Приёмы работы с картой
статья по географии по теме

На уроках географии каждый учитель планирует работу с картой, так как это один из основных источников знаний для учащихся. Эту работу можно разнообразить, сделать интересной. Я предлагаю свои находки, которые активно использую на своих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_raboty_s_kartoy.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

1. ПРИВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОГРАФИИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С КАРТОЙ

1.1.Работа с картой

       1.1.1. Теоретические аспекты работы с картой

       Карта!

Ты познанья свет!

Ты ведь биография

Лучшей из планет!

Если б не было тебя,

Ничего б не знала я.

Я б не знала островов,

Сельвы, стран и городов,

Рек, озёр, морей и гор,

И тебя – родной простор.

География в школе - самый интересный предмет, самый нужный и важный, особенно сейчас, когда Украина стонет от географической безграмотности населения. Ещё Н.В. Гоголь в 1831 году сказал о географии: «Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению? Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию души их!». В.П. Семёнов-Тян-Шанский на заседании «Памяти Гоголя, первого глашатая у нас правильных идей школьной географии» сказал: «… слишком уж долго сушили географию, усердно превращая её в долбёжно-зубрёжный, чисто номенклатурный предмет. Пора полить учебную географию оживляющей влагой художественного творчества…». Так привлечение топонимического словаря, литературных описаний географических объектов, поможет лучшему запоминанию изучаемого материала, оживит урок.

«Упор на карту» – это положение выдвинул известный русский географ Николай Николаевич Баранский ещё в предвоенные годы. Это положение остаётся актуальным и для современного преподавания школьной географии. Современному учителю очень трудно из огромного потока разнообразной информации выбрать самое важное, наиболее интересное и доступное для восприятия. Это относится и к умению читать карту и «снимать» с неё необходимую информацию. Понятие «чтение карт» приобрело новый смысл в связи с внедрением компьютерных технологий в различные области знаний, в том числе и в географию. Однако до сих пор карта на бумажном носителе остаётся одной из основных для школьной географии. В преподавании географии в школе карты имеют не меньшее значение, чем учебники. Это одна из отличительных черт данного школьного предмета от других дисциплин школьной программы. Карты наглядно иллюстрируют содержание учебника, создавая у учащихся пространственное представление об изучаемой территории. Изучение карты – интереснейшее занятие. К. Паустовский писал, что «изучение незнакомого края всегда начинается с карты… По карте можно странствовать так же, как по земле». Даже если человек в дальнейшей жизни не будет связан с географией, карта поможет ему почувствовать свою причастность к огромному миру, даст возможность ощутить счастье познания пространства.

В процессе своего развития природа и общество непрерывно изменяются, и поэтому созданная карта с течением времени перестаёт соответствовать действительности, устаревает. Требование современности – одно из основных свойств карт: все картоматериалы, положенные в её основу, должны быть современными и одновременными. В связи с этим перед учителем географии встаёт ещё одна задача – следить за всеми изменениями, которые происходят и своевременно вносить поправки, чтобы предоставлять учеников только точные факты.

В географии карта – это объект первостепенной значимости. За каждым географическим знаком стоит живая действительность, сложная и интересная. В школьные годы человек должен основательно изучить географическую карту. Ведь понимание международной жизни, ориентация в экономике области, республики, государства предполагает глубокие знания географии и, конечно же, карты.

Нам необходимо сформировать навыки чтения географической карты, научить читать легенду карты и довести до сознания учеников, что географическая карта – это язык географии.

Что такое карта? Карта – это уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, географические объекты которой переданы условными знаками.

Программой не предусмотрено специальное время на работу с картой и, тем не менее с ней надо заниматься на каждом уроке. Карта, как известно, является языком географии. Следовательно, необходимо научить учащихся работать с картой, причем делать это необходимо на протяжении всего курса изучения географии.

1.1.2. Начало работы с картой в 6 классе

“Карта” - один из самых сложных разделов в содержании географического образования. С нее начинается изучение курса географии. Однако географии в 6-м классе вопросам изучения карты уделяется все меньше и меньше внимания.

Усвоение основного содержания темы требует детальной проработки и повторения учебного материала на всем протяжении школьного курса географии.

Умение работать с картой имеет огромное значение для формирования общей культуры личности. Умения и навыки, полученные при изучении этой темы, пригодятся не только в учебной и научной деятельности, но и в повседневной жизни, в быту (использование атласов автомобильных дорог, туристских карт-схем и др.). Карты позволяют устанавливать причинно-следственные связи, как в природе, так и между природными и социально-экономическими явлениями.

Для того чтобы читать карту, необходимо знать ее азбуку – условные знаки. Без знания, которых нельзя читать и понимать карту. Первоочередной задачей для ученика 6-го класса, является определить, какие же могут быть условные знаки, то есть знать классификацию условных знаков.

