Практическая работа "Полярный день, полярная ночь"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
практическая работа по географии в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota_polyarnyy_den_polyarnaya_noch.docx | 785.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Практическая работа №5 на тему:
«Полярный день и полярная ночь».
Цель работы: формирование представления об астрономических причинах полярного дня и ночи и неравномерного распределения солнечного тепла и света по поверхности земли, формирование аккуратности при работе с контурными картами.
Оборудование: Теллурий, атлас по географии для 6-го класса, контурные карты полушарий, цветные карандаши, рабочая тетрадь.
Ход урока
- Орг. момент.
- Сообщение темы, знакомство с прибором « Теллурий», цели работы.
- Техника безопасности.
- Практическая работа.
Практическая работа
Ученик: Теллурий (от латинского tellus, родительный падеж telluris, — Земля) — прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси.
Ученик: В теллурии шарик, изображающий Землю, движется вокруг источника света (например, лампочки с рефлектором), представляющего Солнце. Кроме того, шарик-Земля вращается вокруг оси, проходящей через его центр и сохраняющей неизменное наклонное направление (подобно земной оси). Иногда в теллурии меньший шарик изображает Луну, обращающуюся вокруг Земли.
-Установим на Теллурии положение лета в северном полушарии – красная визирная линия индикатора даты указывает на 21 июня.
Я: -Какой полюс обращён к Солнцу?
Ученик: - Северный полюс обращён к Солнцу.
-Какое полушарие получает больше тепла и света?
-Северное полушарие получает тепла и солнечного света больше, чем южное.
-Осуществим полный оборот глобуса (24 часа) и проследим за движением границы «день- ночь» на северном полюсе.
-Как освещён северный пояс?
-Северный пояс освещён в течении всего процесса вращения.
Вызываю двух учеников:
Один из учеников устанавливает фломастер вертикально на границе день-ночь, а другой вращает глобус.
-Что представляет собой траектория, описываемая фломастером?
-Представляет собой круг.
-Что о нём можно сказать?
-Этот круг совпадает с полярным кругом на глобусе.
-Внутри полярного круга в некоторые дни в году Солнце не восходит и не садиться.
-Как называется такое явление?
-Такое явление называется полярным днём. На полюсе это явление длится половину года , а на полярном круге – длиться одни сутки.
-Запишите, что такое полярный день:
-Итак, в летний период в северном полушарии (он установлен на Теллурии) Солнце не заходит в течении полугода. Этот период начинается за квартал до 21 июня и заканчивается через квартал после этой даты, то есть при равноденствии в марте и сентябре. Все это время на полюсе светит полуденное солнце.
-Что в это время происходит в южном полушарии?
-В южном полушарии в это время зима, и Солнце на полюсе не восходит в течение такого же времени. Здесь наступает полярная ночь.
-Повернём глобус Теллурия на 180 градусов, то есть на пол-оборота вокруг собственной оси.
-Что произошло?
-Полярная ось сохраняет прежнее направление, но Южный полюс обращён к Солнцу.
-Какова ситуация на северном полюсе?
-Ситуация меняется – на северном полюсе теперь полярная ночь.
-Повернём глобус несколько раз вокруг своей оси и убедимся, что солнечный свет не достигает Северного полюса.
-Как называется район Северного полюса?
-Район Северного полюса носит название Арктики.
-Как называется район Южного полюса?
-Район Южного полюса –Антарктики.
-Что происходит у нас в Антарктике?
-У нас в Антарктике светит полуденное солнце.
-Запишите, что такое полярная ночь:
Полярная ночь — период, когда Солнце в высоких широтах круглые сутки не поднимается над горизонтом, — явление, противоположное полярному дню, наблюдается одновременно с ним на соответствующих широтах другого полушария.
Полярная ночь — период, когда Солнце в высоких широтах круглые сутки не поднимается над горизонтом, — явление, противоположное полярному дню, наблюдается одновременно с ним на соответствующих широтах другого полушария.
Пояса освещённости
Пояса освещенности — части поверхности Земли, ограниченные тропиками и полярными кругами и различающиеся по условиям освещенности. -Тропики и полярные круги разделяют земную поверхность на пояса освещенности.
1.Полярные пояса: северный и южный.
2.Тропический пояс.
Умеренные пояса: северный и южный.
Отмечаем пояса освещённости на карте полушарий.
Пояса освещённости
Название пояса | Характеристика пояса | Продолжительность полярного дня | Продолжительность полярной ночи |
Северный полярный | Наблюдается полярная ночь и полярный день | 1 | 1 |
Северный умеренный | Не бывает ни полярного дня, ни полярной ночи, Солнце никогда не стоит в зените | 64 | 60 |
Тропический | Солнце бывает в зените два раза в году на любой широте и один раз на широте тропиков | 133 | 126 |
Южный умеренный | Солнце никогда не бывает в зените, не бывает ни полярного дня, ни полярной ночи | 186 | 179 |
Южный полярный | Наблюдается полярная ночь и полярный день |
Вывод:
На всём пространстве между полярными кругами происходит смена дня и ночи, и пространства где бывают полярные дни и ночи.
