Тематическое планирование по географии России 9 класс.
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) по теме

Низамова Альфия Ханифовна

Планирование составлено по учебнику В.Я.Ром, В.П.Дронов, включает региональную часть по географии Татарстана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«География России Население и хозяйство» 9 класс

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по географии для общеобразовательных учреждений, под редакцией В.П.Дронов,В.Я.Ром,2008, Москва. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География России Население и хозяйство». Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений, под редакцией  В. П .Дронова, Рома В.Я.; Дрофа 2009 г.,

а также дополнительных пособий: для учителя

•        Баринова И.И. География России. Методическое пособие 8-9 класс, «Дрофа», 2013 г.

•        Сиротин В.И. Практические работы по географии 6-10 классы, АРКТИ-ИЛЕКСА, Москва, 2002

для учащихся:

•        Газета  «География», из-во «Первое сентября»

Цели обучения географии:

•        освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах  глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

•        овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геологических процессов и явлений;

•        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

•        воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

•        использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время  компетентностный,  личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

•        Приобретение знаний: основные и географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания, численность и динамику населения, основные направления миграций.

•        Овладение способами деятельностей: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и  геоэкологических  объектов; сопоставлять карты различной тематики; составлять комплексную географическую характеристику регионов и страны в целом.

•        Освоение компетенций: коммуникативной, рефлексивной, познавательной, информационной.

Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными географическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах

 (Инновационное развитие методики преподавания географии ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся).

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, установки и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

Содержание учебной программы:

Общая часть курса

Место России в мире-3

Население РФ-9

Межотраслевые комплексы-22

Региональная часть курса-25

Татарстан-8

Практических работ-9

Согласно требованиям образовательного стандарта по географии для основной  школы, регионы России изучаются как комплексные образования, полная структура их характеристики может выглядеть следующим образом:

  • состав региона;
  • особенности географического, геополитического эколого-географического  положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения;
  • специфика природы: геологическое строение ,рельеф,  климат, природные  зоны, природные ресурсы
  • основные историко-географические этапы формирования региона:
  • население, численность, естественный прирост ,миграция, специфика расселения, национальный состав, традиции, культура народов, города, качество жизни населения
  • место и роль региона в социально-экономическом развитии страны;
  • внутренние природно-хозяйственные различия;
  • перспективы развития хозяйства региона

Календарно – тематическое планирование по географии

 9 класс

Тема урока

Вид урока

Элементы обязательно го минимума образования

Формы контроля

Практические работы

Материал учебника

Дата  проведения

Введение (1 ч)

1

Что изучает география России?

Изучение нового материала

География как наука, задачи курса экономической и социальной географии.

Фронтальный

Общий обзор России (3 ч)

2

Российская Федерация.

Изучение нового материала

Основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории.

Субъекты РФ, их различия.

Работа с картами

№1 Определение ГП России и Тюменской области, определение ЭГП и ПГП России и Тюменской области

§1

3

Государственная территория России.

Комбинированный

Самостоятельная работа

§2

4

Географическое положение России

Практикум

Практическая работа

§3

Население России(5 ч)

5

Население России. Численность и воспроизводство населения. РФ – многонациональная страна.

Практикум

Численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности года России, городские агломерации, география народов и религий страны.

Миграция, эмиграция, депортация, иммиграция.

Города, типы населённых пунктов, зоны расселения.

Трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица.

Работа с картами, составление прогнозов.

№2 Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономной области, входящих в состав РФ.





№3 Определение

плотности населения, доли городского и сельского населения своей области.

Сопоставление со средними показателями по стране.

§5,6

6

Миграции населения.

Семинар

Работа по вопросам семинара.

§8

7

Городское и сельское население. Демографическая ситуация.

Практикум

Составление диаграмм.

§9

8

Рынок труда, занятость населения России.

