Рабочая программа по географии, 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) по теме

Жалсобон туяна Баторовна

Рабочая программа, 10 класс, Максаковский В.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_10_klass.doc386 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

_____        /______________        /

ФИО

Протокол № 1        от

«28» августа        2013г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по НМР МОУ «СОСОШ № 2»

_____        /Л.Д.Аюрова/

ФИО

«29» августа        2013г.

«Согласовано»

Руководитель МОУ «СОСОШ№2»

_____        / В.Д.Иочис /

ФИО

Приказ № _______

от «30»  августа         2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

ФИО____________________________________

Категория________________________________

Предмет _________________________________

Класс____________________________________

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол №  1     от

«30»  августа 2013 г.

2013 - 2014 учебный год

Пояснительная записка

Программа разработана на основе:

  • фундаментального ядра содержания общего образования;
  • требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, представленными в   федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования второго поколения;
  • примерной программой, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • идеями и положениями концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

Цели и задачи курса:

Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

  1. освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  2. овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  4. сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
  5. развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  6. формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
  7. вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
  8. нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  9. воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.

В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации.  Знания и практические умения, приобретенные учащимися при  изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.


        Общая характеристика учебного предмета

Курс «Экономическая и социальная география  мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире,  понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.  

Рабочая программа разработана к УМК:

Базовый учебник

Максаковский  В.П.  Экономическая  и  социальная география  мира.  10 кл. / В.П. Максаковский. - М.: Просвещение, 2012.

Методическое пособие для ученика

1. Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10 класс/ В.П. Максаковский. - М.: Дрофа,2009.

2. Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10 класс (с комплектом контурных карт). -М.: Федеральное агентство геодезии и картографии, 2009.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов в год. Резервное время, при этом, составляет 2 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ. Предлагаемая программа ориентирована на базовый уровень среднего (полного) общего образования по географии

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования- формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей  как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.

Результаты изучения предмета география

Личностные результаты освоения образовательной программы среднего общего образования должны отражать:

-  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

 - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

- осознание роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

 - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 - умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: работать индивидуально и в группе

- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов,  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

 - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
- понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
- представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
- умение работать с разными источниками географической информации;
- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- овладение основами картографической грамотности; - владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; - умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Прогнозировать и оценивать (формулировать гипотезы, предвидеть):

 - изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

 - ресурсообеспеченность стран и регионов мира различными видами ресурсов суши;

 - роль ресурсов Мирового океана, климатических и космических ресурсов на качественно новом

   этапе взаимо-действия общества и природы;

 - последствия опустынивания, обезлесения и прочего; последствия антропогенного загрязнения

   геосфер и в целом всей окружающей среды;

 - темпы роста народонаселения Земли в целом, в отдельных регионах и странах мира; тенденции

   изменения возрастного состава населения;

 - темпы урбанизации и ее влияние на окружающую среду; тенденции создания единых

   энергетических, транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве;

 - изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран.

2.        Объяснять:

 - причины изменений политической карты мира; различия в истории заселения, освоения и

   развития территорий;

 - закономерности размещения основных видов природных ресурсов;

 - различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отдельных

   территорий; образование и развитие разных форм городского расселения (агломераций,

   мегалополисов);

 - различия в степени заселенности отдельных территорий, обусловленные экономическими,

   историческими и природными причинами;

 - миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов;

 - направления миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и

    регионов; причины наибольшего распространения китайского, английского, испанского, русского,

   арабского языков и языка хинди;

 - причины демографического взрыва в ряде стран и регионов мира, роста народонаселения и их
  последствия; распространение мировых религий на Земле;

 - особенности размещения основных отраслей хозяйства;

 - особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства.

 - причины возникновения региональных и отраслевых группировок в системе международного

   географического разделения труда;

 - географические  особенности  стран   «новой   индустриализации»,   «переселенческого    

   типа»,«нефтедоллара»

 - различия в уровнях экономического развития стран и регионов; изменение пропорций между  

   производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством,  

   добывающей и обрабатывающей отраслями промышленности в структуре хозяйства;

 - специализацию хозяйства отдельных стран и регионов мира, особенности состава и структуры их  

    хозяйства, участие в географическом разделении труда;

 - уникальность и общечеловеческую ценность объектов, занесенных в международные реестры  

    памятников природы и культуры;

 - причины возникновения глобальных проблем человечества; применение в процессе учебного познания понятий: политико-географическое положение страны, географическая (окружающая) среда, природопользование, ресурсообеспеченность, воспроизводство населения, урбанизация, научно-техническая революция, мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, «зеленая революция» и глобальные проблемы человечества.

3.        Описывать:

 - одну из отраслей мирового хозяйства;

 - один из районов старого или нового промышленного, сельскохозяйственного,  

    городского,транспортного или рекреационного строительства;

 - географическую специфику страны (по выбору).

4.        Определять (измерять):

 - принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов;

 - ресурсообеспеченность отдельными видами ресурсов; рациональность или нерациональность

   использования минеральных, почвенных, водных, биологических ресурсов;

 - особенности экономико-географического положения объектов; общие тенденции развития  -    

   объектов и явлений;

 - изменение отдельных показателей во времени, средние показатели по различным источникам  

   географической информации;

 - крупнейших экспортеров и импортеров важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной

   продукции;

 - функции крупнейших городов мира;

 - условия возникновения и развития наиболее крупных зон туризма и рекреаций.

