемого материала. Оценочные суждения - существенная часть развития личности. Следует, исходя из требований к результатам обучения, особое внимание уделить метапредметным результатам – таким как:
- освоенные межпредметные понятия («государство», «отрасль», «ВВП», «биосфера», «экосистема», «биом», «влажность воздуха» и др.);
- универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные, коммуникативные, и способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике.
Рабочая программа разработана к УМК:
Базовый учебник | Летягин А.А., География, 5 кл., - М.Ветана-Граф, 2012 |
Методическое пособие для ученика | Атлас. Физическая география, начальный курс. 5-6 класс, изд.Дрофа. 2005- 2010гг |
Описание места предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, на изучение географии в 5 классе отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. География в 5 классе – первый этап географической подготовки учащихся – основной среди 5 – 10 классов. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущих курсов ( 1 – 4 кл).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования- формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.
Планируемые результаты изучения предмета география
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения курса «География» в 5 классе являются следующие умения:
- осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
- понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Содержание учебного предмета
Введение
География - одна из наук о планете Земля. Предмет изучения географии как науки о планете о Земле. Географические объекты, процессы и явления. Географические объекты - памятники Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Зарождение географии.
Наблюдения - метод географической науки. Методы научных наблюдений. Метеорологические наблюдения.
Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы
Земля среди других планет Солнечной планеты. Солнечная система. Земная группа планет. История возникновения Земли. Форма и размеры Земли. Полярный и экваториальный радиус.
Движение Земли по околосолнечной орбите. Обращение Земли вокруг Солнца. Географические полюса. Времена года на Земле. Дни равноденствия, дни солнцестояния.
Суточное вращение Земли. Пояса освещенности Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Долгота дня.
Раздел 2. Геосферы Земли
Тема 1. Внутреннее строение Земли
Слои "твердой" Земли. Недра Земли. Ядро, мантия, земная кора. Литосфера. Строение литосферы. Методы изучения внутреннего строения Земли. Геология.
Вулканы Земли. Образование и строение вулкана. Магма. Лава. Жерло. Вулканы мира. проявление вулканизма.
Из чего состоит земная кора. Вещества земной коры. Минералы. Образование горных пород. Магматические горны породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Строение земной коры. Два типа земной коры. Океаническая земная кора. Континентальная (материковая) земная кора. Складчатость и области складчатости. Колебательные движения земной коры. Сдвиг, сброс, грабен, горст, взброс.
Землетрясения. Очаг и эпицентр землетрясения. Цунами - следствие землетрясения. Интенсивность землетрясения. Наука сейсмология.
Рельеф земной поверхности. Рельеф и его формы. Выпуклые и вогнутые формы рельефа. Относительная и абсолютная высота. Геодезия - наука об измерениях на местности. Нивелир.
Человек и литосфера. Полезные ископаемые. Жизнь человека в горах и на равнинах. Отдых в горах и на равнинах.
Тема 2. Атмосфера
Воздушная оболочка Земли - атмосфера. Метеорология - наука о воздушной оболочке Земли. Размеры атмосферы Земли. Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы Земли. Озоновый слой. Тропосфера. Стратосфера. Мезосфера. Термосфера.
Погода и метеорологические наблюдения. Погода. Метеорологическая станция. Флюгер. гигрометр. Осадкомер.
Человек и атмосфера. Влияние атмосферы на человека. Влияние человека на атмосферу. парниковый эффект. Опасные явления в атмосфере. Гроза. Град. Редкие явления в атмосфере. Радуга. миражи.
Тема 3. Водная оболочка Земли
Вода на Земле. Свойства воды. Гидросфера - водная оболочка Земли. Три состояния воды. Мировой круговорот воды (малый и большой).
Мировой океан - главная часть гидросферы. Наша планета: земля или океан? Части мирового океана: береговая линия, море, залив, пролив. Суша в океане: остров, архипелаг, полуостров.
Воды суши. Реки Земли – их общие черты и различия. Река. исток реки. Устье реки. Речная система. Бассейн реки. Линия водораздела. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады. Реки Республики Бурятия.
