Рабочая программа по географии 7 класса
рабочая программа по географии (7 класс) по теме
Рабочая программа по географии 7 класса разработана на основе авторской программы Душиной, 2007 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_7_klass.doc | 341 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Серебряноключевская СОШ» администрации муниципального
образования Киреевский район
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКОУ «Серебряноключевская СОШ»
_________________Г.Г.Мартина
От «___»_________________2012
Рабочая программа
по изучению курса географии
7 класса
Годовое количество часов –70
Недельных часов - 2
Практических работ - 27
Контрольных работ - 2
Рассмотрено и рекомендовано на заседании ШМО
протокол № ____от __________2012
Учитель биологии Шкитина Ольга Вячеславовна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №__
от «__»____20__г.
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по географии, а также программы основного общего образования по географии для 7 класса общеобразовательных учреждений (автор И.В. Душина). Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 27 практических работ.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по географии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
В соответствии с приказом № 398 от 24 июля 2000 г. по департаменту образования администрации Тульской области «Об утверждении регионального компонента в содержание общего образования» в тематическое планирование внесены соответствующие дополнения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. «География. Материки, океаны, народы и страны». Москва, «Дрофа», 2006 год.
География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.
В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной географии. В Стандарте этот содержательный блок представлен разделом «Материки, океаны, народы и страны». В содержание программы включены элементы знаний из других разделов Стандарта – «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Природопользование и экология». Содержание программы опирается на традиции школьного страноведения, служит укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к географии. Основная цель курса — раскрыть закономерности земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды. Другая важная цель курса — создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода изучения нашей планеты.
Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации ( от планетарного до локального);
- создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
- усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
- способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;
- на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;
- продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
- учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
Программа содержит новые направления географического образования:
- комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
- изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 7 классе отводится 70 часов учебного времени или 2 часа в неделю. Однако информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, все это делает его довольно насыщенным.
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.
На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана
Количество часов | Программа, (название, автор, год издания) | УМК обучающихся | УМУ учителя | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | |||
- | Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии ( 6-10 классы) под редакцией И. В. Душиной. – М. : Дрофа, 2004. | Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. «География. Материки, океаны, народы и страны». Москва, «Дрофа», 2006 год. | 1.Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии. Методическое пособие». Москва, «АСТ», 2003 год. 2.Сиротин В.И. «Сборник заданий и упражнений по географии для 6 – 10 классов». Москва, «Дрофа», 2003 год. |
Содержание учебной программы по географии для 7 класса
Тематический план
№ п/п | Раздел и тема | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Как открывали мир. | 2 |
3 | Географическая карта – величайшее творение человечества. | 2 |
4 | Земля – уникальная планета:
| 12 |
5 | Материки и океаны.
| 47 |
6 | Земля – наш дом. | 6 |
ИТОГО | 70 |
В рабочую программу внесены следующие изменения: уменьшены часы для изучения раздела «Материки и океаны» (с 50 часов до 47 часов), увеличены часы для изучения раздела «Земля – наш дом» (с 3 часов до 6 часов). Это было сделано для изучения в разделе «Земля – наш дом» географии своей местности, что предусмотрено Стандартом по географии.
Перечень практических работ
№ п/п | Тема |
1 | Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями и другими). |
2 | Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах. |
3 | Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков через миллионы лет (на основе тектоники плит). |
4 | Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов. |
5 | Анализ схем круговоротов веществ и энергии. |
6 | Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения. |
7 | Определение географических координат крайних точек, протяженности Африки с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. |
8 | Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа Африки и месторождений полезных ископаемых. |
9 | Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района, составленным по плану. |
10 | Определение причин разнообразия природных зон Африки. |
11 | Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран. |
12 | Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих компонентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков. |
13 | Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка. |
14 | Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки. |
15 | Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки. Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек. |
16 | Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий. |
17 | Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов. |
18 | Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности. |
19 | Сравнение климата отдельных частей Северной Америки, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения. |
20 | Составление проекта возможного путешествия по странам Северной Америки с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования. |
21 | Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности. |
22 | Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения. |
23 | Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам. |
24 | Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии. |
25 | Составление простейших картосхем размещения культурно-исторических центров зарубежной Евразии или картосхем крупнейших городов и разработка заданий для ориентирования по ним. |
26 | Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия. |
27 | Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы. |
Итого – 27 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1 час).
Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации.
Раздел I. Географическая карта – величайшее творение человечества (2 часа).
Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.
Практическая работа. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах.
Раздел II. Как открывали мир (2 часа).
«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.
Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.
Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.
Практическая работа: Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями и другими).
Раздел III. Земля – уникальная планета (12 часов).
Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения.
Тема 1. Литосфера и рельеф Земли.
Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.
Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. природные катастрофы, происходящие в литосфере.
Практическая работа: Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков через миллионы лет (на основе тектоники плит).
