Природные зоны Северной Америки
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Бахова Елена Георгиевна

Методическая разработка урока по теме "Северная Америка" в 7 классе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bahova_-_otkrytyy_urok.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Природные зоны Северной Америки. 7-й класс

Бахова Елена Георгиевна, учитель географии  школа №644

Цели и задачи урока:

Образовательная цель: 

Показать особенности расположения природных зон в Северной Америке. Дать характеристику  основных природных зон Северной Америки: тундре, тайге, смешанных и широколиственных лесах и прериях.

Развивающая цель:

 Развивать учебные навыки работы с  картами и слайдами,  материалами учебника, дополнительной литературой.

 Развивать коммуникативные навыки работы в парах, познавательный интерес, внимание и географическое мышление учащихся.

Воспитательная цель:  Развивать учебные навыки работы с текстами, картами и слайдами,. развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу, для создания собственной электронной презентации

Воспитывать ответственность, самостоятельность, умение  высказывать свою точку зрения,  бережное отношение к природе.

Оборудование: Карта природных зон Северной Америки,  контурная карта Северной Америки в Screen Media, атласы, учебники, презентация в  Microsoft PowerPoin «Природа Северной Америки»,   презентация в Microsoft PowerPoin «Географические крестики-нолики» (для проверочной работы), компьютер, проектор, видеофрагмент – мультфильм, сделанный уч-ся 7б класса «Путешествие по Северной Америке»

Структура урока:

1. Вступительная часть - мультфильм, сделанный уч-ся 7б класса «Путешествие по Северной Америке»   используется для погружения учащихся в тему урока, для эмоционального настроя на урок.

 2. Сообщение темы и цели урока.

3.Актуализация знаний.

4. Изучение нового материала -  выполнение практической работы : анализ карты осадков, карт температуры января и июля, карты природных зон Северной Америки,  типичных растений и животных, занесение результатов в таблицу. Отчёт учащихся о проделанной работе.

5. Закрепление.

6. Подведение итогов урока. Мотивирование оценок.

7.Домашнее задание.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ: 

 фронтальная,  работа учащихся в парах, индивидуальная.

Ход урока

Вступительная часть

Как вы помните,  со знакомыми вам  мультяшными героями Тоськой , Географом и Биологом - мы расстались в Австралии. Давайте посмотрим их новое путешествие по Северной Америке. Для показа приглашается режиссёр-мультипликатор – Кузьмин Георгий.

 Сообщение темы и цели урока. -  из диалогов героев мультика вы поняли, что тема урока….- это……..природные зоны Северной Америки.

Презентация (слайд 1) -  учитель читает по слайду цель урока

Но ни один учебник, ни одна даже самая качественная  презентация  не могут сравниться со знаменитыми приключенческими  романами и рассказами о дикой природе Сев. Америки таких известных  писателей как Д.Лондон и Ф. Купер. Отрывки из их произведений вы услышите на уроке.

 Актуализация знаний.

 Прежде, чем отправиться  вслед за героями мультика в путешествие по Северной Америке, мы должны вспомнить:

Что называется природной зоной? (Природная зона - крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности, животного мира.)

Какие причины влияют на их расположение? (Географическое положение, рельеф, климат, господствующие ветры.)

Какие пр.зоны вы знаете?

Изучение нового материала.

Мы отправимся в самые крупные природные зоны Северной Америки – тундра, тайга, смеш.леса, степи.

  1. изучать природные зоны Северной Америки вы будете самостоятельно, работая в парах.
  2.  Каждая пара получает карточку, где написана природная .зона, дополнительный материал, и вопрос, на который вам помогут ответить карты атласа, параграф 55
  3. Хар-ку зоны даёте по плану на стр.312, результаты заносите в таблицу., которая  у вас в тетради. В конце урока – тетради на проверку. Время работы - 5 минут.

Группы получают задания - карточки. Шкала оценивания – как обычный  устный ответ у доски

Карточка №1. Тундра.

