Программа кружка по географии "Родиноведение"
материал по географии по теме
Главная задача кружка - воспитать творчески мыслящих людей, сформировать в сознании учащихся систему взглядов, норм поведения по отношению к окружающей среде, человеческому обществу, природе.
Цель работы кружка:
-научиться и уметь работать с архивными документами, печатными изданиями, газетными публикациями;
-знать свою родословную, историю своей фамилии, историю своих предков;
-оказывать шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.
Задачи курса
Образовательные:
-научить каждого ученика самостоятельно добывать знания;
-вооружить учащихся глубокими знаниями по истории родного края.
Развивающие:
-развивать чувство патриотизма и ответственности за судьбу родного края;
-развивать умение самостоятельно работать с краеведческими источниками.
Воспитательные:
-способствовать воспитанию моральных качеств учащихся;
-способствовать сплочению коллектива;
-способствовать формированию эстетического воспитания.
Познавательный и поисковый интерес, и как следствие этого творческая активность сами по себе не возникают. Они формируются и создаются содержанием материала, методами и приемами обучения, личностью учителя и под влиянием внутренних способностей человека.
Одним из источников формирования обозначенного аспекта считаю краеведение, а именно создание на его основе краеведческого кружка «Знай и люби свой край»,в котором на первое место выдвигается поисково-исследовательская работа, которая состоит из нескольких этапов, которые прослеживаются в ходе деятельности кружка:
1.Выявление интересующихся предметом исследований, желающих углубленно заниматься путем диагностики (анкетирование) объединение в группы по интересам.
2.Отбор содержания, определение тематики, распределение заданий с учетом мнения и интересов группы.
3.Сбор информации. Групповая и коллективная работа.
4.Систематизация,анализ материалов.
5.Индивидуальная самообразовательная, поисковая деятельность (чтение дополнительной литературы, работа со словарями).
Формы и методы работы:
-лекции;
-конференции;
-круглые столы;
-беседы, встречи с ветераном Великой Отечественной войны.
Данная образовательная программа рассчитана на учащихся 7-9 классов.
Актуальность программы определяется тем, что у учащихся развиваются умения научно-исследовательской деятельности при изучении родного края.
Данная программа рассчитана на 34 часа, занятия проходят 1 раз в неделю, по 45 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Медетская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор школы: Н.Е.Шейкин
Приказ № от 2013года.
Программа кружка
Автор программы:
Боброва Галина Станиславовна,
учитель географии
МКОУ «Медетская СОШ»
с.Медет
2013г.
Пояснительная записка
Главная задача кружка - воспитать творчески мыслящих людей, сформировать в сознании учащихся систему взглядов, норм поведения по отношению к окружающей среде, человеческому обществу, природе.
Цель работы кружка:
-научиться и уметь работать с архивными документами, печатными изданиями, газетными публикациями;
-знать свою родословную, историю своей фамилии, историю своих предков;
-оказывать шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.
Задачи курса
Образовательные:
-научить каждого ученика самостоятельно добывать знания;
-вооружить учащихся глубокими знаниями по истории родного края.
Развивающие:
-развивать чувство патриотизма и ответственности за судьбу родного края;
-развивать умение самостоятельно работать с краеведческими источниками.
Воспитательные:
-способствовать воспитанию моральных качеств учащихся;
-способствовать сплочению коллектива;
-способствовать формированию эстетического воспитания.
Познавательный и поисковый интерес, и как следствие этого творческая активность сами по себе не возникают. Они формируются и создаются содержанием материала, методами и приемами обучения, личностью учителя и под влиянием внутренних способностей человека.
Одним из источников формирования обозначенного аспекта считаю краеведение, а именно создание на его основе краеведческого кружка «Знай и люби свой край»,в котором на первое место выдвигается поисково-исследовательская работа, которая состоит из нескольких этапов, которые прослеживаются в ходе деятельности кружка:
1.Выявление интересующихся предметом исследований, желающих углубленно заниматься путем диагностики (анкетирование) объединение в группы по интересам.
