"Путешествие по океанам"
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Краткое описание замысла урока

 

Учитель: Доброе утро ребята! Доброе утро гости! Прозвенел звонок, и мы начинаем работу.

Ребята, вы наверняка читали, приключенческий роман писателя Жюля Верна «Дети капитана Гранта» или смотрели художественный фильм, снятый по этому роману?

 

Ученики: Да, конечно! Это один из любимых моих романов!

 

Учитель: А как вы думаете, почему его называют приключенческим романом?

 

Ученики: Потому что путешествие проходило с неожиданностями, полное трудностями и даже опасностями.

 

Учитель: Да ребята, это действительно так. Давайте с вами вспомним, что корабль капитана Гранта попал в кораблекрушение, а его дети отправились на поиски отца.

   Каким же образом герои узнали о случившемся кораблекрушении?

 

Ученики: Была поймана огромная акула, в животе которой обнаружили бутылку с посланием.

 

Учитель: Ребята, а вы бы хотели испытать такие же острые ощущения, как и герои этого романа?

 

Ученики: Да, конечно же,  хотели!

 

Учитель: Отлично! Тогда сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по океанам на поиски капитана Гранта и двух его матросов.

 

Далее идет стихотворение

 

Учитель: Ребята, я вам приготовила сюрприз, самые настоящие морские послания!

Достаю бутылки

 Эти бутылочки волны океана выбросили на берег. Я думаю, что люди ждут нашей помощи.

 

    Каждой группе я передаю бутылки и предлагаю вам открыть их и посмотреть, что в них.

 

Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним, что сегодня у нас итоговый урок, урок повторения уже пройденной ранее темы «Океаны».

Переворачиваю название темы на доске

 

 Прочитав послание, вам нужно будет догадаться, в каком океане искать капитана.

 

  Для расшифровки послания вы можете использовать все имеющиеся источники информации.

 

  Ребята, вы сегодня должны применить все те знания и умения, которые  получили, изучая данную тему на прошлых уроках.

 

Учитель: Но, прежде чем отправиться в путешествие, давайте проверим свои знания. Вам нужно заполнить пустые клетки на корвете, решив кроссворд. Кто первый его отгадает, тому первому предоставляется возможность вступить на борт корвета.

 

  Заполните кроссворд и разгадайте ключевое слово. Ребята, на это вам предоставляется не более 4 минут.

 

 Учитель: Ребята, почему я загадала именно это слово?

 

Ученики: Потому что это название капитана Гранта.

 

Учитель: Верно! А теперь мы с вами можем отправиться в путешествие.

Звучит шум моря

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка урока121.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока географии

по теме «Путешествие по океанам», 7 класс

Цели урока:

     образовательные – закрепить у учащихся полученные знания и умения по изученной теме «Океаны»;

     развивающие – развивать память, умение систематизировать изученный материал, делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, развивать у учащихся познавательную активность, внимательность, наблюдательность, логическое мышление, развитие картографических навыков, навыков анализа, навыков публичного выступления;

     воспитательные – воспитывать умения работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать чувство ответственности, взаимопомощи. Воспитывать у учащихся экологическую ответственность за воды мирового океана,

Тип урока: повторительно - обобщающий.

Форма проведения урока: игра – практикум, групповая работа, что должно быть интересно ребятам младшего подросткового возраста.

Учебное – методическое обеспечение урока: специально – оборудованный компьютерами класс, физическая карта мира, контурные карты, мультимедийный проектор, энциклопедии, учебники географии 7 классов.

Краткое описание замысла урока

  1. Мотивационная часть:

- взаимное приветствие

Учитель: Ребята, вы наверняка читали, смотрели, роман Жюль Верна «Дети капитана Гранта».

Ученики: Да, конечно! Одни отвечают что читали, другие, что смотрели.

Учитель: Давайте с вами вспомним, что же происходило в этом романе?

Ученики: Вспоминают о кораблекрушении одного из кораблей, в результате которого, чудом остаются в живых капитан Грант и двое его матросов.

Учитель: А как была получена информация о кораблекрушении?

Ученики: Была поймана огромная акула, в животе которой обнаружили послание.

Учитель: Что же происходило дальше?

Ученики: Дальше, дети капитана Гранта, отправляются в путешествие на поиски своего отца.

Учитель: Каким было их путешествие – простым или сложным, и сразу ли  они нашли своего отца?

