статья "Надпредметная и предметная понятийная работа на уроках географии"
статья (география) по теме
Образование должно тяготеть к движению и развитию. Именно образование, призвано восстановить общекультурные ценности, возродить культуру мира. Поэтому, в современных условиях становится актуальной интеграция не только на предметном, а прежде всего на философском и особенно на методологическом, то есть надпредметном уровне. Выделяют три основных стратегических направления интеграционного подхода на качественно новом уровне...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья "работа на уроках географии" | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Надпредметная и предметная понятийная работа на уроках географии
Цибко Елена Владимировна
заместитель директора по УВР, учитель географии, МБОУ ООШ № 21 (основная)", г. Анапа, Краснодарский край
Общество в целом тяготеет к цивилизации, к ее пользе. Образование же по своей глубинной сути должно тяготеть к движению и развитию. Именно образование, призвано восстановить общекультурные ценности, возродить культуру целостного видения мира, выдвинуть на передний план смысл жизни, а не средства жизни. Поэтому, в современных условиях становится актуальной интеграция не только на предметном, а прежде всего на философском и особенно на методологическом, то есть надпредметном уровне. Можно выделить три основных стратегических направлений интеграционного подхода на качественно новом уровне:
1. Экологизация образования: переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных процессов.
2. Интеграция образования на основе усиления роли деятельностного компонента содержания образования, объединившей все ветви образования: естественно-научную, гуманитарную, художественно-эстетическую и практическую
3.Соотношение новых, фундаментальных целей в содержании образования, которые составляют основу новой, современной программы «Модернизация образования».
Действие этих стратегических направлений и положено в основу формирования содержания образования в школе. Модернизацию образования предполагается осуществлять следующим образом:
Разработка деятельностного содержания образования.
Выделение основных образовательных линий и культурных способов и приемов мышления и деятельности, освоение которых приводит к появлению у человека способностей к познанию и преобразованию мира.
Принципы построения содержания образования:
Принцип гуманизации предполагает утверждение непреходящей ценности общекультурного наследия человечества, внимание к историческим ценностям, его вклад в развитие науки, культуры, литературы и искусства.
Принцип экологизации предполагает развитие чувства ответственности и уважения к индивидуальности каждого уголка Земли. Думается, что преподавание точных наук, таких как естествознание, география, история должно сопровождаться разработкой отдельных экологических подтем в курсах или пронизывать всю структуру программы.
Принцип историзма требует от программ направленности на создание у учащихся представления о единстве развития литературных, философских, биологических, географических наук.
Принцип междисциплинарной интеграции применим к смежным наукам, координации курсов на основе этого принципа. Здесь можно говорить о двух уровнях – интеграция внутри самого предмета, интеграция внешняя, предполагающая передачу выходящих из рамки предмета отдельных элементов в другие курсы вплоть до создания междисциплинарных курсов.
Принцип системности предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении.
Принцип увлекательности является одним из важных принципов в школьном образовании. Если курс не завоюет души учеников, преподается бесстрастно, то сама по себе великолепная информация не оставит сколько-нибудь заметного следа. Материал уроков (лекций, семинаров, практических задач) должен быть доступен учащимся.
Принцип дифференциации предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей к работе по различным направлениям изучаемых наук.
Построение программ на основе этих принципов возможно только при условии признания уникальности и неповторимости индивидуальности преподавателя и ученика, сохранения индивидуальных различий учащихся.
Формирование новой практики общего образования предполагает определение принципов разворачивания содержания образования, как в рамках отдельных учебных предметов, так и при переходе от предмета к предмету. Здесь должен решаться вопрос о структурировании содержания и установлении определенных отношений между разными учебными предметами. Обучаемым может передаваться не только содержание самих учебные предметов, но и сам принцип развертывания учебного содержания. Именно это отношение рефлексивного поглощения одних структур учебного содержания другими и будет заключаться в основу разработки логики свертывания деятельного содержания образования и выступать в качестве основного принципа интеграции разнообразных учебных предметов.
Важнейшее ключевое значение для формирования деятельностного содержания образования в школе имеют курсы интегративного содержания (типа "Экология и диалектика", "Экология и научно - технический прогресс» и другие), которые призваны:
-Сформировать целостную картину мира;
-Критическое отношение к жизненному опыту;
-Заложить ценностную основу суждений и оценок.
Наряду с традиционными предметами предлагается введение обновленных курсов интегративного характера, облегчающих условия введения разных элективных курсов. Например, уже разработаны курсы географии с астрономией, географии с химией и многие другие. Наиболее высоким интегрирующим потенциалом обладают такие обновленные курсы, как "Окружающий мир", "Природоведение", "Естествознание", "Экология" и т.п.
Таким образом, речь идет о создании гибкой системы учебных курсов и элективных курсов, наиболее отвечающей требованиям деятельностного подхода, развивающей содержание образования. Включение в содержание образования элективных курсов способствует интеграции нового типа - это рефлексивно-инструментальная интеграция различных областей знаний и предметных моделей действительности.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
-создается образовательное пространство, способствующее динамичному развитию личности каждого ребенка,
-формируются общечеловеческие ценности,
-создается пространство экологического мышления, способствующего собственному развитию с учетом развития будущих поколений.
Основными результатами инновационной деятельности по вопросам надпредметного обучения являются:
-существенный рост профессиональной компетентности сотрудников школы;
-повышение возможностей школы по реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся на основе вариативного содержания образования и технологического подхода к его реализации.
-обеспечение успешности ребенка в образовательном пространстве и в социуме;
-достижения высокого качества обучения, уровня освоения знаний и сформированности у учащихся ключевых компетенций – способностей целеполагания, социального действия, коммуникации, обеспечивающих конкурентоспособность, умение решать проблемы и умение работать с информацией;
-готовность обучающихся к продолжению образования и включению в трудовую деятельность;
-степень реализации каждым учеником права на получение образования в соответствии с его индивидуальными способностями и интересами;
-сформированность у ученика позиции активного члена общества, способного самоопределяться и вырабатывать свою позицию в вопросах строительства жизненной и образовательной траектории;
-обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья и готовность к здоровому образу жизни;
И как следствие этих факторов:
-успешная социализация выпускников в послешкольной жизни.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ включают в себя все группы результатов – предметные, надпредметные, метапредметные, личностные – для каждой ступени обучения и являются обязательной составной частью всех видов общеобразовательных программ: общеобразовательной программы трех ступеней школьного образования, примерных учебных программ, программ развития универсальных учебных действий, комплексных программ воспитания, образовательных программ общеобразовательных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельные работы на уроках географии (региональный компонент)
На уроках при изучении географии Республики Татарстан, молодые учителя испытывают трудности при распределении заданий для самостоятельной или практической работы на уроках. Я предлагаю работы, которые...
Организация групповой работы на уроках географии.
Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а...
АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Самостоятельные работы на уроках географии...
Презентация "Практические работы на уроках географии"
Практическая работа - это общее название разных по образовательным целям учебных работ по географии с обязательным представлением учащимися результатов работы....
Практические работы на уроках географии
Повысить уровень самостоятельной позновательной деятельности учащихся....
Из опыта работы "Формы организации дифференцированной и индивидуальной работа на уроках географии"
Формы организации дифференцированной и индивидуальной работа на уроках географии...
Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»
1. Введение 2. Виды практических работ по географ 3. Общие требования к организации практических раб...