Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) по теме

Сахно Наталия Павловна

Рабочая программа по географии 5 класс по учебнику А.Е. Домогацких "География. Введение. 5 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_geografiya_5klass.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

курса «ГЕОГРАФИЯ. 5 КЛАСС»

(35 ЧАСОВ, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)

к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова

«ГЕОГРАФИЯ. ВВЕДЕНИЕ В ГЕОГРАФИЮ»  5 класс

 

   Рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  примерной программы для основного общего образования по географии -    авторской   программы Н.В. Болотникова, С.В. Банникова и включает в себя:

-пояснительную записку;

-содержание программы;

-требования к уровню программы;

-список географической номенклатуры;

-УМК учащегося; УМК учителя; дополнительную литературу;

-тематическое планирование курса.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Курс «Введение в географию» открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе, опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир » начальной ступени обучения.  Данный курс поможет  познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют учащимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.  Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.

    Структура рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и представляет его развернутый вариант с раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ. В соответствии с Базисным учебным планом  на географию в 5 классе отведено по одному учебному часу в неделю

   В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.

               

     Главной целью географического образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. 

            Цель школьного географического образования в 5 классе сводится к решению следующих задач:

·       Формирование системы географических знаний  как компонента научной картины мира

·       Познание на конкретных примерах многообразия современно географического пространства на разных его уровнях( от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира.

·       Познание характера, сущности и динамики  главных природных, экологических процессов, происходящих в России и в мире.

·       Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития.

·       Выработку у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях.

·       Формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Построение учебного содержания  курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.

Программа реализует интегративные  связи с курсами биологии,  природоведения, окружающим миром, экологией, историей, физикой.

Особенность проведения практических работ в 5 в классе заключается в том, что некоторые из них  выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения.  Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте   – это не одна, а несколько практических работ,  запись в журнал и оценивание которых  может проводиться по усмотрению учителя. Выполнение тренировочных   работ учителем оценивается выборочно и в школьный журнал выставляются только удовлетворительные оценки.

Итоговые практические работы по темам выполняются и оцениваются у всех обучающихся класса, записываются и выставляются в школьный журнал.

Формы промежуточной и итоговой аттестации:

Контрольные работы, практические работы.

 

 

   Цели  и задачи курса:

- формирование у учащихся  представлений о  науке, изучающей природу Земли и  о географических методах познания картины мира; об особенностях  природы материков и океанов Земли

- развитие познавательного интереса учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира; к людям

показать связь географии с историей на примере изучения первооткрывателей и первопроходцев, их вклад в развитие географии как науки;

-воспитание экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

бережного отношения к природе.

Программа реализует интегративные  связи с курсами биологии,  природоведения, окружающим миром, экологией, историей, физикой.

Содержание программы

Тема 1. Наука география (2 часа)

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний

Основные понятия:

география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Персоналии:

Эратосфен, Генри Стенли.

Практические работы:

Составление схемы наук о природе.

Составление описания учебного кабинета географии.

Организация наблюдений за погодой.

Тема 2. Земля и ее изображение(7 часов)

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Основные понятия:

плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии:

Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.

Практические работы:

1.Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

2.Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Тема 3. История географических открытий(12 часов)

  Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики ». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Основные понятия:

путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Персоналии:

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Практические работы:

Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Путешествие по планете Земля (11 часов)

  Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Основные понятия:

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

Практические работы:

Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Тема 5. Природа Земли (2 часа)

  Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Основные понятия:

природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Практические работы:

1.Организация фенологических наблюдений в природе.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Ученик должен: знать/понимать:

• форму и размеры Земли;

• полюса, экватор;

• части Мирового океана;

• виды движения воды в океане;

• материки и океаны Земли;

• географические объекты, предусмотренные программой;

• маршруты географических исследований и путешествий.

уметь:

анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.

использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.

находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

описывать по картам взаимное расположение географических объектов.

объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.

приводить примеры географических объектов.

проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений.

различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов.

составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации.

формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для решения несложных практических задач, в том числе с использованием картографического материала;

владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;

решать следующие жизненно-практические задачи:

самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, картографических источников;

работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения ин формации;

самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач.

Географическая номенклатура:

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

Требования к результатам освоения содержания предметных программ.

Предметные результаты

Осознание роли географии в познании окружающего мира:

• объяснять роль различных источников географической информации;

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

• объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

• формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

использование географических умений:

• находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

• составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик

компонентов природы;

использование карт как моделей:

• определять по карте местоположение географических объектов.

Личностные УУД

• Понимать смысл своей действительности;

• определять роль результатов выдающихся географических открытий;

• использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

• приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям

окружающей среды.

Регулятивные УУД

• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

• выделять все уровни текстовой информации;

• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации,

анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД

• Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Состав учебно-методического комплекта

УМК учащегося:

  1. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А.  География. Введение в географию: учебник для 5  класса  общеобразовательных  учреждений. М.: «Русское слово» 2012
  2. Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского,  А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс». М.: «Русское слово» 2013
  3. Атлас по географии, 5 класс
  4. Контурные карты по географии 5 класс

УМК учителя:

1.  Программа курса «География. 5–9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких. М.: «Русское слово»

2.  Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А.  География. Введение в географию: учебник для 5  класса  общеобразовательных  учреждений,-М.: «Русское слово» 2012

3.  Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского,  А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс». М.: «Русское слово»

4.   Атлас по географии, 5 класс

5.   Контурные карты по географии 5 класс

Дополнительная литература:

1. Банников С.В., Молодцов Д.В.  Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс». М.: «Русское слово»

2. Касьянова Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию. 5 класс»: дидактические материалы.