Тема 2. Атмосфера и климаты Земли.
Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А.И. Воейков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.
Тема 3. Гидросфера. Мировой океан.
Мировой океан – главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); подземные воды.
Практическая работа. Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов.
Тема 4. Биосфера.
Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, животных и человека. Значение связей живого и неживого вещества.
Тема 5. Географическая оболочка.
Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.
Практическая работа. Анализ схем круговоротов веществ и энергии.
Тема 6. Земля – планета людей.
Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии.
Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам.
Практическая работа. Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения.
Раздел IV. Материки и океаны (47 часов).
Тема 1. Африка.
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка.
Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.
Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.
Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, ДР Конго), Восточная Африка ( Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов: влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы, религия.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.
Практические работы:
- Определение географических координат крайних точек, протяженности Африки с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка.
- Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа Африки и месторождений полезных ископаемых.
- Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района, составленным по плану.
- Определение причин разнообразия природных зон Африки.
- Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.
Тема 2. Австралия и Океания.
Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.
Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.
Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англоавстралийцев. Австралия – страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.
Практические работы:
- Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих компонентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.
- Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка.
Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.
Тема 3. Южная Америка.
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка.
Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.
Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.
Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы – Восточную часть и Андийскую область.
Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.
Практические работы:
- Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки.
- Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки. Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек.
- Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.
Тема 4. Океаны.
Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.
Практическая работа. Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов.
Тема 5. Полярные области Земли.
Особенности природы полярных областей. Человек в Арктике и Антарктике.
Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.
Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.
Практическая работа. Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.
Тема 6. Северная Америка.
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.
Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.
Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.
Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.
Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.
Практические работы:
- Сравнение климата отдельных частей Северной Америки, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
- Составление проекта возможного путешествия по странам Северной Америки с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования.
Тема 7. Евразия.
Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.
Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых, климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.
Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.
Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) – родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.
Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. культурные растения и домашние животные.
Крупные города, их географическое положение.
Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.
Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.
Южная Европа. Италия, Испания, Греция.
Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и другие). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.
Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.
Восточная Азия. Китай. Япония.
Южная Азия. Индия.
Юго-Восточная Азия. Индонезия.
Практические работы:
- Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности.
- Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
- Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам.
- Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии.
- Составление простейших картосхем размещения культурно-исторических центров зарубежной Евразии или картосхем крупнейших городов и разработка заданий для ориентирования по ним.
Раздел V. Земля – наш дом. (6 часов)
Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.
Практическая работа. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.
Экскурсия. Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тип урока Дата проведения | Наименование разделов и тем урока | Требования к уровню подготовки | Практические работы | Домашнее задание |
I | Введение | 1 | |||
1 | Изучение нового материала | Вводный инструктаж по ТБ. Введение. Что изучают в географии материков и океанов. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека | Знать: предмет изучения географии. Части света. Карты материков. Уметь: читать и анализировать географические карты. | § 1 | |
II | Географическая карта - величайшее творение человечества. | 2 | 1 час | ||
2 | Изучения нового материала | Из истории создания карт. Роль карт, виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. | Знать: историю создания карт, роль, свойства, виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах. Уметь: называть основные группы карт и их свойства. Описывать карты по плану | § 3, составить таблицу | |
3 | Практикум | Решение задач с использованием карты | № 1. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах. | Решить задачи | |
III | Как открывали мир. | 2 | 1 час | ||
4 | Изучения нового материала | «Открытие земли». Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Эпоха Великих географических открытий | Знать: О представлениях жителей Древнего мира о Земле; первых путешествиях, расширяющих представления европейцев о Старом свете; развитии географических представлений об устройстве поверхности Земли Уметь: показывать маршруты важнейших путешествий и объяснять результаты путешествий. | § 2, знание карты | |
5 | Практикум | Современные географические исследования. Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. | Знать: основные пути получения географической информации в современном мире; о международном сотрудничестве в изучении Земли | № 2. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями и другими).