Ученики: Их путешествие было очень сложным, на их пути встречалось много преград. Отца они нашли не сразу, так как в послании некоторые слова и буквы были размыты водой, поэтому координаты их местонахождения были известны не полностью.

Учитель: Ребята, а вы бы хотели испытать такие же острые ощущения, как и герои этого романа?

Ученики: Да, конечно же, хотели!

Учитель: Отлично! Тогда сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по океанам на поиски капитана Гранта и двух его матросов.

   Данный урок проходит в классе информатики оснащенном компьютерами и мультимедийным проектером.

На доске: в центре – повторение пройденной темы «Океаны», далее идет стихотворение.

Спят четыре океана,                        

Синеглазых великана.        

Солона у них водица,        

Не удастся ею напиться.        

Тихий океан к Востоку,        

Самый сильный и большой.        

Атлантический на Запад,

С голубой бежит волной.        

Океан Индийский к Югу        

Занимает синий угол.        

А для Северных сторон

Ледовитый шлет поклон.        

   Учитель:

В плаванье отправимся мы дети, дети,

Вот на этом маленьком корвете

Где – то под руками было близко

Капитана Гранта все записки

Он себя считает знатоком

Океанский мир ему знаком.

   

Ребята, прежде чем отправиться в путешествие, нам необходимо заправить корвет знаниями. Для этого вам нужно заполнить пустые клетки на корвете. Каждое следующее слово начинается с буквы, на которое закончилось предыдущее.

   Вопросы для заполнения корвета:

  1. Крупный двустворчатый моллюск. За его размеры до 50 см называют «царь ракушкой»; (Тридакна)
  2. Тип коралловой постройки; (Атолл)
  3. Широко распространенная водоросль на мелководьях; (Ламинария)
  4. Остров в Индийском океане; (Ява)
  5. Плывучий осколок льда в океане; (Айсберг)
  6. Одно из течений в Атлантическом океане; (Гольфстрим)
  7. Самая глубоководная впадина в Тихом океане; (Марианский желоб)

Ученики заправляют корвет знаниями используя все доступные источники информации, в том числе и интернет.

Учитель: Теперь, когда корвет заправлен знаниями, мы можем отправиться в плаванье, но сначало, распределимся на команды и каждую команду разделим на группы.

Ученики распределяются на команды по дифференцированному методу, так как подобные формы уроков уже проходили и ребята знают, кто к какой команде относится.

   В командах происходит деление на группы:

  1. географов;
  2. биологов;
  3. экологов

В каждой группе выбирается руководитель.

Всем командам вручаются запечатанные бутылки, в которых находится по три послания. Раздаются звуки прибоя.

Учитель сообщает о том, что корвет отходит от пристани.

Ученики раскупоривают бутылки и извлекают из них послания. В каждом послании указываются приблизительные координаты местонахождения капитана и его спутников, описание флоры и фауны, а также другая информация позволяющая их найти.

Содержание посланий

1 команда

     Для географов:

  1. Путешествуя по  …  (Атлантическому) океану мы проплывали мимо Срединно – Атлантического хребта (название указывается с размытыми буквами);
  2. Также мы проплывали по единственному в мире морю без берегов (Саргассово);
  3. Едва не попали в опасную зону именуемой «Бермудским треугольником»;
  4. …  океан расположен почти во всех климатических поясах, кроме, арктического.
  5. После определения океана, необходимо нанести на контурную карту заливы и проливы океана.

Для биологов:

  1. В  …  океане в меридиональном направлении хорошо было выражено теплое течение под названием Гольфстрим.
  2. Соленость вод океана в целом выше средней солености Мирового океана.
  3. Путешествуя по океану,  мы обнаружили, что органический мир, довольно скудный, в основном преобладают: сельдь, навага, камбала, палтус, угорь.

Для экологов:

  1. Проплывая по океану нам приходилось наблюдать черные нефтяные пятна, особенно в Карибском море, Мексиканском заливе, в Средиземном и Северном морях.

Подготовить презентацию Атлантического океана

2 команда

Для географов:

  1. Проплывая по океану, мы наблюдали слабую изрезанность  береговой линии. Наибольшая глубина - .7.9 (7729) м в Зондском желобе.
  2. В … океан (Индийский) существует такая территория, которая называется «морем муссонов»
  3. Берега океана – это один из районов древних цивилизаций.
  4. К центру хребта в  … океане приурочены глубинные разломы, области землетрясений и вулканизма на дне океана.