Озера. Вода в "земных кладовых". Что такое озеро. Соленые озера. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные ледники. Айсберги. Горные ледники. Подземные воды. Водоносные пласт. Водоупорные слои.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности
Тема 4. Биосфера Земли
Оболочка жизни. Живое существо биосферы. Границы биосферы. Появление и развитие жизни на Земле. Палеонтология - наука об ископаемых останках растений и животных.
Жизнь в тропическом поясе. Разнообразие жизни на нашей планете. Биогеография - наука о закономерностях географического распространения животных и растений. Растительный и животный мир тропического леса. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни.
Растительный и животный мир умеренных поясов. Степи. Лиственные леса умеренных широт. Тайга.
Жизнь в полярных поясах и океане. Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Условия жизни в океане. Фитопланктон. Этажи подводной жизни.
Природная среда. Охрана природы. Обмен веществом и энергий между оболочками. Природная и искусственная среда. Особо охраняемые природные территории. Заповедники. Биосферный заповедник.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |||
уроки | практические работы | самостоят. работы | контрольные работы | |||
1. | Введение | 3 | 2 | 1 | - | - |
2. | Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы | 4 | 2 | 1 | - | 1 |
3. | Раздел 2. Геосферы Земли Тема 1. Внутренне строение Земли Тема 2. Атмосфера Тема 3. Водная оболочка Земли Тема 4. Биосфера Обобщение | 9 5 6 7 1 | 7 3 4 7 | 1 1 1 - | 2 - 1 - | 1 1 1 1 |
Итого: | 35 | 27 | 5 | 3 | 5 |
Календарно – тематическое планирование
№ № урока | Тема (раздел) | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся/ Возможные формы контроля | Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся | Дата проведения | ||
Предметные | Метапредметные | По плану | По факту | |||||
ВВЕДЕНИЕ (3 часа) | ||||||||
1. | География - одна из наук о планете Земля | Вводный | Знать: понятия "география", "географические объекты, процессы и явления", "географическая оболочка Уметь: объяснять специфику географии как науки; | Определение знаний и незнаний в мотивации познания нового. Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы познавательной деятельности. | Знакомство с мировыми объектами Всемирного наследия с помощью презентации | Выделение 3 основных правил познания | 03.09. | |
2. | Наблюдения - метод географической науки | Комбинированный | Уметь: объяснять специфики методов географических исследований; определять отличительные особенности географических методов исследования | Уметь проводить простейшие опыты, наблюдения, измерения; работать с текстом, доп. лит-рой, рисунками, статматериалами, самостоятельная работа с применением знаний. | Составление схемы методы географических исследован. | Наблюдение за изменениями тени гномона течение дня | 09.09. | |
3. | Осенняя экскурсия | Урок-практикум | 16.09. | |||||
РАЗДЕЛ I. ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (4 часа) | ||||||||
4. | Земля среди других планет солнечной системы | Урок-практикум | Знать: понятия "полярный и экваториальный радиус", место нашей планеты в Солнечной системе; историю возникновения; Уметь: объяснять особенности формы и размеров Земли; | Формировать и развивать практические компетентности применения знаний наук о природе в решении географ. задач. | Отметить сведения о Земле | Практическая работа "Определение формы глобуса и сравнение с формой Земли" | 23.09. | |
5. | Движение земли по околосолнечной орбите | комбинированный | Уметь: объяснить причину смены времен года и суток. Знать: понятия "географический полюс", "земная ось", "угол наклона оси", дни солнечного солнцестояния и равноденствия | Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе | Анализ рис. 9. Обращение Земли вокруг Солнца | Нарисовать модель Земли. Завести фенологический дневник | 30.09. | |
6. | Суточное вращение земли | Урок открытия новых знаний | Знать: понятия "пояс освещенности", "долгота дня". Уметь: объяснять причину выделения поясов освещенности; следствия осевого вращения З. | ставить учебную задачу под руководств. учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи. | Анализ рис. 10 и 11 "Пояса освещенности Земли" | Знакомство с "Теллурием" - моделью "Земля-Луна-Солнце" | 07.10. | |