2.Отбор содержания, определение тематики, распределение заданий с учетом мнения и интересов группы.
3.Сбор информации. Групповая и коллективная работа.
4.Систематизация,анализ материалов.
5.Индивидуальная самообразовательная, поисковая деятельность (чтение дополнительной литературы, работа со словарями).
Формы и методы работы:
-лекции;
-конференции;
-круглые столы;
-беседы, встречи с ветераном Великой Отечественной войны.
Данная образовательная программа рассчитана на учащихся 7-9 классов.
Актуальность программы определяется тем, что у учащихся развиваются умения научно-исследовательской деятельности при изучении родного края.
Данная программа рассчитана на 34 часа, занятия проходят 1 раз в неделю, по 45 минут.
Рассматривая особенности возникновения, географическое положение,
природные условия, историю заселения Черлакского района, учащиеся закрепляют полученные знания, углубляя и расширяя их в ходе работы кружка.
Содержание каждой темы программы кружка включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся.
Тематическое планирование кружка
Таблица 1
№ | Тема | Количество часов Теорет. Практ. | Вид занятия | |
1 | Вводное занятие | 1 | ---- | Лекция |
2 | Российская символика. Символика Омской области | 1 | 1 | Лекция, практическое занятие |
3 | Омская область на карте России | 1 | 1 | Лекция, круглый стол |
4 | Карта Черлакского района | 1 | 2 | Лекция, практическое занятие |
5 | Природные условия Омской области, Черлакского района, села Медет | 1 | 1 | Лекция,круглый стол |
6 | Растительный и животный мир Черлакского района, села Медет | 1 | 1 | Конференция |
7 | Заселение Черлакского района | 1 | ---- | Лекция |
8 | Национальный состав Черлакского района | 1 | 1 | Лекция, круглый стол |
9 | Моя родословная. Составление своей родословной | 1 | 1 | Лекция, конференция |
10 | Памятные места и улицы поселка Черлак, села Медет | 1 | 2 | Конференция |
11 | Заслуженные люди Черлакского района, села Медет | --- | 2 | Встречи с заслуженными людьми |
12 | Черлакцы-Герои Великой Отечественной войны. Ветераны Великой Отечественной войны села Медет. Трудовой десант «Помощь ветерану» | 1 | 3 | Экскурсия,встречи с ветераном ВОВ,оказание ему помощи |
13 | Художники Черлакского района | 1 | ---- | Круглый стол |
14 | Поэты и писатели Черлакского района | 1 | ---- | Круглый стол |
15 | Человек-друг природы. Экологический десант «Береги природу» | 2 | 2 | Конференция, практическое занятие |
16 | Итоговое занятие | 1 | 1 | Конференция |
Итого 34
Технологическая карта занятий кружка
п п | Тема занятия | Кол. часов | Образователь ная цель | Формируемые знания | Формируемые умения | Форма работы | Практическая и самостоятельная работа | Методическое обеспечение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Вводное занятие | 1 | Познакомить учащихся с за дачами кружка и структурой содержания кружковой работы | Лекция | ||||
2 | Российская символика.Сим волика Омской области | 2 | Сформировать знания учащих ся о Российс кой символике | Флаг и герб России,Омской области,исто рия их формирования | Грамотно излагать свою речь | Лекция, практическое занятие | Конкурс на лучший герб, флаг Черлакско го района | |
3 | Омская область на карте России | 2 | Закрепить уме ние по опреде лению ГП территории | ЭГХ,приграничное и соседс кое положение Омской обла сти | Ориентирование по карте, показывать границы области | Лекция, круглый стол | Работа с контур ной картой Омской области | Земля,на кото рой мы живем под.ред.Русако ва В.Н. Омск,2002. Карта Омской области |
4 | Карта Черлакского района | 3 | Определять место района на карте обла сти,страны. развивать прос транственное воображение учащихся | Положение района по сравнению с другими районами. Краткая характеристи ка соседних районов | Ориентирова ние по карте | Лекция, экспедиция, практическое занятие | На контурной карте Черлак- ского района обозначить насе ленные пункты | Атлас Омской области,карта Черлакского района |