5.        Называть и (или) показывать:

 - крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы; основные виды природных

   ресурсов;

 - мировые центры и районы: месторождений полезных ископаемых, промышленные,

   сельскохозяйственные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые,

   рекреационные;

 - основные средства и методы получения географической информации;

 - основные регионы повышенной плотности населения на Земле;

 - крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их

   распространения, культурно-исторические центры;

 - примеры крупнейших старопромышленных районов мира;

 - меры по охране вод Океана и суши;

 - тенденции изменения структуры мирового хозяйства;

 - основные формы международных экономических отношений;

 - крупнейшие индустриальные страны мира; примеры районов нового освоения; примеры

   свободных экономических зон мира.

Структура курса

В структурном соотношении курс состоит из трех разделов: «Общая характеристика мира», «Региональная характеристика мира», «Глобальные проблемы человечества".

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

практические работы

самостоят.

работы

контрольные работы


1.

Часть I. Общая характеристика мира

Современная ПКМ

5

4

1

-

1

2.

География мировых природных ресурсов

5

4

1

-

1

3.

География населения мира

5

4

1

1

1

4.

НТР и мировое хозяйство

7

7

1

1

5.

География отраслей мира

10

9

1

1

1

Часть 2. Региональная характеристика мира

1.

Зарубежная Европа

9

8

1

-

1

2.

Зарубежная Азия

9

8

1

-

1

3.

Африка

4

4

-

1

1

4.

Северная Америка

5

4

1

-

1

5.

Латинская Америка

4

-

1

1

Часть3. Глобальные проблемы человечества

1.

Глобальные проблемы человечества

4

-

1

1

2.

Итоговое занятие + резерв 2 часа

1

1

Итого:

70

63

7

6

12

Содержание программы

ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА

Тема 1. Современная политическая карта мира (5 часов)

Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Дифференциация стран современного мира. Их типология. Государственный строй и государственное устройство. Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся.

Тема 2. География мировых природных ресурсов.

 Загрязнение и охрана окружающей среды (7 часов)

Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Природопользование рациональное и нерациональное. Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Минеральные ресурсы мира. Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Лесные ресурсы, их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Ресурсы пресной воды. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Ресурсы Мирового океана. Биологические ресурсы. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные. Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Рекреационные ресурсы, их виды. Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный.

Тема 3. География населения мира (7 часов)

Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Типы воспроизводства населения. Теория «демографического перехода». Этнический (национальный) состав населения. Мировые и этнические религии. Этно-религиозные конфликты. Возрастной и половой состав населения. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Общий рисунок расселения человечества на планете. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов». Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.

Тема 4. НТР  и мировое хозяйство  (14 часа)

 Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства. Сельское хозяйство, его отраслевой состав. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции. Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Густота транспортной сети. Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран. Международные экономические отношения, их формы.

ЧАСТЬ II. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА

Тема 6. Зарубежная Европа (5 часов)

Общая характеристика региона. Географическое положение. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Население зарубежной Европе. Хозяйственные различия между странами. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне - и южноевропейский. Международные экономические связи. Особенности европейских субрегионов. Страны Европы. Франция. Польша.

Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия (6 часов)

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Население. Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Основные районы и направления сельского хозяйства. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Субрегионы зарубежной Азии их специфика. Страны Азии. Япония. Китайская Народная Республика. Республика Индия. Австралия и Океания: Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.

Тема 8. Африка (3 часа)

Общая характеристика региона. Особенности территории и населения. Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Субрегионы Африки, их специфика.

Тема 9. Северная Америка (5 часа)

Территория и население. США и Канада: природно-ресурсный потенциал и добывающие отрасли. Основные отрасли промышленности и их география. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Международные экономические связи. Взаимозависимость экономики Канады и США.

Тема 10. Латинская Америка (6 часа)

Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Темпы и уровень урбанизация, ложная урбанизация. Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Субрегионы Латинской Америки. Бразилия.

ЧАСТЬ III. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Тема 11. Глобальные проблемы человечества (3 часа)

 Россия в современном мире Роль России в мировом хозяйстве и ее изменение. Россия на современной политической и экономической карте мира. Глобальные проблемы человечества.


Календарно-тематическое планирование

№ № урока

Тема

(раздел)

Тип урока

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся/ Возможные формы контроля

Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся

Дата проведения

Предметные

Метапредметные

По плану

По факту

ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА

ТЕМА I. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА (5 часов)

1.

Многообразие стран современного мира

Вводная лекция

Знать: кол-во и группировки стран;

Уметь: прогнозировать изменения ПКМ под влиянием международных отношений;

формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Анализ ПКМ и экономкарт

с целью определения специализац.

разных типов

стран и регионов мира, их участия в

МГРТ

03.09.

2.

Типология стран мира

Уурок-семинар

Знать: типологию стран; новейшие изменения ПКМ за последние 10 лет.

Уметь: объяснять причины изменений ПКМ.

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий

На основе ПКМ и "визитки" выписать развитые и развивающие страны

Составить кроссворд "Страны мира"

05.09.

3.

Государственный строй и основные формы административно территориального устройства стран мира.

рурок-семинар

Знать: две основные формы правления, формы тер-администр. устройства.

Уметь: по дописточникам определять особенности стран.

выявлять причинно-следственные связи оценивать работу одноклассников

Составление систематиз. таблицы "государственный строй стран мира"

09.09.

4.

Политическая география

Уурок-практикум

Знать: понятия ЭГП, ПГП, "геополитика".

Уметь: определять ПГП государства.

работа с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами

Практическая работа № 1

"Харак-ка геополитположения страны (по выбору)"

12.09.

5.

Обобщение по теме "Современная политическая карта мира"

выслушивать и объективно оценивать другого,

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Контрольный тест по теме "Современная ПКМ"

16.09.