Изучение условных знаков плана местности можно продолжить с помощью разнообразных тренировочных упражнений и заданий.

Примеры таких заданий:

1. Ответить на вопросы

2. Прочитать рассказ.

Работая с условными знаками, может быть задано домашнее задание на составления текста с использование условных знаков.

Начиная работать с картой, нужно объяснить ученикам, что одно из самых важных при работе с картой это умение находить географические координаты. Ориентироваться по географической карте и находить точное местоположение объектов на земной поверхности позволяет градусная сеть – система параллелей и меридианов. Умение работать с меридианами и параллелями является одним из важных разделов географии.

Кроме этого с помощью градусной сетки можно найти расстояние между двумя объектами. Освоение математических методов работы на карте вызывает большие трудности у учеников, так как масштаб и координатную сеть на уроках математики они изучаю позже.

1.1.3. Методы и приемы работы с картой

Программой не предусмотрено специальное время на работу с картой и, тем не менее с ней надо заниматься на каждом уроке. Например, при изучении береговой линии материков или океанов в 7 классе даю такие задания с картой: соверши путешествие.

Вокруг материка или по карте полушарий от берегов п-ва Индокитая к берегам Северной Америки, называя океаны, моря, проливы, заливы, острова. Полуострова, встречающиеся в пути. Задания можно усложнять: назовите с какими народами мы встретимся, какие животные и растения обитают…

По физической карте Северной Америки с запада на восток по 40° с.ш., называя все крупные формы рельефа, реки и озера.

Хорошо идёт отработка знаний карты при работе в паре: один ученик (в роли учителя) называет географические объекты, другой (в роли ученика) показывает. Такую работу провожу часто со всем классом в начале или конце урока (3-5 мин.) Не менее интересно, проходит закрепление навыков работы с картой при опросе. Ученики задают опрашиваемому 2-3 географических названия для показа на карте.

В основу изучения географической номенклатуры положен один из принципов обучения: оно должно быть интересным. Интерес является мощной движущей силой: если учащимся, интересно, то они сознательно прилагают свои усилия для выполнения поставленной цели.

В своей работе я использую игры, вот, например, “Третий лишний”. На доске или на листе бумаги записываю три понятия: Амазонка, Нил, Джомолунгма. Спрашиваю, что лишнее? Такого рода игры развивают память, воображение, способствуют запоминанию объектов на карте (приложение 7).

Более сложный вид игры “Собери карту” или “Географические силуэты”. Вначале ученик по очертаниям только узнаёт и называет материк, затем отвечает на вопросы: в каком полушарии находится материк? Какие океаны его омывают? И т.д. В 7 классе по мере прохождения тем курса эти силуэты наполняются. Ещё больше усложняется работа в 8 классе. Тогда к уже хорошо знакомым географическим объектам прибавляются контуры полуостровов, островов, очертания рек и озёр Украины.

Сочетание коллективной и индивидуальной работы по картам. Учитель просит детей открыть атласы (у каждого ученика – индивидуальный), взять в руки карандаши (ручки) и всем одновременно показывать под диктовку на картах атласа географические объекты.

Один ученик под диктовку учителя показывает объекты на настенной карте, остальные – в своих атласах.

Разновидность работы, которая особенно нравится детям: ученик показывает объекты на настенной карте, названия для показа по одному предлагают ученики с места.

Такой коллективный и весьма эффективный опрос занимает очень мало времени.

“Цепочка” (“Кто кому сосед?”) Дети работают с высоко генерализованной картой (упрощенной – это очень важно!), например, политической картой Европы в учебнике 7 класса.

Задания очень хороши для обобщения и для того, чтобы дети увидели курс географии “сверху”. Также учителю важно избегать без крайней необходимости использовать подобные “игры в карты” для контроля и выставления оценок. Это обучающая, тренирующая игра и ничего более, только тогда учащиеся будут должным образом настроены. Смотреть в атласы – можно и нужно! Для закрепления можно при необходимости попросить детей прикрыть атласы и сразу повторить тоже самое без карт.

Учитель просит назвать страны-соседи “по цепочке” весь класс, повторяться нельзя. Например, звучат: - “Финляндия!” (1-й ученик) – “Россия!” (2-й ученик!) – “Дания!” (3-й ученик) – “Латвия!” (4-й ученик). При возникновении “тупика” следующий ученик должен сориентироваться “на местности” и назвать любую ещё не упомянутую европейскую страну. От детей требуется максимум внимания.

Чрезвычайно важным является регулярное практическое соотнесение политических и физических карт (эти задания можно практиковать в качестве “разминки”, “задание на переключение внимания” и т.п. При изучении региональных частей курса целесообразно использовать задания другого вида).