Описание тундры в отрывке из повести американского писателя Джека Лондона «Любовь к жизни»

 Дно долины было  болотистое, вода  пропитывала густой  мох, словно губку. На каждом шагу  она брызгала из-под  ног,  и он проваливался на добрых тридцать сантиметров до мерзлого грунта:  Стараясь идти  по следам Билла, путник перебирался  по камням, торчавшим во мху, как островки. Билл  подождет его там, и они вдвоем  спустятся по реке  до Большого  Медвежьего озера.

    Он взобрался на  небольшой холмик  и осмотрелся кругом. Ни деревьев, ни  кустов, ни травы  – ничего, кроме  серого моря  мхов, где лишь изредка  виднелись серые  валуны, серые озерки  и серые ручьи. Небо тоже было  серое. Ни солнечного  луча, ни проблеска  солнца! Он потерял  представление, где  находится север, и забыл с какой  стороны  пришел  вчера вечером.

Вопрос: многолетняя мерзлота широко распространена в тундре, какие причины приводят к её образованию? Почему для тундры характерно безлесье?

Карточка №2. Тайга.

Тайга на тихоокеанском побережье -  родина секвойи. Это – самый древний представитель растительного мира. Отдельные деревья живут около 4000 лет. Один вид секвойи – мамонтовое дерево – достигает в высоту 115 м и в диаметре до 12 м.

Вопрос: какие вы знаете  примеры приспособления обитателей таёжной зоны к условиям окружающей природной среды.

Видеофрагмент х/ф «Медведь»  - о дружбе медвежонка гризли с раненым медведем Кадьяком.

Карточка №3. Смешанные и широколиственные леса.

Известный писатель Фенимор Купер так описывает эту зону до прихода европейцев на континент:

"Вяз с плакучей кроной, все  разновидности клена,  американский  дуб  и широколистная липа,  - все эти деревья, переплетаясь верхними сучьями, образовали  лиственный шатер,  теряющийся в облаках на горизонте.  Тут и там небольшой просвет между лесными исполинами,  позволял какому-нибудь дереву не столь мощной осанки пробиться к солнцу. Это  береза, трепетная осина,  орешник, и  другие представители лесной братии;  Бескрайние просторы и  безупречная гладь зеленого океана  создавали здесь впечатление величия.

 Почему эти леса теперь сохранились лишь в горах?

Карточка №4 Степи.

 Земли прерий  настолько жирны, что пальцы становятся сальными, поэтому  прерии довольно быстро распахивали, занимали под плантации. Их стали называть "хлебной корзиной" США. Однако уже первые прерий столкнулись здесь со страшными ураганами, вызываемыми ветром на нескончаемых равнинах.  30-е гг. 20 века принесли на Великие равнины ещё более страшную беду под названием "пыльные бури". На полностью распаханных равнинах ветер поднимал чёрные тучи плодороднейшего чернозёма. Земли уходили из-под ног! Разоряя поля, засыпая дороги и жилища, чёрные тучи достигали Нью-Йорка. Эти стихийные бедствия,  дорогой ценой убедило фермеров: нельзя полностью распахивать степные просторы, необходимо оставлять лесные  участки,  высаживать лесные полосы и  создавать искусственные водоёмы.

Почему почвы прерий – чернозёмы, самые плодородные?

Самостоятельная работа учащихся в парах.  По истечению времени каждая пара дает устную характеристику выбранной природной зоны. Остальные учащиеся по ходу рассказа заполняют таблицу, уточняют, что непонятно, задают вопросы.

Результатом работы на уроке должна стать таблица. Она должна выглядеть примерно таким образом:

Природные зоны Северной Америки

Название и Географич.положение

Ср. t° января

Ср. t° июля

Осадки

Почва

Растительность

Животный мир

Занимает северное побережье и прилегающие к нему острова,

от -24° до -32°

от +8° до+12°

от 100 мм до 500 мм и выше на восточ. побе-

режье

Тундрово-

болотные

мхи, лишайники,

осока, карликов, ива и берёза, ягодные кустарники

Олень-карибу, песец, волк, овцебык, множество птиц, моржи, тюлени

Побережье Тихого океана, между 60° и 55° с.ш. в центре,

 к югу от Гудзонова залива до 47с.ш.