ТЕМА 2. ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ (5часов)

6.

Взаимодействие  человечества и природы. Мировые прир. ресурсы (минеральные, земельные)

Уурок-семинар

      Знать: что такое географическая среда, "обмен веществ" м/у обществом и природой

Уметь: анализировать "обмен веществ" м/у обществом и природой.

формулирование своих мыслей и выводов в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций

Анализ карты минеральных ресурсов

19.09.

7.

Водные, биологические, Мирового океана, климатические, и космические, рекреационные ресурсы.

ккомбинированный

Знать: особенности распределения водных и биологических ресурсов, а также объема и структуры водопотребления;

понятия косм. и рекреац. ресурсы.

Уметь: анализ. виды альтернативной энергетики; преспективы использ. ПР МО.

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов.

Дать характеристику гидроэнергитического потенциала крупных регионов мира

23.09.

8.

Загрязнение и охрана окружающей среды

окомбинированный

Знать: сущность глобальных экологически проблем и возможные пути их решения.

Уметь: прогнозировать последствия антроп. загрязнения геосфер и в целом всей окружающей среды.

представление  информации  в различных формах – тезисы, эссе, компьютерные презентации

Сообщение на тему "Охрана окружающей среды"

26.09.

9.

Географическое ресурсоведение и геоэкология

Уурок - семинар

Знать: понятия "природно-ресурсный потенциал", "ресурсный цикл", "геоэкология".

Уметь: оценивать ресурсообеспеченность стран

выслушивать и объективно оценивать другого,

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Практическая работа №2 "Ресурсообеспеченность различных стран и регионов. География природопользования в современном мире"

30.09.

10.

Обощение по теме "География мировых природных ресурсов"

Уметь: анализировать ресурсообеспеченность стран.

Контрольный тест по теме "География мировых природных ресурсов"

03.10.

ТЕМА 3. ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА (5 часов)

11.

Численность,

воспроизводство населения

Ввводная

Знать:  особенности соврем. процесса воспроизводства населения, явление «демогр. взрыв и кризис»; факторы, влияющие на уровень рождаемости и смертности; теорию демогр. перехода, его сущность.

Уметь: определять основные направления демогр. политики; объяснять различия в ест. приросте Н.;

поиск дополнительных источники информации;

формулирование своих мыслей и выводов в устной и письменной форме.

Сравнение динамики численности населения отдельных крупных регионов земного шара

07.10.

12.

Состав

населения

Ллек ция

Знать: особенности половозрастного, национального состава населения.

Уметь: анализировать зависимость между возрастным составом населения и его трудоспособной частью, структуру занятости населения, ее особенности в странах разного типа и тенденции; читать и анализировать половозрастную пирамиду

выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов

Анализ карты полового, возрастного состава населения

10.10.

13.

Размещение и миграция населения мира

ллекция с элементами беседы

Знать: общие закономерности размещения населения по планете; виды миграций и их причины.

Уметь: объяснять различия в степени заселенности отдельных территорий, обусловленные эконом., исторический, природ, причинами;

формирование и развитие посредством географического знания способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью

Анализ карты плотности населения в атласе

14.10.

14.

Городское и сельское население

Урок-семинар

Знать: основные формы расселения Н; вопросы связанные с городами, их появлением, статусом, особенностями, проблемами и ролью в соврем, мире; понятие «урбанизация», о значение и месте этого явления в соврем. Н. мира; наиболее важн. черты и особ, присущие сел. Н. мира.

 Уметь: анализ, наиболее значимые проблемы присущие основным формам расселения; оценивать темпы урбанизации и ее влияние на окружающую среду.

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов.

Составление таблицы

 " Ведущие признаки урбанизации"

Составить кроссворд " Города - миллионеры "

17.10.

15.

Практическая работа «Типы воспроизводства в современном мире» Обобщение знаний

ппрактикум

Практическая работа № 3

"Типы воспроизводства в современном мире" (на основе использования различных источников информации)

21.10.

ТЕМА 4. НТР И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (7 ЧАСОВ)

16.

Характеристика научно-

технической

революции

Вводная

Знать: явление НТР и ее главные черты, составные части НТР и их главные особенности;

Уметь: анализировать основные пути развития составных частей НТР на соврем, этапе развития общества и в будущем.

формирование и развитие посредством географического знания способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью

Составление таблицы "Главные направления развития производства в эпоху НТР"

24.10.

17.

Составные части НТР

ссеминар

28.10.

18.

Мировое хозяйство

ссеминар

Знать: историю формирование МХ. и возник. ГРТ; понятие отрасль международной специализации; международная экономическая интеграция и ТНК.

Уметь: составлять характеристики или описания объектов и явлений, связанных с МХ.

выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов

Составление письменного конспекта

31.10.

19.

МГРТ. Интернационализация хозяйственной жизни

ссеминар

11.11.

20.

Отраслевая структура мирового хозяйства

Уурок-лекция

Знать: изменения, происходящие в отраслевой структуре хозяйства в эпоху НТР; о территориальной структуре хозяйства и типах экономических ресурсов; модели МХ.; понятие «региональная политика».

Уметь: прогнозировать изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран;

выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов

Составление письменного конспекта

14.11.

21.

Территориальная структура мирового хозяйства. Факторы размещения

ссеминар

Знать: II группы факторов, влияющих на размещение производства, - старых и новых, основные факторы, определяющие размещение отраслей МХ.

Уметь: анализировать изменения, влияние различных факторов на географию и размещение МХ в эпоху НТР.

выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов

Самостоятельная работа "Воздействие отдельных факторов на размещение воспроизводства"

18.11.

22.

Обобщающее повторение по теме "Мировое хозяйство"

П

Контрольный тест по теме "Мировое хозяйство"

21.11.

ТЕМА 5.ГЕОГРАФИЯ  ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (10 часов)

23.

География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика

Вводная лекция

Знать: изучить отраслевой состав МХ. и важнейшие изменения в темпах развития отдельных отраслей в эпоху НТР; географию отраслей промышл., их тенденции и уровни развития мировых лидеров.

Уметь: давать характер, отрасли МХ, используя типовой план; использовать знания о факторах размещения производства и отраслях междун. специализации для анализа размещения отраслей МХ.

анализ различных источников информации с целью определения тенденций развития отраслей, сфер и секторов хозяйства;

выделения существенных признаков, например, для выявления отраслевой структуры хозяйства

25.11.

24.

Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии черной и цветной металлургии

ллекция

Знать: состав и основные черты горнодобывающей промышленности.

Уметь: давать характеристику отрасли, используя типовой план

анализ различных источников информации с целью определения тенденций развития отраслей, сфер и секторов хозяйства;

выделения существенных признаков, например, для выявления отраслевой структуры хозяйства

Анализ карты горнодобывающей промышленности в атласе

28.11.

25.

Машиностроение, химическая, лесная и текстильная промышленность.

Промышленные районы мира

Ссеминар

Знать:

анализ различных источников информации с целью определения тенденций развития отраслей, сфер и секторов хозяйства;

выделения существенных признаков, например, для выявления отраслевой структуры хозяйства

Самостоятельная работа "Группировка стран мира по уровню развития машиностроения "

02.12.

26.

Сельское хозяйство. Агро

промышленный комплекс (агро-бизнес), «зе-

Ссеминар

Знать: место и роль в мир. экономике, уникальность этой отрасли; структуру, типы производств и аграрные отношения в с/х; знать основные тенденции и направления развития с/х в целом и отдельных его отраслей.

 Уметь: анализ, уровень развития, условия выращивания или разведения, хоз. значение и особенности размещения ведущих отраслей с/х.

анализ различных источников информации с целью определения тенденций развития отраслей, сфер и секторов хозяйства;

выделения существенных признаков, например, для выявления отраслевой структуры хозяйства

Таблица "Распостранение главных отраслей животноводства"

05.12

27.

География

транспорта.

Мировая

транспорт-

ная система

сСеминар

Знать: значение транспорта, его место и роль в мир. экономике; структуру транспорта, его основные виды; особенности уровня развития, роли в МЭ., географию различных видов Т.. страны-лидеров по основным видам транспорта.

Уметь: объяснять географ, различия в мир. транспорт, системе; объяснять преобладание того или иного вида транспорта в различных странах.

представление  информации  в различных формах – тезисы, эссе, компьютерные презентации

Задание 15 на стр. 172

09.12.

28.

Воздушный транспорт. Транспорт и окруңающая среда

Ссеминар

представление  информации  в различных формах – тезисы, эссе, компьютерные презентации

Составить реферат на тему "Транспорт и окружающая среда"

12.12.

29.

Всемирные экономические отношения. Мировая торговля

ппрактикум

Знать: историю и особенности фор-я, современный уровень развития и динамику Всемирных Экономических отношений (ВЭО)., многообразие форм ВЭО, их особенности, современное состояние и тенденции развития; представление о степени вовлеченности стран мира в ВЭО;

Уметь: анализировать основные тенденции и перспективы развития ВЭО и их форм в эпоху развития НТР.

выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов

Практическая работа № 4 "Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешнеэкономических связей"

16.12.

30.

Международные финансово-кредитные отношения. Международный туризм.

ббеседа

Знать: понятия "прямые инвестиции", "Всемирный банк", "Международный валютный фонд", основные виды международного туризма

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу

Составить картосхему основных районов международного туризма для «Старого» и «Нового» света, выделить регионы с сочетанием памятников природы и культуры.

19.12.

31.

Обобщающее повторение по теме "Отрасли мирового хозяйства

Ппрактикум

Контрольный тест по теме "Отрасли мирового хозяйства"

23.12.

32.

Обобщающее повторение по теме «Общая характеристика мира»"

Ппрактикум

Самостоятельная работа. Итоговое задание на стр. 172, пункт 1-5

26.12.

ЧАСТЬ II. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА

ТЕМА 6. ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА (9 часов)

33.

Общая характеристика мира

Уурок- лекция

Знать: основные регионы мира

Уметь:

формирование и развитие посредством географического знания способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью

13.01.

34.

Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа. ЭГП. Природные ресурсы

Знать: уровень обеспеченности и географию ПР. и условий ЗЕ.; вклад в развитие мировой цивилизации; уровень развития, структуру, географию, тенденции развития экономики ЗЕ.

Уметь: оценивать основные проблемы и направления развития ЗЕ; анализировать факторы определяющие особенности развития хозяйства и междун. эконом, специи. стран ЗЕ.; использовать источники географ, информации для решения учебных задач.

совершенствование  умений работать  с  разными источниками информации - текстом учебника,  тематическими картами, климатограммами, картосхемами

Харак.ЭГП стран Зарубежной Европы; работа с визитными карточками

16.01.

35.

Население Зарубежной Европы

Знать: численность, структуру, географию, особенности населения ЗЕ.

Уметь: анализировать возрастной, половой состав региона; трудовые иммиграции.