7. | Обобщающий урок по разделу | Урок-обобщение | Контрольный тест по теме "Земля планета солнечной системы" | 14.10. | ||||
Раздел II. ГЕОГСФЕРЫ ЗЕМЛИ. Тема 1. Внутреннее строение земли (9 часов) | ||||||||
8. | Недра Земли | Урок- новая тема | Знать: внутренне строение Земли; понятия "мантия", "земная кора", "литосфера", "ядро" Уметь: | ставить учебную задачу под руковод. учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи. | Творческое задание "Строим модель Земли" | 21.10. | ||
9. | Строение литосферы | Комбинированный | Знать: понятия "геология", "ущелье", "каньон", "шахта"; методы изучения внутреннего строения Земли. | определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого. | Анализ рис. 13. Движения литосферных плит | Составление кроссворда "Строение Земли" | 28.10. | |
10. | Вулканы земли | Урок - практикум | Знать: понятия "магма", "лава", "кратер", "жерло", "вулканизм" Уметь: объяснять особенности проявления вулканизма. | выделять существенные признаки объектов, сравнивать, классифицировать по заданным признакам, | Построение модели вулкана | 11.11. | ||
11. | Из чего состоит земная кора | комбинированный | Знать: понятия "минералы", "горные породы", "магматические породы" | выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений | Самостоятельная работа "Составление картосхему горных пород" | 18.11. | ||
12. | Строение земной коры. | комбинированный | Уметь: Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы; сравнивать типы земной коры; выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит. | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике | Зарисовать рисунок 25. "Строение земной коры" | 25.11. | ||
13. | Землетрясения | Урок-практикум | Уметь: Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли. | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение; развитие умения использовать основные понятия для решения учебных задач | Практическая работа "Обозначение на контурной карте районов землетрясения и крупнейших вулканов" | 02.12. | ||
14. | Рельеф земной поверхности. Рельеф Бурятии | комбинированный | Уметь: показывать по карте основные геогр. объекты, наносить на к/к; объяснять особенности строения рельефа суши, составлять описание ГО. | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Определение высот крупнейших вершин по атласу | 09.12. | ||
15. | Человек и литосфера | комбинированный | Уметь: сравнивать физическую карту и карту плотности населения с целью установления воздействия рельефа на расселение; антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. | создавать и преобразовывать модели для решения задач, выдвигать гипотезы, организовывать исследования с целью проверки гипотез | Самостоятельная работа «Описание особенностей рельефа своей местности по картам» | 16.12. | ||
16. | Обобщающий урок по разделу | Закрепление и обощение | Контрольный тест по теме "Литосфера" | 23.12. | ||||
Тема 2. Атмосфера (5 часов) | ||||||||
17 | Воздушная оболочка земли | Урок открытия новых знаний | Знать: понятия "атмосфера", "метеорология"; состав и строение атмосферы. Уметь: объяснять значение атмосферы для живых организмов. | Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе | Творческое задание "Измерение атмосферного давления" | 13.01. | ||
18 | Погода и метеорологические наблюдения | Урок открытия новых знаний | Уметь: описывать погоду своей местности, проводить метеорологические измерения, различать, сравнивать и проводить простейшую классификацию изученным геогр. объектам | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение. | Определение погода своей местности | 20.01. | ||
19 | Экскурсия на метеостанцию | Урок-практикум | Формировать и развивать практические компетентности применения знаний наук о природе в решении географ. задач. | 27.01. | ||||
20 | Человек и атмосфера | комбинированный | Уметь: оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы | формирование эмоц-цен. отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рац. исп-ия | Приготовить презентацию "Человек и атмосфера" | 03.02. | ||
21 | Обобщающий урок по разделу | Контрольный тест по теме "Атмосфера" | 10.02. | |||||
Тема 3. Водная оболочка Земли (6 часов) | ||||||||
22 | Вода на земле | Урок открытия новых знаний | Знать: основные свойства воды; элементы круговорота воды. Уметь: объяснять мировой круговорот воды в природе (малый и большой) | выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений | Составление кроссворда "Круговорот воды в природе" | 17.02. | ||