Для биологов:

  1. В … океане обитают: летучие рыбы, тунцы, акулы, морские черепахи, змеи, киты, дельфины, кораллы.
  2. Средняя годовая температура в южных широтах составляет 19 – 22 оС.

Для экологов:

  1. Что могло поспособствовать снижению количества осадков, нехватки пищи жителям побережий  …  океана.

  Подготовить презентацию Индийского океана.

3 команда

Для географов:

  1. «Великий» океан занимает половину площади Мирового океана.
  2. Определите объект самой глубокой точки  …  океана – 7 – 8о с.ш., 140о в.д.
  3.  …  океан расположен на Тихоокеанской литосферной плите.
  4. Океан расположен во всех климатических поясах, кроме арктического.
  5. Определив океан, на контурной карте отметить заливы и проливы.

Для биологов:

  1. Богатый органический мир – ведется промысел кашалотов, морских котиков, моржей, каланов.

Для экологов:

  1. Экология  …  океана может пострадать в результате сильного радиационного выброса аварийных АЭС.
  2. В  …  океане существует девять национальных парков, огромное количество заповедников для птиц.

Подготовить презентацию Тихого океана.

  1. Рефлексия

   Учитель: Ребята, завершая наш урок, мы вспоминаем, что это был урок повторения.

Кто – нибудь может мне сказать, что же мы с вами повторяли? Быть может, сегодня на уроке, кто – то узнал для себя что – то новое?

   Ученики:

 - Да, я научился руководить группой.

 - Нет, я нового ничего не узнал. Мы это все уже проходили, я просто освежил в памяти.

 - Несмотря на то, что мы уже этот материал проходили, я для себя узнала определенные особенности флоры и фауны в некоторых океанах.

   На протяжении всего урока на магнитной доске висело изображение корвета. В конце урока рядом с корветом крепится изображение пристани.

   Учитель: Ребята, а сейчас каждый из вас, по очереди, должен подойти к магнитной доске, при этом взяв с моего стола анимационное изображение и прикрепить его либо на корвет, либо на пристань. Если вы прикрепляете анимационное изображение на корвет, то это означает, что вам урок - путешествие понравился, а если на пристань, то соответственно – нет. При этом ребята, вам свой выбор необходимо пояснить.

   Ученики по очереди подходят, берут анимационное изображение и прикрепляют его либо к корвету, либо к пристани, при этом комментируя свой выбор.

 - Мне данный урок не понравился, потому что не удавалось проявить свои способности.

 - А мне понравился, было, интересно используя компьютер проектировать свою проделанную работу на экране.

 - Мне тоже понравился, было интересно что – то искать, отгадывать.

  1. Домашнее задание

Учитель: Ребята, дома, вам нужно будет разработать описательный маршрут от нашего города до того места, где находится капитан Грант и его спутники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Семь футов под килем" - путешествие по океанам

Цель: проверить сформированность знаний об океанах Земли. Учитель: Зачем люди плавают по морям и океанам? Можно ответить просто: плавать заставляет сама жизнь. Ведь две трети Земли покрыты водой. Как...

Урок по математике "Путешествие по океану знаний"

Обобщающий урок математики по теме "Координатная плоскость". Проходит в форме игры - путешествия....

Классный час "Путешествие по океану жизни"

Классный час по профилактике наркомании в 7-8 классах     ...

Конспект вводного занятия - путешествия "Путешествие по океану "Друзья природы"

Конспект занятия для воспитанников первого года обучения (младшего школьного возраста) по программе "Друзья природы".  Цель занятия - познакомить воспитанников с главными темами учебной программы...

День Знаний в 5 классе "Путешествие по океану Знаний"

Сценарий праздника, посвященный Дню Знаний. Развивает внимание, смекалку, формирует сплочение коллектива...

Путешествие по океану Глаголов

Повторение временных форм глагола...

Урок « Путешествие по океану МиФ (океану математики и фантазии).Признаки делимости чисел на 2, на5, на10, на 3, на 9, на 7.

Формировать умения и навыки использования признаков делимости чисел на 2, на 5, на 10, на 3, на 9 при решении примеров и задач. Сформулировать признак делимости на 7. Совершенствовать вычис...