участвовать в совместной деятельности (групповая работа по описанию объекта)

Анализ. рис. 47 "Регионы иммиграции населения"

Составить сканворд "Столицы стран Европы"

20.01.

36.

Хозяйство Зарубежной Европы.  Промышленность

анализ различных источников информации с целью определения тенденций развития отраслей, сфер и секторов хозяйства;

выделения существенных признаков, например, для выявления отраслевой структуры хозяйства

Определение межд. спец. крупн.  стран и Зарубежной Европы. Установлен

взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями

23.01.

37.

Зарубежная Европа. Сельское хозяйство и транспорт

27.01.

38.

Географический рисунок расселения и хозяйства.

Знать: что такое "центральная ось развития", какие районы относят к высокоразвитым , старопромышленным, отсталым аграрным районам и почему?

Уметь: характеризовать высокоразвитые районы и т.д.; объяснять тот или иной рисунок расселения.

работать  с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами.

формулировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций.

30.01.

49.

Субрегионы Зарубежной Европы

Знать: субрегионы З.Е., на основании чего их выделяют.

Уметь: характеризовать и описывать субрегионы З.Е.; давать характеристику ЭГП стран.

выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов

Задание 13(творческое) на стр. 218.

03.02.

40.

Практическая работа "Сравнительная экономико-географ. характер. Швеции и Италии"

умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Практическая работа № 5 "Сравнительная экономико-географ. характер. Швеции и Италии

06.02.

41.

Обобщение по теме "Зарубежная Европа"

Контрольный тест по теме "Зарубежная Европа"

10.02.

ТЕМА 7. ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ (9 часов)

42.

Общая хар-ка. Природно-ресурсный потенциал  Азии

Уметь: объяснять ПГП регионов, стран; анализ, место и роль Азии в МЭ.; давать характеристику природных предпосылок региона.

анализ различных источников информации с целью определения тенденций развития отраслей, сфер и секторов хозяйства

13.02.

43.

Население зарубежной Азии

Знать: численность, структуру, географию, особенности населения ЗАзии.

Уметь: анализировать возрастной, половой состав региона; трудовые иммиграции.

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения

По карте народов мира определить главную языковую семью ЗА

17.02.

44.

Характеристика хозяйства. ПромышленностьС/ х . Охрана окруж. среды.

анализ различных источников информации с целью определения тенденций развития отраслей, сфер и секторов хозяйства;

выделения существенных признаков, например, для выявления отраслевой структуры хозяйства

Привести примеры наиболее  крупных промышленных центров;

20.02.

45.

Субрегионы

Зарубежной Азии.

Китай

Знать: основные характеристики ЭГП Китая; численность, воспроизводство, состав населения и способы расселения; особенности хозяйства; достижения проблемы; внутренние религии и крупные города Китая.

Уметь: анализировать экономику Китая и ее особенности - структуру, уровень развития, географию, направления развития; давать характеристику населения, хозяйства Китая

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий

Нанести на к/к районы рисосеяния, пшеницы и чая.

Творческое задание стр. 267.

Подготовить материал "Экскурсия по Пекину"

24.02.

46.

Япония

Знать: о роли и месте Японии в мировой экономике, о факторах, определяющих важнейшие эконом, географ, особенности соврем. Японии; основные черты эконом. Японии - уровень развития, структуру, ведущие отрасли.

Уметь: характер, и оценивать соврем, проблемы Японии и тенденции ее развития; давать характеристику ЭГП, населению, сельского хозяйства Японии.

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий

Составление характеристики ЭГП Японии по типовому плану

27.02.

47.

Индия

Знать: географ. положение, природные ресурсы Индии; факторы, определяющие важнейшие эконом-географ, особенности Индии;

Уметь: характер, и оценивать соврем, проблемы Индии и тенденции ее развития; давать характеристику ЭГП, населению, сельского хозяйства Индии.

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий

Презентация "Индия"

03.03.

48.

Австралия

Знать: о роли и месте Австралии в мировой экономике, о факторах, определяющих важнейшие эконом, географ, особенности соврем. Австралии ; основные черты эконом. Австралии - уровень развития, структуру, ведущие отрасли.

Уметь: характер, и оценивать соврем, проблемы Австралии и тенденции ее развития; давать характеристику ЭГП, населению, сельского хозяйства Австралии.

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий

Составление социально-экономической характеристики Австралии

06.03.

49.

Практическая работа

умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Практическая работа № 6 Объяснение внутренних различий одной из крупных стран Азии на основе использования материалов учебника, графических, картографических источников информации.

09.03.

50.

Обобщение по

теме «Зарубежная

Азия»

Контрольный тест по теме "Зарубежная Азия"

13.03.

ТЕМА 8. АФРИКА (4 часа)

51.

Общая характеристика Африки

Знать: ЭГП А., тер-ии, границы; ПР.и У.; особенности воспроизводства, состав и размещение населения; описывать Н. и его проблемы - численность и воспроизводство, состав, размещение; объяснять основные контрасты, присущие А. - прир., демогр., эконом., политические.

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передач

17.03.

52.

Природные ресурсы и хозяйство стран Африки

Знать: отрасл. и тер-ую структуру, место А. в мировой экономике.

Уметь: анализ, роль и место А. в мировой экономике; оценив, уровень обеспеченности и особенности размещения в А. ПР и У.;

анализ различных источников информации с целью определения тенденций развития отраслей, сфер и секторов хозяйства;

выделения существенных признаков, например, для выявления отраслевой структуры хозяйства

Самостоятельная работа "Зональная специализация экспортных и потребительских с/х культур в Африке"

20.03.

53.