5 | Природные условия Омской области, Черлакского Района, села Медет | 2 | Сформировать знания о природных условиях области и района.Содействовать пониманию причинно-следственных связей | Взаимосвязь климата,рельефа и растительност ти | Нахождение и характеристи ка природных зон области и района | Лекция,круг лый стол | Работа с атласом Омской области. Составить кроссворд | Атлас Омской области,карта Черлакского района |
6 | Растительный и животный мир Черлакского района, села Медет | 2 | Сформировать представление о животном мире района. Развивать умение рабо тать в коллек тиве | Влияние климатических условий на развитие растительного и животного мира Черлакского района | Характеристи ка животных и растений района | Конференция | Карта Черлакского района | |
7 | Заселение Черлакского района | 1 | Сформировать представление об историческом прошлом территории района.Содействовать умению работать с архивными документами | Основные этапы заселения Черлакского района | Культура общения людей между собой | Оказание помо- щи ветеранам ВОВ и труда | Карта Черлакского района | |
8 | Национальный состав Черлакского района | 2 | Познакомить учащихся с национальным составом района | Особенности национального состава района.Харак теристика национального костюма,блю да,разных наций | Ориентирова ние по карте | Лекция,круг лый стол | Презентация творческих выступлений группы,представ ленная разными национальностя ми(костюм, танец,блюдо) | Атлас Омской области |
9 | Моя родословная. Составление своей родословной | 2 | Закрепить умения по сос тавлению родословной | Древо жизни, происхожде ние имен Методика составления родословной | Навыки работы с литературой, составление своей родословной | Лекция, конференция | Начертить генеологическое дерево. Защита творчес кого проекта | Мы-славяне. Семенова М. Москва,1999 |
10 | Памятные места и улицы поселка Черлак,села Медет | 3 | Сформировать представление о важности знания и месторасполо жения памятных мест поселка | Расположение улиц,имена героев на карте поселка. История появления улиц,внешний вид улиц | Давать характеристику улицам поселка | Конференция | Подготовить сообщения о главных улицах поселка | |
11 | Заслуженные люди Черлакского района, села Медет | 2 | Сформировать навыки общения с людьми старшего возраста | Смирнов К.К. Сысенко Б.М.- заслуженный учитель | Культура общения с людьми старшего возраста | Встречи с заслуженнымилюдьми | Помощь заслуженным людям по хозяйству | |
12 | Черлакцы-Герои Великой Отечественной войны. Ветераны Великой Отечественной войны села Медет. Трудовой десант «Помощь ветерану» | 4 | Сформировать навыки общения с людьми старшего возраста | Познакомить с биографией героев- земляков: Авдеев И.И. Барков Е.Ф. Василенко К.П Хоруженко К. Оказывать шефскую помощь ветеранам войны и тыла | Содержать в надлежащем порядке памятники,могилы ветеранов войн, оставшиеся по разным причинам без присмотра | Экскурсия, встречи с ветеранами ВОВ, оказание им помощи | Чаепитие с ветеранами | |
13 | Художники Черлакского района | 1 | Сформировать представление о художниках района | Познакомить с художниками Черлакского района: Веселев А.А. Веселева О.В. Дербенев В.П. | Навык работы с периодичес ким изданием | Круглый стол | Подготовить сообщение о художнике | |
14 | Поэты и писатели Черлакского района | 1 | Сформироватьпредставление о произведени ях писателей района | Познакомить с произведениями поэтов Черлакского района Дюньдик Н.М. Колокольникова А. Ресенчук М.В. | Навык работы с книгой,,перио дическим изданием | Круглый стол | Подготовить сообщение о поэте района | Книги писателей и поэтов, периодические издания |
15 | Человек-друг природы. Экологический десант «Береги природу» | 4 | Сформировать у учащихся понимание проблемы рациональногоприродопользования | Влияние человека на природу, взаимодейст вие природы и человека. Посадка деревьев, уборка территории | Нахождение на карте Омской области охраняемых территорий. Правильная посадка деревьев,пове дение учащихся на природе | Конференция, практическое занятие | Выпуск газеты | Лопата,ведро, перчатки, пакеты для мусора |