Задания очень хороши для обобщения и для того, чтобы дети увидели курс географии “сверху”. Также учителю важно избегать без крайней необходимости использовать подобные “игры в карты” для контроля и выставления оценок. Это обучающая, тренирующая игра и ничего более, только тогда учащиеся будут должным образом настроены. Смотреть в атласы – можно и нужно! Для закрепления можно при необходимости попросить детей прикрыть атласы и сразу повторить тоже самое без карт.

“Загадки по карте”. Очень эффектны взаимные задания учениками на “загадывание объектов”. Например, ученик придумывает сам и загадывает для других: “Река течет с юга на север. Впадает в Северный Ледовитый океан. Правый берег гористый, левый – равнинный” (Ответ: Енисей) (приложение 5).

Учащиеся по цепочке подходят к карте и показывают географические объекты.

Игра: «Географическая мозаика»: задание на сопоставление политической и физической карт. В своей работе часто использую накопительную систему оценивания, когда 1 правильный ответ по карте оценивается в 1 балл, т.е. чем больше правильных ответов, тем выше оценка. Учитель называет объекты (вулканы, озера, горы, реки) и просит определить страны, на территории эти объекты находятся.

Учитель называет страны и просит найти, в пределах каких гор и равнин находится, например, Венгрия, Испания, Бразилия и т.д.

Или по картам атласа установить соответствие между различными компонентами, например, соответствие между названиями стран и их столиц. На доске пишутся названия стран, а дети ищут их на карте и называют их столицы. Или наоборот, задание усложняется, пишутся названия столиц, нужно определить страны. Очень эффективно на уроках 6-7 классов (приложение 4).

А также использую следующие виды работы с картой во время уроков:

«Географический практикум»: все объекты, изученные в ходе урока, наносятся на контурную карту. Практическими работами предусмотрена работа с контурными картами, особенно в 6-7 классах, где закладываются основы работы с ней. Этот вид работы предусматривает нанесение географической номенклатуры на контурную карту. Этот метод удобно использовать на этапе закреплений новых знаний и умений. Как самостоятельный вид работы можно оценить при выполнении контурных карт, не относящихся к практическим работам. Оцениваю до 12 баллов в зависимости от правильности нанесения тех или иных объектов. Но при выполнении практической работы как самостоятельный вид работы не оцениваю (приложение 2).

«Географическая разминка»

Удобнее пользоваться на этапе актуализации опорных знаний и умений учащихся, или при проверке знаний географической номенклатуры. Я использую несколько видов этой работы:  

а) учащиеся работают в парах и задают друг другу по очереди вопросы по карте (не оцениваю, так как не могу уследить за правильностью ответов всех учащихся). Этот метод можно использовать также на этапе урока – закрепление новых знаний и умений.

б) учитель (ученик) показывает на карте географические объекты, учащиеся их называют. В своей работе часто использую накопительную систему оценивания, когда 1 правильный ответ по карте оценивается в 1 балл, т.е. чем больше правильных ответов, тем выше оценка. Но если объекты показывает ученик, то его работа оценивается до 6 баллов.

в) один ученик стоит возле карты, а остальные называют объекты географической номенклатуры. В зависимости от правильности ответа, оценивается до 12 баллов (приложение 3).

Работа с картосхемой

 Учащиеся обозначают особенности природных компонентов на картосхеме, которую рисуют в тетради при помощи шаблона. Этот вид работы удобнеее использовать на этапе изучения нового материала, для лучшего запоминания местоположения объектов или тез или иных явлений. Как самостоятельный вид работы оцениваю крайне редко, но для накопительной системы оценок использую довольно часто. Например, на шаблоны можно наносить крайние точки, тектонические структуры, единицы рельефа, границы природных зон, основные климатические показатели (6-8 классы), народы, историко-этнографические регионы и т.д. (приложение 3).

 Географический тренинг: используя карты атласа, объяснить существующую связь между компонентами природы. Чтобы

Игра «Лови ошибку географа»:

а) учитель (ученик) показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии, учащиеся их исправляют,

б) ученик у карты показывает географические объекты, изученные на предыдущем уроке, специально делает ошибку, показывая объекты еще не изучавшиеся или изучавшиеся ранее.

Принцип работы и оценивания такой же, как и у «Географической разминки» (приложение 3).

«Распределить объекты»: задание ученикам распределить объекты между собой по признакам или принадлежности.  

Например, на карточках написаны названия заливов: Таганрогский, Тендровская, Арабатская, Одесская, Каркинитский, Перекопский, Бердянский, Феодосийский. Задание: распределить заливы между Черным и Азовским морями.