Деление Африки

на субрегионы ЮАР

Знать: два главных субрегиона; понятия "апартеид", "арабский тип города"

Уметь: давать экономико-географическую характеристику Тропической и Северной Африке;

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий

31.03.

54.

Обобщающий урок по теме "Африка"

Контрольный тест по теме "Африка"

07.04.

Тема 9. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (5 часов)

55.

Северная Америка. Общая характеристика

Знать: о роли и месте США в МЭ и полит, системе; факторы, определ. эконом, расцвет и лидерство США в МХ.; особенности Н. США и вклад в развитие мир. цивил-ции;

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передач

Определить ЭГП региона, работа с визитками стран

10.04.

56.

Природные ресурсы и хозяйство США

Знать: важнейшие черты структуры и размещения по тер-ии США пром. и с/х; макрорайоны США, 4 составные части.

Уметь: харк. экономику США; использовать источники географ, инф-ии для решения

анализ различных источников информации с целью определения тенденций развития отраслей, сфер и секторов хозяйства;

выделения существенных признаков, например, для выявления отраслевой структуры хозяйства

Составить таблицу "Главные районы черной металлургии США"

14.04.

57.

Макрорайоны США. Канада.

Знать: географическое положение, природные ресурсы Канады; факторы, определяющие важнейшие экономгеографические особенности Канады;

Уметь: характер, и оценивать современные проблемы Канады и тенденции ее развития; давать характеристику ЭГП, населению, сельскому хозяйству Канады .

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий

Характеристика одного из макрорайонов США

17.04.

58.

Практическая работа

умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Практическая работа № 7

"Сравнительная характеристика особенностей размещения населения и хозяйства США и Канады"

21.04.

59.

Обобщение по теме "Северная Америка"

Контрольный тест по теме "Северная Америка"

24.04.

ТЕМА 10. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА (4 часа)

60.

Латинская Америка. Общая характеристика.

Знать: уровень обесп. и особен. ПР. и У. в ЛА.; важнейшие черты Э. стран ЛА.; основные направления и тенденции развития стран Латинской Америки.

умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Определить формы правления  и адм-тер. устройства стран Латинской Америки

28.04.

61.

Население и хозяйство стран Латинской Америки

Уметь: пользуясь рисунками уч., а также картами атласа, самост. конкретизировать основные положения уч.; анализ, основные показатели, присущие населению.

анализ различных источников информации с целью определения тенденций развития отраслей, сфер и секторов хозяйства;

выделения существенных признаков, например, для выявления отраслевой структуры хозяйства

Самостоятельная работа "Характеристика расселения населения Латинской Америки"

30.04.

62.

Бразилия.

Знать: о месте Бразилии в МЭ; факторы, определяющие, экономико-географические особенности соврем. Бразилии; уровень развития , структуру и географию хозяйства и населения Бразилии.

Уметь: давать характеристику городов, составлять картограммы

умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Дать описание города Бразилия

05.05.

63.

Обобщающий урок по теме "Латинская Америка"

Контрольный тест по теме "Латинская Америка"

08.05.

ЧАСТЬ III. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

ТЕМА 11. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (4 часа)

64.

Понятие о глобальных проблемах

Уметь:  Сопоставлять географические

карты различной тематики;

находить применение географической информации, включая

карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; давать правильную оценку важнейшим социально-экономическим событиям международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России ,других странах и регионах мира, тенденциям их возможного развития

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей

Схема "Факторы и формы воздействия общества на окружающую среду"

12.05.

65.

Глобальные прогнозы

Гипотезы, проекты

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения

Составление опорного плана- конспекта

15.05.

66.

Стратегия  устойчивого развития

организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия

19.05

67.

Россия на политической карте мира

Россия в мировом хозяйстве и в МГРТ

Знать: политико-географическое положение России; международные организации в которые входит наша страна.

Уметь: характ. ЭГП, ПГП страны

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения

Самостоятельная работа        " Россия в мировом хозяйстве и в МГРТ "

22.05.

68.

Итоговое занятие по курсу "География"

Итоговая контрольная работа по курсу

26.05.

69-70.

Резерв

29.05.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 

  1. Максаковский В.П.  Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений: «Экономическая и  социальная география мира». М.: Просвещение, 2012.
  2. Ануфриева О.И. Поурочные планы по уч. В.П. Максаковского (в 2 ч.) - Волгоград: Учитель, 2004
  3. Баринова И.И., Суслов В.Г. Рабочая тетрадь с комплектом к/к - М.: Экзамен, 2009.
  4. Болотникова Н.В. Рабочие программы по географии. 10-11 кл. – М.: Глобус, 2008.
  5. Верещагина Н.О., Сухоруков В.Д.  Поурочные разработки. 10-11 кл.: пособие для учителей ОУ – Просвещение, 2009 (Полярная звезда)
  6. Гдалин Д.А., Гладкий И.Ю. Методическое пособие: Глобальная география - М.: Дрофа, 2002.
  7. Глушкова В. Г., Симагин Ю.А. Тесты и задания - М.: Владос, 2000.
  8. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки – М.: Вако, 2006.
  9. Карасёв С.А. Политическая карта:  Методические  рекомендации. - Саратов: Лицей, 2002.
  10. Кузнецов А.Н. Методическое  пособие: Население и хозяйство мира - М.: Дрофа, 1999.
  11. Кузнецов А.П. Рабочая тетрадь для учителя - М.: Дрофа, 2001. Кузнецов А.П. - Школьный практикум - М.: Дрофа, 1998.
  12. Курашева Е.М. Экономическая и социальная география мира: 10 класс: в схемах и таблицах. – М.: Экзамен, 2011.
  13. Амбарцумова Э.М.  Тематический контроль, 10 класс. – М.: Интеллект – Центр, 2007.
  1. Баранчиков Е.В. – Тесты  по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского – М.: Экзамен, 2012. Географическая энциклопедия:  Страны мира.
  2. География: 10 класс, «1С»
  3. География: экспресс-методика быстрого усвоения школьного курса: 9-11 кл. «Новая школа»
  4. Карты:
  1. Австралия (социально-экономическая карта)
  2. Африка (политическая карта)
  3. Евразия (политическая карта)
  4. Зарубежная Европа (социально-экономическая карта)
  5. Политическая карта мира
  6. Северная Америка (социально-экономическая карта)
  1. Южная Америка (политическая