-24°ре, -16°

+16°

от 500 мм до 1000 мм

Подзолис-тые

Канадская ель, бальзамическая пихта, американская лиственница, веймутова сосна, секвойя

дугласия

Олень вапити, лось, медведь гризли, волк, рысь, росомаха,

лисица, заяц, енот-полоскун

На востоке материка, территория вокруг Великих Американских озёр

от -16° на севере до -8° на юге

от +16° на севере до +24°

на юге

от 500 мм до 1000 мм

Серые лесные, бурые лесные

Дуб, сосна, орешник, бук, осина, ясень, липа, береза, ель, пихта, орех, каштан, жёлтый тополь (тюльпанное дерево)

Благородный олень, скунс, енот-полоскун, бурундук, заяц, лиса

Имеет меридиональное протяжение.

Располагается между Кордильерами и Аппалачами на севере до Мексиканского залива на юге

от -8° на севере до +8° на юге зоны

+24°

от 250 мм до 300 мм местами чуть выше

Чернозёмные и каштановые

Различные виды трав: бородач, бизонова трава, типчак, пшеница, кукуруза

Бизон, койот, много птиц, пеликаны, грызуны

Вывод:  записываете самостоятельно уч-ся в тетрадь

Природные зоны Северной Америки, как и других материков, подчиняются закону географической зональности. Однако их размещение на континенте имеет свои особенности. Природные зоны на равнинах на севере материка вытянуты с запада на восток полосами, а в центральной и южной частях в меридиональном направлении.

 Причинами этого являются особенности рельефа,  а именно горы Кордильеры – как климатический барьер, а  также соотношение тепла и влаги на материке, которые заметно изменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток.

V. Закрепление нового материала.

Дома вы на контурных .картах закрашивали природные зоны, теперь проверим самых внимательных

 Задание на интерактивной доске Screen Media -  С помощью цветных карандашей закрасить природные зоны на контурной карте (от каждой пары выходит ученик и закрашивает по памяти свою природную зону) 

Взаимопроверка по парам: со шкалой оценивания ребята знакомы.

Проверочная работа в  презентации  Microsoft PowerPoin «Географические крестики-нолики»   – 9 вопросов, затем пары проверяют друг у друга и ставят оценки. Оценки озвучиваются н уроке.

VI. Подведение итогов урока.

  1. Какие новые важные  знания вы получили на этом уроке?
  2. Какой фрагмент урока запомнился и почему?
  3. Какие животные или растения вам особенно запомнились?

VIII. Домашнее задание: подобрать материал, используя дополнительные источники информации, о заповедниках и национальных парках Северной Америки. Можно приготовить презентацию.  I ряд – Национальный Йеллоустонский парк, II ряд – Гранд Кканьон,  III ряд – Грэйт-смоки-маунтинс

I

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природные зоны Северной Америки

Фотографии наглядно показывают, а краткий текст даёт характеристику растительному и животному миру материка по природным зонам....

Природные зоны Северной Америки

Природные зоны Северной Америки  Материал подготовлен для урока географии в 7 классе....

Открытый урок по географии в 7 классе "Природные зоны Северной Америки"

План-конспект урока географии в 7 б классе 1.   Ф. И. О. учителя: Колбанова Светлана Васильевна 2. Место работы: ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской обла...

Презентация "Природные зоны Северной Америки"

Презентация представлена как наглядный материал к теме природные зоны Северной Америки (Арктические пустыни, тундра и лесотундра, тайга), в которой есть фотографии природных ландшафтов каждой зоны, их...

Технологическая карта урока "Природные зоны Северной Америки"

Конспект урока (технологическая карта)  к теме природные зоны Северной Америки (арктические пустыни, тундра и лесотундра, тайга)...

Презентация к уроку по теме: "Природные зоны Северной Америки" 7 класс

Презентация  урока изучения нового материала. В презентации дан план проведения урока, таблицы для заполнения учениками в процессе урока.Картинки с изображением представителей животного  и р...

Урок "Природные зоны Северной Америки. Изменение природы человеком"

Урок "Природные зоны Северной Америки. Изменение природы человеком", 7 класс...


 

Комментарии

Русаков Владимир Николаевич

Природные зоны Северной Америки 7-й класс
http://festival.1september.ru/articles/602214/