23 | Мировой океан - главная часть гидросферы | Урок-практикум | Знать: части мирового океана: море, залив, пролив; участки суши в океане: остров, архипелаг. Уметь: показывать на карте крупнейшие части мирового океана. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Практическая работа "Нанесение на контурную карту крупнейшие части Мирового океана и части суши в океане" | 24.02. | ||
24 | Воды суши. Реки. Реки Бурятии | комбинированный | Знать: понятия "речная система", "пороги и водопады" Уметь: давать характеристику по плану горных и равнинных рек; называть реки своей республики и местности | Формирование умений ставить вопросы, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение. | Самостоятельная работа "Сравнительная характеристика рек Волга и Терек" | 03.03. | ||
25 | Озера. Вода в земных кладовых. Озера Бурятии. | комбинированный | Знать: виды озер; виды ледников; понятие "айсберг" Уметь: объяснять происхождение подземных вод; называть озера своей республики и местности | работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Знакомство с принципом "работы" родников | 10.03. | ||
26 | Человек и гидросфера | комбинированный | Уметь: оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы | Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе | 17.03. | |||
27 | Обобщающий урок по теме | выслушивать и объективно оценивать другого. | Контрольный тест по теме "Гидросфера" | 31.03. | ||||
Тема 4. Биосфера (8 часов) | ||||||||
28 | Оболочка жизни | Урок открытия новых знаний | Знать: понятие "живое вещество", выделять границы биосферы. Уметь: объяснять появление и развитие жизни на Земле. | Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей | 07.04. | |||
29 | Жизнь в тропическом поясе | семинар | Знать: разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. | работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы; создавать объяснительные тексты; работать по определенному алгоритму | Подготовка кратких сообщений о наиболее интересных представителей растительного и животного мира Земли. Обоснование районов распространения различных видов растений и животных по территории Земли | 14.04. | ||
30 | Растит и животный мир умеренных поясов | семинар | 21.04. | |||||
31 | Жизнь в полярных поясах и в океане | семинар | 28.04. | |||||
32. | Весенняя экскурсия | практикум | Приводить примеры объектов живой и неживой природы, их приспособлений, определять сферы взаимодействия наук о природе. | 05.05. | ||||
33. | Природная среда . Природа Бурятии. Охраны природы. | Урок-конференция | формирование ИКТ компетентности, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной и творческой видах деятельности; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. | Выступление учащихся с сообщениями, презентациями по выбранным темам | 12.05. | |||
34. | Обобщающий урок по курсу "География" | обобщения | развитие умения работать индивидуально и в паре, планировать деятельность, оценивать | 19.05. | ||||
35. | Итоговая контрольная работа по курсу "География" | 26.05. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. География. Начальный курс. 5 класс. Летягин А.А., - М.: Ветана-Граф, 2012
2. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание
3. Атлас. Физическая география, начальный курс. 5 класс, изд.Дрофа. 2005- 2010гг
4. Герасимова Т.П. «Методические пособия по физической географии». М. «Просвещение»,1991
5. Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя, - М.: Просвещение 2000.
6. Петрова Н.Н «Тесты по географии 6-10 класс». М. «Дрофа» 1998 г.
7. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии, 6-10 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997
8. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
К техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках географии, относятся компьютер, цифровой фотоаппарат, интерактивная доска и др.
И могут использоваться для:
– поиска дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы;
– создание текста сообщения;
– фотографирование географических объектов и явлений;
– обработка данных проведённых наблюдений и географических исследований;
– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.
Демонстрационное оборудование: Таблицы, муляжи вулкана, гор, реки, глобус,
Карты – физическая карта полушарий, политическая, план местности
Коллекции горных пород.