ПРИЛОЖЕНИЕ

Контрольный тест по географии за 10 класс

Вариант 1

1.Что такое анклав?

А). Территория, принадлежащая сразу нескольким странам

Б). Территория, удаленная от страны и принадлежащая этой стране

В). Форма государственного устройства

Г). Одна из высших должностей в теократической монархии

2.Сколько сейчас стран на земле?

А). 230

Б). 150

В). 200

Г). 310

 3.Определите страну – государственный строй в которой - монархия:

А). Япония

Б). США

В). Франция

Г). Италия

Д). Германия

4.Что такое « географическая среда»?

А). Все природные объекты, окружающие человека.

Б). Часть природы, с которой человек взаимодействует в процессе хозяйственной деятельности.

5. Андские страны выделяются крупными ресурсами:

А) нефти и газа,

Б) медными и полиметаллическими рудами,

В) марганца и фосфоритами.

6. Государства, занимающие ведущие в мире позиции по запасам древесины:

А) Россия, Канада, США, Бразилия,

Б) Россия, Канада, Бразилия, Китай,

Г) Россия, Канада, США, Конго.

7. Аквакультура – это:

А) искусственное выращивание водных организмов в морской и пресной воде,

Б) искусственное разведение водных организмов в морской воде.

8.Страны-лидеры по добыче газа:

А). Польша, Саудовская Аравия, Эстония, Украина

Б). Финляндия, Россия, Ирак, Австралия.

В). Россия, Канада, США, Ирак.

9.Второй тип воспроизводства характерен для стран:

А) Индия, Австралия, Китай

Б) Индонезия, Россия, США

В) Индия, Индонезия, Аргентина

10.Мужское население преобладает в странах:

А) Китае и Иране

Б) Канаде и Саудовской Аравии

В) Германии и Франции

11.Укажите более точный ответ. Внутренние миграции это -

А) переселение из села в город     Б) переезд в пределах материка    В) переселение из села в город и переезд на осваемые земли     Г) переселение из страны в страну     Д) точного ответа нет

12.Составными частями НТР являются:

А). электрификация, механизация, повышение производительности труда,

Б). автоматизация производства, использование заменителей сырья, введение АСУ

В). наукоёмкость, интенсификация, безотходность, реклама

Г). наука, техника и технология, производство и управление

13.Что такое революционный путь в развитии техники и технологии?

А). уничтожение устаревшего оборудования

Б). совершенствование имеющейся техники

В). замена неквалифицированных  кадров на квалифицированные

Г). создание принципиально новых технологий

14.Установите соответствие. Структура хозяйства

А) аграрная                                                    Б) постиндустриальная                                  В) индустриальная

Страна

1) Япония                                                     2) Польша                                          3)Сенегал    

15. Самый большой торговый флот в мире имеют:

А) Греция и Кипр;     Б) Китай и Япония;      В) Либерия и Панама;     Г) Россия и США;

16. Отраслевым  международным объединением  является

А). Ассоциация стран  Юго – Восточной Азии  ( АСЕАН )          В). Организация стран –экспортёров нефти ( ОПЕК )

Б). Европейский  союз  ( ЕС )                                                           Г). Латиноамериканская  ассоциация  интеграции  ( ЛАИ )

17. Больше всего электроэнергии  на душу населения  производится  в

А). Норвегии;           Б). США;               В). Россия;                  Г). Китай.

18. Интенсивное  молочное скотоводство характерно  для:

А)  Австрии;            Б) Индии;      В)  Мексики;           Г)  Бразилии.

19. На продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности специализируются страны:

А) Канада и Франция

Б) Канада и Россия

В) Канада, Россия, Германия

20. Выберите  из  предложенного  списка   три  страны, в  которых  автомобилестроение  является  международной специализации.            

А)  Италия ;       Б) Колумбия;       В)  Швеция;     Г) Судан;       Д) Франция;       Е) Нигерия.

21.Какой фактор способствует перемещению текстильной и швейной промышленности в развивающиеся страны?

А) экологический

Б) транспортный

В) приближение к потребителю

Г) ориентация на дешёвую рабочую силу

22. «Эта древняя страна расположена на архипелаге в северном полушарии, входит в первую десятку стран по численности населения. Бедна природными ресурсами, на добывающие отрасли приходится лишь 0,3% ВВП. Страна высокоурбанизирована, в ней насчитывается 12 городов – «миллионеров». Основная отрасль промышленности – многоотраслевое, высокотехнологическое машиностроение, продукция которого преобладает в структуре экспорта страны».

23. Найдите ошибку среди самых больших стран мира (по территории):

А) Россия      Б) Канада      В) Китай      Г) США      Д) Австрия

24.Какие страны входят в клуб ядерных держав (имеют ядерное оружие)?