16 | Итоговое занятие | 2 | Способство вать развитию речи учащихся развивать уме ние выступать перед аудито рией. | Прогноз, проектирова ние будущего развития района | Составление прогноза на будущее слушать и правильно формулироват вать вопросы,красиво и логично излагать свою речь,вести дискуссию | Конференция | Защита проектов «Село будущего» | Планы, диаграммы, схемы |
Требования к уровню подготовки учащихся
1.Называть и показывать на карте Омской области:
-границы Омской области, районы входящие в состав области и пограничные области;
-границы Черлакского района и районы граничащие с ним;
-виды природных ресурсов, районы их распространения на территории Омской области, Черлакского района.
2.Определять:
-статистические показатели, необходимые для выполнения практических работ;
-параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации;
-формы рельефа, основной тип растительности и почв своей местности.
3.Описывать:
-географическое положение области, района;
-маршрут по топографическому плану;
-растительный и животный мир района.
4.Объяснять:
-причины оказывающие влияние на национальный состав Черлакского района;
-особенности природы, специализации хозяйства;
-влияние человека на природу, взаимодействие природы и человека.
5.Прогнозировать:
-перспективы развития Черлакского района, села Медет.
Методические рекомендации
При реализации программы целесообразно:
-обеспечить условия для овладения способами самостоятельной деятельности (поиск необходимой информации, создание индивидуальных проектов);
-содержание учебного материала отобрать соответственно уровню подготовки, дифференцировать формы обучения: индивидуальные, групповые, парные. Доступность содержания сочетать с научностью, современными реалиями. Практиковать дискуссии по обсуждаемым проблемам, развивать коммуникативные умения;
-подкреплять теоретическое содержание практическими работами; использовать информацию СМИ и выработать свою точку зрения на происходящие события;
-использовать разнообразные формы и методы работы (экскурсии, лекции, конференции, круглые столы);
-результаты обучения курса отразить в форме отчетов, рефератов, материалов конференций.
Список использованной литературы
1.Алексеева А.К. Воспитание и развитие школьников в процессе обучения и внеклассной работы.М.2001.
2.Борисов Н.С. Методика историко – краеведческой работы в школе. М. 2008.
3.Зорин Ю.В. Внеклассная работа по географии, как условие развития учащихся на основе индивидуализации обучения. М. 2006.
4.Гаврилюк В.К. География Омской области. Омск. 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ).
ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ). Лето Господне....

Программа кружка по английскому языку "I am an actor" для учащихся среднего звена. Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"
Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"...

Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, по МХК. А также программы кружков ИЗО и Компьютерной графики.
Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, (Дидактические иллюстрации в альбоме). Долго тогда спорил с Неменским. Он предлагал блоки по четвертям, мне видились блоки по годам обучения. Свою идею ...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...

Программа кружка «Хоровое пение» по внеурочной деятельности (в рамках реализации программы ФГОС НОО)
Данный материал содержит примерную программу по дополнительному образованию обучающихся в начальной школе (в рамках реализации программы ФГОС НОО) по художественно - эстетическому направлению....
2016 Программа кружка "Домоводство".Программа рассчитана на 5-6 классы. Срок реализации программы 1 год.
Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому ученику открыть для себя мир декоративно- прикладно...

Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.
Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...