Семинар

Проверочная работа

Записи в тетради

9

Итоговый урок по теме: «Население России»

Деловая игра

Зачет

-

Экономика России (5 ч)

10

Хозяйство России. Структура хозяйства.

Изучение нового материала

Структурные особенности экономики России. Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства.

Особенности экономических систем.

Цикличность развития экономики.

Проблемы современного хозяйства.

Развернутый план

Записи в тетради

11

Цикличность развития экономики.

Комбинированный

Анализ диаграмм

-§10,11

12

Особенности развития хозяйства России.

Лекция

Тест

§12

13

Проблемы современного хозяйства России.

Практикум

Заполнение таблицы

§12

14

Научный комплекс- вершина экономики России.

Семинар

Сообщения учащихся

§13

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (18 ч)

15

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность (нефтяная,  газовая)

Лекция с элементами практической работы



Важнейшие межотраслевые комплексы (МОК) России.

География комплексов: роль, значение, состав, факторы размещения, перспективы развития, проблемы и пути их решения.

Анализ экономических карт.































Составление характеристики отрасли

№4 Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов. Сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России.





№5 Составление

характеристики одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам. Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.

§18,19

16

Угольная промышленность.

Практикум

Сравнение между собой крупных угольных бассейнов

§19

17

Электроэнергетика.

Практикум

Тестирование, составление схемы

§20

18

Металлургический комплекс. Черная металлургия.

Изучение нового материала

Составление характеристики отрасли, работа с картами

§21,22

19

Цветная металлургия

Практикум

Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.

§24

20

Химическая промышленность

Исследование

Составление характеристики отрасли, самостоятельная работа, заполнение таблицы

§25,26

21

Лесная промышленность



Семинар

Составление характеристики отрасли, работа по вопросам семинара

§27

22

Машиностроительный комплекс.

Лекция с элементами беседы

Составление характеристики отрасли, работа с картами, фронтальный опрос

§14

23

Факторы размещения машиностроения.

Практикум

Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения

№6. Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

§15,16

24

Военно –

промышленный комплекс

Семинар

Составление характеристики отрасли, тестирование, сообщения учащихся

§17

25

Агропромышленный (АПК)

комплекс

Практикум

Составление характеристики отрасли, составление таблицы

№7. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

§28,29

26

Проблемы АПК и пути их решения

Исследование

Составление схемы, презентации Power Point

-

27

Пищевая и лёгкая промышленность

Семинар

Работа по вопросам семинара

§30

28

Инфраструктурный комплекс.

Лекция

Составление характеристики отрасли

§31

29

Транспорт.

Практикум

Самостоятельная работа, составление таблицы

Заполнение таблицы «Виды транспорта»

§32,33

30

Связь. Сфера

обслуживания.

Комбинированный

Тестирование, составление схемы

§34

31

Межотраслевые комплексы

Контроль знаний

Контрольная работа

-

32

Межотраслевые комплексы

Зачет

Зачет

-

Региональная часть курса (часов)

33

Экономическое районирование

Изучение нового материала

Районирование, факторы районирования, ТПК, экономический район, границы экономических районов.

Работа с картами, схемой

§35,36

34

Центральная Россия. ЭГП, природные ресурсы.

Комбинированный

Характеристика состава и ЭГП региона. Оценка природных и трудовых ресурсов. Выявление ведущих отраслей хозяйства. Проблемы взаимодействия природы и

человека. Прогноз развития региона.

Фронтальный опрос

§37

35

Население и трудовые ресурсы Центральной России.

Практикум

Практическая работа

№ 8 Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

§38

36

Экономика Центральной России.

Практикум

Самостоятельная работа

§38

37

Узловые районы Центральной России.

Комбинированный

Работа в группе

§39

38

Центрально-Черноземный район

Лекция с элементами беседы

Составление конспекта

§41

39

Северо-Западная Россия.