А). Германия, США ,Россия, Украина

Б). Индия, Пакистан, Китай, США, Великобритания, Франция Россия

В). Россия, США, Китай, Великобритания, Франция, Канада

Г). Бразилия, Белоруссия, Италия, США, Франция, Россия

25.Чем объяснить  размещение  металлургических центров Польши в центре страны, а Нидерландов  на  морском побережье?  

Укажите не менее двух  причин.

Вариант 2

1.Что такое республика?

А). Форма государственного правления, при которой законодательная власть принадлежит выборному представительному органу-правительству, а исполнительная - парламенту

Б). Форма правления, когда власть передается по наследству и эта власть ограничивается конституцией

В). Форма правления, при которой исполнительную власть осуществляет правительство, а законы принимает парламент

2.Самая большая по численности населения страна в Южной Америке?

А). Аргентина

Б). Бразилия

В). Колумбия

Г). Венесуэла

3.Ключевые развивающиеся страны:

А. Египет Турция Индия Аргентина                 Б. Индия Италия Бразилия                     В. Бразилия Мексика Индия

4. Распределение природных ресурсов по планете объясняется:

А) различиями в климатических процессах

Б) различиями в тектонических процессах,

В) различиями в тектонических, климатических процессах

Г) различиями в тектонических, климатических процессах и различными условиями образования полезных ископаемых в разные геологические эпохи.

5. Какая группа стран, имеющая практически все известные ресурсы, названы неверно:

А) Россия, США, Индия, Китай, Австрия,

Б) Россия, США, Бразилия, Китай, Египет,

В) Россия, США, Бразилия, Китай, Австралия.

6. В структуре  земельного фонда преобладают:

А) малопродуктивные и неиспользуемые земли,

Б) леса и кустарники,

В) населенные пункты, промышленность и транспорт,

Г) луга и пастбища,

Д) обрабатываемые земли (пашня, сады, плантации).

7.Больше всего нефти добывается в?

А). Северном полушарии.

Б). Южном полушарии.

8.Страны-лидеры по добыче каменного угля:

А). Великобритания, Швеция, Австралия, Япония.

Б). Китай, Австралия, Польша, Россия.

В). Россия, Китай, Украина, Египет.

9.В большинстве стран мира естественное движение характеризуется:

А) естественным приростом

Б)  естественной убылью

10.Какая из перечисленных городских агломераций является наиболее крупной по численности населения?

А) Стамбул;

Б) Лондон;

В) Пекин;

Г) Мехико.

11. .«Демографический взрыв» свойствен:

А) всем странам мира

Б)  в основном развитым

В)  в основном развивающимся

12.В эпоху НТР наиболее высокими темпами развиваются:

А) электроэнергетика и текстильная промышленность

Б)  текстильная промышленность и машиностроение

В)  машиностроение и электроэнергетика

13.Международная экономическая интеграция – это …

А). зона беспошлинной торговли

Б). зона свободного движения населения

В). процесс развития особенно глубоких, устойчивых международных связей отдельных стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной политики

Г). процесс формирования особой формы территориального единства во имя получения дополнительных выгод от производства

14.Какие отрасли позволяют стране включаться в международное разделение труда?

А). отрасли ТЭК

Б). отрасли добывающей промышленности

В). отрасли, продукция которых сразу расходится среди потребителей

Г). отрасли международной специализации

15. Основными показателями, оценивающими работу транспорта, являются:

А) грузооборот;   Б) общая протяженность транспортных путей;   В) густота транспортной сети;    Г) Разнообразие видов транспорта;     Д) пассажирооборот

16. Международная организация  МАГАТЭ  занимается вопросами

А). экспорта нефти

Б). развития черной металлургии

В). атомной энергетики

Г). угольной промышленности

17. Выплавка стали,  с  использованием  собственных  запасов  железных  руд  и каменного  угля  производится  в:    

А) Японии и Южной Корее;    Б)  США  и Китае;     В)  Бельгии и  Италии;   Г)  Чехии и  Швеции.

18. Рисосеяние – ведущая отрасль растениеводства  в :

А)  Турции и Греции;     Б) Испании  и  Португалии;    В) Болгарии  и Венгрии;    Г)  Китае  и  Индии

19. Международный  туризм  -  главный  источник  получения  конвертируемой  валюты  в (на) :

А)  Канаде ;            Б)  Кипре;                В)  Австралии ;              Г)  Иране.

20. Выберите  из  предложенного списка  три  страны,  в  структуре  электроэнергетики  которых преобладают  ГЭС.              

А) Канада;     Б) Польша;    В) Норвегия ;    Г) ЮАР;      Д) Бразилия;     Е) Великобритания.

21. Какая отрасль перемещается из развитых стран в развивающиеся по экологическим соображениям?

А). машиностроение

Б). деревообработка

В). химическая промышленность

Г). текстильная промышленность


22. Страна расположена в Центральной Азии и не имеет выхода к морю. Резко-континентальный тип климата определяет специализацию сельского хозяйства – мясное животноводство. Отраслью международной специализации является также горнодобывающая промышленность.

23. Какая страна Европы имеет выход к Мировому океану:

А) Ирландия     Б) Швейцария     В) Австрия     Г) Албания     Д) Македония

24.Страны большой семерки:

А). США Россия Канада Великобритания Франция Япония Италия

Б). США Канада Китай Германия Франция Италия Япония

В). Япония Германия США Великобритания Италия Франция Канада

Г). США Испания Италия Россия Великобритания Япония Канада

25. Почему  Бразилия  является  одним из крупнейших производителей  алюминия в мире ? Укажите не менее  двух  причин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...