Контроль знаний
Четверть Формы контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
количество | |||||
Самостоятельная работа | - | 2 | 1 | - | 3 |
Контрольная работа | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 |
Практическая работа | 1 | 1 | 1 | - | 3 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Итоговая контрольная работа за 1 полугодие, 5 класс
1 вариант
Часть А
- Что не является прибором для изучения природы?
- термометр
- микроскоп
- пенал
- флюгер
- Каково расстояние от Земли до Солнца?
а) 250 млн. км. б) 150 млн. км в) 30 млн. км
- Какая планета не входит в земную группу?
- Венера
- Марс
- Юпитер
- Земля
- У какой планеты наибольшее число спутников?
- Земля
- Марс
- Юпитер
- Сатурн
- Когда мы видим круглую Луну?
- В новолуние
- В полнолуние
- В четверть Луны
- Смена дня и ночи происходит из-за:
- Вращения Земли вокруг Солнца
- Вращения Земли вокруг своей оси
- Вращения Луны вокруг Земли
- Чему равны сутки?
а) 30 ч. б) 24 ч. в) 12 ч.
- Мрамор и гипс относятся к горным породам:
1) осадочным; 2) метаморфическим; 3) магматическим.
9. Мировой океан состоит из:
1) 3 океанов. 2) 4 океанов. 3) 5 океанов. 4) 6 океанов.
10.Что такое “река”?
1)Вода, текущая в углублении земной поверхности под действием силы тяжести.
2)Вода, текущая в углублении земной поверхности.
3)Котловина заполненная водой.
11. Самая водоносная река в мире?
- Амазонка.
- Нил.
- Миссисипи.
- Конго.
- Енисей.
12. Самое большое озеро в мире?
- Мертвое море.
- Байкал..
- Виктория.
4) Каспийское море.
Часть В
- Какая из обозначенных точек соответствует южному полюсу?
- Почему происходит смена времен года? Какое время года будет в Австралии, если хорошо прогрето Северное полушарие?
- Определите (по карте океанов) частью какого океана являются реки: Енисей, Конго, Миссисипи?
- По карте определите расположение морей относительно суши: Средиземное, Южно-китайское, Японское, Карибское, Норвежское.
Итоговая контрольная работа за 1 полугодие
5 класс
2 вариант
Часть А
- Земля является по счёту от Солнца планетой
- девятой
- третьей
- пятой
- первой
- Как называется воздушная оболочка Земли?
- Атмосфера
- Гидросфера
- Литосфера
- Биосфера
- Что не относится к Солнечной системе?
- Планеты
- Созвездие
- Астероиды
- Кометы
- Луна делает оборот вокруг Земли и вокруг своей оси за:
- 24 часа
- 28 дней
- 6 месяцев
- 1 неделю
- Что такое глобус ?
- увеличенная часть Земли;
- уменьшенная модель Земли;
- изображение предмета окружающего мира
- Чему равен радиус Земли?
- 40 000 км 2)4 000 км 3)6 356 км
- Сколько дней в високосном году?
- 365 2) 366 3) 367
- породам осадочного происхождения относятся:
1) песок; 2) щебень и гравий; 3) песок, гравий и известняк.
9. Частью Мирового океана являются:
1) залив, пролив, море
2) залив, пролив, озеро
3) море, озеро, река
10. Самый большой океан:
1) Атлантический. 2) Индийский. 3) Тихий.
11 .Самая длинная в мире река?.
- Амазонка.
- Нил.
- Миссисипи.
- Конго.
- Енисей.
12. Самое глубокое озеро в мире:
- Мертвое море.
- Байкал.
- Виктория.
- Верхнее.
- Каспийское море.
Часть В
- Какая из обозначенных точек соответствует северному полюсу?
- Почему происходит смена дня и ночи? Какое время суток будет в Австралии, если Южной Америки день?
- Определите (по карте океанов) частью какого океана являются реки: Обь, Амазонка, Ганг?
- По карте определите расположение морей относительно суши: Охотское, Черное, Баренцево, Аравийское, Красное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...