3. Интернет-ресурсы.

   С целью проведения уроков обобщения  и коррекции знаний в конце тем количество часов перераспределено.

Содержание учебного предмета.

 № раздела

Название раздела

Количество часов

в рабочей программе

1

Наука география

2

2

Земля и ее изображение

5

3

История географических открытий

14

4

Путешествие по планете Земля

10

5

Природа Земли

4

Количество часов: 35,  в неделю – 1 час.

Практические работы № 3,5,6,7,8,9 выполняются и оцениваются у всех обучающихся класса, записываются и выставляются в школьный журнал 

1.  Составление схемы наук о природе.

2.  Составление описания учебного кабинета географии.

3.  Организация наблюдений за погодой.

4.  Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

5.  Определение с помощью компаса сторон горизонта.

6.  Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов.

7.  Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

8.  Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

9.  Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

10.  Организация фенологических наблюдений в природе.

Тематическое планирование курса

№  урока

№  урока в теме



Тема урока



Практическая работа

№ пара-графа

Тема 1. Наука география (2 часа)

1.

1.

Что такое география?  Понятие об Эратосфене.

Практическая работа №1-2

1.  Составление схемы наук о природе.

2.  Составление описания учебного кабинета географии.

1

2.

2.

Методы географических иссле-дований: описательный метод, картографический метод, космический  метод. Практическая работа №3

 

3.  Организация наблюдений за погодой

2

Тема 2. Земля и ее изображение (5 часов)

3.

1.

От плоской Земли к земному

шару. Формирование представлений о форме Земли.

3

4.

2.

Форма, размеры и

движения Земли.

4

5.

3.

Глобус, географическая

карта, план местности,

аэрофотоснимок, космическое изображение.

Практическая работа №4

4. Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности.

 

5

6.

4.

Ориентирование на местности, стороны горизонта, основные и промежуточные, румб, компас

Практическая работа №5

5.  Определение с помощью компаса сторон горизонта

6

7.

5.

Обобщение  по темам «Наука география», «Земля и ее изображение» .

Решение тестовых заданий

повт.

1-6

Тема 3. История географических открытий (14 часов)

8.

1.

По следам путешественников

каменного века. Тур Хейердал.

7

9.

2.

Путешественники древности – финикийцы. Пифей.



8

10.

3.

Путешествия морских народов.

Викинги, норманны, варяги.


9

11.

4.

Первые европейцы на

краю Азии. Книга Марко

Поло о разнообразии мира.

10

12.

5.

Хождение за три моря. Путешествие Афанасия Никитина в Индию. О роли пут-шествий в формировании знаний о Земле.

11

13.

6.

Морской путь в Индию

Эпоха Великих географических открытий,  роль португальского принца Генриха Мореплавателя  в организации морских путешествий

12

14.

7.

Открытие Америки. Христофор Колумб,  Америго Веспуччи.

13

15.

8.

Первое кругосветное плавание

Фернан Магеллан

14

16.

9.

Открытие Южного материка

Луис Торрес, Абель Тасман,

 Ван-Димен, Джеймс Кук.

15

17.

10.

Поиски Южной

земли продолжаются, об освоении и изучении Земли в XVII  веке. Джеймс Кук

16

18.

11.

Русские путешественники Семен Дежнев, Витус Беринг,

Алексей Чириков.  Роль русских путешественников в

исследовании Земли

 

17

19.

12.

Вокруг света под русским флагом, о роли русских

путешественников в открытии Антарктиды.

 Практическая работа №7

7.  Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

18

20.

13.

Практическая работа №6

6. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов.

21.

14.

Обобщение по теме: «История географических открытий»


повт.

7-18

Тема4. Путешествие по планете Земля (10 часов)


22.

1.

Мировой океан и его части

19

23.

2.

Значение Мирового

океана для природы и

человека  Условия обитания, живой мир океана.

Практическая работа №8

8.  Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли

20

24.

3.

Путешествие по Евразии. Природа, население и хозяйство Евразии.

21

25.

4.

Путешествие по Африке. Природа, население и Африки.



22

26.

5.

Путешествие по Северной

Америке. Особенности природы и населения Северной Америки.

 

23

27.

6.

Путешествие по Южной Америке. Особенности природы и населения Южной Америки.

24

28.

7.

Путешествие по Австралии. Уникальная природа, население и хозяйство. Австралийский Союз.


25

29.

8.

Путешествие по Антарктиде.

Научно-исследовательские

станции

26

30.

9.

Практическая работа №9

9.  Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка

31.

10.

Обобщение по теме: «Путешествие по планете Земля»

повт.

19-26

Тема: Природа Земли (4часа)


32.

1.

Что такое природ. Многообразие природы Земли и объектов, ее составляющих.

27

33.

2.

Оболочки Земли. Географичес-кая оболочка, литосфера, ат-мосфера, гидросфера, биосфера

28

34

3.

Практическая работа №10

10.  Организация фенологических наблюдений в природе

отчет

35

4.

 Обобщение по темам

 курса 5 класса «Введение в географию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...