Полярный день — период, когда Солнце в высоких широтах круглые сутки не опускается за горизонт. Продолжительность полярного дня тем больше, чем дальше к полюсу от полярного круга.
Полярная ночь — период, когда Солнце в высоких широтах круглые сутки не поднимается над горизонтом, — явление, противоположное полярному дню, наблюдается одновременно с ним на соответствующих широтах другого полушария.
Домашнее задание:
Узнай при помощи фонарика, как зависит освещенность от направления лучей
Земля совершает путь вокруг Солнца в течение года. Поскольку земная ось — воображаемая линия, проходящая через центр планеты между полюсами, — имеет наклон 23,5°, то ежегодно в определенное время Cеверное и Южное полушария попеременно получают от Солнца то больше тепла и света, то меньше.
В последнем случае холодает и световой день сокращается. Попробуй это проверить при помощи фонарика.
Требуется: лист белого картона, фонарь.
Выполнение:
1. Направь луч фонарика отвесно на лист белого картона так, чтобы освещенная поверхность представляла собой круг.
2. С того же расстояния направь луч фонарика под углом — освещена уже бoльшая поверхность, овальной формы, но освещена слабее, чем круг. То же самое происходит и с солнечными лучами. Ближе к полюсам они падают на землю под более острым углом, и освещаемая ими поверхность получает мало света и тепла. Ближе к экватору лучи падают отвесно или почти отвесно, поверхность получает больше тепла.
Практическая работа №5 _______________________________
Дата
Фамилия, Имя___________________________________________________________
Тема: Полярный день и полярная ночь.
Оборудование: Теллурий, атлас по географии для 6-го класса, контурные карты полушарий, цветные карандаши, рабочая тетрадь.
Правила техники безопасности: Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.
- Будьте осторожны при работе с Теллурием.
- Придерживайтесь правил работы с электроприборами.
- На столе не должно быть посторонних предметов.
С правилами ознакомлен (а). Обязуюсь их выполнять._____________
Ход работы.
1.Внимательно рассмотрите Теллурий и запишите определение:
Теллурий (от латинского tellus, родительный падеж telluris, — Земля) — ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Запишите определение:
Полярный день ________________________________________________________ ______________________________________________________________________
Полярная ночь_________________________________________________________ ______________________________________________________________________
Пояса освещённости____________________________________________________ _______________________________________________________________________
3Отметьте пояса освещённости на контурных картах.
4.Заполните таблицу
Пояса освещённости
Название пояса | Характеристика пояса | Продолжительность полярного дня | Продолжительность полярной ночи |
Северный полярный | 1 | 1 | |
Не бывает ни полярного дня, ни полярной ночи, Солнце никогда не стоит в зените | 64 | 60 | |
Солнце бывает в зените два раза в году на любой широте и один раз на широте тропиков | 133 | 126 | |
Южный умеренный | 186 | 179 | |
Наблюдается полярная ночь и полярный день |
Вывод:
На всём пространстве между полярными кругами происходит ____________________, и пространства где бывают ___________ дни и ночи.
Полярный день — период, когда Солнце в высоких широтах круглые сутки ______________. Продолжительность полярного дня тем больше, чем дальше _________________
Полярная ночь — период, когда Солнце в высоких широтах круглые сутки ___________________________, — явление, противоположное полярному дню, наблюдается одновременно с ним на соответствующих _______________ полушария.
Оформление доски.
Солнца ждем по полгода.
Мы его забывать начинаем.
А оно вдруг приходит,
из-за краешка нашей земли.
Обогреет нас всех.
И лучом, как рукою погладит.
Потеплеет на сердце,
и полярная ночь вдруг уйдет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Традиционная народная кукла». Кукла «День и ночь» или «Перевёртыш».
Традиционная народная кукла имеет свою богатую историю и глубокие традиции....
Конспект занятия по трудотерапии: "Полярная ночь"
Коллективная работа по разделу образовательной области: «Художественное творчество» в разновозрастной группе детского сада «Сложный дефект»...
Использование светоотражающих элементов в условиях Полярной ночи
Классный час для учащихся 10 класса по теме: "Использование светоотражающих элементов в условиях Полярной ночи"....
"День полярного медведя""
Это занятие расширяет представления детей об окружающем мире....
Видео-урок кукла оберег "День и ночь"
Видео-урок кукла оберег "День и ночь" ссылкаhttps://youtu.be/4_f-Eyqq9Z0?t=5...
Формирование представлений о времени (утро- день- вечер- ночь) у детей старшего дошкольного возраста.
Для того, чтобы закрепить представления детей старшего дошкольного возраста о частях суток необходимы жизненный опыт ребёнка, многократное повторение данных понятий и терпение родителей. Д...