Урок "Природные зоны Северной Америки. Изменение природы человеком"
учебно-методический материал (география, 7 класс) по теме

Урок "Природные зоны Северной Америки. Изменение природы человеком", 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sev.amerika_1.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: «Природные зоны Северной Америки. Изменение природы человеком»

Цели и задачи урока:

  • Сформировать представление о размещении природных зон, характерных представителях растительного и животного мира Северной Америки.
  • Продолжить формирование умений, использовать картографические материалы в качестве источника географической информации, давать характеристику природным зонам, анализировать, обобщать.
  • Развивать коммуникативные навыки работы в группах, познавательный интерес, внимание и географическое мышление учащихся.
  • Способствовать воспитанию географической культуры и эстетического восприятия географических объектов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: Карта природных зон Северной Америки, атласы, учебники, презентация в Microsoft PowerPoint, компьютер, проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению нового материала и познакомимся с особенностями природы Северной Америки. Мы откроем для себя много нового и интересного. Совершим путешествие по природным зонам и убедимся в уникальности и неповторимости этого материка. И это открытие мы совершим вместе с вами.

II. Актуализация знаний. 

И так, тема нашего сегодняшнего урока звучит следующим образом: «Природные зоны Северной Америки. Изменение природы человеком» (Слайд 1).

Запишите пожалуйста в тетрадях число и тему.

Но прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны вспомнить:

Что называется природной зоной? (Слайд 2.) (Природная зона - крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности, животного мира.)

Какие причины влияют на их расположение? (Географическое положение, рельеф, климат, господствующие ветры.) Ребята, вы молодцы! И все ваши знания сегодня нам пригодятся в нашем путешествии по Северной Америке.

Представьте, что вы - корреспонденты журнала «Вокруг света». Пять групп отправятся в заочное путешествие по разным природным зонам материка, исследуют их и подготовят краткий репортаж о природных особенностях, типичных представителях растительного и животного мира зон, чтобы нам захотелось увидеть замечательную природу Северной Америки.

Ребята, подумайте, что вам больше всего нравится. Кто то любит ледяные пустыни и снег, кого то увлекает путешествие по неизведанным лесным тропам, а кто то любит жару и плескаться в изумрудной бездне моря. Итак, наше путешествие начинается.

(Происходит деление на 3 группы: Полярники, Хранители леса, Ковбои).

III. Изучение нового материала.

Пользуясь атласом, определите природные зоны материка Северная Америка?  Арктические пустыни, тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни, саванны и редколесья, переменно - влажные леса). (Слайд 3)

Совершенно верно, вы назвали все природные зоны, но сегодня на уроке мы рассмотрим с вами основные природные зоны, занимающие на материке наибольшую площадь.

В названии вашей группы зашифрована информация о том, с какой природной зоной вы будете работать. Ребята, заметьте, что у каждой группы по две природные зоны. И ваша задача найти эти природные зоны в атласе и обозначить их границы на контурной карте, и подписать название.

А теперь давайте посмотрим на ваши результаты. На доске вы видите карточки с названием природных зон. Выберите из них те, которые относятся к вашей группе и прикрепите их к карте.

Ребят, мы видим, что природные зоны сменяют друг друга с севера на юг. А как называется такая смена природных зон? (Такая смена природных зон называется широтной зональностью). (Слайд 4).

В Северной Америке природные зоны расположены необычно. На севере материка они, согласно закону зональности, вытянуты полосами с запада на восток, а в центральной и южной частях природные зоны расположены в меридиональном направлении. Такое распределение природных зон – особенность Северной Америки, которая определяется главным образом ее рельефом и господствующими ветрами.

А что такое высотная поясность?

Мы отправимся в самые крупные природные зоны Северной Америки. Вспомним план описания природной зоны. (Слайд 5).

План описания природной зоны

1.Географическое положение.

2.Климат.

3.Почвы.

4.Растительность

5.Животный мир.

Для составления репортажа используйте карты атласа и параграф 46 учебника. А какие карты атласа вы будете использовать? Постарайтесь, чтобы ваш репортаж смог нас заинтересовать и удивить. Из ваших отдельных сообщений мы попытаемся составить страничку нашего журнала. Помимо репортажа кто то из группы будет работать с художественными описаниями природных зон, и ваша задача выбрать описание своей зоны.

Группы получают задания – карточки.                          

1. Арктические пустыни.

Американский писатель Д. Кервуд оставил яркое описание природы этого края:

"Наступали сумерки - ранние сумерки перед долгими неделями и месяцами беспросветного мрака, быстро сгущавшегося над застывшей окраиной Северо-Американского континента за Полярным кругом. Снег, жесткий и мелкий, как кристаллы сахарного песка, лежал под ногами слоем в несколько дюймов, тогда как почва под ним промёрзла на четыре фута. Мороз доходил до шестидесяти градусов ниже нуля".

2. Тундра.

"Стоял жаркий день - весной в Арктике иногда выдаются деньки не менее знойные, чем в тропиках. Первые комары, словно герольды, возвещали о приближении несметных полчищ, которые скоро сделают пребывание в тундре поистине адской мукой:.

Следы вели прямо через огромное болото, но беда заключалась в том, что волчьи лапы увязали в нем всего на восемь - десять сантиметров, тогда как я проваливался на добрых тридцать сантиметров до мерзлого грунта:.

Мертвое молчание! Только посвистывание невидимых ржанок свидетельствовало о том, что жизнь все-таки существует на этой голой, похожей на поверхность Луны земле".

3. Тайга.

Представьте, какими могли бы быть ваши наблюдения и ощущения после нескольких суток пребывания в тайге (какое время года вы бы для этого предпочли?), расскажите о них.

Приведите примеры приспособления обитателей таёжной зоны к условиям окружающей природной среды.

4. Смешанные и широколиственные леса.

Известный писатель Фенимор Купер так описывает эту зону до прихода европейцев на континент:

"Вяз со своей изящной плакучей кроной, все многочисленные разновидности клена, а также благородные породы американского дуба и широколистная липа, известная в, местном просторечии под именем мочальницы, - все эти деревья, переплетаясь верхними сучьями, образовали как бы необозримый лиственный шатер, простирающийся в сторону заходящего солнца и теряющийся в облаках на горизонте, подобно тому, как волны морские сливаются с небесной синевой у основания небосвода. Тут и там небольшой просвет между лесными исполинами, образовавшийся либо по капризу природы, либо по воле бушующих стихий, позволял какому-нибудь дереву не столь мощной осанки пробиться к солнцу и вознести свою скромную вершину чуть ли не на уровень зеленого полога. К таким деревьям принадлежали береза - немаловажная особа в менее благословенных местах, трепетная осина, различные виды орешника, а также другие представители меньшой лесной братии; они казались чем-то вроде худородных, невзрачных гостей, затесавшихся в общество родовитых и знатных вельмож.

5. Степи (прерии)

Все линии здесь мягки и плавны; холмы с закруглёнными вершинами и отлогими склонами переходят в зеленые долины, а по ним струятся и сверкают на солнце прозрачные ручьи: И холмы, и долины устланы богатым ярко-зеленым ковром невысокой бизоньей травы, и кажется, будто этот недавно скошенный луг покрывается новой молодой зеленью.

Самостоятельная работа учащихся в группах.

Отчет групп по описанию природных зон Северной Америки. Прошу вас внимательно прослушать составленные репортажи, т.к. в конце урока мы проверим, как вы внимательно слушали и запомнили материал. Пока представители групп выступают, остальные – обозначают границы зон и подписывают их названия. А представители групп, работавшие с художественными фрагментами, озвучьте результаты вашей работы.

Арктические пустыни. Климат арктический, суровый. t января -30 С t июля 0 С ГКО100 мм. Почвы каменистые. Растения: мхи и лишайники.

(Слайд 6).Животные: моржи, тюлени, белые медведи. Жизнь животных связана с морем.

(Слайд 7).Тундра - безлесная зона на северном побережье Северной Америки и островах, с растительным покровом из мхов, лишайников, кустарников и карликовых деревьев.

Климат субарктический

  • t января -20 С
  • t июля +8 С
  • ГКО 200 - 300 мм

Почвы тундрово-болотные, многолетняя мерзлота. Растения: черника, голубика, карликовая берёзка.

(Слайд 8).Животные: овцебыки, олени-карибу, песцы, полярные волки.

(Слайд 9).Тайга - лесная зона с преобладанием хвойных деревьев.

Климат умеренный

  • t января - 20С
  • t июля + 16 С
  • ГКО 300 - 600

Почвы подзолистые.

Растения: сосны, пихта бальзамическая, ель белая и черная.

(Слайд 10).Животные: куницы, рыси, лоси, черные и бурые медведи.

(Слайд 11).Смешанные и широколиственные леса.

Климат умеренный

  • t января - 10 С
  • t июля + 19 С
  • ГКО 500 - 700 мм

Почвы серые и бурые лесные. Растения: сосна веймутова, клен сахарный, липа, дубы, каштаны.

(Слайд 12).Животные: бобры, скунсы, олени вапити.

(Слайд 13).Секвойя - хвойное дерево, одно из самых высоких (до 100м) и долгоживущих (более 2000 лет) на Земле, растет в горных лесах на тихоокеанском побережье Северной Америки.

(Слайд 15).Пустыни и полупустыни. Растительность Мексиканского нагорья: кактусы, полынь.

Изменение природы человеком:

Хозяйственная деятельность затронула все компоненты природы, и поскольку они тесно взаимосвязаны, то изменяются в целом природные комплексы. Особенно велики изменения природы на территории США.

Какие негативные последствия влияния человека на окружающую природную среду вы можете назвать? Какие вы видите пути решения этих проблем?

Итак, перед тем, как отправить нашу страничку в печать, проведём «правку».

V. Закрепление нового материала (распечатать)

(Слайд 16) Задание 1: Закончите предложение 

1. Природные зоны на севере Северной Америки вытянуты с запада на восток, а в центральных и южных частях в: (меридиональном направлении).

2. Почвы зоны тундры называются: (тундрово-болотные).

3. Зона степей в Северной Америке называется: (прерии).

4. Природная зона умеренного пояса, в растительности которой преобладают хвойные деревья, называется :( тайга).

(Слайд 17) 5. Почвы смешанных и широколиственных лесов называются: (серые и бурые лесные).

Взаимопроверка (Слайд 18 )

 Задание 2: Определите природные зоны по карте. Какая природная зона скрывается под №1? А какая следующая природная зона? И.т.д

И в заключении давайте посмотрим на фоторепортаж нашей группы операторов, которая работала на материке, готовя фотоматериал для нашего репортажа.

Видео.  Оценки.

VIII. Домашнее задание:

Параграф, сообщение об эндемичных животных и растениях Северной Америки, виртуальное путешествие (презентация) «Заповедные места Северной Америки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природные зоны Северной Америки

Фотографии наглядно показывают, а краткий текст даёт характеристику растительному и животному миру материка по природным зонам....

Природные зоны Северной Америки

Методическая разработка урока по теме "Северная Америка" в 7 классе...

Природные зоны Северной Америки

Природные зоны Северной Америки  Материал подготовлен для урока географии в 7 классе....

Открытый урок по географии в 7 классе "Природные зоны Северной Америки"

План-конспект урока географии в 7 б классе 1.   Ф. И. О. учителя: Колбанова Светлана Васильевна 2. Место работы: ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской обла...

Презентация "Природные зоны Северной Америки"

Презентация представлена как наглядный материал к теме природные зоны Северной Америки (Арктические пустыни, тундра и лесотундра, тайга), в которой есть фотографии природных ландшафтов каждой зоны, их...

Технологическая карта урока "Природные зоны Северной Америки"

Конспект урока (технологическая карта)  к теме природные зоны Северной Америки (арктические пустыни, тундра и лесотундра, тайга)...

Презентация к уроку по теме: "Природные зоны Северной Америки" 7 класс

Презентация  урока изучения нового материала. В презентации дан план проведения урока, таблицы для заполнения учениками в процессе урока.Картинки с изображением представителей животного  и р...