| Выполнить упражнения |
IV | Земля – уникальная планета. | 12 | 4 часа | ||
6 | Актуализации знаний и умений | Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения | Выучить записи в тетради | ||
7 | Практикум | Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры | Знать: строение литосферы Уметь показывать крупные | № 3. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков через миллионы лет (на основе тектоники плит). | §4, р. т. с. 3 з. 2,3,4 |
8 | Комбинированный | Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. природные катастрофы, происходящие в литосфере | §5 р. т. с.36-37 з.2,3,4. Подгот. к к/р | ||
9 | Изучения нового материала | Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Климатическая карта. | Знать: Механизм и особенности распределения температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле | § 6 | |
10 | Комбинированный | Воздушные массы. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. | Знать: Историю открытия общей циркуляции атмосферы А.И.Воейковым; опасные природные явления в атмосфере Уметь: Объяснять циркуляцию воздушных масс, определять географическое положение климатических поясов и давать им характеристику | § 8 | |
11 | Практикум | Мировой океан – главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы | Знать части гидросферы (Мировой океан, ледники, воды суши), свойства водных масс, различие в при | № 4. Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов. | § 9 |
12 | Комбинированный | Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды. | §10, 11 | ||
13 | Комбинированный | Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); подземные воды | § 12 | ||
14 | Практикум | Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. | Знать: гипотезу возникновения жизни на земле; расселение по земле растений. Животных, человека; ПК и географическую зональность. Уметь: анализировать карту природных зон. | № 5. Анализ схем круговоротов веществ и энергии. | §13 |
15 | Комбинированный | Природные комплексы. Их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. | § 14, 15 | ||
16 | Практикум | Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Основные этносы и религии. Страны мира, их группировка по различным признакам | Знать крупнейшие народы | № 6. Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения. | § 16 |
17 | Урок контроля знаний | Контрольная работа по разделам «Географическая карта- величайшее творение человечества», «Как открывали мир», «Земля – уникальная планета» | |||
V | Материки и океаны. | 47 | 19 часов | ||
18 | Практикум | Африка. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка. | Знать приемы определения | № 7. Определение географических координат крайних точек, протяженности Африки с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. | §24 |
19 | Практикум | Особенности природы. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. | Знать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического | № 8. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа Африки и месторождений полезных ископаемых. | §25 |
20 | Практикум | Факторы формирования климата материка. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. | Знать особенности климата материка. Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды; выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Знать основные речные | № 9. Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района, составленным по плану. | § 26, 27 |
21 | Практикум | Природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка | Знать особенности при- | № 10. Определение причин разнообразия природных зон Африки. | § 28 |
22 | Комбинированный | Народы и страны . разнообразие рассового и этнического состава населения материка | Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую кар Уметь: определять по карте | §30 | |
23 | Комбинированный | Страны Северной Африки | §31 | ||
24 | Комбинированный | Центральная и Западная Африка | §32 | ||
25 | Практикум | Восточная и Южная Африка. Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий | № 11. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран. | §33,34 | |
26 | Обобщения и систематизации знаний | Обобщение по теме «Африка» | § 12 – 34 повторить | ||
27 | Практикум | Австралия. Географическое положение. История открытия и исследования. | Знать приемы определения | № 12. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих компонентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков. | §35 |
28 | Комбинированный | Особенности компонентов природы Австралии. Природные богатства. Меры по охране природы на континенте. | Знать особенности рельефа, зависимость от тектонического строения; особенности климата. Уметь называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождение | §36, 37 | |
29 | Практикум | Население Австралии. Австралия – страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны | Знать численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту Австралии. | № 13. Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка. | § 38 |
30 | Комбинированный | Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Особенности природы, современные народы и страны Океании. | Знать особенности природы, населения Океании | § 39 | |
31 | Практикум | Южная Америка. Географическое положение. История открытия и исследования материка. | Знать приемы определения ГП материка, имена исследователей континента и результаты их работы. | № 14. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки. | §40 |
32 | Комбинированный | Особенности природы, размещение месторождений полезных ископаемых | Знать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. | §41 | |
33 | Практикум | Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды. | Знать особенности климата материка, основные речные системы, озера материка. Уметь показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды; выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов; показывать внутренние воды на карте. | № 15. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки. Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек. | §42, 43 |
34 | Комбинированный | Природные зоны. Степень изменения природы человеком. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения | Знать особенности при- | §44 | |
35 | Практикум | Народы и страны. История заселения материка. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта | Знать численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту Южной Америки. | № 16. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий. | §45 |
36 | Комбинированный | Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили) | Состав территории и ее регионы. Черты различия между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия. Крупные города | §46, 47 | |
37 | Комбинированный | Тихий и Индийский океаны. Географическое положение. Краткая история исследования океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности, охрана природы океанов | Знать особенности природы каждого из океанов Земли. Рельеф дна, образование Уметь: показывать океаны и их части на карте. | §17, 18 | |
38 | Практикум | Атлантический океан и Северный ледовитый океан. Географическое положение. Краткая история исследования океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности, охрана природы океанов | № 17. Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов. | § 19, 20 | |