Таким же образом можно распределить объекты между материками, океанами, странами, областями и т.д. Проще оценивать, когда даю 6 или 12 объектов. Каждый объект, распределенный правильно оценивается в 2 или 1 балл. Максимальная оценка 12 баллов. Можно использовать почти на всех этапах урока для индивидуальной работы учащихся или групповой при изучении нового материала (приложение 1).

«Географическая цепочка»

Ученик называет любой город, другой называет город, название которого начинается на последнюю букву уже названого города, и так далее.

За этой моделью можно проводить много игр, например, «На реке» (один из игроков называет реку, другой город, расположенный на этой реке и, если ответ правилен, называет другую реку и тому подобное). Использую накопительную систему оценивания, когда 1 правильный ответ оценивается в 1 балл (приложение).

«Немая карта»

Удобный метод проверки знания географической номенклатуры. Раздаю ученикам контурные карты с обозначенными цифрами. Нужно правильно назвать географический объект, который находится под соответствующей цифрой. Проще оценивать, когда даю 6 или 12 объектов. Каждый объект, распределенный правильно оценивается в 2 или 1 балл. Максимальная оценка 12 баллов. Иногда усложняю, когда на корте закодированных объектов больше, чем тех, которые нужно определить. Например, под номерами отмечены крайние точки, моря, заливы, проливы, формы рельефа, поверхностные воды, а отметить нужно те объекты, которые изучали на предыдущем уроке. (приложение 5)

Все эти виды и формы работы с картой можно применять на любом этапе урока.

Большое внимание уделяю изучению широкого круга тематических карт. Именно анализ этой группы карт расширяет картографический опыт учащихся: работа с физическими, тематическими, контурными картами способствует формированию и закреплению знаний и умений, развитию воображения, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, создавать образ территории, делать выводы, обобщения.

Задания для работы с физическими и тематическими картами могут быть направлены на:

1) установление местонахождения географических объектов, характеристики их географического положения;

2) выяснение свойств географических объектов;

3) сопоставление и сравнение исследуемых объектов;

4) формирование пространственных представлений о размещении и взаимное расположение объектов;

5)  формирование представления об особенностях изображенной на карте территории;

6) выяснение причин и закономерностей в размещении исследуемых объектов;

7)  выявление взаимосвязи между исследуемыми объектами;

8)  выяснение возможного развития исследуемых объектов в будущем

Но по праву свою работу я могу оценить в курсе 8-9 классов. Например, в курсе 8 класса, изучая тему «Ландшафты. Физико-географическое районирование», если ребенок может самостоятельно описать природную зону по картам атласа, значит, я достигла своей цели, научив учащихся пользоваться и читать различные карты, а также сопоставлять их.  В 9 классе при изучении темы «Экономическое районирование» это очень помогает, но и усложняется, так как при описании экономического района, нужно использовать большее количество карт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы работы с картами атласа

В данной работе Вы сможете посмотреть, как заинтересовать детей учиться, как запоминать картографический материал, как учиться работать с картой, как не бояться выходть к доске, если нужно показать об...

Приёмы работы с картами атласа

В данной работе Вы сможете посмотреть, как заинтерисовать детей учиться, как запоминать картографический материал, как учиться работать с картой, как не бояться выходить к доске, если нужно показать о...

Технологическая карта урока второго поколения. 5 класс Тема урока: "Отработка приёмов работы на швейной машине".

Цели урока:Предметные: закрепить знания учащихся о приемах заправки верхней и нижней ниток; работы на швейной машине (выполнение машинных швов).Метапредметные: воспитывать инициативу, самостоятельност...

технологическая карта урока: Выпиливание лобзиком. Приёмы работы лобзиком.

Тема урока: «Выпиливание лобзиком. Приёмы работы лобзиком». Цель урока: Ознакомить учащихся со способами наладки и регулировки лобзика.Способствовать формированию умений по выпиливанию лоб...

Методическая разработка "Методические приёмы работы с исторической картой в условиях реализации ФГОС". Сборник материалов из опыта работы.

В сборнике приведены примеры методических приёмов работы с картой на уроках истории. Приведённые в сборнике примеры заданий, включающие в себя работу с картой, разработаны в соответствии с ФГОС. Все п...

Методические приёмы формирования познавательных УУД при работе с картографическим материалом на уроках истории (рекомендации по организации работы с картами детей с нарушением зрения)

Для учащихся школы слепых знание карты важно особенно, так как историческая карта – это модель пространства, который так трудно познаётся незрячими. Информационное пространство карты познаётся п...

Использование приёма составления ментальных карт в обучении (на примере уроков английского языка)

Ментальная карта, интеллект-карта (по-английски — mind map) — это визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг...