Электив курс. Природа и человек.
элективный курс по географии (9 класс) по теме
Предлагаемый курс направлен на формирование обобщенных знаний и познавательных умений, устойчивого интереса к географии и экологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Кроме того, он призван содействовать профессиональной ориентации и профилизации учащихся, помочь в выборе будущей профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_kurs_geografiya.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Кировская средняя общеобразовательная школа»
Актанышского муниципального района Республики Татарстан
Программа элективного курса
«Природа и человек»
9 класс (17 часов)
Хафизова Резиды Фердинантовна,
учитель географии
Пояснительная записка
Предлагаемый курс направлен на формирование обобщенных знаний и познавательных умений, устойчивого интереса к географии и экологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Кроме того, он призван содействовать профессиональной ориентации и профилизации учащихся, помочь в выборе будущей профессии. Экологическая направленность курса будет содействовать формированию личностно-ценностных ориентаций, этических знаний, эмоционально-волевой, а также мотивационно-потребностной сферы личности учащегося.
В настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, в которую входили бы не только средства массовой информации и экологические курсы в учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой. В этом случае помогут экологические тропы, особенно если при их разработке использовались результаты фундаментальных научных исследований.
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.
Курс рассчитан на 17 часов.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, конференций, дискуссий, диспутов и т.д. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Разнообразие практических работ предполагает вариативность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы и резерва времени.
Изучение материала данного курса способствует целенаправленной подготовке школьников к единому государственному экзамену и дальнейшему поступлению в высшие учебные заведения.
Целью данной программы является:
- Развитие способностей учащихся не только усваивать раз и навсегда предлагаемые постулаты из учебников, а, применяя деятельностный подход, извлекать для себя новое, неизведанное в мире давно знакомых вещей и явлений.
- Формирование у учеников интереса к изучению географии, умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания.
- Развитие у учащихся коммуникативных навыков: умение работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Способствовать расширению и углублению знаний о лесе, как особом и важном экологическом факторе биосферы.
Задачи курса:
-дать учащимся возможность практического применения и закрепления знаний и навыков, получаемых при изучении всего спектра школьных дисциплин;
-раскрыть и углубить экологические понятия;
-раскрыть проблемы лесопользования и влияния человека на состояния лесов;
-научить практически применять полученные знания в своей жизни;
-способствовать формированию чувства гражданственности, патриотизма, культуры, экологически оправданного поведения в природе, ответственности за состояние лесов родного края.
Программа включает знания, не содержащиеся в базовых учебных программах.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
-основные факторы, определяющие условия жизни человека;
-историю взаимоотношения человека и природы, основные законы развития системы «общество-природа»;
-основные антропогенные причины деградации природной окружающей среды, ее влияние на здоровье человека и пути ликвидации ее последствий;
-влияние среды на здоровье человека и пути ее оздоровления;
-основные проблемы социальной экологии (проблемы демографии, урбанизации, экологической культуры и образования, экологического права и т.д.);
-основные принципы ноосферного пути развития.
Учащиеся должны уметь:
-оценивать условия жизни, прогнозировать изменение их в лучшую или худшую сторону, разрабатывать и осуществлять конкретные меры по их улучшению;
-исходя из исторического экологического опыта, прогнозировать развитие различных современных экологических ситуаций;
-организовывать и осуществлять комплекс мероприятий по оздоровлению природной и искусственной окружающей среды;
-принимать меры и проводить разъяснительную работу по улучшению дудовной окружающей среды;
-использовать полученные знания в своей реальной общественной и практической деятельности;
-развивать творческие взаимосвязи с товарищами.
Содержательные элементы: освоение понятий, способов и методов оценки окружающей среды, решение экологических задач и экологических проблем.
Технология обучения: дискуссии, деловые игры, практические занятия.
Формы организации обучения: лекции, беседы, практические работы.
Критерии оценки ожидаемых результатов: развитие экологического сознания, мышления; выработка умений и навыков грамотного поведения на природе.
Формы отчетности (для учащихся): научно-практические конференции, творческие работы, рефераты, проектные работы.
Учебно-тематический план.
№ | Раздел | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов |
1 | Лес в нашей жизни. Многосторонняя ценность леса. (7 часов) | Общее понятие о лесе. Его роль в природе. Экономическое значение леса. Почему лес называют «зеленым золотом». Лес и здоровье Лекарственные растения Лес и искусство Лес в произведениях художников, поэтов, музыкантов Лес и народное творчество | Групповая работа. Практические рабаты: -составление схемы «Роль леса в природе»; -изучение растений своей местности. Экскурсия в ближайший лес. Практическая работа: «Составление характеристики участка леса. Определение видового разнообразия деревьев, кустарников, травянистых растений». Конференция. Встреча с медработником. Заочное путешествие в картинную галерею. Групповая работа | 1 3 1 2 |
2 | «Экологическая кухня» (4 часа) | Режим питания Что значит экологический чистый продукт. Как мы относимся к импортным продуктам. Пищевые добавки Определение обеспеченности организма витаминами и микроэлементами | Проблемный урок Лекция Лекция Практическая работа | 1 1 1 1 |
3 | Влияние человека на состояние лесов (3 часа) | Болезни и вредители леса. Меры борьбы с ними. Влияние рекреационной деятельности человека на лес. Лесные пожары. | Урок-лекция Практическая работа: «Меры по борьбе с вредителями леса». Урок-дискуссия. Решение экологических задач. Круглый стол с работником пожарной службы. Выпуск бюллетеня о пожарной опасности в лесу. | 1 1 1 |
4 | Наша помощь лесу. (3 часа) | Лесовосстановление и лесоразведение На службе у леса По лесной тропе День Земли. День Воды. День Здоровья. | Беседа с работниками лесного хозяйства Выпуск газеты о профессиях связанных с лесом. Пропаганда идей бережного отношения к лесу. Интеллектуальная игра Вечера. Экскурсии. | 1 1 1 |
Содержание курса
1 раздел. Лес в нашей жизни.
Средообразующая роль леса - воздухоохранная ( регулирование баланса кислорода и диоксида углерода)% влияние на микроклимат, ослабление воздействия радиации, защита от шума, выделение фитонцидов ит.д.;
-почвозащитная: предохранение почвы от водной ветровой эрозии, выдувания и разрушения плодородного слоя почвы; сохранение влаги;
-полезащитная функция леса.
Лес как источник эстетического воспитания. Лекарственные ресурсы леса. Рекреационное и экономическое значение леса.
2 раздел. Экологическая кухня. Вкусно, полезно, красиво! Как питается ребенок дома? Основы рационального питания. Режим питания. Что значит экологический чистый продукт? Как мы относимся к импортным продуктам. Пищевые добавки. Практическая работа. Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами.
Основные понятия: рациональное питание, режим питания, нитраты, пестициды, международная экомаркировка, консерванты, стабилизаторы, ароматизаторы, витамины, микроэлементы.
3 раздел. Влияние человека на состояние лесов.
Последствие антропогенного влияния на лесную экосистему. Причины, вызывающие заболевание леса. Организационно- технические, профилактические, защитные, химические и нехимические меры по защите леса. Организованный и неорганизованный отдых в лесу. Вытаптывание. Шумовое воздействие. Понятие о лесном пожаре. Действия человека при пожаре. Предупреждение лесных пожаров. Пути решения экологических проблем, связанных с лесом. Правила поведения в лесу.
4 раздел. Наша помощь лесу.
Профессии, связанные с лесом. Подготовка кадров для лесного хозяйства. Правовые вопросы охраны леса. Школьные лесничества.
Значение лесовосстановления и лесоразведения. Естественное и искусственное восстановление лесов. Значение национальных парков, заповедников. Сбор и обобщение материалов по опытнической работе в лесу. Пропаганда идей бережного отношения к лесу.
Приложение.
Примерные темы самостоятельных и творческих работ:
-промышленные предприятия Актанышского района и г. Набережные Челны;
-заболевания, связанные с экологической обстановкой Актанышского района и г. Набережные Челны;
-влияние на организм человека евро – интерьера;
-пищевые добавки – за и против;
-озеленение района;
-озеленение жилья и т.д.
Списки тем рефератов:
- На свалке.
- Взаимодействие природы и общества.
- Глобальные проблемы человечества.
- Проблемы рационального использования природных ресурсов родного края.
- Загрязнение окружающей среды.
