Тематическое планирование по географии России 9 класс.
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) по теме
Планирование составлено по учебнику В.Я.Ром, В.П.Дронов, включает региональную часть по географии Татарстана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«География России Население и хозяйство» 9 класс
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по географии для общеобразовательных учреждений, под редакцией В.П.Дронов,В.Я.Ром,2008, Москва. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География России Население и хозяйство». Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений, под редакцией В. П .Дронова, Рома В.Я.; Дрофа 2009 г.,
а также дополнительных пособий: для учителя
• Баринова И.И. География России. Методическое пособие 8-9 класс, «Дрофа», 2013 г.
• Сиротин В.И. Практические работы по географии 6-10 классы, АРКТИ-ИЛЕКСА, Москва, 2002
для учащихся:
• Газета «География», из-во «Первое сентября»
Цели обучения географии:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геологических процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
• воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• Приобретение знаний: основные и географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания, численность и динамику населения, основные направления миграций.
• Овладение способами деятельностей: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов; сопоставлять карты различной тематики; составлять комплексную географическую характеристику регионов и страны в целом.
• Освоение компетенций: коммуникативной, рефлексивной, познавательной, информационной.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными географическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах
(Инновационное развитие методики преподавания географии ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся).
Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, установки и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Содержание учебной программы:
Общая часть курса
Место России в мире-3
Население РФ-9
Межотраслевые комплексы-22
Региональная часть курса-25
Татарстан-8
Практических работ-9
Согласно требованиям образовательного стандарта по географии для основной школы, регионы России изучаются как комплексные образования, полная структура их характеристики может выглядеть следующим образом:
- состав региона;
- особенности географического, геополитического эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения;
- специфика природы: геологическое строение ,рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы
- основные историко-географические этапы формирования региона:
- население, численность, естественный прирост ,миграция, специфика расселения, национальный состав, традиции, культура народов, города, качество жизни населения
- место и роль региона в социально-экономическом развитии страны;
- внутренние природно-хозяйственные различия;
- перспективы развития хозяйства региона
Календарно – тематическое планирование по географии
9 класс
№ | Тема урока | Вид урока | Элементы обязательно го минимума образования | Формы контроля | Практические работы | Материал учебника | Дата проведения |
Введение (1 ч) | |||||||
1 | Что изучает география России? | Изучение нового материала | География как наука, задачи курса экономической и социальной географии. | Фронтальный | |||
Общий обзор России (3 ч) | |||||||
2 | Российская Федерация. | Изучение нового материала | Основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории. Субъекты РФ, их различия. | Работа с картами | №1 Определение ГП России и Тюменской области, определение ЭГП и ПГП России и Тюменской области | §1 | |
3 | Государственная территория России. | Комбинированный | Самостоятельная работа | §2 | |||
4 | Географическое положение России | Практикум | Практическая работа | §3 | |||
Население России(5 ч) | |||||||
5 | Население России. Численность и воспроизводство населения. РФ – многонациональная страна. | Практикум | Численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности года России, городские агломерации, география народов и религий страны. Миграция, эмиграция, депортация, иммиграция. Города, типы населённых пунктов, зоны расселения. Трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица. | Работа с картами, составление прогнозов. | №2 Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономной области, входящих в состав РФ. №3 Определение плотности населения, доли городского и сельского населения своей области. Сопоставление со средними показателями по стране. | §5,6 | |
6 | Миграции населения. | Семинар | Работа по вопросам семинара. | §8 | |||
7 | Городское и сельское население. Демографическая ситуация. | Практикум | Составление диаграмм. | §9 | |||
8 | Рынок труда, занятость населения России. | Семинар | Проверочная работа | Записи в тетради | |||
9 | Итоговый урок по теме: «Население России» | Деловая игра | Зачет | - | |||
Экономика России (5 ч) | |||||||
10 | Хозяйство России. Структура хозяйства. | Изучение нового материала | Структурные особенности экономики России. Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Особенности экономических систем. Цикличность развития экономики. Проблемы современного хозяйства. | Развернутый план | Записи в тетради | ||
11 | Цикличность развития экономики. | Комбинированный | Анализ диаграмм | -§10,11 | |||
12 | Особенности развития хозяйства России. | Лекция | Тест | §12 | |||
13 | Проблемы современного хозяйства России. | Практикум | Заполнение таблицы | §12 | |||
14 | Научный комплекс- вершина экономики России. | Семинар | Сообщения учащихся | §13 | |||
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (18 ч) | |||||||
15 | Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность (нефтяная, газовая) | Лекция с элементами практической работы | Важнейшие межотраслевые комплексы (МОК) России. География комплексов: роль, значение, состав, факторы размещения, перспективы развития, проблемы и пути их решения. Анализ экономических карт. | Составление характеристики отрасли | №4 Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов. Сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России. №5 Составление характеристики одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам. Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. | §18,19 | |
16 | Угольная промышленность. | Практикум | Сравнение между собой крупных угольных бассейнов | §19 | |||
17 | Электроэнергетика. | Практикум | Тестирование, составление схемы | §20 | |||
18 | Металлургический комплекс. Черная металлургия. | Изучение нового материала | Составление характеристики отрасли, работа с картами | §21,22 | |||
19 | Цветная металлургия | Практикум | Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. | §24 | |||
20 | Химическая промышленность | Исследование | Составление характеристики отрасли, самостоятельная работа, заполнение таблицы | §25,26 | |||
21 | Лесная промышленность | Семинар | Составление характеристики отрасли, работа по вопросам семинара | §27 | |||
22 | Машиностроительный комплекс. | Лекция с элементами беседы | Составление характеристики отрасли, работа с картами, фронтальный опрос | §14 | |||
23 | Факторы размещения машиностроения. | Практикум | Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения | №6. Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения. | §15,16 | ||
24 | Военно – промышленный комплекс | Семинар | Составление характеристики отрасли, тестирование, сообщения учащихся | §17 | |||
25 | Агропромышленный (АПК) комплекс | Практикум | Составление характеристики отрасли, составление таблицы | №7. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. | §28,29 | ||
26 | Проблемы АПК и пути их решения | Исследование | Составление схемы, презентации Power Point | - | |||
27 | Пищевая и лёгкая промышленность | Семинар | Работа по вопросам семинара | §30 | |||
28 | Инфраструктурный комплекс. | Лекция | Составление характеристики отрасли | §31 | |||
29 | Транспорт. | Практикум | Самостоятельная работа, составление таблицы | Заполнение таблицы «Виды транспорта» | §32,33 | ||
30 | Связь. Сфера обслуживания. | Комбинированный | Тестирование, составление схемы | §34 | |||
31 | Межотраслевые комплексы | Контроль знаний | Контрольная работа | - | |||
32 | Межотраслевые комплексы | Зачет | Зачет | - | |||
Региональная часть курса (часов) | |||||||
33 | Экономическое районирование | Изучение нового материала | Районирование, факторы районирования, ТПК, экономический район, границы экономических районов. | Работа с картами, схемой | §35,36 | ||
34 | Центральная Россия. ЭГП, природные ресурсы. | Комбинированный | Характеристика состава и ЭГП региона. Оценка природных и трудовых ресурсов. Выявление ведущих отраслей хозяйства. Проблемы взаимодействия природы и человека. Прогноз развития региона. | Фронтальный опрос | §37 | ||
35 | Население и трудовые ресурсы Центральной России. | Практикум | Практическая работа | № 8 Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России. | §38 | ||
36 | Экономика Центральной России. | Практикум | Самостоятельная работа | §38 | |||
37 | Узловые районы Центральной России. | Комбинированный | Работа в группе | §39 | |||
38 | Центрально-Черноземный район | Лекция с элементами беседы | Составление конспекта | §41 | |||
39 | Северо-Западная Россия. | Практикум | Практическая работа | № 9 Сравнение ЭГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга | §42 | ||
40 | Центральная Россия | Повторительно-обобщающий урок | Тестирование | §40 | |||
41 | Европейский Север. ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения. | Практикум | Работа в группах | §43,44 | |||
42 | Хозяйство Европейского Севера. | Практикум | Кроссворд | §45 | |||
43 | Северный Кавказ. ЭГП, природные условия и ресурсы. | Комбинированный | Фронтальный опрос | §46,47 | |||
44 | Хозяйство Северного Кавказа. | Практикум | Тестирование | §48 | |||
45 | Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы. | Семинар | Практическая работа Географический диктант | № 10 Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья | §49,50 | ||
46 | Хозяйство Поволжья. | Практикум | Взаимоопрос | № 11 Характеристика Самарского промышленного узла. | §51 | ||
47 | Урал. ЭГП, природные ресурсы, население. | Исследование | Самостоятельная работа | §52,53 | |||
48 | Хозяйство и проблемы Урала. | Лекция | Тестирование | № 12 Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем. | §54 | ||
49 | «Западный макрорегион» | Урок обобщающего повторения | Участие в игре | - | |||
50 | Восточный макрорегион | Лекция с элементами беседы | Составление конспекта | §55,56 | |||
51 | Западная Сибирь | Практикум | Практическая работа | № 13 Хозяйственная оценка природных условий Кузнецко-Алтайского района для жизни и быта человека. | §57 | ||
52 | Особенности ЭГП, природно-ресурсного | Изучение нового материала | Практическая работа | .№ 14 Определение по картам ЭГП области. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. | Записи в тетради | ||
53 | Население и трудовые ресурсы области | Практикум | Заполнение таблицы | ||||
54 | Особенности хозяйства. АПК. Проблемы области. | Практикум | Практическая работа | № 15 Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы. | Карта Восточного макрорегиона | ||
55 | Восточная Сибирь | Практикум | Практическая работа | № 16 Составление характеристики Норильского ТПК. | §58 | ||
56 | Дальний Восток | Семинар | Сообщения учащихся | № 17 Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. | §59 | ||
57 | Восточный макрорегион | Контроль знаний | Контрольная работа | - | |||
58 | Экономические районы | Обобщающий урок | Тестирование | - | |||
59 | Экономическая география | Зачет | Зачет | - | |||
60 | Страны нового зарубежья. СНГ. | Комбинированный урок | Особенности хозяйства стран Балтии и СНГ. | Тестирование | Записи в тетради | ||
61 | Итоговое обобщение | Обобщающий урок | Работа с картами | §60 | |||
62 | География Татарстана.Экономические районы РТ | лекция | конспектирование | №18Выделение границ районов | |||
63 | Население республики | дискуссия | Участие в дискуссии | ||||
64 | Хозяйство РТ. Основные отрасли промышленности. | лекция | конспектирование | №19На к.к Нефте и газопроводы, ТЭС,ГЭС | |||
65 | Проблемы хозяйства республики | практикум | №20 Составление характеристики нефтяного комлекса | ||||
66 | Сельское хозяйство РТ | лекция | конспектирование | ||||
67 | Культура и традиции населения РТ | семинар | Участие в дискуссии,выступление с докладами. | ||||
68 | Обобщение знаний по РТ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия"
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия". УМК "Полярная звезда"...
Календарно-тематическое планирование курса «География России. 8 класс. Сферы»
Календарно-тематическое планирование курса «География России. 8 класс. Сферы»...
Календарно-тематическое планирование по географии России 8 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский.
В данном документе дана следущая информация: 1. Название раздела, темы урока. 2. Вид урока. 3. Элемеенты образовательного минимального образования. 4. Требования к уровню подготовки обчающихся. ...
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику "География:население и хозяйство России". А.И.Алексеев,В.В.Николина
Календарно-тематическое планирование 9 класс.Учебник: География:население и хозяйство России.9классс.А.И.Алексеев,В.В.Николина;Изд.»Просвещение»,2006Количество часов 68, 2 часа в неделю.Практических р...
Календарно тематическое планирование по географии России. 8 класс.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю....
ЭКОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 8 КЛАСС»)
Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Для решения экологической проблемы использование только достижени...
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию»
· Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию» 5 ...