39 | Практикум | Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Особенности природы полярных областей. Человек в Арктике и Антарктике. | Знать приемы определения ГП материка, имена исследователей и результаты работы. Уметь определять географическое положение; оценивать его влияние на особенности природы материка. | № 18. Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности. | §48, подгот. групп к конференции |
40 | конференция | Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка | Знать: особенности рельефа и климата материка. Уметь называть и показывать на карте крупные фор мы рельефа, месторождение полезных ископаемых, климатические пояса | § 49 | |
41 | Изучение нового материала | Северная Америка. Географическое положение. Открытие и исследование материка. | Знать приемы определения Уметь определять географическое положение Северной Америки, крайних | § 50,51 | |
42 | Комбинированный | Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования; закономерности размещения полезных ископаемых | Знать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического | § 52 | |
43 | Практикум | Климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды. | Знать особенности климата | № 19. Сравнение климата отдельных частей Северной Америки, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения. | § 53, 54 |
44 | Комбинированный | Особенности проявления зональности на материке; основные черты природы различных зон. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности | Знать особенности при родных зон материка. | §55, сообщения учащихся | |
45 | Комбинированный | Народы и страны. Этапы заселения континента. Формирование политической карты, страны Северной Америки. | Знать численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту Северной Америки. | § 56 | |
46 | Практикум | Краткая характеристика стран Англосаксонской и Латинской Америки. Крупные города и столицы | Уметь определять по карте ГП стран и их столицы, показывать на карте страны и крупные города. | № 20. Составление проекта возможного путешествия по странам Северной Америки с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования. | § 57, 58 |
47 | Обобщения и систематизации знаний | Обобщение по темам «Южная и Северная Америка», «Океаны» | §17 – 20, §40 – 47, §50 – 58 повторить | ||
48 | Изучения нового материала | Евразия. Географическое положение материка, его размеры и очертания. Отечественные имена на карте Евразии. | Знать приемы определения | § 59 | |
49 | комбинированный | Особенности природы: этапы формирования рельефа, размещение месторождений полезных ископаемых | Знать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического | §60, 61 | |
50 | Практикум | Климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области | Знать особенности климата Уметь показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них | № 21. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности. | § 62 |
51 | Комбинированный | Внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата | Знать основные речные системы, озера Евразии. | § 63 | |
52 | Практикум | Появление на материке широтной зональности. Особенности природы континента | Знать особенности природных зон Евразии. | № 22. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения. | § 64 |
53 | Комбинированный | Высотная зональность. Изменение материка в результате хозяйственной деятельности | § 65 | ||
54 | Комбинированный | Народы и страны. Расовый и этнический состав населения. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка | Знать численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую кар Уметь определять по карте | № 25. Составление простейших картосхем размещения культурно-исторических центров зарубежной Евразии или картосхем крупнейших городов и разработка заданий для ориентирования по ним. | § 66 |
55 | Комбинированный | Северная Европа. Характеристика одной из стран | §67 | ||
56 | Комбинированный | Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия | §68 | ||
57 | Комбинированный | Восточная Европа . Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией | §71 | ||
58 | Комбинированный | Южная Европа. Италия, Испания, Греция | § 72 | ||
59 | Комбинированный | Страны Юго-Западной Азии (саудовская Аравия и другие) | § 73 | ||
60 | Комбинированный | Страны Центральной Азии. Монголия. Казахстан | § 74 | ||
61 | Комбинированный | Страны Восточной Азии. Япония. Китай | §75, 76 | ||
62 | Комбинированный | Страны Южной Азии. Индия | № 23. Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам. | § 77 | |
63 | Комбинированный | Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия | № 24. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии. | Повторить § 59 - 78 | |
64 | Обобщения и знаний систематизации | Обобщение по теме «Евразия» | Выполнить тестовые задания | ||
VI | Земля – наш дом. | 6 | 2 часа | ||
65 | Изучения нового материала | Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки | § 79 | ||
66 | Комбинированный | Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране | § 80, 81 | ||
67 | Экскурсия | Экскурсия «Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия | № 26. Экскурсия «Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия». | Подготовить отчет по экскурсии | |
68 | Практикум | Современная география, Роль географии в рациональном использовании природы | № 27. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы. | Записи в тетради выучить | |
69 | Обобщения и систематизации знаний по курсу географии 7 класса | Итоговое обобщение и систематизация знаний. | Выполнить тестовые задания и упражнения | ||
70 | Урок контроля | Итоговая контрольная работа по темам «Океаны и материки», «Географическая оболочка» | Летнее задание |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения географии в 7 классе ученик должен:
1. Оценивать и прогнозировать:
- по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;
- природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
- основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.
2. Объяснять:
- особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;
- различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;
- особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных странах;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое положение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональность», «высотная поясность», уметь применять их в процессе учебного познания.
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и крупнейших стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.);
- вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и (или) показывать:
- важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;
- типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;
крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;
- ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.
Список литературы
- Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. «География. Материки, океаны, народы и страны». Москва, «Дрофа», 2006
2. Программа географии 6-10 классы/Под ред. И. В. Душиной. – М. : Дрофа, 2004.
- Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии. Методическое пособие». - М.: «АСТ», 2003
- Сиротин В.И. «Сборник заданий и упражнений по географии для 6 – 10 классов». - М.: «Дрофа», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...