Практикум

Практическая работа

№ 9 Сравнение ЭГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга

§42

40

Центральная Россия

Повторительно-обобщающий урок

Тестирование

§40

41

Европейский Север. ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и

населения.

Практикум

Работа в группах

§43,44

42

Хозяйство Европейского Севера.

Практикум

Кроссворд

§45

43

Северный Кавказ. ЭГП, природные условия и ресурсы.

Комбинированный

Фронтальный опрос

§46,47

44

Хозяйство Северного Кавказа.

Практикум

Тестирование

§48

45

Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы.

Семинар

Практическая работа

Географический диктант

№ 10 Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья

§49,50

46

Хозяйство Поволжья.

Практикум

Взаимоопрос

№ 11 Характеристика

Самарского промышленного узла.

§51

47

Урал. ЭГП,

природные ресурсы, население.

Исследование

Самостоятельная работа

§52,53

48

Хозяйство и

проблемы Урала.

Лекция

Тестирование

№ 12 Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем.

§54

49

«Западный макрорегион»

Урок обобщающего повторения

Участие в игре

-

50

Восточный макрорегион

Лекция с элементами беседы

Составление конспекта

§55,56

51

Западная Сибирь

Практикум

Практическая работа

№ 13 Хозяйственная оценка природных условий Кузнецко-Алтайского района для жизни и быта человека.

§57

52

Особенности ЭГП, природно-ресурсного

Изучение нового материала

Практическая работа

.№ 14 Определение по картам ЭГП области. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

Записи в тетради

53

Население и трудовые ресурсы области

Практикум

Заполнение таблицы

54

Особенности хозяйства. АПК. Проблемы области.

Практикум

Практическая работа

№ 15 Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы.

Карта Восточного макрорегиона

55

Восточная Сибирь

Практикум

Практическая работа

№ 16 Составление характеристики Норильского ТПК.

§58

56

Дальний Восток

Семинар

Сообщения учащихся

№ 17 Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.

§59

57

Восточный макрорегион

Контроль знаний

Контрольная работа

-

58

Экономические районы

Обобщающий урок

Тестирование

-

59

Экономическая география

Зачет

Зачет

-

60

Страны нового зарубежья. СНГ.

Комбинированный урок

Особенности хозяйства стран Балтии и СНГ.

Тестирование

Записи в тетради

61

Итоговое обобщение

Обобщающий урок

Работа с картами

§60

62

География Татарстана.Экономические районы РТ

лекция

конспектирование

№18Выделение границ районов

63

Население республики

дискуссия

Участие в дискуссии

64

Хозяйство РТ. Основные отрасли промышленности.

лекция

конспектирование

№19На к.к Нефте и газопроводы, ТЭС,ГЭС

65

Проблемы хозяйства республики

практикум

№20 Составление характеристики нефтяного комлекса

66

Сельское хозяйство РТ

лекция

конспектирование

67

Культура и традиции населения РТ

семинар

Участие в дискуссии,выступление с докладами.

68

Обобщение знаний по РТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия"

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия". УМК "Полярная звезда"...

Календарно-тематическое планирование курса «География России. 8 класс. Сферы»

Календарно-тематическое планирование курса «География России. 8 класс. Сферы»...

Календарно-тематическое планирование по географии России 8 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский.

В данном документе дана следущая информация: 1. Название раздела, темы урока. 2. Вид урока. 3. Элемеенты образовательного минимального образования.  4. Требования к уровню подготовки обчающихся. ...

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику "География:население и хозяйство России". А.И.Алексеев,В.В.Николина

Календарно-тематическое планирование 9 класс.Учебник: География:население и хозяйство России.9классс.А.И.Алексеев,В.В.Николина;Изд.»Просвещение»,2006Количество часов 68, 2 часа в неделю.Практических р...

Календарно тематическое планирование по географии России. 8 класс.

Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю....

ЭКОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 8 КЛАСС»)

Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Для решения экологической проблемы использование только достижени...

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию»

·         Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию» 5 ...