- Проблемы экологии.
- Способы улучшения экологической обстановки в вашем доме.
. 8. Лес и народное творчество.
Темы проектных исследований.
- В мире лесной гармонии. Значение национальных парков, заповедников.
- Лес и лесное хозяйство.
- Природная аптека.
Подготовка к защите проекта: составление отчета о проделанной работе, оформление фото- и видеоматериалов, стенда и выставки плакатов, докладов на изученную тему.
Заключительный этап.
Защита проекта.
Выступление групп с сообщениями по изученным темам. В ходе выступления представители каждой группы сообщают о проделанной работе, делают выводы и вносят предложения по решению изученной проблемы, демонстрируют собранный материал, обсуждают результаты проекта и оценивают деятельность друг друга.
Литература для учителя.
- Баландин В.В. Природа и цивилизация. – М., 1988.
- Белов С.В. Лесоводство.- М., Лесная промышленность, 1983.
- Морозов Г.Ф. Лес как растительное сообщество. – М., 1987.
- Основы лесного законодательства РФ. – М., 1993.
- Протасов В.Ф.Экология, здоровье и природопользование в России. - М.,1995.
- Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. - М.,1990.
- Тихонов А.С. Лесоведение. – М., 1995.
- Захлебный А.Н.Книга для чтения по охране природы. – М., Просвещение, 1986.
- Калимуллин А.Т. Валеология.- Елабуга: Кость,2001.
- Митин Р.С. Мухина Е. В. Земля и люди. – М.,1980.
- Журналы «География в школе» №2, 2007.
- «Методика создания и использования экологической тропы» - Казань, 2001.
Литература для учащихся.
- Бобров Р.В.Все о национальных парках.- М., 1987.
- Бобров Р.В.Зеленый патруль. – М., 1987.
- Дроздов Н.Н. Жемчужины природы – заповедники. – М., 1985.
- Лесная энциклопедия в двух томах. – М., 1985.
- Никитин Д.П. Окружающая среда и человек. – М., 1986.
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. - М., 1991.
- Яншин Л.Л. Уроки экологических просчетов. – М., 1995.
- Мухутдинов А.А. Экология 10 класс, М., 1998.
- Хисамов Г.Х. Справочник лекарственных растений. – Казань,1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Туган төбәгем". Электив курс программасы
Туган як.Туган туфрак.Туган төбәк.Бу сүзләр өлкән яшьтәге кешеләр өчен генә түгел,һәр сабый бала өчендә газиз һәм кадерле булырга тиеш.Туган якның табигате, аңа бәйле кызыклы фактлар...
Электив курс для 9 класса
Мәкаль һәм әйтемнәргә нигезләнеп төзелгән әхлак тәрбиясе(9нчы сыйныфлар өчен электив курс)...
Электив курс для 9 класса. Разработки уроков
1 нче бүлек. Алма агачыннан ерак төшми.1 нче тема : Анасына карап кызын коч, атасына карап улын коч.Максат :1.Гаилә турында төшенчә бирү; гаиләнең ныклыгы, ата-анага, балаларга йөкләнгән бурычларны ба...
Электив курс программасы
Балага киләчәктә күңеленә ошаган һөнәрне сайлау өчен төрле профиль юнәлешләре тәкъдим итү - мәктәпнең асыл максаты.Бүгенге яшьләр арасында филология фәннәре белән бәйле б...
Электив курс программасы
Балага киләчәктә күңеленә ошаган һөнәрне сайлау өчен төрле профиль юнәлешләре тәкъдим итү - мәктәпнең асыл максаты.Бүгенге яшьләр арасында филология фәннәре белән бәйле б...
Электив курс-11 класс
Урта мәктәптә “Татар теле һәм әдәбияты программасы”нда стилистикага, сүз сәнгетенә, эш кәгазьләренә өлешчә урын бирелә. 11нче сыйныфта укучылар татар теле дәресләрендә функциональ стильләрнең үз...
Авторлык программасы. Электив курс. "Сүз эчендә мәрҗән бар..."( "Татар теле лексикологиясе")
“Татар теленең лексикологиясе” дип аталган электив курсы программасы гуманитар профильгә юнәлеш тоткан гомумбелем бирү учреждениеләре өчен т...